Что такое перемещение аккорда

Перемещение аккордов.

Перемещением называется повторение аккорда в другом мелодическом положении. Оно применяется для большего разнообразия мелодии.

  • Без смены расположения. При таком перемещении все верхние голоса перемещаются в соседний аккордовый звук в одну сторону.
  • Со сменой расположения с тесного на широкое и наоборот. Может быть три варианта:

а) Сопрано идет в ближайший аккордовый звук, Альт на месте.

б) Сопрано идет через один аккордовый звук, Тенор на месте.

в) Сопрано на месте, Альт и Тенор перемещаются.

Источник

S o l F a theory

5. Перемещение

Перемещение — это изменение мелодического положения аккорда без изменения баса.

Перемещаться может любой аккорд: трезвучие, секстаккорд, септаккорд и его обращения.

Перемещение трезвучий

Существует три вида перемещений трезвучий:

1. С малым мелодическим скачком (не более кварты) и без смены расположения.
Возможен как вверх, так и вниз из любого расположения. Фактически мы соединяем соседние расположения трезвучий.

2. С малым мелодическим скачком (не более кварты) и со сменой расположения.
При смене расположения действует правило: из тесного расположения возможен скачок только вверх, из широкого — только вниз.
Бас и альт остаются на месте, а сопрано и тенор идут в противоположные стороны в ноты друг друга.

3. С большим мелодическим скачком (не менее квинты) и с обязательной сменой расположения
При смене расположения действует правило: из тесного расположения возможен скачок только вверх, из широкого — только вниз.
Бас и тенор остаются на месте, а сопрано и альт идут в одну сторону в звуки друг друга, получается обращение интервала.

Перемещение секстаккордов

При перемещении секстаккордов обычно движется только один голос — верхний, реже возникают двойные скачки. Особенно эффектен скачок на октаву в кульминации.

Перемещение септаккордов

Возможны два варианта:

  1. Септима остаётся на месте
  2. Септима переходит в квинту, в то время как квинта в другом голосе переходит в септиму.

Источник

Что такое перемещение аккорда

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ АККОРДОВ В ЗАДАЧАХ (все правила)

Перемещение — это изменение мелодического положения аккорда без изменения баса.

Перемещаться может любой аккорд: трезвучие, секстаккорд, септаккорд и его обращения.

Перемещение трезвучий
Существует три вида перемещений трезвучий:

1. С малым мелодическим скачком (не более кварты) и без смены расположения.
Возможен как вверх, так и вниз из любого расположения. Фактически мы соединяем соседние расположения трезвучий.

2. С малым мелодическим скачком (не более кварты) и со сменой расположения.
При смене расположения действует правило: из тесного расположения возможен скачок только вверх, из широкого — только вниз.
Бас и альт остаются на месте, а сопрано и тенор идут в противоположные стороны в ноты друг друга.

3. С большим мелодическим скачком (не менее квинты) и с обязательной сменой расположения
При смене расположения действует правило: из тесного расположения возможен скачок только вверх, из широкого — только вниз.
Бас и тенор остаются на месте, а сопрано и альт идут в одну сторону в звуки друг друга, получается обращение интервала.

Перемещение секстаккордов
При перемещении секстаккордов обычно движется только один голос — верхний, реже возникают двойные скачки. Особенно эффектен скачок на октаву в кульминации.

Перемещение септаккордов
Возможны два варианта:

1 Септима остаётся на месте
2 Септима переходит в терцию, в то время как терция в другом голосе переходит в септиму (следить, чтоб не было хода на ув интервал).

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Перемещение аккорда

Перемещение

Перемещением называется повторение аккорда (например, трезвучия) с изменением его положения в фактуре. При этом может измениться мелодическое положение, расположение аккорда либо и то, и другое одновременно.

При восходящем движении мелодии расположение аккорда либо не меняется, либо переходит из тесного в широкое. При нисходящем – либо так же не меняется, либо переходит из широкого в тесное.

При скачке в сопрано через аккордовый тон (на интервал квинты, сексты) расположение обязательно нужно сменить.

Отдельно стоит сказать о так называемом противоположном перемещении аккорда, при котором два голоса движутся противоположно, обмениваясь аккордовыми тонами:

Источник

V. Период. Предложение. Каденции. К64

IV. Скачки терцовых тонов при соединении главных трезвучий.

III. Перемещение трезвучий.

Перемещением называется повторение аккорда с изменением его мелодического положения и возможным изменением расположения. Различают три вида перемещений: прямое, противоположное и косвенное.

При прямом перемещении звуки, расположенные в трёх верхних голосах, переходят в ближайший аккордовый звук, двигаясь в одном направлении. Басовый звук может оставаться на месте или перейти на октаву в противоположном направлении. При прямом перемещении не изменяется расположение трезвучия. Пример 1 (C-dur: T53 «c-c-e-g» — T53 «c-e-g-c»).

Перемещение косвенным и противоположным способами приводит к смене расположения трезвучия с тесного на широкое и наоборот. При косвенном перемещении звуки баса и тенора остаются на месте, альт и сопрано обмениваются звуками, двигаясь в одном направлении. При этом в сопрано образуется скачок на интервал шире квинты. Пример 2 (C-dur: T53 «c-c-e-g» — T53 «c-c-g-e»).

При противоположном способе перемещения звуки баса и альта остаются на месте, сопрано и тенор обмениваются звуками, двигаясь в противоположном направлении. Пример 3 (C-dur: T53 «c-c-e-g» — T53 «c-g-e-c»).

При гармоническом соединении трезвучий кварто-квинтового соотношения (T – S, T – D) в мелодии можно вести терцию одного из них в терцию другого. Этот ход образует скачок на кварту или квинту вверх или вниз.

При гармонизации скачка терций меняется расположение аккордов: от тесного к широкому в восходящем скачке и, наоборот, от широкого к тесному в нисходящем скачке. Пример1 (C-dur: T53 «с-g-c-e” – S53 «f-f-c-a»).

В миноре при соединении T53 и D53 возможен только нисходящий скачок терций во избежание хода на ув.5. Пример2 (a-moll: t53 «a-a-e-c» — D53 «e-h-e-gis»).

При гармоническом соединении тех же трезвучий скачки терций могут образоваться и в теноре. Пример3 (C-dur: T53 «с-e-c-g» – D53 «g-h-d-g»).

Музыка – временное искусство. Простейшая музыкальная форма, выражающая законченную музыкальную мысль – период. Обычно он состоит из двух равновеликих построений, называемых предложениями. Эти предложения отграничиваются цезурой и завершаются двумя различными, функционально связанными каденциями. Наиболее распространён так называемый квадратный период — восьмитактовый период, состоящий из двух предложений по 4 такта каждое.

Каденцией называется гармонический оборот, завершающий музыкальное построение. По местоположению в периоде каденции разделяются на половинные (завершают 1-е предложение) и заключительные (завершают 2-е предложение и весь период). Обычно половинные каденции заканчиваются неустойчивой функцией (чаще D, реже S). Это неустойчивые каденции. Заканчивающиеся тоникой (обычно заключительные) каденции называются устойчивыми. Таким образом образуется тяготение на расстоянии, объединяя оба предложения в единое целое.

В зависимости от вида гармонического оборота, завершающего каденции, они подразделяются на полные, плагальные и автентические.

Устойчивые каденции бывают совершенные и несовершенные. Условиями совершенной каденции являются:

— заключительная T53 в мелодическом положении примы;

— заключительная T53 на сильной доле такта;

— заключительная T53 после D в основном виде (кварто-квинтовый ход в басу).

Предваряет появление D в каденциях аккорд, получивший название «кадансовый квартсекстаккорд». Имея общий с T64 звуковой состав, К64 не является тоническим (бифункционален). Для подчёркивания преобладания D-й функции в К64 удваивается квинтовый тон. Вводится аккорд на более сильной метрической доле, чем D, приготавливается аккордами T-й и S-й функций. Соединение преимущественно плавное, но возможно и применение скачков. Пример 1 (C-dur: T6 «e-c-g-c» — К64 «g-c-g-e» — D7 «g-h-f-d» — T53 «c-c-e-c»). Пример 2 (C-dur: S53 «f-c-f-a» — К64 «g-c-e-g» — D7 «g-d-f-h» — T53 «c-c-e-c»).

Источник

Оцените статью