Немного о цифровых пианино
Если Вы решились на покупку цифрового пианино, заранее зная, что Вам нужен именно подобного рода музыкальный инструмент или прочитав нашу статью «Синтезатор или цифровое пианино?», но всё же не очень представляете, что это за штука, то в этой статье мы попробуем вкратце прояснить ситуацию.
Начнём с названия инструмента. Зачастую цифровое пианино называют электронным пианино, электропианино, электропиано, клавинова и т.п. Не будем спорить о правильности множества вариантов названий, имеющих место быть в народе, заметим лишь, что название «клавинова» пошло в народ и закрепилось от цифровых пианино серии Clavinova от компании YAMAHA, примерно так же как за копировальными аппаратами закрепилось название «ксерокс», пошедшее от названия компании-производителя копировальных аппаратов Xerox.
По своей сути, с технической точки зрения, цифровое пианино — это тот же самый синтезатор, в котором упор сделан на качество звучания рояльного (фортепианного) тембра. Хотя в подавляющем большинстве современных цифровых пианино звуки тембра пианино не синтезируются, а воссоздаются из семплов. Семплы – это небольшие записанные и оцифрованные фрагменты звучания акустического (обычного механического) музыкального инструмента (в нашем случае пианино или рояля), которые в процессе игры на цифровом пианино воспроизводятся из памяти. Хотим заметить, что в качестве сэмплов производители цифровых пианино используют кропотливо записанные в идеальных условиях, с использованием оборудования высочайшего класса, фрагменты звучания лучших образцов идеально настроенных и отрегулированных концертных роялей. Некоторые компании, такие, как Yamaha, Kawai и другие, используют в качестве первоисточника звука флагманские модели роялей собственного производства. Другие же используют для этих целей лучшие концертные рояли сторонних общепризнанных мировых производителей. Так, например, компания Roland использует рояли компании Steinway & Sons. Исходя из этих фактов, можно вывести, что, покупая цифровое пианино высшей или хотя бы средней ценовой категории, Вы получаете у себя дома, за сравнительно небольшую сумму, звучание инструмента, на котором мечтает поиграть каждый пианист. Это один из главных аргументов в пользу выбора хорошего цифрового пианино недорогому акустическому инструменту.
Второй отличительной чертой цифрового пианино является обязательное наличие полноразмерной 88-клавишной клавиатуры с молоточковой механикой, имитирующей работу клавишного механизма акустического пианино, вследствие чего, ощущения от игры на цифровом пианино приближаются к ощущениям от игры на обычном пианино или рояле.
Конструктивно можно выделить несколько типов цифровых пианино: инструменты компакт-класса, полноразмерные корпусные инструменты и сценические цифровые пианино.
Цифровые пианино компакт-класса – это инструменты сравнительно небольшого веса и размера по глубине, что делает их незаменимыми в небольших помещениях. В свою очередь цифровые пианино компакт-класса могут быть как корпусными (полностью выполненными в корпусе под дерево, с закрывающейся крышкой клавиатуры), так и более упрощёнными (без крышки клавиатуры, в пластиковом корпусе «синтезаторного» типа с возможность использования без стойки).
Полноразмерные корпусные цифровые пианино – это музыкальные инструменты уже достаточно больших размеров, но всё же, их вес гораздо меньше обычного акустического пианино, что является ещё одним доводом в пользу приобретения именно цифрового инструмента. Все детали корпуса полноразмерных цифровых пианино крупнее и массивнее деталей корпуса инструментов компакт-класса, за счёт чего полноразмерные инструменты выглядят гораздо солиднее и более похожи на своих акустических собратьев.
Сценические цифровые пианино – это класс музыкальных инструментов, предназначенных, в основном, для профессионального применения на сцене или в студии. Данные инструменты внешне выглядят как синтезаторы с полной фортепианной клавиатурой, так как в силу своего назначения, для удобства использования и транспортировки, выполнены в компактном корпусе без стойки и блока педалей. Стойка и педали для сценических пианино являются опциями и используются по необходимости.
Так как сценические пианино – в своём большинстве инструменты профессионального уровня, то они имеют расширенные возможности по обработке и редактированию звука.
Функционально все цифровые пианино можно разделить на две группы. Это цифровые пианино без автоаккомпанемента и цифровые пианино с автоаккомпанементом.
Цифровые пианино без автоаккомпанемента – это инструменты, имеющие некоторый небольшой набор тембров (звуков различных инструментов), в числе которых, как правило, варианты тембров рояля, электронного пианино, клавесина, электронного и классического органа, струнных инструментов и пр. Плюс к этому, обычно, имеется несколько вариантов пространственной обработки звука (имитация звучания инструмента в различных помещениях: комнаты, концертные залы и пр.), секвенсор (функция записи собственного исполнения) и набор стандартных функций: наложение звуков, разделение клавиатуры, метроном, транспозиция, подстройка и другое. То есть, данные цифровые пианино не содержат ничего лишнего, только функции и инструменты для комфортных и плодотворных занятий на пианино.
Цифровые инструменты с автоаккомпанементом – это музыкальные инструменты, в которых ко всему прочему добавляется автоаккомпанемент и, как следствие, набор функций связанный с ним. Автоаккомпанемент – это функция, которая позволяет играть композиции, как бы в сопровождении целого музыкального коллектива (ансамбля или оркестра). Такие инструменты содержат определённый набор стилей автоаккомпанемента, используя которые, можно исполнить композицию в любом музыкальном стиле. Партия автоаккомпанемента обычно содержит партию ударных инструментов, партию баса и ещё несколько партий других инструментов. Цифровые пианино с автоаккомпанементом обычно имеют более мощный секвенсор (функция записи), который уже можно использовать не только для записи и прослушивания собственного исполнения, с целью самоконтроля и работы над ошибками, но и для создания собственных многодорожечных аранжировок. Инструменты с автоаккомпанементом содержат расширенный набор тембров.
Теперь давайте разберёмся, за что мы платим, когда покупаем цифровое пианино, и почему одна модель стоит дороже другой. Существует несколько главных вещей, влияющих на формирование стоимости цифрового пианино, именно на них нужно обращать внимание при выборе инструмента:
- Тон-генератор. Это непосредственный источник звука – «сердце» цифрового пианино. Как уже говорилось выше, в цифровых пианино формирование звука происходит посредством воспроизведения из памяти инструмента семплов (коротких образцов записанных и оцифрованных звуков рояля). В современных музыкальных инструментах имеются отдельно записанные семплы для каждой из 88 клавиш. Более того, с возрастанием цены меняется количество семплов, записанных и воспроизводимых для каждой клавиши. Так в качественных инструментах звук записывается на нескольких разных уровнях громкости и при разной силе нажатия воспроизводится семпл, соответсвующий именно этой силе нажатия, так как на акустическом пианино при изменении силы нажатия на одну и ту же клавишу меняется не только громкость, но и тембр, и характер звука. Количество вариантов семплов, имеющихся в инструменте для воспроизведения звука одной и той же клавиши при разном усилии (скорости) нажатия, называется уровнем или слоями семплирования. Таким образом, чем больше уровней (слоёв) семплирования у тон-генератора цифрового пианино, тем реалистичней, живее, экспрессивней будет исполнение. Кроме того, в инструментах верхней и некоторых инструментах средней ценовой категории присутствуют семплы резонанса струн и деки при нажатой правой педали, семплы призвука, сопровождающего отпускание клавиш и другие семплы, делающие звук цифрового пианино максимально приближенным к звучанию настоящего концертного рояля. Хотелось бы отметить, что для цифрового пианино немаловажной характеристикой является полифония. Эта цифра показывает, сколько одновременно звуков может воспроизводить инструмент. В случае с небольшим значением данного параметра, при исполнении произведений с активным использованием педали, часть звуков может пропадать.
- Механика клавиатуры. Хорошая молоточковая механика клавиатуры цифрового пианино – это то, что даёт ощущение игры на настоящем акустическом пианино и формирует правильную артикуляцию (звукоизвлечение) у начинающего исполнителя и не даёт её испортить у практикующего музыканта. На хорошем цифровом пианино, как и на обычном пианино клавиши нижнего регистра тяжелее, чем клавиши верхнего регистра. В принципе, практически все модели современных цифровых пианино обладают молоточковой механикой, допускающей использование этих инструментов, по крайней мере, для начального обучения игре на пианино. Но естественно, чем дороже инструмент, тем более совершенной и более достоверной по ощущениям механикой его оснащает производитель. В не самых дешёвых моделях пианино применяется покрытие клавиш из синтетической слоновой кости, что делает клавишу матовой и исключает скольжение пальцев при игре. В наиболее дорогих моделях клавиши делаются из цельного куска натурального дерева.
- Звуковой тракт. Под этим понятием подразумевается усилитель и колонки цифрового пианино. Каким бы ни был источник звука, но без хорошего усилителя и динамиков его даже исключительное качество абсолютно бесполезно (как, впрочем, и наоборот). По возможности нужно выбирать инструмент с наибольшей мощностью усилителя и размерами динамиков. Хотим обратить Ваше внимание, что мощность усилителя – это не только громкость, но и качество звука, так как, когда усилитель работает не на пределе своих возможностей, а с запасом, то он выдаёт более качественный звук. В наиболее дорогих моделях цифровых пианино используется несколько усилителей и несколько пар динамиков. Таким образом, для разных частотных диапазонов используется свой звуковой тракт, что делает звучание инструмента максимально прозрачным и качественным.
Это были три самые важные составляющие части цифровых пианино. Поэтому чем выше их качество и характеристики, тем выше стоимость инструмента.
Далее перечислим ещё несколько пунктов, влияющих на стоимость инструмента:
- отделка и, иногда, цвет корпуса (модели с полированным покрытием стоят дороже)
- наличие функции автоаккомпанемента и сопутствующих ей функций
- качество и количество генерируемых звуков, стилей и эффектов
- количество и качество различных дополнительных функций
- наличие различных коммутационных разъёмов
- наличие функции записи и её удобство
- количество треков (дорожек) для записи
- и др.
В данной статье мы постарались осветить наиболее важные моменты, которые нужно знать, столкнувшись с проблемой выбора и покупки цифрового пианино.
За подробной консультацией Вы можете обратиться к нашему менеджеру, позвонив по телефону 8 (727) 296-98-17
Источник
Как выбрать электронный клавишный инструмент?
Обновленный FAQ 2012 года для новичков
Эта статья открывает тему электронных клавишных инструментов и поможет читателю не только сформировать общую картину, но и узнать о нюансах. Кроме этого, мы проанализировали популярные ветки конференции и составили перечень часто задаваемых вопросов по электронным клавишным инструментам. Они опубликованы вместе с ответами. Этот FAQ мы намерены постоянно расширять.
Рынок электронных клавишных инструментов делится на несколько формальных категорий. Цифровое пианино — законченный музыкальный инструмент, который на сегодняшний день массово используется для обучения, домашнего музицирования и даже концертного исполнения. Профессиональные музыканты чаще используют продвинутые модели синтезаторов, так как они более мобильные и обладают богатыми творческими возможностями. Есть ещё один класс электронных клавишных — недорогие синтезаторы с автоаккомпанементом, причем их возможности и звучание непрерывно улучшаются. Их основная аудитория — новички.
Хорошо, когда покупатель, подыскивающий музыкальный инструмент, чётко знает, что ему нужно. Но даже если выбрать только одну категорию электронных клавишных инструментов, с чего начать? Какие модели взять на заметку, а какие лучше обходить стороной? Внушительная пачка наличных в портмоне вовсе не гарантирует, что человек выйдет из магазина именно с тем инструментом, который ему необходим.
Классификация инструментов
Чем цифровое пианино отличается от синтезатора или рабочей станции? Принципиально — ничем, цепочка формирования звука в любом случае одинаковая: клавиатура, тон-генератор, процессор эффектов. Однако дополнительные функциональные блоки, такие как секвенсор или гармонайзер, и форм-фактор весьма четко разделяют эти устройства по категориям.
Цифровое пианино — самое простое устройство, с точки зрения электроники: минимальный ассортимент тембров (обычно несколько вариантов рояля, клавесин, несколько органов, струнные), простейшие эффекты для имитации звучания зала. Все силы при создании таких инструментов направлены на то, чтобы нивелировать разницу в ощущениях от игры на них и традиционных акустических фортепиано. Этому способствует утяжеленная 7-октавная клавиатура с имитацией молоточкового механизма и солидный напольный корпус с классическими педалями. А еще у цифрового пианино чаще всего есть крышка, которая предотвращает попадание пыли на клавиши, и пюпитр — подставка для нот. Цена инструмента, оснащенного полноценной клавиатурой и приемлемым тон-генератором, обычно не опускается ниже $1500. Более дорогие фортепиано Roland, основанные на технологии SuperNATURAL Piano, тщательно воспроизводят такие нюансы поведения концертных роялей, как изменение тембра (не только громкости) в зависимости от силы нажатия клавиши. В концертном рояле от ноты к ноте тембр также незначительно меняется, так как струны отличаются количеством (три струны на одну ноту вверху, одна в басу), материалом оплетки, длиной, а также весом молоточка. Кроме того, воссоздаются резонансы при нажатии педали или других клавиш и естественное затухание нот при неполном нажатии педали.
Синтезатор — хрестоматийное по своей сути устройство, позволяющее получать нужный звук путем нажатия на клавиши. Никаких средств записи игры в синтезаторах нет, как и других систем, помогающих созданию композиции. Сегодня синтезаторы используются преимущественно в студиях звукозаписи и на концертах — для игры живьем. Разновидностей синтезаторов существует множество, но одно очевидно: на роль универсального домашнего инструмента они едва ли подходят.
Синтезатор с автоаккомпанементом, в просторечье «самоиграйка» или «балалайка», позволяет организовать для мелодии автоматический аккомпанемент и записать получившуюся композицию в кратчайшие сроки при помощи простейшего встроенного секвенсора. И пускай качество звука у таких аппаратов, как и их возможности, не поражают воображение, «самоиграйки» пользуются устойчивым спросом. Это неплохой вариант для начинающего композитора (шанс проверить свою страсть к музыке практикой) и незаменимый помощник устроителей банкетов в ресторанах. Цены на модели известных марок стартуют с отметки $250, но за аппарат с минимально приемлемым для творчества оснащением просят не менее $350-400.
Аранжировщик — по сути тот же синтезатор с автоаккомпанементом, только предоставляющий больше возможностей, имеющий более гибкие и качественные алгоритмы аккомпанемента, реалистичнее звучащий. Аранжировщики бывают любительскими, а бывают профессиональными. Последние вполне успешно используются для создания музыкальных заставок на телевидении и самостоятельных композиций. Хороший аранжировщик верхнего ценового сегмента (в среднем $3000-6000) может запросто обосноваться в доме профессионального композитора-песенника. Базовые модели оцениваются в $1300-1500.
Рабочая станция — потенциально самое «мощное» автономное решение для композиторов, отвергающих шаблоны и штампы. У станций нет автоматического аккомпанемента и прочих средств, дающих возможность склепать песенку быстро и бесхитростно. Зато в ручном режиме можно делать почти все, что захочется. Как и лучшие клавишные аранжировщики, флагманские рабочие станции позволяют создавать композиции студийного качества, в том числе добавлять дорожки с живыми инструментами и вокальные партии (микрофонный вход и базовые средства обработки звука есть у многих моделей, хотя сам микрофон в комплект поставки не входит). Эдакая компактная домашняя студия «в одной коробке». Стоимость действительно выдающихся моделей колеблется в диапазоне от 4000 до 7000 американских долларов, а варианты попроще предлагаются за 2500-3500 зеленых денег.
Встроенный секвенсор
Так как команды датчиков клавиатуры можно считывать и обрабатывать, то их можно и сохранить в память инструмента. Секвенсор может хранить множество цепочек MIDI-команд (треков) практически неограниченной длины и воспроизводить их по отдельности, одновременно или в любой комбинации. Тон-генератор же озвучит каждый трек отдельным тембром или группой, а процессор эффектов сдобрит звучание нужным «привкусом». И все это будет происходить в реальном времени. Каждую партию можно записать отдельно, причем исполнитель вовсе не обязан быть виртуозом: сыгранная медленно и с помарками мелодия легко редактируется в широких пределах — начиная с высоты, длительности и громкости каждой ноты, заканчивая темпом, панорамированием и работой ножных педалей. На следующей картинке показаны скриншоты интерфейса уже немолодой клавишной станции Roland Fantom X, дающие некоторое представление о процессе создания композиции. Непосредственно редактирование нот записанного MIDI-трека отображено на правом нижнем снимке.
Часто задаваемые вопросы
— Продукцию каких марок имеет смысл рассматривать в первую очередь?
Современный рынок цифровых клавишных инструментов стоит на трех столпах, имя которым Korg, Yamaha и Roland. У каждой из названных компаний есть решения на любой вкус и практически любой кошелек. В то же время существует и множество других солидных производителей, хотя их продукция специфична. Например, M-Audio и Fatar знамениты своими MIDI-клавиатурами, Access — аналоговыми синтезаторами для студии и сцены, а Nord вдобавок еще и электроорганами. Но если говорить про самодостаточные клавишные инструменты широкого профиля, то в этом сегменте бал правят именно Korg, Yamaha и Roland. В определенных ситуациях имеет смысл посмотреть в сторону продукции Kurzweil, Kawai или Clavia, но делать это надо с четким осознанием целей и задач, которые в голове начинающего клавишника сформированными бывают редко. Продукцию Casio и малоизвестных китайских марок, продающуюся по бросовым ценам в супермаркетах, всерьез рассматривать не стоит, если только вы не ищите заведомо дешевую игрушку.
— Можно ли ребенку, обучающемуся в музыкальной школе по классу фортепиано, заниматься дома на цифровом пианино?
Можно, но только если инструмент оборудован тяжелой (так называемой взвешенной) 88-клавишной молоточковой механикой и установлен на массивную фирменную стойку с интегрированными педалями. На вид такие модели кажутся цельнокорпусными, хотя это лишь иллюзия.
Покупка настольной клавишной «доски» на металлической X-образной подставке и с выносной педалью менее затратная, но не позволит выработать юному пианисту правильную посадку, а легкая механика клавиш — должным образом натренировать мускулатуру пальцев, что в будущем серьезно осложнит игру на акустическом рояле. Помимо этого, тандем будет раскачиваться во время игры… В качестве разумного компромисса имеет смысл рассматривать Roland RP-301 или Yamaha CLP-320, а оптимальными для большинства покупателей можно считать Roland HP-302 / 305 и Yamaha CLP-430 / CLP-440. Цены? Как уже упоминалось выше, на «правильное» цифровое пианино придется потратить не менее $1500, высококлассный же инструмент потянет на $2000-2500. Отличие самых дорогих моделей не только в неординарном дизайне, но и в качестве акустических систем и в схемотехнике. И не забудьте докупить два полезных аксессуара: наушники закрытого типа — для ночного музицирования, а также специальную исполнительскую банкетку, ее, правда, иногда включают в комплект поставки.
— Мы не планируем обучать ребенка академической игре на фортепиано, разве что музицировать «для себя». Какой синтезатор приобрести в качестве первого инструмента для записи сочинений и аранжировок?
Многое зависит от бюджета. Только не забывайте, что совсем простенький аппарат будет функционально бестолковым и почти наверняка скверно звучащим. Такой, с позволения сказать, инструмент может напрочь отбить стремление к творческому развитию. Для безопасного начала подойдет Yamaha PSR-E423, но ваше чадо «перерастет» его потенциал меньше чем за год. Если достаток позволяет выбрать более дорогой аппарат, то цельтесь в Korg Pa50SD или Yamaha PSR-S550. Творить на любом из них гораздо интереснее. А можно вложиться по-крупному и купить модель «на вырост» — Yamaha PSR-S710 или Roland Prelude. Каждый из двух синтезаторов обойдется минимум в $1400, зато юное дарование вряд ли потеряет к нему интерес в течение нескольких лет, а последующий переход на профессиональный инструмент пройдет относительно легко.
— Я композитор, нуждаюсь в первоклассной рабочей станции для создания самой разнообразной музыки. Какую предпочесть?
Одна из самых совершенных по звучанию и возможностям клавишных станций носит марку Korg и называется Kronos. Аппарат, оснащенный сенсорным интерфейсом, выпускается в трех версиях, которые различаются октавностью клавиатуры и качеством ее механики. Kronos — это компиляция всех предыдущих достижений компании. В частности, для формирования звука здесь используется целых девять разноплановых алгоритмов, доселе встречавшихся в разных профильных синтезаторах фирмы по отдельности.
Перечислять достоинства машины можно очень долго, поэтому просто порекомендуем прогуляться на официальную страничку производителя или посмотреть демонстрационный ролик.
Несмотря на огромный потенциал, Kronos не так уж и дорог: топовый вариант с 88-клавишной молоточковой механикой официально стоит в Москве примерно $6300, а многочисленные интернет-магазины и того уступчивее. Другие интересные варианты — это Roland Fantom G и Yamaha Motif XF. Оба инструмента тоже выпускаются с тремя вариантами клавиатуры (облегченной пяти- или шестиоктавной, либо молоточковой 7-октавной), оба имеют богатейшее оснащение и обширный банк звуков.
Инструменты совершенно разные по характеру звука, поэтому перед покупкой обязательно попробуйте каждый в действии.
— Мучаюсь вопросом: построить домашнюю студию на базе компьютера или купить одну единственную клавишную рабочую станцию?
Вопрос очень непростой. Изначально все зависит от задач, которые планируется решать в студии, опыта использования студийного оборудования, навыков работы с музыкальным компьютерным софтом и бюджета. Потенциально компьютерная студия лучше во всем, но если учесть стоимость «железа» (компьютер с монитором, MIDI-клавиатура, звуковой интерфейс) и лицензионного программного обеспечения, включая библиотеки звуков, то она может обойтись даже дороже, чем высококлассная клавишная станция, а в настройке и в использовании будет несоизмеримо сложнее. Клавишная станция в этом плане гораздо привлекательнее: можно работать сразу после включения в розетку, есть инструкция с подробным описанием каждой операции, а пользоваться арсеналом функций не сложнее, чем управляться со смартфоном. Но даже лучшие клавишные станции не приспособлены для активной записи живых инструментов и обработки/монтажа таких треков. Добавить дорожку с вокалом — без проблем, но основная специализация этих инструментов — создание музыки на клавиатуре с использованием штатного банка звуков. К слову, он довольно обширен. В распоряжении музыканта изначально есть 1-2 тысячи готовых тембров, включая пару десятков наборов ударных, плюс, возможность их комбинировать и создавать свои звуки. В общем, у каждого решения есть свои плюсы и минусы, но для типовой квартиры клавишная станция — более удобный, по мнению автора статьи, вариант, особенно если вы не считаете себя техническим гуру.
— Говорят, что на каком-то синтезаторе можно довольно точно имитировать звучание отдельных акустических инструментов, включая приемы игры на них, и воссоздать целый оркестр. Это правда?
Это правда, но по-настоящему хорошо с этой задачей справляются только аранжировщики Yamaha серии Tyros. В 2011 году публике был представлен инструмент четвертого поколения, названный, соответственно, Tyros 4. Цена изделия в России — порядка $5500 без учета фирменной подставки и опциональной акустики — к слову, недешевой, но звучащей весьма посредственно. От ее покупки лучше отказаться в пользу студийных мониторов. Сам же инструмент, безусловно, радует, даже несмотря на то, что выпускается только с легкой «синтезаторной» 5-октавной клавиатурой.
— Выбираю высококлассный клавишный аранжировщик. Какие есть варианты?
Если не считать упомянутого выше Yamaha Tyros 4, то в список кандидатов на покупку можно включить, пожалуй, только Korg Pa3X ($5200). Корговский прибор не умеет так же искусно имитировать приемы игры на живых инструментах и нюансы звучания их тембров, зато во многих ситуациях обеспечивают более «взрослое» звучание композиций в целом, и секция формирования сложных синтетических звуков у него развита гораздо лучше.
Можно сказать, что Yamaha Tyros 4 — выбор «акустических» композиторов, а Korg Pa3X — творцов электронной музыки, а также R’n’B и рэпа. Потоковую «попсу» с одинаковым успехом можно создавать на обоих инструментах.
— …а если подешевле?
Тогда «среднеклассовые» Korg Pa800 ($3200) и Yamaha PSR-S910 ($2800). Расклад по звучанию примерно такой же, как и у более дорогих моделей брендов.
— Стоит ли платить за дополнительные октавы на клавиатуре и утяжеленную молоточковую механику?
Покупателю цифрового пианино даже задумываться не нужно: платить однозначно! Иначе зачем тогда пианино? А вот при покупке синтезатора, аранжировщика или рабочей станции надлежит взвесить «за» (удобство игры) и «против» (значительная разница в цене, худшая транспортабельность). Для поэтапного создания композиций большинства жанров вполне хватает и стандартных пяти октав легковесных клавиш, но если партии сложные, то пара дополнительных октав и молоточковый механизм однозначно пригодятся.
Источник