Что такое пианино фортепиано рояль отличия

Пианино, фортепиано, рояль — это одно и то же? В чем же разница между фортепиано и роялем

Очень часто люди, которые только-только вошли в мир музыки или совсем ничего о ней не знают, спрашивают, почему существуют разные названия для одного и того же с виду музыкального инструмента. Многие по виду не могут определить, какой именно клавишный инструмент перед ними.

А можете ли Вы ответить, какие клавишные инструменты изображены на рисунке выше и какая между ними разница?

  • «Это пианино!»
  • «А мне кажется, что это синтезатор!»
  • «Так это же орган!»
  • «Совсем нет, это клавесин».

Так что же это на самом деле?

В самом деле, клавиатура всех этих музыкальных инструментов кое в чем похожа. Однако звук, который они образуют и методы извлечения звуков чрезвычайно отличаются. А как же возникли и совершенствовались клавишные инструменты? Чтобы понять разницу между пианино, фортепиано и роялем давайте окунемся в историю развития клавишных инструментов, которая насчитывает много веков.

Фортепиано, пианино и рояль – в чем же разница между ними?

Фортепиано – это собирательное понятие струнно-клавишных музыкальных инструментов: пианино и рояля. Пианино, кстати, это разговорное название фортепиано. В классических музыкальных школах вас не похвалят, если так обзывать инструмент.

Читайте также:  Калифорния дримс ноты для фортепиано

Разница же между роялем и фортепиано в расположении струн, деки (большой пластины, которая передает колебания звука от струн воздуху) и механической части – вертикально и горизонтально соответственно. Кроме того, рояль более громоздкий, однако звучит лучше и громче, чем пианино.

Фортепиано очень часто называют пианино

Откуда произошло название этого инструмента? Существует много противоречивых версий относительно того, кто его изобрел и когда, но известно, что в начале XVIII столетия над фортепиано работал итальянец Бартоломео Кристофори. Кристофори дал название инструмента gravicembalo col piano e forte (клавесин с тихим и громким). Название указывало на одно из преимуществ фортепиано перед клавесином, играя на котором музыкант не мог менять силу звука. Благодаря новому механизму молоточек поднимался и ударив по струнам, сразу возвращался на место. Сила звука зависела от силы удара по клавишам. Благодаря этому открылись большие возможности выражать чувства и добиваться желаемой силы звука, заставляя музыку звучать пиано (тихо) или форте (громко).

Кроме того, у фортепиано три педали. Правая обеспечивала свободную вибрацию струн, левая ослабляла звук, а средняя продолжала звучание определенных нот или аккордов.

В течение XVIII столетия в Европе продолжали совершенствовать и видоизменять фортепиано. В начале 1740-х годов появился меньший его вариант — квадратное пианино.

Что такое рояль

Концертное фортепиано, или рояль, занимало больше места, поскольку струны разной длины натягивались в нем горизонтально. В начале XIX века появилось пианино, которое популярно и сегодня.

Главное различие между фортепиано и роялем

Корреспонденты журнала » Пробудись!» спросили профессиональную пианистку о главной разнице между роялем и пианино. Она сказала: «Коротко говоря, это мощь, чистота и выразительность звука. Рояль имеет больший резонанс. Звук особенно чистый и сильный. А пианино тише. Это также обусловлено тем, что оно обычно стоит у стены, из-за чего дека не достаточно усиливает звук»»

История развития клавишных музыкальных инструментов — от гидравлоса до рояля

Чтобы детальнее понять в чем отличия фортепиано, пианино и рояля лучше всего окунуться в историю развития клавишных инструментов. Вы поразитесь, как все изменилось!

Гидравлос (гидравлис)?

Первый известный клавишный инструмент древности — гидравлос, или «водяной» орган. Считают, что его создал в первой половине третьего столетия до н. э. Ктезибий, механик из Александрии. Вот как работал гидравлос: воздух нагнетали. в дырявую посудину (пневс), которая находилась в большом резервуаре с водой. С пневса воздуха переходил ниже в [ряд] труб, причем вода удерживала воздух под постоянным давлением». Звук образовывался в трубах, когда несколько крупных клавиш приводили в действие тонкие деревянные пластины. Поскольку гидравлос звучал резко и громко, то очень подходил для цирка, ярмарок и мероприятий под открытым небом. Вершины популярности он достиг во времена Римской империи, говорили даже, что император Нерон умело на нем играл.

Пневматический орган

Водный компрессор заменили мехами для нагнетания воздуха, так началась эпоха пневматического органа. Теперь музыкант сидел за инструментом и ногами или руками руководил поставкой воздуха. Древнейшие находки пневматического органа датируются третьим столетием н. э. С того времени несколько сотен лет он пользовался большой популярностью. Мелодии тогда играли очень медленные, поскольку клавиатура оставалась примитивной. Размер клавиши был пропорционален соответствующей трубе органа. Чтобы добыть низкую ноту, музыканту приходилось давить на широкие клавиши всеми пальцами руки или кулаком.

В XIV столетии орган стал в Западной Европе почти исключительно церковным инструментом. Изобретение вращающегося механизма коренным образом изменило вид и функции клавиатуры. Благодаря этому трубы можно было разместить дальше от клавиатуры и сами клавиши стали более узкими. Вот теперь, музыкант мог грациозно и быстро исполнять музыкальные пассажи, ибо любую клавишу достаточно было нажимать одним пальцем. Орган очень нравился Моцарту и он даже назвал его королем инструментов.

Первые клавишные инструменты со струнами

В Библии первое упоминание о струнные инструменты находим в Бытие 4:21, кроме того, о них неоднократно упоминается в связи с народом Израиля. Однако лишь в XV веке н. э. произошло соединение клавиатуры и струнных инструментов (на них звуки добывались обычно с помощью щипков или ударов пальцами, или молоточками). Клавиатура в известном нам виде впервые появилась в инструменте, что называется клавикорд. Этот был простой, подобный сундуку инструмент с натянутыми горизонтально струнами. Когда музыкант ударял по клавишам, поднимались медные пластинки и ударяли снизу по струнам.

Потом появились клавесин, спинет и верджинел (Верджинел известен с XV века. В нем было 32 металлические струны. Формой он напоминал клавикорд, а звучанием — клавесин. Спинет-это малый клавесин.). Эти инструменты, а особенно клавесин, стали в XVI— XVII столетиях главными клавишными инструментами. Конструкция клавесина отличалась от других механизмов, существовавших до того. Его струны защипываются гусиными перьями, а не тангентами [металлическими пластинками], как в клавикорде. На конце каждой клавиши был рычаг, то есть маленький прямой брусок дерева, к которому крепилось маленькое гусиное перо или кожаный язычок. Когда ударяли по клавише, рычаг подпрыгивал, перышко трогало струну, а затем, благодаря специальному механизму, рычаг возвращался на свое место и уже не трогал струны.

Новый механизм придавал клавесину характерное звучание. Одна пианистка, выступавшая когда-то с концертами, так описала различие звучания клавесина и современного пианино: «У клавесина тонкое металлическое звучание и короткие звуки».

Конструкция клавесина на протяжении лет претерпевала большие изменения. Первые инструменты имели один ряд клавиатуры и по одной струне к каждой клавише. Впоследствии в более сложных образцах стало две клавиатуры, клавиши со многими струнами и другие приспособления, благодаря которым добывались звуки разных тонов. Выдающиеся композиторы того времени, например Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Доменико Скарлатти (1685-1757), в полной мере использовали звуковые и технические возможности клавесина и пополнили музыкальную сокровищницу своими произведениями, многие из которых исполняются до сих пор.

В начале XIX века изобрели аккордеон. В XX веке особенно распространился аккордеон с клавиатурой фортепианного типа. Этот инструмент одновременно клавишный и духовой, ибо его мех, нагнетая воздух, заставляет колебаться язычки. Современный аккордеон имеет семь рядов кнопок, которые образуют до 140 низких звуков, а его клавиатура включает в себя две — четыре октавы.

Электроинструменты — синтезатор и тельгармония

В XX веке началась эпоха электрических клавишных инструментов. Старейшим из таких инструментов считают тельгармонию, которую изобрел в 1906 году Тадеус Кагил. В 30-х годах XX столетия появился электроорган, а вскоре после него — электрические клавесин и фортепиано. Электроорган имеет совсем другой механизм работы, чем гидравлос. При нажатии клавиш электрооргана, электрический сигнал образует звук, который изменяется и усиливается.

Сегодня наиболее распространенный электронный клавишный инструмент — это синтезатор, который начали разрабатывать в 1940-х годах. С тех пор он стал любимым инструментом многих современных ансамблей и групп. Синтезатор может воспроизвести любой звук — от лая собаки до симфонии в исполнении оркестра.

Конечно, в современной музыке значительное место занимает компьютер. Синтезаторы часто оборудованы компьютером, который используют как генератор звука, поэтому его можно назвать настоящим музыкальным инструментом. Хотя компьютером обычно оперируют с помощью клавиатуры музыкального инструмента, современные музыканты также могут запрограммировать его на управление мышкой или обычной компьютерной клавиатурой. «Теперь почти каждая студия звукозаписи имеет множество аппаратуры, подсоединенной к компьютерам. Музыку записывают в цифровой форме на жесткий диск и затем, прежде чем окончательная версия будет записана на цифровую аудиопленку, работают над ней на микшере с использованием сложного программного обеспечения» («Музыкальная энциклопедия»).

Означает ли современное развитие музыкальных инструментов то, что клавишные инструменты отжили свой век? Вряд ли, стоит лишь вспомнить такие мелодичные и эмоциональные произведения, как «К Элизе», «Лунная соната» Бетховена, или «Лунный свет» Дебюсси. Оглядываясь на многовековую историю музыки для клавишных инструментов и влияние, которое она оказывала на жизнь множества людей, следует признать, что клавишные инструменты обогатили сокровищницу музыки и духовно — эмоциональный мир человека.

В течение последней четверти XVIII века клавесин уступил свое место и любимым клавишным инструментом стало фортепиано, которое обычно называют пианино. Но о пианино, фортепиано и рояле и о том, чем они отличаются мы уже писали в начале статьи.

Источник

Чем отличается рояль от пианино

Такие слова как пианино, рояль и фортепиано зачастую перемешаны в сознании людей, хотя на самом деле все очень просто: фортепиано это и есть тот самый клавишный струнный инструмент, в котором звук возникает за счет удара молоточка по струне, что и отличает его от других видов инструментов. А пианино и рояль – это только формы, разновидности этого инструмента. И в этой заметке мы подробно разберём, чем отличается рояль от пианино.

Горизонтальные и вертикальные струны

В наше время существуют только эти две формы, при этом рояль и пианино стали отражением двух исторически сложившихся направлений в фортепианостроении, отличие которых заключается в способе расположения струн в инструменте.

Первое направление характеризуется горизонтальным расположением струн. К нему помимо рояля и первых видов молоточковых клавиров, относятся также все предшественники фортепиано в виде клавикорда и клавесина, с такими разновидностями последнего как спинет и вёрджинел. К этой же группе относится и так называемое прямоугольное или столообразное фортепиано (нем. Tafelklavier), которое с конца XVIII века стало самым распространенным инструментом для домашнего музицирования, правда к концу XIX столетия было полностью вытеснено пианино.

К инструментам, имеющим вертикальное расположение струн, помимо пианино и его ранних аналогов в виде «пирамидального» и «жирафового» фортепиано, также относится и самый дальний предшественник фортепиано с подобным расположением струн, – клавицитериум, представляющий собой разновидность клавесина, с вертикально расположенными (как у античной кифары) струнами и корпусом (начало XVI в).

Различие всех конструктивных особенностей и технических параметров рояля и пианино в итоге сводятся к одной простой вещи: специфика применения того или другого инструмента.

Применение рояля и пианино

Так, рояль во все времена выполнял роль своего рода флагмана, по сути, олицетворяя собой само понятие фортепиано, вбирая в себя всё лучшее, все конструктивные нововведения и технические достижения своего времени.

Все труды и поиски фортепианных мастеров были направлены именно на то, чтобы рояль смог в итоге давать как можно больше звука в целом, и более широкий спектр динамических оттенков в частности, чтобы тон приобрел полноту, сочность и мягкость, чтобы механика имела максимально возможную чувствительность и подвижность, при этом, чтобы инструмент отличался прочностью, выносливостью в эксплуатации и долговечностью.

Поиски такого идеального фортепиано, способного заполнить своим звуком концертные залы, удовлетворяющего самым требовательным запросам исполнителей и композиторов, по большому счету были закончены уже к началу XX века. Рояль в его современном виде представляет собой некоего рода идеал.

Роль же пианино немного скромнее.

Его создавали не для концертных исполнений, а прежде всего для занятий и музицирования в домашних условиях. Этим объясняется и главная особенность этого инструмента, которая заключается прежде всего в том, что его очень удобно вписать в интерьер. Малые габариты и компактность, и как следствие – относительно дешевое производство и соответственно умеренная стоимость, сделали этот инструмент наиболее востребованным и самым популярным видом фортепиано.

Не удивительно, что производство пианино составляет порядка 90% всей продукции фортепианных фабрик мира. Во всем мире сейчас производится приблизительно чуть менее 500 000 инструментов в год.

Отличие рояля от пианино

Таблицы, приведенные ниже, с подробными параметрами рояля и пианино, дадут точный ответ на вопрос, чем отличается рояль от пианино.

Для удобства в каждой таблице даются два инструмента: с минимальным и максимальным размером. Все инструменты представлены одним производителем: немецкой фирмой Seiler, ее современной линейкой инструментов.

Объяснение всех непонятных терминов ищите в статьях: устройство пианино и устройство рояля.

Пианино

Рояль


Чтобы закрепить тему, видео о том, что не размеры инструмента делают его роялем или пианино, а устройство конструкции. Вот рояль (хоть и цифровой), который меньше любого пианино:

Источник

Оцените статью