- Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием
- Аккорды в тональности. Общая информация
- Виды аккордов
- Мажорные
- Минорные
- Уменьшенные
- Аккорды с задержанием
- С надстройками
- Тональность и ее ступени
- Аккорды входящие в тональность – Таблицы
- Мажор
- Минор
- Паттерны аккордов в тональности
- Мажор
- Минор
- Возможные исключения
- Использование аккордов с надстройками
- Примеры аккордовых прогрессий
- Мажор
- Минор
- Заключение
- ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- 19 Replies to “ Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием ”
- Аккорды: что такое интервал, тон, полутон, и как быстро их освоить
- Что такое аккорд
- Интервал, полутон, тон
- Виды аккордов
- Аппликатуры
- Названия аккордов
- С чего начать игру на гитаре
Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием
Аккорды в тональности. Общая информация
Когда начинающие гитаристы пытаются сочинить собственную песню, то почти наверняка сталкиваются с вопросом – какие аккорды подобрать для нее? Очень часто они действуют интуитивно, используя уже знакомые паттерны из известных им песен. Однако в какой-то момент все их композиции становятся похожими друг на друга, и перед новичком встает вопрос – а как вообще подбирать аккорды в тональности? В этой статье содержится подробный ответ на этот вопрос, а также все необходимые материалы, чтобы полностью разобрать данную тему.
Виды аккордов
Для начала стоит вспомнить о построении аккордов и их видах.
Мажорные
Это трезвучия, имеющие «радостное», «торжественное» звучание. Они выстраиваются по схеме «тоника – большая терция – малая терция». То есть, аккорд C имеет в себе ноты До – Ми – Соль. Именно от них и происходит изменение ступеней и, как следствия, звучания трезвучия.
Минорные
«Печальные», «грустные» аккорды. На письме они обозначаются буквой m рядом с играющей нотой. Данные трезвучия выстраиваются по схеме «тоника – малая терция – большая терция». Аккорд Cm имеет ноты До – Ми♭ — Соль.
Уменьшенные
Или аккорды dim . Уменьшенные аккорды могут быть только минорными, поскольку в них отсутствует характерная мажорная большая терция. Свое название они получили, поскольку выстраиваются по принципу «тоника – малая терция – малая терция». То есть, аккорд Cdim содержит ноты До – Ми♭ — F#
Аккорды с задержанием
Обозначаются как Sus . Они нейтральны по своему звучанию, и возможны в двух видах – Sus2 или Sus4, в зависимости от того, какая из ступеней поднимается. По аналогии с другими примерами, Csus2 имеет ноты До – Ре – Соль, а Csus4 – До – Фа – Соль.
С надстройками
Помимо этого, существует огромное количество аккордов, не подразделяющихся на какие-то группы. Они выстраиваются от уменьшения, увеличения, или добавления дополнительных ступеней в уже имеющееся трезвучие. Самый классический пример – септаккорд, который образуется при помощи добавления четвертой ноты в уже известное трезвучие. Кроме этого, можно увидеть кучу других примеров, с поднятой пятой, второй, и даже девятой или тринадцатой ступени – это уже джаз.
Тональность и ее ступени
Аккорды, входящие в тональность, неотделимы от ее ступеней. Их семь – и, по факту, это ноты, входящие в нее, выстроенные по определенному принципу. Они обозначаются римскими цифрами. Ступени всегда считаются от тоники – основной ноты тональности, и, как следствие, основного аккорда. Например, в тональности До-мажор будут следующие ноты – CDEFGAB. Те же самые ноты будут и в тональности Ля-минор, поскольку в соответствии с кругом тональности , они являются параллельными – то есть, содержат одинаковые звуки, но в разных последовательностях.
Соответственно, первая ступень в До-мажоре – это C, вторая – D, и так далее. Знание того, какие звуки содержатся в той или иной тональности, сильно поможет вам в дальнейшем подборе нужных аккордов.
Аккорды входящие в тональность – Таблицы
Ниже представлены две таблицы с аккордами в тональности, одна – для мажорных, другая – для минорных. Используя ее вы сможете гораздо проще и быстрее сочинять композиции, а также в скором времени запомнить, какие трезвучия какой тональности соответствуют.
Мажор
Минор
Паттерны аккордов в тональности
Как можно увидеть из таблицы, все аккорды в тональности подчиняются определенному паттерну. Тональность включает в себя как минорные, так и мажорные аккорды, и вам достаточно запомнить, как они идут друг за другом, чтобы точно знать, какое трезвучие сыграть в тональности в данный момент. Для примера мы возьмем тональность C мажор и D минор.
Мажор
Мажорный паттерн выглядит следующим образом, отталкиваясь от ступеней:
То есть, в классическом До-мажоре, аккорды распределены таким образом:
Особый интерес представляет собой аккорд Bdim. Дело в том, что стоит он здесь не случайно. Он построен таким образом, что именно внутри него все ноты соответствуют тональности До Мажор – B D F.
Минор
Минорный паттерн выглядит следующим образом:
На примере тональности D минор:
Возможные исключения
Стоит сказать о том, что при необходимости вы всегда можете вставить аккорд, который на первый взгляд не должен находиться в тональности. Для этого нужные трезвучия должны находиться на второй и третьей ступени – тогда вместо минорного аккорда можно сыграть мажорный, и оно будет походить. Однако это исключение работает только в мажорных тональностях.
Использование аккордов с надстройками
Если в песне используется септаккорд, вы всегда можете изменить его, добавив вместо седьмой ступени девятую, или любую другую. Аккорды с надстройками также можно использовать и как часть гармонии, главное, чтобы все ноты входили в тональность. Это разнообразит ваши аккордовые последовательности .
Примеры аккордовых прогрессий
Мажор
Am7 – D7 – Gmaj7 – именно так, это все еще мажор. В данном случае тоника – это G, а последовательность построена от джазового стандарта II – V – I.
Минор
Заключение
Для того чтобы правильно построить аккорды в тональности, требуется знать, какие в ней ступени, а также стандартные паттерны минорых и мажорных трезвучий. Пользуясь этими знаниями, а также таблицами, вы сможете без проблем сочинять интересные композиции, дополняя их необычными аккордами и добиваясь своего уникального звучания.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
19 Replies to “ Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием ”
Большое спасибо! Отличная статья!
Почему в таблице Db и С# как отдельные тональности, это же одна нота?
Это называется Энгармонизм. Когда мы имеем две ноты с различными знаками альтерации (или их отсутствием в каких-то случаях) которые, по сути, на грифе это одна и та же нота. Все дело в формуле построения самой гаммы. Здесь у нас мажорная гамма построенная так Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Следовательно, если вы построите ее от нот D♭ и C#, то вы получите разные ноты и это также отразится на построении самим аккордов. В общем, это в основном касается только теоретической части, на звучании это не отразится.
Я не понимаю от чего зависит минорность или мажорность аккорда в той или иной тональности, вот 1, 4 и 5 ступени обычно мажорные либо минорные. Чем это объясняется?
Здравствуйте. Мажорность и минорность зависит от интервалов, по которым строятся трезвучия. Отличие между минором и мажором заключается в следующем:
- Для мажорного аккорда при построении мы откладываем большую терцию от тоники (4 лада от тоники) + малую терцию (3 лада от III ступени). Если взять для наглядности аккорд До-мажор, то мы получим с вами его ноты До-Ми-Соль. Эти ноты находятся на I – III – V ступенях гаммы, которые мы построили по формуле описанной выше.
- Для минорного аккорда при построении мы откладываем малую терцию от тоники (3 лада от тоники) + большую терцию (4 лада от III ступени). Если возьмем аккорд Am то на ступенях I – III – V получим следующие ноты Ля-До-Ми.
Отвечая на ваш вопрос, от чего зависит мажорность или минорность, она зависит от первого построенного интервала от тоники. Если построена большая терция аккорд будет мажорный, если малая терция то минорный. Пятая ступень имеет интервал квинту от тоники в обоих вариантах.
Хочу еще добавить. От чего такая закономерность, что на 1-4-5 ступенях мы получаем мажорные аккорды, а на 2-3-6 минорные. Если взять для примера гамму До-мажор
C – D – E – F – G – A – B
и использовать формулы, которые написаны выше, то мы получим с вами аккорды, которые входят в эту тональность. Такая закономерность появилась из-за полутонов между нотами B-C и E-F.
Это я понял, а как объясняется конкретно то, что вторым аккордом в тональности до мажор я строю аккорд ре минор, третьим ми минор, почему не ми мажор например? Я вот про это. Как определить что строить на каждой ступени, минор или мажор? Я же от каждой ступени могу и ту ту формулу использовать и получится либо минор либо мажор.
Я вам как раз это и расписал. Из-за того что в любой гамме есть ноты между которыми полутон E – F и B – С, и складывается, что часть аккордов мажорные, а часть минорные.
Формула мажорной гаммы Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
Гамма До-мажор состоит из 7 нот C D E F G A B, каждая из которых находится на своей ступени, из количества следует, что их также семь.
Построим аккорд До-мажор, это I – III – V ступени данной гаммы, и он будет состоять из нот C – E – G. Интервалы между нотами C-E (большая терция 2 тона), между E – G (малая терция 1,5 тона). Т.к. в интервале между нотами E – G есть полутон (E-F) мы получаем интервал 1,5 тона. И таким образом у нас построен мажорный аккорд.
Дальше разберем ваш пример «Почему мы строим на II и III ступень Ре-минор и Ми-минор, а не мажорные аккорды?». Опять же вернемся к нашей гамме и отложим I – III – V ступени от ноты D (Ре). Получим следующие ноты D – F – A. В интервале между нотами D – F у нас есть полутон между нотами E – F, следовательно, всего между ними 1,5 тона, следовательно, это малая терция. А между нотами F – A полутонов нет, там 2 целых тона, т.е. большая терция. Т.к. между первыми двумя нота у нас построена малая терция и + большая терция, то мы получаем Минорный аккорд. Точно также со следующей ступенью гаммы До-мажор, с нотой E (Ми). Если в ней построить все аналогичным образом мы также получим минорный аккорд.
Это закономерность для любой Мажорной гаммы.
Надеюсь не запутал и вы сможете разобраться.
Мажорность или минорность зависит от способа звукоизвлечения, больше не от чего.
Источник
Аккорды: что такое интервал, тон, полутон, и как быстро их освоить
«Мне бы разучить три аккорда», — так звучит одна из строчек песни полузабытой отечественной группы. Каждый когда-то мечтал создать свою команду, играть на гитаре и разъезжать по стране как кумиры. Но если с нотами еще все более-менее ясно, то про аккорды — что такое, сколько есть и как звучат, известно далеко не каждому.
Что такое аккорд
На вопрос про аккорды теория музыки дает мелодичный и красивый ответ с кучей терминов вроде перебора, секвенции и так далее. Если просто и в двух словах, представьте, что ноты — это буквы. Тогда разгадка вопроса про аккорды, что такое и с чем их едят, станет ближе. Это — слоги из которых состоит мелодия песни. Но это очень грубое определение для такого тонкого понятия. Нужно его немного облагородить. Если неизвестны аккорды, что такое созвучие понятно каждому, даже далекому от музыкальной сферы человеку. Аккорд — это созвучие, состоящее минимум из трех, максимум — из пяти звуков. Наиболее популярные аккорды — для гитары, фортепиано или синтезатора.
Интервал, полутон, тон
Каждый аккорд строится через интервалы. Интервалом называют расстояние от звука до звука. Измеряется музыкальный путь не километрами, а тонами и полутонами. Каждый интервал носит свое название в зависимости от этого расстояния:
- прима — 0 тонов;
- интервал малая секунда — 0.5 тона;
- следующий промежуток — большая секунда, которая составляет 1 тон;
- малая терция равна 1,5 тона;
- большая терция составляет 2 тона;
- следующая по величине — кварта, 2,5 тона;
- далее идет увеличенная кварта протяженностью в 3 тона;
- также 3 тона — уменьшеная квинта, которая в чистом виде составляет 3.5 тона;
- следом идет малая секста, которая составляет 4 тона;
- большая секста имеет протяженность в 4.5 тона;
- далее располагается малая септима в 5 тонов;
- последняя в списке чистая октава, длина которой составляет 6 тонов.
От длины интервала напрямую зависит звучание. Например, малая секунда звучит очень резко и отрывисто.
Виды аккордов
Классификация аккордов происходит по принципу звучания. Существует всего две большие разновидности аккордов:
- мажорные — с их помощью создается веселое, легкое звучание;
- минорные — слегка меланхоличные звуки, именно минорные аккорды можно услышать в произведениях жанра шансон или дворовой музыке.
Трезвучие — аккорд всего из трех звуков. Септаккорд состоит из четырех звуков.
Аппликатуры
Теперь стало понятнее про интервалы, тона, и аккорды. Что такое аппликатура? Проще говоря — это схема аккордов. Выучить ее несложно. Сразу после того, как она станет понятнее, вы сможете понять, как играть любую песню. Аппликатура — квадратная таблица 6х6, состоящая из 5 рядов. Слева от нее располагаются 5 цифр — лады гитары. А внизу буквами обозначены ноты на каждой из струн. Метки с цифрами находятся на линиях, расположенных вертикально. Метки показывают, какой лад следует зажимать на каждой струне. Цифры — пальцы, которыми нужно зажимать лад.
- 0 — струна открыта или не используется в данном аккорде
- 1 — обозначение для указательного пальца;
- 2 — принято обозначать средний палец;
- 3 — безымянный;
- 4 — соответственно для мизинца.
Названия аккордов
Аккорды для гитары так же, как и ноты, имеют свои названия. При этом во многих песнях используется максимум три из них. Названия аккордов выглядят следующим образом:
Ля минор- Аm . Это минорное сочетание — самое популярное и присутствует во всех известных песнях. Именно с него начинается игра для «чайников». Все дело в его простоте.
Как играть: 1-я струна остается нетронутой. Указательным пальцем зажимается 1 лад на 2 струне. Безымянным пальцем зажимается 2 лад на 3 струне. Средний палец оставляем на 2 ладу 4 струны. 5 струну оставить открытой, 6 трогать не нужно.
Dm ( ре минор). Его играть немного сложнее: указательный палец ставим на 1 лад 1 струны. Безымянный палец должен быть на 3 ладу 2 струны. Средний палец располагается на 2 ладу 3 струны. 4 струна остается открытой. 5-6 струны не используют.
D (Ре мажор). Очень похож на минорное звучание, но играется немного по -другому: указательный палец зажимается на 2 ладу 1 струны и 2 лад 3 струны. Средним пальцем зажимается 2 лад 3 струны. 4 струна — открытая. 5-6 не используют.
Еm (Ми минор)/ Не используется так часто как предыдущие, но прекрасно звучит на акустической гитаре. Первые три струны открыты. Средний палец на 2 ладу 4 струны. Указательный ставится на 2 лад 5 струны. 6 струна открытая.
С (До мажор) 1 струна открытая. Указательный палец ставится на 1 лад 2 струны. 3 струна -открыта, средним пальцем зажимается 2 лад 4 струны. Безымянный ставится на 3 лад 5 струны. 6 струна в данном аккорде закрытая.
G (соль мажор) Безымянным пальцем зажимается 3 лад 1 струны. Струны 2, 3, 4 — открыты. Указательный палец ставится на 2 лад 5 струны. Средний палец располагают на 3 ладу 6 струны.
С чего начать игру на гитаре
Несмотря на то, что репертуары исполнителей постоянно обогащаются и появляются новые имена, обучение новичков начинают как правило, с песен Виктора Цоя или Земфиры. Все дело в том, что эти легенды русского рока использовали в своих песнях комбинацию из трех аккордов. Классической обучающей песней считается «Звезда по имени Солнце» Виктора Цоя, которую позднее перепела Земфира.
Источник