Что такое перкуссия гитара

Способы игры >Гитара – ударный инструмент? Руководство по перкуссивной игре на акустической гитаре

Перкуссивная игра на акустической гитаре популярна уже очень давно.

Неудивительно, ведь гитара — это, по сути, барабан с натянутыми на него струнами. (На корпус банджо — родственника гитары — даже натягивают барабанный пластик.)

В восьмидесятые годы, благодаря Майклу Хеджесу (Michael Hedges) и другим гитаристам, усилился интерес к перкуссивному звучанию прогрессивной акустической гитары в альтернативных строях.

Неважно, в каком стиле вы играете на акустической гитаре — хлопки, легкие удары и удары посильнее и другие виды «рукоприкладства» всегда разнообразят вашу игру и сделают ваше выступление значительно интереснее.

Сегодня вы узнаете, как воспользоваться дополнительными возможностями акустической гитары в области перкуссивного звучания. Я покажу вам, как удары по корпусу гитары могут украсить риффы и грувы самых разных типов, исполняемые традиционным способом.

В свое время я увлекся этой техникой по двум причинам. Во-первых, мои родители запретили мне играть на ударных из-за того, что этот инструмент производит слишком много шума (можно сказать, что в душе я — барабанщик).

Во-вторых, когда я только начал карьеру гитариста, я не мог позволить себе нанять сессионных музыкантов, а то, что я извлекал из акустической гитары традиционным путем, меня не удовлетворяло. Поэтому я начал развиваться в сторону перкуссивного звукоизвлечения на гитаре, играя на ней как на барабане, чтобы звучание напоминало нечто вроде ритм-секции. Можно сказать, что я создал собственную «карманную группу».

Если мне кажется, что какая-либо композиция требует более детальной ритмической пульсации, я просто начинаю барабанить по корпусу гитары пальцами, а уже потом прибавляю к этому струны. Причем чаще всего я играю в альтернативном строе.

Конечно, это касается далеко не каждой песни, да и я никогда не стремился достичь каких-то особенных высот в этой области. Моя цель — передать ощущение игры целой группы. В процессе написания музыки я стремлюсь встраивать в свою игру абсолютно разные типы звучания. Конечно, такая техника не заменит живого барабанщика, но те приемы, которые я покажу вам, могут значительно обогатить ваш ритмический грув. Достигнуть такого результата стандартным способом игры не получится.

Основные удары на перкуссивной гитаре

Начнем с краткого экскурса в детали барабанной установки и поговорим о том, как добиться чего-то подобного на гитаре. Основные составные части установки — это бас-бочка, рабочий барабан и хай-хэт. Они-то и понадобятся нам в первую очередь. Затем мы коснемся вариантов строя, которые могут значительно облегчить перкуссивную технику игры. И в завершение разберем несколько музыкальных примеров для наглядности.

Бас-бочка

Наиболее близкое к бас-бочке звучание достигается ударом по трем нижним струнам вытянутым средним пальцем звукоизвлекающей руки прямо у бриджа (см. Фото А ). Если вы планируете пользоваться этим приемом на выступлении, предварительно посвятите техника в ваши планы, чтобы он добавил чуть больше низких частот. Тогда эффект будет еще реалистичнее.

При записи полезно объединить прямой сигнал от гитарного звукоснимателя с сигналом от микрофона, потому что микрофон сможет уловить больше низких частот. Иногда я использую также сэмплы бас-бочки, чтобы еще уплотнить грув. (Я же вам говорил, что хотел стать барабанщиком!)

Еще один полезный совет: если вы играете линию баса на нижних струнах, ее можно объединить с симуляцией бас-бочки, извлекая ноты тем же средним пальцем. Так ваш виртуальный басист и барабанщик будут всегда работать слаженно.

Рабочий барабан

Эффекта рабочего барабана на акустической гитаре можно добиться несколькими способами. Все они предполагают удар по корпусу гитары, за счет чего вы получите звук выше, чем тот, о котором мы говорили только что в разделе «бас-бочка». Ударять можно по разным местам корпуса.

Я обычно выбираю места в зависимости от того, что конкретно моей руке приходится играть в данный момент. Рабочий барабан у меня чаще всего располагается в верхнем углу корпуса. Я ударяю по этому месту средним пальцем звукоизвлекающей руки (см. Фото B ).

Естественно, можно пользоваться и другими пальцами. Выберите наиболее удобный для вас вариант.

То, как вы ударяете, тоже влияет на звучание. Например, если вы бьете внутренней стороной фаланги, вы получаете довольно звонкий звук. Если вы бьете подушечкой пальца, удар будет более мягким. Второй вариант более предпочтителен для записи или усиления на выступлении, когда следует сглаживать все резкие места.

На записи я иногда прибегаю к любым подручным средствам, дающим эффект приглушения. Это может быть салфетка, приложенная к корпусу (наподобие того, как барабанщик кладет полотенце на рабочий барабан, чтобы приглушить его, а соло-гитарист наматывает носок перед верхним порожком, чтобы подавить вибрацию струн при записи соло). Если вам претит сама идея прикладывания чего-либо к вашей дорогостоящей или просто любимой гитаре, возьмите для этих целей инструмент похуже.

Если у вашей гитары нет катавея (выреза в корпусе у грифа), в качестве рабочего барабана лучше использовать противоположный угол корпуса (под грифом). До него можно легко дотянуться левой рукой, если ваша правая рука временно занята.

Это напоминает игру на конго и требует некоторой находчивости, ведь любой грув предполагает определенные ограничения. Может случиться так, что именно для того грува, который вы сейчас играете, лучше всего подходит высота звука, достигаемая ударом по другому месту корпуса, поэтому нужно исходить из конкретной ситуации. Удар по обечайке (любой рукой) дает более высокий звук, сходный с тем, что получается при ударе по конго около обода. Я часто делаю так, когда хочу получить звук, похожий на удар барабанной палочкой о другую палочку.

Еще один интересный вариант — удар пальцами левой руки по задней стороне грифа. Он похож на то, что получается, когда барабанная палочка отскакивает от рабочего барабана ( Фото C ).

Этот звук малозаметен, но для грува он может иметь решающее значение. Убить двух зайцев одним выстрелом можно, извлекая ударом натуральный флажолет на одной или нескольких струнах в тот момент, когда требуется звучание рабочего барабана.

В размере 4/4 это обычно вторая и четвертая доли. Так вы объедините гармоническую и ритмическую партии. Если ваша цель — звучать как несколько инструментов, вам придется искать эффективные способы. Без этого никуда.

Хай-хэт

Звучание открытого или закрытого хай-хэта можно получить, проводя рукой по струнам с обмоткой. Если вам хочется произвести также и визуальный эффект, вы можете изобразить скрэтч по винилу. Просто представьте себе, что вы ди-джей (так делает, например, Том Морелло (Tom Morello)).

Варианты строя перкуссивной гитары

Мы поговорили о ритме. Теперь перейдем к тому, как струны могут облегчить вам жизнь.

Лучше всего задействовать как можно больше струн. Для этого я часто прибегаю к альтернативным строям. Мой любимый строй — DADGAD.

Иногда я опускаю шестую струну до ноты С (от шестой струны к первой: C A D G A D) или третью струну до ноты F#. Это дает нам открытый аккорд D, если мы играем боем по открытым струнам (строй open D, от шестой струны к первой: D A D F# A D).

Ясно, что струны в первую очередь отвечают за гармонии, но они могут помогать также и в аранжировке, ну и конечно, создавать особую атмосферу перкуссивного звучания. В такой ситуации я иногда кладу гитару на колени струнами вверх, наподобие добро.

Конечно, это влияет на движения левой руки, потому что зажимать струны приходится с верхней стороны грифа, наподобие игры на пианино.

Играя так, я извлекаю педальные тона на открытых верхних струнах и зажимаю баррэ пауэр-аккордов большим пальцем левой руки на двух или трех нижних струнах (см. Фото D ). Также я пользуюсь средним пальцем левой руки, чтобы симулировать звучание рабочего барабана (см. выше). Это дает эффект игры на ударной установке.

Но это еще не все. Многие гитаристы не уделяют должного внимания важному фактору — собственному голосу. Его можно использовать как седьмую струну. Преимущество в том, что эта «струна» абсолютно независима и никак не связана с гитарой.

Звучание открытых струн не меняется, а мелодии голосом могут свободно двигаться. Кроме того, так вы можете донести смысл композиции до слушателя, выразив его словами. Это переносит вас в сферу написания песен. В общем-то, это и есть главная причина, по которой я играю.

Многие гитаристы не так уверены в собственных возможностях в области пения. В этом случае можно попробовать, например, свистеть. Благодаря Эндрю Берду (Andrew Bird) и другим музыкантам, эта практика вновь набирает популярность. Попробуйте также просто мычать или играть на губной гармошке, используя специальный держатель для губной гармошки, в стиле Боба Дилана (Bob Dylan). Все, что поможет вам выразить то, что творится в вашей голове, имеет право на существование.

Практика на перкуссивной акустической гитаре

Как же все это работает на практике?

Рифф для перкуссивной гитары

На РИС. 1a вы видите двухтактный рифф из моей композиции “1000 Miles”. Он исполняется в строе CADGAD. Этот строй мне очень нравится, ведь он значительно увеличивает диапазон между шестой и первой струнами.

Такой рифф в стиле R&B — отличный пример перкуссивной техники игры на акустической гитаре.

Благодаря относительно медленному темпу, вы можете отработать новые для себя приемы. Линии баса и бас-бочки в данном случае объединены в одно и извлекаются большим пальцем (вам придется также сделать пару быстрых хаммер-онов). Символом «Х» в табулатуре обозначены удары по «рабочему барабану». Они приходятся на вторую и четвертую доли. В это время басовые ноты продолжают звучать.

РИС. 1b базируется на груве из баса и барабанов и показывает нам мелодические фразы в верхнем регистре на высоких струнах. В данном случае мы играем на «рабочем барабане» обеими руками. Особенно это касается третьей доли второго такта, где я пользуюсь временно свободной левой рукой в этих целях (эти места обозначены на табулатуре символом «Х»). А правой рукой я ударяю по открытой первой струне.

Обратите внимание на комбинацию из хаммер-она и двойного пулл-оффа на первой струне в конце первого такта. Это нужно для того, чтобы получить трель в стиле Джимми Пейджа (Jimmy Page) (а ля “Dancing Days”).

Исследуя эти возможности, вы откроете для себя много нового и научитесь комбинировать мелодию с ритмическим грувом. Подобный рифф станет отличным аккомпанементом для вокала или другого инструмента. Также это может быть основой целой секции какой-либо композиции, например, куплета.

Еще один рифф для перкуссивной гитары

РИС. 2 представляет собой отрывок из моей композиции “Springtime”. Он исполняется в строе DADGAD с каподастром на втором ладу. Гитара при этом лежит на коленях струнами вверх. Играя первые два пауэр-аккорда на трех нижних струнах, я пользуюсь техникой игры на «бас-бочке», о которой мы говорили выше. Затем я играю боем, проводя ногтями звукоизвлекающей руки по струнам и продолжая линию «бас-бочки».

Здесь мы также встречаем технику «рабочего барабана» (эти места обозначены символом «Х» на верхних линиях табулатуры) и натуральных флажолетов (N.H.) на двенадцатом ладу (вообще, это четырнадцатый лад, ведь мы играем с каподастром). Флажолеты я извлекаю быстрыми ударами вытянутым средним пальцем правой руки по струнам прямо над порожком лада.

Это не так просто записать в виде табулатуры, поэтому обязательно посмотрите видео внизу. Потренировавшись немного, вы заметите, что ничего сложного в этом нет. Важно создать плотный грув, на фоне которого можно петь или играть на губной гармошке. (В данном случае я делаю и то, и другое.)

Как только вы начнете пользоваться возможностями гитары как «ударного инструмента», вы обнаружите много других, «внешних», способов. Тамбурины, специальные приспособления для игры ногами и другие не менее интересные вещи всегда могут помочь вам реализовать ваши музыкальные идеи. Я думаю, не стоит игнорировать их. Особенно если пользоваться ими с умом.

В этой статье я постарался как можно проще рассказать о своем подходе, чтобы другие музыканты тоже смогли обогатить свой арсенал этими приемами и научились играть на перкуссивной акустической гитаре, как на барабане.

Если Вам понравился этот урок, подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить не менее интересные уроки гитары.

Я обожаю Ваши уроки! Уже пол года занимаюсь по урокам гитаршколы, и у меня значительный прогресс. Клево, что уроки постоянно разной тематики, а не зациклены на чем то одном.

О перкуссивной гитаре (кстати не знала, как это правильно называется) узнала совсем недавно и хотела попробовать. И тут как нельзя кстати ваш подробный урок. Часа 4 просидела над ним, здорово!

Источник

Учимся играть фингерстайл на гитаре

Что же такое фингерстайл (fingerstyle)? Это особая техника игры на инструменте, которая заключается в извлечении звука исключительно пальцами. Хоть изначально методика была разработана для классической гитары, практикуется преимущественно на акустической (в основном аппаратура отличается размерами и материалами струн). Уроки фингерстайла на гитаре обычно занимают много времени, способ требует усидчивости и стараний, однако обучение делает из музыканта настоящего виртуоза и позволяет создавать иллюзию слышимости и мелодии, и аккомпанемента одновременно.

Основные принципы и методы игры

Первым делом нужно правильно разместить пальцы. Большой палец правой руки отвечает за басовый звук, а указательный, средний и безымянный – за высокие струны соответственно.

Для шестиструнной гитары бас – это струны нижнего регистра, расположены они выше по направлению, в табулатуре они указаны как «E», «A» и «D». Высокие же струны это те, которые обозначаются «G», «B», «E». Проходя курс по фингерстайлу на гитаре, очень важно уметь читать табулатуру – схематическую инструментальную запись, заменяющую ноты.

Благодаря этой технике можно исполнять сразу несколько партий на гитаре, иногда заменяя целую музыкальную группу. Для извлечения более четкого ударного звука и облегчения задачи в целом существуют специальные медиаторы (обычную карточку уже держать не получится). Такие приспособления называют «медиаторными когтями», это пластиковые кольца для подушечек пальцев, оснащенные заостренными наконечниками. Мастера игры на гитаре не торопятся состригать свой маникюр и используют собственные ногти для фингерпикинга. Все эти и другие фишки в игре фингерстайлом можно научиться, проходя продвинутые курсы игры на акустической гитаре.

Направления в фингерстайле

В методике используется множество приемов, в музыкальной номенклатуре они также фиксируются по-разному, основными из них являются:

  • Фингерпикинг – большой палец правой руки играет партию баса, отвечающую за ритм, а остальные ведут аранжировку или сольную мелодию. Нотная тетрадь вмещает линии, каждая из которых отвечает за определенную струну, на полосках прописаны цифры, поясняющие номер зажатого лада;
  • Трэвиспиккинг – объединение приема исполнения ритмики большим, но вот остальные пальцы в методике играют уже не отдельным перебором, а аккордами, на табах отображается басовым рисунком;
  • Перкуссионный фингерстайл – относится к фольклорной технологии воспроизведения звука и заключается в разного рода ударах и постукиваниях по всем частям инструмента (гриф, дека, порожек, обечайка). В музыкальной схеме разные виды перкуссии обозначены специальными символами или прописаны словами.

Фингерпикинг Трэвиспиккинг и Перкуссионный фингерстайл

Как играть фингерстайл на гитаре

Кроме уже известных «медиаторных когтей», музыканту может потребоваться каподастр – зажим для струн, который помогает зажимать баррэ, влияющее на тональность звучания струн, но есть и более продвинутый аксессуар «спайдер-капо», который специализируется на установке нестандартных настроек игры.

Перенастройка инструмента

Для техники наиболее удачным считается строй открытого «До» минора. Настроить его можно на слух при обладании достаточным навыком игры на гитаре и хорошим слухом, но при наличии гитарного тюнера можно облегчить процесс.

Приемы на фингерстайле

Кик (Kick)

Напоминает ударную установку, низкий глухой звук, издаваемый ударом запястья по струнам, в табулатуре кик отмечают кружком с крестиком внутри.

Снэйр (Snare)

Обозначается прием как половина ноты, обладает звонким полновесным звучанием, снэйр производится с помощью удара по корпусу.

Хай-хэт (Hi-hat)

Еще один прием перкуссии, в котором струны кратко прижимаются к грифу, крестик – это обозначение хай-хэта в номенклатуре.

Palm mute

Полное заглушение звука с помощью резкого приложения ладони к резонирующим струнам.

Тэппинг (Tapping)

Техника, в которой звук извлекается с помощью легких «тапов» (стуков) по струнам в районе грифа.

Слэп (Slap)

Звук вызван методикой ударения струны о гриф гитары.

Натуральные флажолеты

Преимущественно методика для смычковых инструментов, на гитаре звук-обертон извлекается щипками.

Упражнения для обучения

Самое главное – это понимать, что уроки фингерстайлу с нуля не подвластны тем, кто в принципе только учится игре на гитаре. Это сложная техника, которую не всегда могут осилить даже те, кто имеет базовый опыт работы с инструментом.

Новичкам рекомендовано находить качественные видеоролики обучения в интернете, но еще лучше – обратиться в школу игры на гитаре фингерстайлом, где преподаватель уделит внимание профессиональным навыкам и умениям каждого ученика.

Помимо упражнений с гитарой на практике, требуется выполнять разминку для пальцев на растяжку и подвижность, причем выполнение ее необходимо для обеих рук – играющей и координирующей тональность.

Не стоит рассчитывать на то, что сразу же получится сыграть любимые мелодии или песни, в любом деле важно не торопиться. Начать стоит с легких этюдов, которые помогут разобраться в базе нотных записей и основах различных техник.

Источник

Оцените статью