Что такое пианино с клавесином

Разница между фортепиано и клавесином

Фортепиано против клавесина Есть много струнных музыкальных инструментов с клавишными. Кроме того, пианино занимает почетное место в качестве романтического музыкального инструмента, наполненного мел

Содержание:

Фортепиано против клавесина

Есть много струнных музыкальных инструментов с клавишными. Кроме того, пианино занимает почетное место в качестве романтического музыкального инструмента, наполненного мелодиями. Есть еще один музыкальный инструмент — клавесин, который когда-то был очень популярен. Клавесин имеет сходство с фортепиано. Однако, несмотря на сходство, между фортепиано и клавесином есть различия, о которых пойдет речь в этой статье.

Клавесин

Клавесин — это струнный музыкальный инструмент с клавиатурой, такой же, как у фортепиано, но вместо ударов, как на фортепиано, клавиатура клавесина щипковая. С 16 по середину 18 века клавесин был очень популярным музыкальным инструментом в Европе, который использовался в опере и оркестре. Звук получается при ощипывании через плектр. В клавесине вместо одной клавиатуры две. В семействе щипковых клавишных есть много музыкальных инструментов, таких как спинет, муселар, клавесин, девственница и т. Д. Колебания струн передаются на деку, которая приклеена к мосту под струнами.

В эпоху Возрождения у его руля стоял клавесин, а знаменитыми музыкантами, использовавшими этот струнный музыкальный инструмент, были Генри Пёрселл, Доменико Скарлетти и др.

Пианино

Фортепиано — очень интересный струнный музыкальный инструмент, на котором играют, ударяя по клавишам. Удар по клавише заставляет молоток ударить по настроенной струне. Изобретением фортепиано приписывают Бартоломео Кристофори из Италии в начале 17 века. Он имел глубокие познания в клавесине и создавал фортепиано на основе этих знаний.

В чем разница между фортепиано и клавесином?

• И фортепьяно, и клавесин являются струнными музыкальными инструментами, но в то время как в случае фортепьяно удар по клавиатуре происходит в клавесине.

• Клавесин можно назвать предшественником фортепиано.

• Фортепиано было изобретено в начале 18 века, когда клавесин достиг своего пика в период Возрождения.

• Клавесин имеет два набора струн, а фортепиано — один.

• Звуки фортепиано имеют вариации, в то время как клавесин воспроизводит один и тот же звук независимо от того, как нажата клавиша.

Источник

Фортепиано и клавесины 2021

Фортепиано против клавесина

Пианино и клавесин — струнные инструменты и широко используются в оркестровой музыке и опере. Можно встретить много различий между фортепиано и клавесина.

Основное отличие, которое можно видеть между фортепиано и клавесином, заключается в использовании их струн. Хотя молотки используются, чтобы ударить по струнам пианино, струны щипают в клавесине.

Сравнивая их происхождение, клавесин был первым инструментом, который использовался в музыкальных кругах. Клавесин стал популярным в XIV веке, но с введением фортепиано в 18 веке клавесин медленно исчез со сцены. В 20-м веке клавесин снова воскрес в музыкальных кругах.

Звуки, созданные на фортепиано, отличаются от звуков, созданных на клавесине. В то время как клавесин поставляется с пятью октавами, фортепиано имеет семь октав. В отличие от фортепиано динамика клавесина более мягкая, а это означает, что ноты сохраняются очень мало. Более того, восхождения, декресендо и крещендо невозможны с клавесином.

При сравнении их ключей ключи клавесина более тонкие. Хотя вы можете кидать пальцами на фортепианные клавиатуры, это невозможно сделать с помощью клавесина. При клавесине каждая нота должна воспроизводиться отдельно. С другой стороны, клавиши пианино можно просто ударить.

Еще одно отличие, которое можно видеть между фортепиано и клавесином, состоит в том, что у последнего больше сопротивления. Можно также видеть, что тон может поддерживаться на пианино, в то время как это невозможно сделать с клавесином.

Для сравнения, фортепианный игрок будет иметь полный контроль над объемом звука, созданного, в то время как игрок-клавесин не имеет такого контроля. С помощью фортепиано можно воспроизводить мягкие и громкие звуки.

1. Когда молотки используются, чтобы ударить по струнам пианино, струны щипают в клавесине.

2. Клавесин стал популярным в XIV веке, но фортепиано было представлено только в 18 веке.

3. В то время как клавесин поставляется с пятью октавами, фортепиано имеет семь октав.

4. Сравнивая их ключи, ключи клавесина более тонкие.

5. Тон может поддерживаться на пианино, в то время как это невозможно сделать с клавесином.

6. Пианино будет полностью контролировать громкость звука; можно воспроизводить мягкие и громкие звуки. С другой стороны, клавесинный игрок не имеет такого контроля.

Источник

Клавесин и клавикорд – предшественники фортепиано

Клавикорды берут свое начало от XIV-XV вв. Изначально небольшие и легкие переносные клавикорды в Западной Европы использовались исключительно бродячими музыкантами, из чего можно сделать вывод о крайне невысокой стоимости инструментов. Клавикорд представлял собой деревянный ящик, в которой размещались узкая клавиатура и набор металлических струн. Так как все струны имели идентичные длину, клавикорды были прямоугольной формы.

Позже мастера пришли к выводы, что из-за струн одной длины существует много проблем и неудобств, даже в настройке, поэтому началось производство инструментов, обладавших разной длиной струн, а также бóльшими размерами и наличием ножек. В связи со схожей с фортепиано механикой, клавикорд располагал, говоря современным языком, «динамической» клавиатурой, благодаря чему сила звука имела зависимость от силы удара по клавише. Специально под этот инструмент создавались шедевры такими композиторами, как Бах, Гендель, Моцарт, Гайдн, Телеман и даже Бетховен в своих ранних сонатах.

Кстати говоря, именно под клавикорд, на базе которого мастерами, наконец, был решен вопрос искусственного уравнивания полутонов, а также равенства бемолей и диезов, Иоганн Себастьян Бах написал целых сорок восемь бесценных для мировой музыкальной культуры фуг и прелюдий, получивших легендарное название «Wohltemperierte Klavier».

И все-таки звук клавикорда был слишком тихим и мягким, чтобы на нем можно было проводить выступления в залах перед большим количеством слушателей. Поэтому потом клавикорд широко применялся в домашнем музицировании.

Вторым видом струнно-клавишного инструмента, пользовавшегося популярностью в XV, XVI и XVII веках, является спинет. Фактически, спинет представляет собой мини-версию (слегка упрощенную) клавесина, обладающего одной или двумя клавиатурами с размерностью в четыре или пять октав. Отличительной чертой клавесина, как правило, было богатое декорирование.

Но гораздо большую популярность снискал третий и, наверное, самый необычный музыкальный инструмент – сам клавесин. Его даже по-разному называли: и вёрджинел, и чембало, и клавичембало. Если расцвет искусства игры на клавикорде относится к Германии, то клавесин с его разновидностями широко применялся в Англии, Франции и Скандинавии.

Клавесин напоминает спинет, у него та же щипковая механика, но размеры крупнее. Внутри корпуса находились натянутые струны, имевшие идентичную толщину, но разную длину: именно этим объясняется его характерная форма – по внешнему виду он напоминает современный рояль. Извлечение звука осуществлялось при помощи упругих язычков из кусочков кожи или ороговевших кончиков птичьих перьев, которые, будучи закрепленными на специальных тангентах, которые приводились в движение клавишами, щипали струны.

Клавесины делятся на два типа: прямоугольный или квадратный среднего размера и крыловидный горизонтальный или вертикальный размером побольше. Инструмент пользовался особой популярностью в эпоху барокко, когда модными были пышные наряды с кринолинами и оборками, и даже архитектура и живопись отражала салонное искусство во всех своих проявлениях. Клавесин являлся уже настоящим концертным инструментом.

Первоначально музицирование на клавесине можно было проводить только в гостиных и светских салонах. В крупных залах его звонкий голос затухал, как и у клавикорда. Клавесин издает достаточно специфичный звук – слегка суховатый, «стеклянный», не выдающий достаточной протяженности, которой отличался клавикорд. Но это был добротный, сравнительно звучный музыкальный инструмент, на котором при условии определенного умения можно было играть подвижные пьесы, легкие композиции и аккомпанемент, сопровождающий речитатив и пение. Отличная гармония достигалась при дополнении друг другом коротких звуков клавесина и плавно тянущихся звуков голоса, скрипки или виолы. Таким образом, клавесин постепенно превратился в прекрасный ансамблевый инструмент.

В оркестре его роль была двоякой: партия сопровождения (дирижер музицировал за клавесином, левой рукой исполняя аккорды, а правой руководя оркестром), генерал-бас, и параллельно – партия звеняще-шелестящих ударных. Именно благодаря этим свойствам клавесина, мы можем наблюдать, как почти во всей музыке эпохи барокко партия виолы, а позднее и виолончели, дублируется клавесином.

С течением времени клавесин появился во всех богатых домах. Инструмент уже изготавливался из самых драгоценных пород дерева. Проводилась инкрустация бронзой, слоновой костью, золотом, а на стенках и крыловидных крышках клавесина модными салонными живописцами писались разнообразные картины. Клавиши обзаводились покрытием из самоцветных пластинок. Никогда прежде музыкальный инструмент не становился столь дорогой, ценимой и почитаемой… игрушкой.

Роскошный вид клавесина заставлял придворных вельмож ценить и музыку, которую на нем исполняли. Расцвет клавесинной музыки, наравне с Германией, приходится на Англию (Гендель, Пёрселл) и Францию (Люли, Куперен, Рамо).

Мастера, разумеется, не хотели смиряться с тем, что звучание клавесина стало слишком однообразным, поэтому начали изобретать различные усовершенствования, призванные разнообразить его звучание. К примеру, устанавливались несколько клавиатур, как на органных мануалах, обладающих разной силой звука; приделывалась педаль, нажатие на которой приглушал звук – но все они не отличались удобством. Несмотря на то, что популярность клавесина упала, сам инструмент насовсем не исчез – услышать его можно и в настоящее время на концертах как старинной, так и современной авангардной музыки.

Источник

🎼Рояль, клавесин, клавикорд — это одно и тоже?

Рояль, клавесин и клавикорд — это все клавишные инструменты. Но сам принцип извлечения звука, а значит и сам звук сильно различаются. Давайте же разберем в отдельности как устроен каждый инструмент

Рояль

Рояль многие видели и знают, как он выглядит и как звучит. У него самое сложное устройство механизма извлечения звука. Вот как он работает при нажатии на клавишу.

Именно потому, что механизм имеет такое сложное устройство, рояль под пальцами разных исполнителей звучит по-разному. На рояле можно делать десятки самых разных оттенков звука, что в совокупности с педалями, коих на роялях три, открывает поистине безграничные возможности.

Недаром многие композиторы писали свои симфонии и оперы именно для рояля, а затем уже расписывали для каждого инструмента оркестра. Ведь на рояле можно сымитировать звучание почти всех инструментов симфонического оркестра

Играет Даниэль Баренбойм

Клавесин

По форме очень похож на рояль и используется в оркестре до сих пор. А вот сам механизм передачи усилия с клавиши на струну совершенно другой. Здесь клавиша толкает специальные палочки, на концах которых есть крючки, которые при движении как бы подцепляют струну. Поэтому при игре на клавесине можно услышать характерных металлический звук. Раньше эти крючки были из гусиного пера.

При игре на клавесине не получится изменить громкость звука. Для этого придется перескочить на другую клавиатуру. Таких клавиатур может быть три, и все будут иметь разную силу звука. Звук у клавесина пронзительный, звенящий, бряцающий

Послушаем звучание клавесина. Играет Гленн Гульд.

Клавикорд

Этот клавишный инструмент уже не используется. Однако до широко распространения рояля он использовался повсеместно, обычно как домашний инструмент, потому что имел небольшие размеры. Но и звук у него был слабый.

Клавикорд по своей сути усовершенствованная лютня. Поэтому звук
чем-то похож на звук гитары.

Клавикорд устроен проще всего — здесь на другом конце клавиши расположен молоточек — тангент, который при нажатии, как на качелях на детской площадке, ударяет по струне.

Несмотря на простое устройство, на клавикорде можно извлечь намного больше разных звуковых оттенков. Но, из-за того, что звук тихий, клавикорд со временем перестал использоваться.

А вот так звучит этот инструмент.

Источник

Небольшой обзор *родственников пианино*.

Спине́т (англ. spinet, фр. epinette, итал. spinetta, от итал. spina — «колючка») — небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.

Самые ранние сохранившиеся спинеты происходят из Италии и относятся к началу XVII века. Среди них немало инструментов 5- или 6- угольной формы (с клавиатурой на самой длинной стороне). В Италии были изобретены и крыловидные спинеты того типа, который пользовался особой популярностью в Англии, вытеснив к концу XVII века прямоугольный вёрджинел в качестве самого распространенного инструмента для домашнего музицирования.

Вирджина́л, устар. виргина́л, в современной транскрипции — вёрджинел (англ. virginal, от «virgin» — «дева», «барышня») — клавишный струнный музыкальный инструмент, старинная английская разновидность спинета. Английских композиторов XVI—XVII вв., писавших для этого инструмента, именуют вирджиналистами. Важнейшая рукопись нотированной музыки для этого инструмента известна под названием Вирджинальная книга Фицуильяма.

Вирджинал имеет один набор струн и один мануал. В отличие от мюзелара мануал на вирджинале сдвинут влево от центра. В Англии до XVII в. словом virginal (также во мн.ч. virginals) называли любые клавишные инструменты, оснащённые струнами (например, клавесин). В современной терминологии вирджинал — инструмент со струнами, расположенными перпендикулярно клавишам (в отличие от клавесина и спинета).

Первое упоминание вирджинала находится в трактате чешского энциклопедиста Павла Пражского «Книга о двадцати искусствах» (около 1463 г.):

Инструмент вирджинал — это разновидность клавикорда, с металлическими струнами, издающими звук как на клавесине. Он обладает 32 хорами струн, которые возбуждаются ударением пальцев по клавишам, и приятно звучит по тонам и полутонам. Девственным (virginale) он называется оттого, что своим нежным и приятным звучанием подобен сладкоголосой деве.

Первое упоминание термина на английском языке относится к 1530 году, когда Генрих VIII купил пять таких инструментов. Первоначально на вирджинале играли, ставя его на стол. Более поздние экземпляры инструмента оснащались собственными ножками. Расцвет популярности вирджинала приходится на вторую половину XVI и первую половину XVII веков. В это время в Англии сложилась так называемая школа вирджиналистов, крупнейшие представители которой — Уильям Бёрд, Джон Булл, Орландо Гиббонс, Жиль Фарнеби, Томас Томкинс.

Исторически важнейшие сборники вирджинальной музыки, составленные в то время и вскоре после него, — Вирджинальная книга Фицуильяма (содержит 297 пьес; составлена не позднее 1625 года), Книга леди Невел (англ.; 1591 год), сборник «Партения» (англ.; напечатан около 1611 года).

В XVIII веке вирджинал был известен и в Германии. В России до революции для этого инструмента использовался термин «виргинал».

Мюзела́р (фр. muselar от нидерл. muselaar) — небольшой столообразный фламандский клавишный музыкальный инструмент, разновидность вёрджинала. Имеет один набор струн и один мануал (клавиатуру), сдвинутый, в отличие от вёрджинала, вправо от центра.

В связи с перемещением клавиатуры защипывание струны на мюзеларе происходит ближе к её середине.

Быстрые репетиции звука при этом затрудняются, поскольку в центре струна имеет наибольшую амплитуду биения, отчего увеличивается время самого щипка, то есть время контакта язычка со струной, поскольку язычку приходится оттягивать струну до крайней точки максимального размаха её колебаний, прежде чем струна сорвётся и придёт в колебание. Некоторые авторы отмечали, что у мюзелара по сравнению с вёрджиналом более глухой тон в нижних регистрах.

Клавико́рд (от лат. clavis — «ключ» и др.-греч. χορδή — «струна») — клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников хаммерклавира и современного фортепиано.

Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Время изобретения клавикорда неизвестно. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (лат. Domenicus Pisaurensis) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов.

Существует две разновидности клавикорда: свободный, с полным набором струн, когда каждой клавише соответствует отдельная струна, и связанный, с редуцированным набором струн, когда тангенты нескольких, чаще всего двух или трёх, клавиш ударяют одну и ту же струну в разных местах.

Устройство связанного клавикорда позволяет существенно уменьшить число струн, однако, делает невозможным одновременное исполнение соответствующих нот. Клавикорды использовались преимущественно для домашнего музицирования, но были и разновидности с несколькими мануалами и педалью, которые использовались органистами для занятий. Размер клавикорда в зависимости от разновидности и диапазона — от небольших инструментов, имеющих форму книги, до сравнительно больших с корпусом длиной 1,5 м.

Наибольшего расцвета клавикордная музыка достигла в XVII—XVIII веках, а в начале XIX века окончательно вытесняется фортепиано. Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен.

Молоточковое фортепиа́но (нем. Hammerklavier, Hammerclavier, англ. fortepiano[1], фр. piano-forte) — клавишный музыкальный инструмент, старинная разновидность фортепиано.

Термин «молоточковое фортепиано» применяется для различения старинной разновидности фортепиано и современных инструментов (рояля и пианино), хотя конструктивная особенность обоих принципиально одна и та же: как и на обычном фортепиано, по струнам старинного фортепиано ударяют деревянные молоточки, обтянутые войлоком или кожей.

«Камерный» звук молоточкового фортепиано заметно отличается от привычного «концертного» звука современных роялей. Он суше, тише, не столь богат обертонами и не обладает широкой динамической амплитудой. В высоком регистре звук молоточкового фортепиано близок клавесинному. В низком регистре аккорды в тесном расположении на молоточковом фортепиано звучат не столь густо и «жирно», их структура прослушивается лучше.

Лютневый клавесин, также ла́утенверк, лютневый клавир, теорба-клавесин (итал. arpicordo leutato, нем. Lautenklavier, Lautenwerck, Theorbenflügel, англ. lute-harpsichord) — музыкальный инструмент, разновидность клавесина с жильными струнами, распространённая в эпоху барокко. Звук инструмента напоминает звук лютни (отсюда название).

Лютневый клавесин мог быть одномануальным, либо иметь несколько (два, реже три) мануала. Корпус напоминал раковину (как у лютни). Жильные струны предназначались для среднего и верхнего регистров (как у лютни или арфы). В отличие от клавесина струны защипывались значительно дальше от нижнего порожка, что давало гораздо более мягкую атаку звука.

Исторические экземпляры лютневого клавесина не сохранились. Предполагается, что именно его имел в виду немецкий теоретик Себастьян Вирдунг под инструментом, описанным им под названием harpventif («Musica getutscht», 1511); по другой точке зрения, Вирдунг описывал «арфовый» клавесин, т.е. клавишный инструмент, имитировавший звучание арфы.

Лютневый клавесин под названием arpicordo leutato описал в пособии для органистов «Звучащий орган» («L’organo suonarino», 2-я ред., 1611) итальянец Адриано Банкьери. По-видимому, лютневый клавесин во времена Банкьери был весьма распространён, так как автор на страницах трактата предложил новую басовую модификацию инструмента (для игры basso continuo). Эту модификацию он назвал arpitarrone, от сочетания слов arpicordo (клавесин) и chitarronе (китаррон, басовая разновидность лютни).

В Германии XVIII века лютневые клавесины различной конструкции изготавливали Иоганн Кристоф Фляйшер (обозначал его как «теорба-клавир», Theorbenflügel), Захария Хильдебрандт, Иоганн Николаус Бах. Якоб Адлунг посвятил лютневому клавесину главу своего трактата «Musica mechanica organoedi» (часть II, 1768). Он описывал Lautenwerk как «красивейший из всех клавишных инструментов после органа. инструмент близок лютне не только по тембру, но и по диапазону и по изяществу звучания». Единственный недостаток лаутенверка заключался в отсутствии динамической палитры — оттенков громкости, которые доступны обычной лютне.

Челе́ста (итал. celesta от celeste «небесный») — клавишный металлофон, внешне и по механике напоминающий пианино. Ударный музыкальный инструмент, звучащим телом которого являются стальные пластинки. Один из наиболее популярных дополнительных инструментов симфонического оркестра.

Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами (механизм молоточков напоминает фортепианный, но более простой). Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах. Диапазон челесты ― от c1 (до первой октавы) до c5 (до пятой октавы).

Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году Ч. Клаггетом из Лондона.

В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами и в 1886 году получил патент на новый инструмент под названием «челеcта».

Тангентенфлюгель (нем. Tangentenflügel) — клавишный музыкальный инструмент второй половины XVIII века, сочетавший в себе черты клавесина и фортепиано; непосредственный предшественник хаммерклавира. Был изобретён в 1750-е гг. Францем Якобом Шпетом, наладившим производство инструмента в Регенсбурге (фирма Späth & Schmahl, совместно с Кристофом Фридрихом Шмалем).

Аналогичные инструменты производились и в других странах, часто из готовых клавесинов (путём замены механики). По характеру звука тангентенфлюгель напоминает скорее фортепиано в верхних регистрах и ближе к клавесину в нижних.

Считается, что специально для тангентенфлюгеля предназначен ряд клавирных сочинений Карла Филиппа Эммануэля Баха. О своей симпатии к «шпетовскому клавиру» (нем. spättische Clavier) говорит в письме 1777 года Вольфганг Амадей Моцарт, хотя и в контексте своих изменившихся предпочтений (в направлении инструментов работы Иоганна Андреаса Штайна, то есть собственно фортепиано). К концу XVIII века тангентенфлюгель был совершенно вытеснен фортепиано.

Орфотонофониум Артура фон Эттингена.

Courtesy of the Sciense Museum, London. Пэм Флюк (Солтэйр, Англия) у клавиатуры энгармонической фисгармонии Р. Х. М. Бозанкета

Индийская фисгармония (Гармоника).

Ро́дес-пиа́но (часто «Ро́дес», «Фе́ндер-Ро́дес»; англ. Rhodes piano; Fender Rhodes) — электромеханический музыкальный инструмент. Один из знаковых инструментов джаза, поп- и рок-музыки 1960—1970-х годов, сохраняющий популярность до настоящего времени. В отличие от других электрических фортепиано, где источником звука является струна или металлический язычок (англ. reed), источник звука в фортепиано Родеса — металлическая пластина (англ. tine — зубец), подобная камертону.

Источник

Оцените статью