Что такое педальная нота

Блюз >Педальный тон в ритм- и соло-партиях

В гитарной музыке большое значение имеет прием игры постоянно звучащего тона на открытой струне, или педального тона, на фоне которого исполняется мелодия на других струнах. Педальным тоном чаще всего является тоника, или основная нота тональности. Это делает «взаимоотношения» других нот более гармоничными. Иными словами, так подчеркивается тональность музыкального пассажа.

Для извлечения педального тона на гитаре очень удобно пользоваться открытыми струнами, например, пятой или шестой. Также можно играть по третьей струне. Она расположена посередине, что вызывает некоторые сложности, но в то же время придает звучанию необычный характер.

Но сегодня я хотел бы познакомить вас с техникой, предполагающей игру педального тона на ноте G, расположенной на третьем ладу шестой струны. Если зажать эту ноту большим пальцем, обхватив им гриф, остальные четыре пальца можно использовать для игры нот на высоких струнах, что значительно расширяет мелодические возможности.

Один из величайших гитаристов современности Дэвид Гриссом (David Grissom) превратил применение педальных тонов в своеобразный культ. Он вставляет этот прием как в ритм-, так и в соло-партии, и музыкальные примеры этой статьи основаны на его технике игры.

Упражнения с педальным тоном

Базой для этих примеров служит G-миксолидийский лад, предполагающий доминантсептаккорд (G7). На РИС. 1 представлен G-миксолидийский лад в первой – или «открытой» – позиции.

Если вы сыграете эти ноты в сочетании с открытой третьей струной, как показано на РИС. 2 , вы услышите гармонию, возникающую при комбинации каждой ступени гаммы с тоникой G.

Читайте также:  Простые ноты для синтезатора для начинающих с нотами

А теперь применим технику педального тона к блюзовой ритм-партии (см. РИС. 3 ). Большой палец зажимает ноту G, а указательный делает баррэ на первом ладу первой и второй струн. В сочетании с пальцевым звукоизвлечением синкопированный ритм создается путем исполнения ноты G одновременно с более высокими нотами или поочередно с ними. Обратите внимание на то, что при аккордовых смещениях от G к F, к B и к C задействуется открытая третья струна. Некоторые пулл-оффы и бенды на высоких струнах могут вызвать сложности, потому что при этом следует одновременно зажимать ноту G, поэтому играйте каждый такт фразы медленно и внимательно.

Игра обеих нот G очень напоминает игру в строе open G и придает данной гитарной партии еще больше блюзовости. Многие известные гитаристы стиля Дельта блюз, в том числе Роберт Джонсон (Robert Johnson), Джон Ли Хукер (John Lee Hooker) и Миссисипи Фред МакДауэлл (Mississippi Fred McDowell), часто прибегали к открытым строям и в частности к строю open G в своей игре. На РИС. 4 вы увидите пример применения этой техники в стиле Хукера: триольная пульсация в относительно низком темпе.

Теперь, когда вы познакомились с особенностями звучания G7 и педальных тонов, попробуйте придумать собственные блюзовые фразы.

Источник

Рок импровизация >Приемы повторения: педальный тон и остинато

Игра фраз из повторяющихся нот – непростая задача. Этот композиторский прием используется в классической музыке, а также джазе, поп-музыке, блюзе, фолке и роке. У него есть много вариантов и трактовок. Сегодня же мы остановимся на двух: остинато и педальный тон.

Педальный тон на гитаре

Педальный тон представляет собой ноту, проходящую сквозь гармонические изменения. Обычно это самая низкая нота пассажа. Термин берет начало от органной музыки. Орган оборудован набором педалей для исполнения низких нот, на фоне которых органист играет мелодии и гармонии на стандартной клавиатуре. Этот подход дает уникальный гармонический эффект. В роли педального тона чаще всего выступают тоника и квинта той или иной тональности. В Примере 1 вы увидите, как играть педальный тон на тонику и нисходящие диатонические трезвучия в тональности D мажор.

Также в тональности D мажор ( Пример 2 ) можно чередовать трезвучия G и А с педальным тоном на квинту (A).

Кроме того, есть еще два варианта, которые мне хотелось бы продемонстрировать вам. Обратный педальный тон подразумевает ноту, повторяющуюся в верхнем голосе. Пример 3 – это обратный педальный тон на тонику в верхнем голосе.

А теперь попробуем применить эту идею к аккордовой прогрессии. Многие джазовые стандарты характеризуются прогрессиями IIm–V7–I. В Примере 4 видно, как обычная мелодическая нота – сначала это G, затем F – используется по ходу прогрессии в D миноре и прогрессии в C мажоре.

Если общая нота находится в среднем регистре, это называется внутренним педальным тоном. В Примере 5 нота D в среднем регистре проходит по всей прогрессии.

Эта техника встречается в очень многих музыкальных произведениях. Многие музыканты, в том числе Бах (Bach), Ван Хален (Van Halen), Колтрейн (Coltrane) и Zeppelin, активно пользовались педальным тоном.

Что такое остинато?

Следующая группа примеров касается остинато – повторяющихся коротких мелодических фраз, фрагментов или ритмических схем. Это может быть басовая линия, набор арпеджио или даже линия бас-бочки. В Примере 6 вы найдете рифф, очень характерный для поп-рока восьмидесятых годов двадцатого века. Тональность данного примера – Е, и басовая линия предполагает простой рисунок на базе тоники с повторяющейся мелодической фигурой в верхнем регистре.

Пример 7 написан в тональности G минор с добавленной нотой Eb для создания дополнительного напряжения. В первой половине примера мелодия лежит в басу, а затем смещается к верхней ноте.

Конечно, остинато не ограничиваются одной нотой. Пример 8 – это двухнотное остинато (сначала C и A, затем D и Bb) в триольной пульсации со смещением самой низкой ноты.

Для Примера 9 я взял ноты предыдущего примера и сыграл их в другом размере (3/4) и по другой ритмической схеме (шестнадцатые ноты).

Иногда остинато можно немного изменить, чтобы оно соответствовало гармонии. Вот аранжировка известной мелодии времен Гражданской войны в Америке “Aura Lee” ( Пример 10 ). Композиция вышла в 1861 году и изначально называлась “Aura Lea”. В 1956 году ее записал Элвис Пресли (Elvis Presley), изменив слова и назвав ее “Love Me Tender”. Первая половина написана в тональности G и подразумевает тонику в качестве педального тона. Затем происходит смещение в тональность А и добавление двухнотного остинато с некоторыми гармоническими изменениями для соответствия аккорду.

Остинато в музыке встречаются везде и всюду. Послушайте Radiohead (“No Surprises”), Coldplay (“Clocks”), Snow Patrol (“Chasing Cars”) и даже The Rite of Spring Стравинского и найдите этот прием.

Теперь вы можете создавать собственные гармонии и мелодические линии с применением остинато и педальных тонов. Но не переборщите – все хорошо в меру!

Источник

Острие педали — Pedal point

В музыке точка педали (также нота педали , точка органа , тембр педали или педаль) представляет собой устойчивый тон , обычно в басу , во время которого, по крайней мере, одна посторонняя (т. Е. Диссонирующая ) гармония звучит в других частях . Точка педали иногда действует как « неаккордовый тон », помещая его в категории наряду с приостановками , задержками и проходящими тонами . Однако точка педали уникальна среди неаккордовых тонов, «тем, что она начинается на созвучии, выдерживается (или повторяется ) через другой аккорд как диссонанс, пока гармония «, а не неаккордовый тон »не перейдет в гармонию. созвучие «.

Наконечники педалей «обладают сильным тональным эффектом,« возвращая »гармонию к ее корням ». Когда точка педали встречается в голосе, отличном от баса, ее обычно называют перевернутой точкой педали (см. Инверсию ). Точки педали обычно находятся либо на тоническом, либо на доминантном (пятая нота гаммы ) тонах. Тон педали считается аккордом в исходной гармонии, затем — неаккордовым во время промежуточных диссонирующих гармоний, а затем снова аккордом, когда гармония разрешается. Диссонирующая точка педали может идти вразрез со всеми гармониями, присутствующими в течение ее продолжительности, будучи почти больше похожей на добавленный тон, чем на неаккордовое звучание, или точки педали могут служить атональными центрами высоты тона .

Термин происходит от органа, означающего его способность бесконечно удерживать ноту и склонность играть такие ноты на педальной клавиатуре органа . На педальной клавиатуре органа играют ногами; Таким образом, органист может удерживать педаль в течение длительного времени, в то время как обе руки исполняют музыку в верхнем регистре на клавиатуре с ручным управлением.

СОДЕРЖАНИЕ

Двойная педаль два педальные тон играет одновременно. Перевернутый педаль является педалью, которая не в басе (и часто является самой высокой частью.) Моцарт включал многочисленные перевернутые педали в своих произведениях, особенно в сольных частях его концертов . Внутренняя педаль является педалью, которая похожа на перевернутую педаль, за исключением того, что он играет в среднем регистре между басом и верхними голосами.

Беспилотный отличается от точки педали в степени или качестве. Точка педали может быть неаккордовым тоном и, следовательно, должна быть разрешена , в отличие от дрона, или точка педали может быть просто более коротким гудком, а дрон — более длинной точкой педали.

Использование в классической музыке

В европейской классической музыке есть множество примеров педалей. Педали часто появляются в музыке раннего барокко «alla battaglia», особенно в « Es steh Gott auf» Генриха Шютца (SWV 356) и « Altri canti di Marte» Клаудио Монтеверди .

В «Фантазии на одной ноте» Генри Пёрселла для пары альтов тенор виол выдерживает до до, в то время как другие альты сплетают вокруг нее все более сложные контр-мелодии:

Точки педали часто находятся ближе к концу фуги, «. чтобы восстановить тональность композиции после того, как она затуманилась многочисленными модуляциями и отступлениями по ходу в средних записях темы и ответа и в связанных эпизодах» . Фуги часто заканчиваются цифрами, написанными над точкой басовой педали:

Точки педали также используются в других полифонических композициях для усиления финальной каденции , обозначения важных структурных точек в композиции и для их драматического эффекта.

На клавесине возникают проблемы с точками педали, так как его возможности сустейна ограничены. Часто ноты педали просто повторяются через определенные промежутки времени. Тембр педали также может быть реализован трелью ; это особенно характерно для перевернутых педалей. Другой метод создания точки педали на клавесине — повторение ноты точки педали (или ее октавы) на каждом ударе. Редко встречающийся педальный клавесин , клавесин с педальной клавиатурой , упрощает воспроизведение повторяющихся басовых нот на клавесине, поскольку обе руки все еще могут играть на верхней ручной клавиатуре.

С развитием фортепиано композиторы начали исследовать потенциал педали для создания настроения и атмосферы. Примером может служить перевернутая педаль, которая пронизывает правую часть фортепианного аккомпанемента в песне Шуберта Erlkönig :

По словам Юджина Нармура (1987, стр. 101) «Нет инструмента, на котором кончик педали звучит лучше, чем фортепиано (с его готовым демпферным механизмом), и, можно с уверенностью сказать, нет композитора, более любящего гармонические педали, чем Шопен «. Примером может служить Прелюдия в D ♭ , соч. 28, No. 15 («Прелюдия« Капля дождя »»), в которой, как и в «Перселле», присутствует одна повторяющаяся нота. Пьеса выполнена в тройной форме , ее безмятежная внешняя часть «А» контрастирует с задумчивой средней частью «В»:

В этой прелюдии повторяющийся бас A ♭, который пронизывает внешнюю часть, становится, посредством энгармонического изменения , G ♯ в средней части минорной клавиши, где он перемещается от баса к верхней части. Есть и другие примеры фортепианной музыки, в которой одна нота пронизывает почти все произведение: настойчивый B ♭ присутствует как в фортепианной прелюдии Дебюсси «Вуаль», так и в «Гибе» из « Гаспара де ля Нюи» Равеля .

Термин «точка педали» также используется для описания басовой ноты, которая удерживается в течение длительного периода в оркестровой музыке, например, в симфониях Яна Сибелиуса . Педали для оркестровой музыки часто выполняются контрабасами с смычком, что создает устойчивый органный басовый тон под изменяющимися гармониями верхних голосов. Заключительная часть третьей части Ein Deutsches Requiem Иоганнеса Брамса «Herr, lehre doch mich» (такты 173–208) включает в себя длительную литавр-ролл на D natural в течение более двух минут до разрешения финального аккорда:

Эрнест Ньюман (1947, стр. Iii) писал о «смешанном приеме» Реквиема , особенно этой части, которая «была встречена множеством выражений неодобрения; постоянное нажатие педали — усилено слишком энергичной работой барабанщика». .

Использование в опере

Отверстия первых двух опер Вагнера цикла «s Кольцо нибелунга („Кольцо нибелунга“) педали функция заметок. В прелюдии к Das Rheingold используется тембр педали E ♭ в басу для 162 тактов:

Роберт Донингтон (1963, стр. 35) говорит: «Кольцо открывается тихо, но с эффектом, который в контексте гармонизированной музыки явно уникален. Для очень длинного отрывка не только нет модуляции, но и нет смены аккорда. A нарастает аккорд E ♭ мажор: сначала тонические звуки в бездонной глубине; затем добавляется квинта; затем движение арпеджио на всем трезвучии, спокойное, но набухшее, зародышевый мотив . Но все же аккорд не меняется. .. Возникает ощущение безвременья «.

Напротив, в бурной прелюдии к Die Walküre используется перевернутая педаль: устойчивые тремоло на верхних струнах компенсируют мелодическую и ритмическую активность виолончелей и басов:

Экспрессионистская опера Альбана Берга « Воццек» тонко использует педальный тон в акте 3, сцена 2 , когда ревнивый, обиженный солдат Воццек убивает свою неверную жену Мари. Дуглас Джарман (1989, стр. 38) описывает мощный драматический эффект этого эпизода: «Мари и Воццек идут по лесу. В тревоге Мари пытается поторопиться, но Воццек задерживает ее. Разрозненный, зловещий разговор следует до тех пор, пока не взойдет луна. кроваво-красный Воццек достает нож. Длинное крещендо начинается, когда нота B natural, которая присутствовала в качестве приглушенной точки педали на протяжении всей сцены, теперь подхватывается литаврами. Воццек вонзает нож в горло Мари «.

Использование в джазе и популярной музыке

Примеры джазовых мелодий , которые включают в себя пункты педали включают Duke Ellington «s «Satin Doll» » (интро), Stevie Wonder ‘s » Too High » (интро) , Miles Davis ‘ s «на Green Dolphin Street» , Билл Эванс «s » 34 Skidoo » , » Dolphin Dance » Херби Хэнкока из его альбома Maiden Voyage , » Lakes «и» Half Life of Absolution » Пэта Метени и » Naima » Джона Колтрейна . Последний из альбома Giant Steps , имеет обозначение « педаль E ♭ », чтобы инструктировать басиста играть на педали с сустейном. Джазовые музыканты также используют точки педали, чтобы усилить бридж или сольные части мелодии. В прогрессии II-VI некоторые джазовые музыканты играют нота педали V под всеми тремя аккордами или под первыми двумя аккордами.

Рок-гитаристы использовали педали в своих соло. Прогрессивный рок — группа Genesis часто использовала «педаль точку канавки », в которой «бас остается неизменным на тонике , как аккорды двигаться выше бас на разных скоростях», с генезисом песнями « Кино Показать » и » Апокалипсис в 9 / 8 «являются примерами этого. «В конце 1970 — х и начале 1980 — х года, педаль точка канавки , такая , как это стало хорошо изношенным клише прогрессивного рока , как они были испуг ( Джеймс Браун «s „Sex Machine“ ), и уже делает частые появления в более коммерческие стили, такие как стадионный рок ( « Прыжок » Ван Халена ) и синти-поп ( « Расслабление » Фрэнки отправляется в Голливуд ) ».

Кинематографисты используют педали для придания напряженности триллерам и фильмам ужасов. В Хичкока триллере Северного через северо — запад , Бернард Херрманн «использует точку педали и остината в качестве методов для достижения напряжения», что приводит к диссонантному, драматическому эффекту. В одной из сцен, «Телефонная будка», Херрманн «использует литавры, играющие си-бемоль с низкой педалью, чтобы создать ощущение надвигающейся гибели», когда один персонаж готовит убийство другого персонажа.

В небольших комбо-джазовых или джазовых фьюжн- группах контрабасист или органист Хаммонда могут также ввести точку педали (обычно на тонике или доминанте) в мелодии, которая явно не требует точки педали, чтобы добавить напряжения и интереса. В частности, трэш-метал широко использует приглушенную низкую струну ми ми (или ниже, если используются другие строчки) в качестве точки педали.

Другие примеры включают » You Keep Me Hangin ‘On» группы Supremes (припев: октава E против мажорных аккордов A, G и F) и » The Eagle And The Hawk » Джона Денвера (вступление: две верхние гитарные струны, B & E, против мажорных аккордов B, A, G, F и E). А также » Free Falling » Тома Петти и » Name » кукол Goo Goo .

Источник

Оцените статью