Что такое подготовленное или препарированное фортепиано

Препарированное пианино

Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) — фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук. Идея изменить тембр инструмента с помощью помещения различных объектов в дальнейшем была использована и в других инструментах — например, препарированная гитара.

Изобретателем препарированного фортепиано и человеком, который утвердил этот термин в музыкальном мире, стал Джон Кейдж. В качестве своих предшественников он называл Генри Коуэлла и Эрика Сати; последний ещё в 1913 году исполнял на препарированном фортепиано свои «шесть крошечных танцев» к пьесе собственного сочинения «Ловушка Медуза» («Le Piège de Méduse»).

Подготовленное фортепиано нашло своё применение и в рок-музыке — так, оно звучит в песне The Velvet Underground «All Tomorrow’s Parties» (на нём играет Джон Кейл) и на первом треке альбома Дэвида Боуи «Брайан Ино).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Препарированное пианино» в других словарях:

Табу (альбом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Табу (значения). Табу … Википедия

Подготовленное фортепиано — Композитор экспериментатор Кристиан Вульф даёт концерт на подготовленно … Википедия

Источник

Подготовленное фортепиано

Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) — фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук. Идея изменить тембр инструмента с помощью помещения различных объектов в дальнейшем была использована и в других инструментах — например, препарированная гитара.

Изобретателем подготовленного фортепиано и человеком, который утвердил этот термин в музыкальном мире, стал Джон Кейдж. В качестве своих предшественников он называл Генри Коуэлла и Эрика Сати; последний ещё в 1913 году исполнял на подготовленном фортепиано свои «шесть крошечных танцев» к пьесе собственного сочинения «Ловушка Медуза» («Le Piège de Méduse»).

Подготовленное фортепиано нашло своё применение и в рок-музыке — так, оно звучит в песне The Velvet Underground «All Tomorrow’s Parties» (на нём играет Джон Кейл) и на первом треке альбома Дэвида Боуи «Lodger» (куда его добавил Брайан Ино). Также подготовленное фортепиано звучит в альбоме «Табу» группы Аквариум, группы «Мuse» в Sing for Absolution (применение дополнительных гитарных струн внутри пианино).

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Подготовленное фортепиано» в других словарях:

Фортепиано — разновидности: Пианино, Рояль (на илл.) … Википедия

Фортепиано подготовленное — Экспериментальный композитор Кристиан Вульф даёт концерт на подготовленном фортепиано, 2007 год Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на… … Википедия

Препарированное фортепиано — Экспериментальный композитор Кристиан Вульф даёт концерт на подготовленном фортепиано, 2007 год Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на… … Википедия

Фортепьяно — Фортепиано Классификация • Клавишный инструмент • Струнный инструмент Диапазон … Википедия

Hauschka — Фолькер Бертельманн Место рождения Ферндорф, Германия Страна Германия Профессии Музыкант, Композитор Инструменты Подготовленное фортепиано … Википедия

Хаушка — Фолькер Бертельманн Место рождения Ферндорф, Германия Страна … Википедия

Препарированное пианино — Экспериментальный композитор Кристиан Вульф даёт концерт на подготовленном фортепиано, 2007 год Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на… … Википедия

Кейдж, Джон — Джон Милтон Кейдж John Milton Cage Jr. Основная информация Дата рождения 5 сентября 1912(1912 0 … Википедия

Сонорика — (от фр. sonorite звучность) Музыка звучностей, необычного нетрадиционного звука. С. свойство определенного рода музыки XX в., где умаляется роль кантиленной мелодии и гармонии (в традиционном смысле аккордовых последований; также полифонии)… … Энциклопедия культурологии

Механическое пианино — Эта статья о музыкальном инструменте. О романе Курта Воннегута см. Механическое пианино (роман). Пневматическая пианола … Википедия

Источник

Кто первым препарировал фортепиано

В 1938 случилось выдающееся событие не только в жизни Кейджа, но и всей музыки XX века. Изобретение Кейджем препарированного рояля. Когда струны инструмента подготавливаются при помощи различных предметов: скрепок, обрывков твёрдой ткани, шурупов, ластиков, газеты, специальных насадок и т.п., в результате чего монотембровый рояль расцвечивается разнообразными красками и звучание его приобретает богатый почти оркестровый колорит. Это была, действительно, революция в области музыкального инструментария и тембра, предвещающая сонорику второго авангарда. В чём-то данное изобретение есть второе дыхание фортепиано, но скорее, другая концепция фортепианной жизни, концепция, которая содержит не только некое переосмысление инструмента, не только некую идею, взрывающую прежнее представление, но и нечто такое, когда вскрывается совершенно иная реальность инструмента и когда обнажается совершенно невозможная его возможность: речь идёт о том, что на препарированном рояле любой, даже специально написанный для него опус — с самыми детальными и точными указаниями, как подготовить инструмент — будет всегда отличаться и темброво, и ритмически, и интонационно, потому что в природе нет абсолютно одинаковых шурупов, одинаковых насадок, ластиков, скрепок, деревяшек . всякий из них будет давать несколько иное, отличное звучание, тембровую краску, длительность нот, частоту колебания струны, обертоновые шкалы и призвуки и высотно-тоновую неопределённость, то есть, каждый раз сочинение, исполненное на препарированном рояле, станет звучать по-новому! Словно бы создаваться и твориться на наших глазах! Думаю, что никто, не смог бы изобрести подобный рояль, кроме Кейджа, для которого вопрос исключительности, неповторимости и непредвиденности каждого музыкального действа являлся одним из ключевых в искусстве. По этой причине, любое произведение Кейджа, созданное для препарированного фортепиано — будь то «Комната» (1943), «Книга музыки» (1944), «Музыка для Марселя Дюшана» (1946), «Две пасторали» (1951) или «31’46.776»» при каждом очередном исполнении слышится по-разному, неожиданно и премьерно.

Определения, история возникновения

Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) — фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук . Музыкальный словарь Гроува предлагает следующую трактовку: «Подготовленное фортепиано (англ. prepared piano) – фортепиано, между струнами которого помещены гайки, ластики, монеты, что приводит к изменению тембровых, звуковысотных, тембровых и динамических характеристик инструмента ».

Идея препарированного фортепиано оперирует соотношениями видимого и слышимого. Зритель видит, как пианист ведет рукой – играет гамму, а звучат мало того, что далекие от фортепиано ударные или бренчащие струнные, но еще и не гаммообразно, а в изломанном рисунке. Идея изменить тембр инструмента с помощью помещения различных объектов в дальнейшем была использована и в других инструментах – например, препарированная гитара.

Первые опыты с «подготовленным» фортепиано выполнил Генри Коуэлл в 1914 году. Однако изобретателем препарированного фортепиано и человеком, который утвердил этот термин в музыкальном мире, стал Джон Кейдж.

Идея подготовить рояль возникла у Кейджа в конце 30-х годов, когда он работал аккомпаниатором в школе танца в Сиэтле. Балерина Сильвия Форт попросила его написать музыку к новому танцу – Вакханалия, в котором должны были звучать африканские мотивы и ритмы. Из-за небольшого пространства на сцене Кейдж не мог использовать ударные и был вынужден писать фортепианную пьесу, однако воспроизвести звучание барабанов не получалось. Тогда Д. Кейдж вспомнил, как во время учебы у Коуэлла он видел и слышал, как тот при игре на рояле изменял звучание щипком или зажатием струн пальцами. Звук получался как раз тот, что надо. Кейдж положил на струны противень. Результат его удовлетворил, однако противень отскакивал из-за вибрации, а измененные звуки через некоторое время исчезали. Тогда Кейдж начал пробовать другие железные предметы, пока не дошел до гвоздей. Однако гвозди проскальзывали сквозь струны. И вдруг Кейджа осенило – нужно использовать болты и шурупы. Получалась возможность играть в двух вариантах – обычным открытым резонансом и приглушенным, тихим при нажатой педали. Кейдж быстро закончил Вакханалию и позднее, в 40-е годы сочинял почти исключительно для препарированного рояля. Из-за трудностей организации ансамбля ударных инструментов, он в дальнейшем модернизировал эту технику, например, использовал педаль для дополнительного резонанса.

В 1949 году за свои достижения, в том числе и в области препарированного фортепиано, Кейдж получил награду от национальной Академии искусств и литературы.

Изобретение Кейджем препарированного рояля привело к совершенно новому и неизведанному пути в музыке. Первой задачей при написании пьесы становилась идея, где и как размещать предметы. Зачастую старт композиционного творческого процесса заключался в размышлениях на тему: «какой материал использовать» вместо того, чтобы придумать мотив или тему. Каждая выбранная деталь приготовления была так же важна, как любая нота или аккорд в нотной партитуре. Да и весь процесс создания нового произведения основывался на точном размещении предметов во внутренностях рояля.

Источник

Что такое подготовленное или препарированное фортепиано

Подготовленное (препарированное) фортепиано — клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук.


Идея изменить тембр инструмента с помощью помещения различных объектов в дальнейшем была использована и в других инструментах — например, препарированная гитара.

Изобретателем препарированного фортепиано и человеком, который утвердил этот термин в музыкальном мире, стал Джон Кейдж. В качестве своих предшественников он называл Генри Коуэлла и Эрика Сати; последний ещё в 1913 году исполнял на препарированном фортепиано свои «шесть крошечных танцев» к пьесе собственного сочинения «Ловушка Медуза» («Le Piege de Meduse»).

Подготовленное фортепиано нашло своё применение и в рок-музыке — так, оно звучит в песне The Velvet Underground «All Tomorrow’s Parties» (на нём играет Джон Кейл) и на первом треке альбома Дэвида Боуи «Lodger» (куда его добавил Брайан Ино).

Видео: Подготовленное (препарированное) фортепиано на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Источник

Подготовленное фортепиано

  • Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) — фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук. Идея изменить тембр инструмента с помощью помещения различных объектов в дальнейшем была использована и в других инструментах — например, препарированная гитара.

Изобретателем подготовленного фортепиано и человеком, который утвердил этот термин в музыкальном мире, стал Джон Кейдж. В качестве своих предшественников он называл Генри Коуэлла и Эрика Сати; последний ещё в 1913 году исполнял на подготовленном фортепиано свои «шесть крошечных танцев» к пьесе собственного сочинения «Ловушка Медузы» (фр. «Le Piège de Méduse»).

Подготовленное фортепиано также нашло своё применение в различных направлениях популярной экспериментальной музыки — так, оно звучит в песне The Velvet Underground «All Tomorrow’s Parties» и в альбоме Дэвида Боуи Lodger.

Источник

Оцените статью