Что такое портаменто фортепиано

Портаменто

Содержание

Основное значение термина

Портаме́нто (итал. portamento — перенос) — способ исполнения, при котором следующая нота не сразу берётся точно (в звуко-высотном отношении), а используется короткий и плавный подъезд к нужной высоте от предыдущей ноты. Например, на скрипке это выглядит так: исполнитель играет ноту, затем от неё лёгким движением скользит пальцем к следующей. То же самое происходит и у вокалиста, когда он использует данный приём.

Умелое и нечастое использование приёма portamento может очень хорошо украсить музыкальную фразу. Если скольжение затянуто и слишком подчёркнуто, тогда речь идёт уже о приёме глиссандо.

Другое значение термина

«В современной исполнительской практике и справочной литературе под portamento нередко понимают подчеркнутое, раздельное артикулирование звуков — несвязную игру, для обозначения которой существует термин portato». [1] Термин в этом значении прижился в первую очередь в среде пианистов, но перешел и в практику других инструменталистов (в том числе исполнителей на струнных смычковых), что зафиксировано в современном «Словаре иностранных музыкальных терминов» (авторы Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А.):

Portamento (ит. портамэнто), Portando (портандо) — портаменто: 1) в пении и при игре на духовом инструменте скользящий переход одного звука к др.; 2) в игре на фортепиано указание играть протяжно, но не связно; 3) штрих у смычковых инструментов — звуки берутся несколько протянутыми на одном направлении движения смычка и с цезурами. [2]

На аккордеоне и баяне портаменто, как и другие штрихи, исполняется движением меха:

Штрих портаменто представляет собою соединение легато с деташе, сфорцандо или маркато. Если нужно исполнить штрихом портаменто несколько одноименных звуков, течение звучания не прекращается. Но, чтобы они не слились в один, необходимо перед окончанием каждого звука (или созвучия) резко уменьшить его силу, а начало нового звука (созвучия) подчеркнуть возобновлением прежней силы звучания. В этом случае между звуками перерыва не будет, однако начало каждого из них будет легко различаться. При этом каждый новый звук можно исполнять деташе, маркато и сфорцандо, но, в отличие от обычных штрихов, где между звуками существуют минимальные цезуры, здесь вместо цезуры будет звучание предыдущего звука (созвучия) на пианиссимо. [3]

Источник

Что такое портаменто фортепиано

Приём игры, заключающийся в скольжении по диатонической гамме (для фортепиано) или по хроматической гамме (для струнных инструментов) называют портаменто, глиссандо или slide. Данным приёмом заполняют промежуток между двумя нотами разной высоты. Скольжение может быть как вверх, так и вниз.

Термин «глиссандо» употребляют, в основном, инструменталисты. Термином «портаменто» пользуются вокалисты.

Обозначается портаменто и глиссандо волнистой чертой, соединяющей две ноты:

Портаменто, глиссандо

Рисунок 1. Портаменто, глиссандо

Slide

Этим термином часто называют глиссандо, исполняемое на гитаре. Обозначается прямой линией, соединяющей ноты. В данном случае, скольжение возможно по нескольким струнам одновременно:

Slide

Рисунок 2. Обозначение slide

Помимо определённых нот в начале и в конце slide, возможно опускание либо начальных нот, либо конечных. В этом случае прямая линия остаётся, а крайняя нота (или аккорд) не указывается.

Портаменто

Помимо описанного выше приёма исполнения, термином «портаменто» обозначают глубокое нон легато. Это почти связное исполнение звуков или аккордов (нечто среднее между «>легато и «>стаккато ). Обозначение данного приёма включает в себя обозначения и легато, и стаккато:

Источник

Значение слова «портаменто»

  • Портаме́нто (итал. portamento — перенос) — способ исполнения, при котором следующая нота не сразу берётся точно (в звуко-высотном отношении), а используется плавный переход к нужной высоте от предыдущей ноты. Например, на скрипке это выглядит так: исполнитель играет ноту, затем от неё лёгким движением скользит пальцем к следующей. То же самое происходит и у вокалиста, когда он использует данный приём.

Умелое и нечастое использование приёма portamento может очень хорошо украсить музыкальную фразу. Если скольжение затянуто и слишком подчёркнуто, тогда речь идёт уже о приёме глиссандо.

портаме́нто

1. муз. способ исполнения, при котором следующая нота не сразу берётся точно, а используется плавный переход к нужной высоте от предыдущей ноты

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова урядник (существительное):

Источник

Портаменто — Portamento

В музыке портаменто (множественное число: portamenti , от древнеитальянского : portamento , что означает «возить» или «переносить») — это высота звука, переходящая от одной ноты к другой. Термин произошел от итальянского выражения «portamento della voce» («перевозка голоса»), обозначающего с начала 17 века его использование в вокальных выступлениях и подражание членами семейства скрипок и некоторых духовых инструментов, а иногда и используется взаимозаменяемо с ожиданием . Он также применяется к одному типу глиссандо , например, к слайд-тромбонам, а также к функции «скольжения» стальных гитар и синтезаторов .

СОДЕРЖАНИЕ

Вокальное портаменто

В первом примере, первой арии Родольфо в «Соннамбуле» (1831 г.), портаменто обозначено размытием между третьей и четвертой нотами. Второй пример, первая линия Юдит в «Замке герцога Синей Бороды» (1912), использует наклонную волнистую линию между четвертой и пятой нотами, чтобы указать на устойчивый подъем высоты тона. Разумеется, портаменто можно использовать и для нисходящих интервалов.

Мнения о вокальных портаменто

В исполнении итальянской музыки бельканто концепции музыкального оскорбления и истинного портаменто не всегда означают одно и то же. Это просто объясняет Никола Ваккаи в его « Практическом методе итальянского пения» , первоначально опубликованном в 1832 году, чье мнение по этому поводу имеет определенный авторитет. В смысле, описанном Ваккаи, портаменто — это не размытие, а орнаментальный акцент на легато, соединяющий две отдельные ноты, без какого-либо скольжения или скольжения между промежуточными нотами. В своих собственных вступительных заявлениях, составляющих предисловие к его Уроку XIII, «Modo per portare la voce» (метод передачи голоса), Ваккай утверждает: «Перенос голоса от одной ноты к другой не означает, что вы должны перетаскивать или протягивать голос через все промежуточные интервалы, злоупотребление, которое совершается часто, — но это означает «идеально соединить» одну ноту с другой ». Далее он описывает и иллюстрирует, что там, где согласный звук попадает между двумя нотами, которые должны быть лигатурированы таким образом, портаменто достигается либо «почти незаметным» ожиданием второй ноты пары в заключительных моментах предшествующего ей гласного звука. или же путем минутной задержки «сальто» или прыжка между нотами до первого момента гласного звука во второй ноте. Он добавляет: «В фразах, требующих особой изящества и выразительности, он производит очень хороший эффект: однако следует тщательно избегать злоупотреблений им, поскольку это ведет к манерности и однообразию».

Однако Мануэль Гарсиа (1805–1906), прославившийся певческий педагог, в своем Новом Сборнике искусства пения , часть 1, глава VII, «О вокализации или ловкости (Agilità)», высказал противоположное мнение. Описывая способы перехода голоса от одной ноты к другой, он различал con portamento (плавный или невнятный режим) и легато (просто плавный режим вокализации). «Нечеткость — значит проводить голос от одной ноты к другой через все промежуточные звуки . Это перетаскивание нот поможет уравновесить регистры, тембры и силу голоса». Он предупредил, что учащиеся не должны приобретать дурную привычку атаковать ноту невнятными словами, что является распространенным недостатком плохих певцов. Что касается «гладкой или легатной вокализации (Agilità legata e granita)», это означает «переходить от одного звука к другому аккуратно, внезапно и плавно, не прерывая поток голоса, но не позволяя ему затягиваться или невнятно. поверх любого промежуточного звука . как и в случае невнятных звуков, воздух должен подвергаться постоянному и постоянному давлению, чтобы все ноты тесно соединялись друг с другом «.

Таким образом, эти два выдающихся певца XIX века расходились во мнениях относительно значения портаменто и его отношения к легато и музыкальной фразе. Это отражало не просто различие терминологии, но и разные понимания фундаментальных аспектов техники пения. Также следует иметь в виду, что изогнутая линия или фразовый знак (похожий на пятно) — это обычный способ в голосовой записи указать певцу, что гласный звук слова должен быть перенесен или лигатурирован. две или более последовательных нот (как в руладе ), и при таком использовании всегда подразумевается легато, а не невнятность, если не указано иное.

Хотя портаменто (в смысле невнятной речи) продолжало широко использоваться в популярной музыке, оно не одобрялось для оперного пения многими критиками в 1920-х и 1930-х годах как признак либо плохой техники, либо безвкусицы, признак дешевизны. сентиментализм или эффектность. Это недействительная критика исполнителя, если портаменто явно указано в партитуре или уместно иным образом. Однако, когда такой спецификации нет, ожидается, что певец сможет четко переходить от ноты к ноте без какой-либо невнятности или «черпания».

Источник

Что такое портаменто фортепиано

итал., от portare la voce — переносить голос; франц. port de voix

В игре на смычковых инструментах способ исполнения мелодии при помощи замедленного скольжения пальца по струне от одного положения к другому. Близко к глиссандо; однако если указание на глиссандо даётся самим композитором в нотном тексте, то использование Р., как правило, предоставляется на усмотрение исполнителя. Применение Р. определялось в первую очередь развитием на скрипке позиционной игры и обусловленной этим необходимостью достижения при переходе из позиции в позицию плавного соединения звуков в кантилене. Поэтому использование Р. неразрывно связано с аппликатурой, аппликатурным мышлением исполнителя. Во 2-й пол. 19 в., с развитием виртуозной техники игры, возрастающим значением в инстр. музыке тембра, Р. в сочетании с вибрато начинает играть всё более важную роль, давая возможность исполнителю разнообразить и варьировать окраску звуков. Распространённым приёмом выразит. игры Р. становится лишь в 20 в., приобретя новый смысл в исполнит. практике Э. Изаи и особенно Ф. Крейслера. Последний применил в сочетании с интенсивным вибрато, разл. рода акцентами смычка и приёмом portato широкую и разнообразную гамму оттенков Р. В отличие от классич. Р., значение к-рого сводилось лишь к плавному соединению звуков, в современном исполнительстве Р. стало одним из важнейших средств художественной интерпретации.

Практически возможны след. виды Р.:

В первом случае скольжение производится пальцем, берущим начальный звук, а последующий, более высокий, берётся другим пальцем; во втором — скольжение производится в основном пальцем, берущим высокий звук; в третьем — скольжение и извлечение начального и последующего звуков осуществляется одним и тем же пальцем. В художеств. отношении возможность применения разл. способов исполнения Р. целиком определяется интерпретацией данного муз. отрывка, муз. фразы и индивидуальным вкусом исполнителя, т.к. каждый из приведённых способов исполнения Р. сообщает звучанию особую окраску. Поэтому, используя тот или иной способ, исполнитель может придать разл. оттенок звучания одной и той же муз. фразе. Неоправданное употребление вок. и инстр. Р. приводит к манерности исполнения.

Литература: Ямпольский И., Основы скрипичной аппликатуры, М., 1955, с. 172-78.

Источник

Оцените статью