- Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения
- Главные аккорды
- Побочные аккорды
- Правила голосоведения
- Обозначение аккордов
- Аккордовые последовательности
- Последовательности аккордов
- Немного о типах движения аккордов.
- 1.Функциональные
- 2. Нефункциональные последовательности
- Harmony
- Harmony Singing
- Chords
- Triads
- Seventh Chords
- Inversions
- Arpeggios
- Spelling Chords
- Roman Numerals
Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения
Аккордовые последовательности, основаны на взаимодействии аккордов между собой, не нарушая при этом гармонии лада.
Главные аккорды
Аккорды могут выполнять функции тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D), такие трезвучия также называют главными.
Как видно из примера, главные аккорды берутся в любой последовательности, кроме D — S, разумеется, всегда существуют исключения из правил.
Побочные аккорды
Функции T, S и D могут выполнять не только главные аккорды. На терцию выше или ниже каждого из главных аккордов расположены побочные аккорды (обладающие двумя общими звуками).
II — IV — VI — I — III — V — VII
——S——— ———D——
——T——
На схеме показаны три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях входят одновременно в две группы (III и VI).
По мере удаления от тоники вправо или влево постепенно уменьшается звуковая связь (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II — самая сильная.
Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени — субмедиантой (или нижней медиантой).
Септаккорды на ступенях натурального и гармонического минорного лада, пример в тональности ля-минор.
II | IV | VI | I | III | V | VII |
Bm 7b5 | Dm 7 | Fmaj 7 | Am 7 | Cmaj 7 (Сmaj 7#5 ) | Em 7 (E 7 ) | G 7 (#Go) |
Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажорного лада, пример в тональности до-мажор.
II | IV | VI | I | III | V | VII |
Dm 7 (Dm 7b5 ) | Fmaj 7 (Fm #7 ) | Am 7 (bAmaj 7#5 ) | Cmaj 7 | Em 7 | G 7 | Bm 7b5 |
Правила голосоведения
В аккордовых последовательностях присутствуют правила голосоведения:
- Не желательно перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше тенора, сопрано (мелодия) ниже альта и т.п.
- Не желательно ложное перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше, чем был тенор в предыдущем аккорде, сопрано (мелодия) ниже альта в предыдущем аккорде и т.п.
- Не желательно повторение аккорда со слабого времени такта на следующее за ним сильное, если аккорд не вступил на предыдущем сильном времени, поскольку подобные переходы звучат очень вяло.
- Не желательно применять в басу два хода подряд на кварту или квинту в одном направлении ввиду явной не мелодичности такого хода.
- Не желательно движение всех голосов в одну сторону (вверх или вниз) как нарушение самостоятельности голосоведения.
- Не желательно движение голосов «параллельными октавами» или «параллельными квинтами» (два голоса делают одинаковый ход таким образом, что между ними остаётся интервал квинты или октавы при смене аккорда) как нарушение самостоятельности голосоведения.
- Не желательно переченье, т.е. передача хроматического полутона между голосами. Например, «до» и «до-диез» в двух соединяемых аккордах должны быть в одном голосе, а не в двух разных.
- Не желательны любые ходы на увеличенные интервалы.
Обозначение аккордов
Тоника | До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си |
Мажор | C | D | E | F | G | A | B |
Минор | Cm | Dm | Em | Fm | Gm | Am | Bm |
Септа | C7 | D7 | E7 | F7 | G7 | A7 | B7 |
Аккордовые последовательности
Простые универсальные последовательности:
Am — Dm — E7 — Am
Em — Am — B7 — Em
Dm — Gm — A7 — Dm
Bm — Em — F#7 — Bm
Dm — Am — E7 — Am
Am — Em — B7 — Em
Gm — Dm — A7 — Dm
Em — Bm — F#7 — Bm
С — F — G7 — C
D — G — A7 — D
G — C — D7 — G
E — A — B7 — E
A — D — E7 — A
F — C — G7 — C
G — D — A7 — D
C — G — D7 — G
A — E — B7 — E
D — A — E7 — A
Вторая ступень в качестве субдоминанты и близкие по смыслу приёмы:
Am — Bm7(-5) — E7 — Am
Am — Dm6 — E7 — Am
С — Dm — G7 — C
С — Dm7(-5) — G7 — C
Седьмая ступень в качестве доминанты:
Am — Bm7(-5) — G#o — Am
С — F — Bo — C
C — Am — Dm — G7 — C
C — Am — F — G7 — C
Am — Dm — G — C — Am
Am — G — F — E — Am
Небольшие отклонения с использованием доминантсептаккордов:
C — A7 — Dm — G7 — C
Am — A7 — Dm — E7 — Am
C — E7 — Am — A7 — Dm — G7 — C
Am — G7 — C — E7 — Am
Двойная доминанта (доминанта к доминанте):
Em — F#7 — B7 — Em
Неаполитанский аккорд (субдоминанта на второй пониженной ступени лада):
Am — Bb — E7 — Am
Цепочки доминантсептаккордов (ходами на кварту вверх, аналогично ходу тоника-субдоминанта):
Em — A7 — D7 — G7 — C7 — F#7 — B7 — Em
Аккордовая последовательность, приводящая к нисходящей хроматической гамме в басу:
A — E7/G# — A7/G — D/F# — F7 — A/E — E7 — A
Аккордовая последовательность, приводящая к восходящей хроматической гамме в басу:
Am — bB — E7/B — Am/C — A7/C# — Dm — D#o — E7 — Am
Источник
Последовательности аккордов
В русскоязычной теории музыки отсутствуют какие-либо внятные классификации и определения аккордовых последовательностей или, как их по другому называют, гармонические последовательности.
Как правило, они трактуются в рамках классической гармонии, что не всегда удобно для современного музыка, который играет или сочиняет поп, рок, джаз музыку.
Аккордовые последовательности — это универсальный инструмент для композитора, поскольку одни и те же последовательности используются в самых разных стилях. И хотя знание гармонии несомненно необходимо, все же выучить основные последовательности можно и без него.
Итак, попробую ликвидировать очередной пробел в русском отделе музыкальной теории.
Аккордовая последовательность — серия аккордов стремящаяся к определённому тональному центру, либо центральному аккорду (в тональной гармонии), либо кратная синтаксической структуре гармоническая ячейка, являющаяся основой для построения пьесы. Таким образом, последовательность может быть 2, 4, 8 тактовая и т.д. Последовательности очень тесно связаны с ритмом и формой.
Отличительной чертой последовательности является повторяемость и определённого рода простота. Это отличает последовательность от обычного гармонического движения в классической музыке.
Она базируется на повторяемости аккордов, в противовес непрерывности гармонического движения в классике. Это главное отличие эстрадной музыки от академической. По всей видимости, самое явление последовательностей возникло в народной музыке, где простота исполнения была очень важна.
Однако элементом стиля последовательности стали в джазе. При чем рэгтайм был основан на принципах классической гармонии, но стремился к простоте более поздних стилей. По типу аккордовой последовательности можно иногда даже определить стиль музыки.
Немного о типах движения аккордов.
Существуют три базовых типа движения гармонии:
На основе них образуются все остальные виды и подвиды движения гармонии. Поскольку основой для построения аккордов является гамма, то и каждый аккорд последовательности именуют цифрой соответствующей ступени, которая является его тоникой.
Таким образом, гармоническая последовательность может быть сыграна в любой тональности. Нужно учитывать несколько правил, для чтения аккордовых последовательностей.
При сохранении диатонической структуры аккорда указывается только римская цифра.
Например, цифра III для C мажора означает аккорд Em или Em7. Если же необходимо взять септаккорд, то указывается смена класса (7 или x), например III7.
Можно выделить два вида аккордовых последовательностей:
1.Функциональные
Основаны на правилах магического круга функций. Таких кругов два: один для мажора, другой для минора
Любая функциональная последовательность соответствует этому кругу.
К таким последовательностям относятся:
I-VI-IV-V и другие.
2. Нефункциональные последовательности
К ним относятся и модальные, и тонально секвенционные последовательности.
Как правило, такие последовательности не имеют четко выраженного разрешения доминанты или субдоминанты в тонику, в них отсутствуют тональные тяготения. Следовательно нефункциональные последовательности имеют, как минимум два варианта тональности.
Характерная особенность таких последовательностей это движение по секундам и терциям, а также квинтовые движения по часовой стрелке квинтового круга Например, последовательность аккордов Am7- Hm7. Очень распространенная последовательность.
Изолированно от мелодии может быть интерпретирована, как последовательность дорийского A минора и тогда ее формула I- IIm7. Также ее можно представить, как последовательность II-III по G мажору.
Нередко нефункциональные последовательности строятся на основе натуральных ладов.
Пример последовательности в миксолидийском G либо эолийский C:
G — Dm -Em -F
Аккордовые последовательности делятся на группы по количеству аккордов.
Наиболее простой с этой точки зрения будет двух аккордовая последовательность и популярный ее вид T-D. Существует немало известных мелодий построенных на чередовании этих двух аккордов. Естественно, что более распространены последовательности с большим числом аккордов (о них в следующей статье).
Использование
Аккордовые последовательности основа многих стилей. Таких, как джаз, блюз, хэви-металл, так как гармония является основой этих стилей. Множество джазовых и рок композиций основаны на заимствовании аккордовой последовательности.
Это большой плюс последовательностей, как композиционного инструмента. Их можно с чистой совестью заимствовать у любого исполнителя. Это, пожалуй, единственная часть музыки, не облагающаяся авторским правом (иначе все были бы должны денег Баху :))
Музыканту часто гораздо легче наиграть, напеть мелодию на аккорды, а потом доработать ее. Многие известные songwriters сочиняют песни именно так. Это один из 4-х способов создания музыки. (Подробнее здесь https://study-music.ru/sochineni-muzyki-poshagovyj-algoritm/)
Хотите верьте, хотите нет, но есть несколько музыкальных стилей в основе которых лежат всего две-три последовательности. В такой музыке гармония не имеет существенного значения. Например, блюз, рок-н-ролл, панк, некоторые жанры EDM.
Приемы работы с последовательностями могут быть самыми различными.
Вот лишь некоторые из них: любой аккорд можно заменить на противоположный по звучания, минор на мажор и т.д., к любому аккорду можно добавлять надстройки, аккорды можно менять местами и заменять по правилу функции. Предлагаю проделать такие пермутации с последовательностью T-S-D-T самостоятельно.
В следующей статье я дам подробное описание золотой библиотеки последовательностей на всей времена.
Источник
Harmony
В самой простом объяснении, гармония появляется всякий раз когда две или более нот, звучат в одно и то же время. К понятию гармонии так же относятся сопровождающие аккорды, которые часто аккомпанируют мелодии песни. Большая часть методики по развитию слуха и практики теории музыки посвящена изучению гармонии. Поняв природу гармонических интервалов, аккордов и аккордовых последовательностей, вы обнаружите что Вам стало намного легче определять аккорды в музыке которую Вы слышите. Вам будет значительно легче подобрать нужные аккорды для мелодии которую Вы сами сочинили.
Harmony Singing
Когда Вы поете вместе с другими вокалистами, вы создаете звучание, такое как создают музыкальные инструменты когда исполняют гармонические интервалы или аккорды. В составе группы, каждый исполнитель обычно поет ноту которая является частью аккорда, который исполняют другие музыканты в группе. Вы получите огромное преимущество, если будете понимать что Вы делаете — в частности как строить аккорды. Вы всегда с наибольшей легкостью и наименьшими временными затратами сможете справится с хоровыми партиями если понимаете строение аккордов которые исполняете в песне и можете спеть любой из тонов этих аккордов. Самая простая форма хорового пения — это звучание второй вокальной партии которая дополняет главную вокальную партию в песен. Вы часто слышите это в припевах популярных песен, где второй голос ‘добавляет значимости’ или особым образом подчеркивает звучание припева песни. Две ноты которые поются одновременно лидирующим вокалистом и вокалистом из группы бек-вокала создают гармонический интервал. Изучая хоровое пение или бек-вокал, попробуйте послушать несколько Ваших любимых песен в которых есть дополнительные вокальные партии и проверьте, сможете ли Вы спеть интервалы, которые исполняет второй вокалист. Терции и квинты в этих случаях встречаются чаще всего. Проверьте так же, можете ли Вы разобраться, какая ступень аккорда исполняется каждым из вокалистов.
Наша игра Вокальная пара предоставляет Вам замечательную возможность отработки навыков пения партии в распространенных гармонических интервалах (уровни 6-10) и аккордов (уровни 11-20).
Chords
Аккорд это созвучие из трех или большего количества звуков. Аккорды обычно строятся по интервалам, самые распространенные из которых — большая и малая терции. Аккорды используют для гармонического аккомпанемента к мелодии в песне. Аккорды крайне важны для создания насыщенного гармонического сопровождения. Например, когда пианист или гитарист аккомпанирует вокалисту, он использует аккорды, чтобы создать гармонический аккомпанемент. Изучая как аккорды устроены и определяя разные аккорды на слух, Вы начнете различать и запоминать распространенные гармонические последовательности. Вы так же приобретете твердую основу для композиции и импровизации.
Triads
Самые простые аккорды называют трезвучиями. Они содержат три разные ноты, которые играются одновременно. Эти ноты называют тонами аккорда и определяют следующим образом:
Основной: | Главная нота в трезвучии |
Терцовый: | интервал малой или большой терции вверх от основного тона |
Квинтовый: | чистая квинта, уменьшенная квинта, или увеличенная квинта вверх от основного тона |
Имеется четыре базовых типа (или «вида«) трезвучия: мажорное, минорное, уменьшенное и увеличенное. Трезвучия мажорного или минорного вида наиболее часто используются в популярной музыке. Уменьшенные и увеличенные трезвучия появляются часто в джазовой и классической музыке, а так же имеют специфическое применение в популярной музыке. Четыре вида трезвучия строятся путем сопоставления интервалов больших и малых терций в следующей последовательности:
- Мажор: большая терция + малая терция (пр. C, E, G)
- Минор: малая терция + большая терция (пр. C, Eb, G)
- Уменьшенное: малая терция + малая терция (пр. C, Eb, Gb)
- Увеличенное: большая терция + большая терция (пр. C, E, G#)
Используйте блок расположенный ниже исследовать эти последовательности и увидеть как строятся аккорды для каждого из четырех видов. Сначала выберите основной тон, затем нажмите кнопку трезвучия, которое Вы хотите услышать.
Для того чтобы натренировать слух определять эти аккорды в песнях, Вам сначала нужно научиться определять вид аккорда — мажор, минор, уменьшенные или увеличенный. Для начала, научитесь петь и определять арпеджио трезвучия. Они состоят из нот аккорда, сыгранных последовательно, одна за другой.
Начальные уровни игры нотное дерево и сейф с аккордами дадут Вам возможность хорошо научиться определять вид трезвучия, а так же определять отдельные ноты в самых распространенных трезвучиях, особенно в мажоре и миноре. В игре нотное дерево, Вы научитесь визуализировать форму разных трезвучий на фортепиано и гитаре.
Seventh Chords
Когда трезвучия соединятся с большой или малой септимой, аккорд образованный в результате называют септаккорд. Четыре наиболее известных типа септаккорда которые можно встретить в стилях pop, jazz, blues, и R&B струятся следующим образом:
Септаккорд | = | Вид трезвучия | + | Интервал септимы | Ступень аккорда | Пример |
---|---|---|---|---|---|---|
Большой мажорный септаккорд: | Мажорное трезвучие | Большая септима | 1, 2, 5, 7 | Cmaj7 (C, E, G, B) | ||
Доминантсептаккорд: | Мажорное трезвучие | Малая септима | 1, 3, 5, b7 | C7 (C, E, G, Bb) | ||
Малый минорный септаккорд: | Минорное трезвучие | Малая септима | 1, b3, 5, b7 | Cm7 (C, Eb, G, Bb) | ||
Полууменьшённый септаккорд: | Уменьшенное трезвучие | Малая септима | 1, b3, b5, b7 | Cm7(b5) (C, Eb, Gb, Bb) |
Точно так же как каждой ноте в ладу дается номер, чтобы представить ступень лада, на которой эта нота находится, каждому тону аккорда назначается ступень аккорда чтобы показать его положение в аккорде. Каждая ступень аккорда всегда соотносится со ступенью мажорного лада который начинается с основного тона аккорда. Например, возьмем аккорд Dm7, в котором есть ноты D, F, A, и C. Теперь посмотрите на D мажорный лад:
D мажор: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
D | E | F# | G | A | B | C# |
Вы можете видеть из примера выше что любой септаккорд может быть построен, если просто следовать формуле определенного типа септаккорда, который Вам нужен. Попробуйте построить несколько септаккордов самостоятельно. Вы можете проверить себя с помощью блока расположенного ниже. Сначала выберите основной тон, затем нажмите кнопку септаккорда, который Вы хотите услышать.
В средних и продвинутых уровнях игры Нотное дерево и Сейф с аккордами Вы будете учиться определять разные варианты септаккордов сразу же, как только Вы их услышали. В игре нотное дерево, Вы научитесь визуализировать форму разных септаккордов на фортепиано и гитаре.
Inversions
Большинство аккордов которые Вы слышите в популярной музыке, это аккорды в основной позиции, что значит что основной тон аккорда является самой низкой нотой в аккорде. Когда нота, отличная от основного тона появляется в самой низкой позиции («позиции баса») аккорд называют обращением. Если Вы возьмете обычный C мажорный аккорд (ноты аккорда C, E, G) и поднимите основной тон C вверх на октаву, Ваш самый низкий звук будет E, и аккорд станет первым обращением, потому что терция аккорда, нота (E) находится в позиции баса. Обращения аккордов часто записываются с помощью знака слеш slash «/» который следует после названия ноты аккорда, находящейся в басу. Используя наш предыдущий пример, мы назовем это первое обращение аккордом C/E. Это очень понятно иллюстрирует что аккорд C играется с нотой E в басу. Таким же образом, если квинта аккорда появляется в позиции баса, аккорд становится вторым обращением. Итак, C мажорный аккорд во втором обращении имеет ноту G в басу, и мы будем обозначать этот аккорд как C/G.
В средних и продвинутых уровнях игры Нотное дерево и Сейф с аккордами, Вы встретитесь со всеми видами обращений. В игре нотное дерево, Вы научитесь визуализировать форму разных обращений аккордов на фортепиано и гитаре.
Arpeggios
Арпеджио состоит из нот аккорда, ноты арпеджио играются последовательно одна за дугой. Этот вид исполнения называют арпеджированием аккорда. Вы можете представить себе арпеджио как «растаявший» аккорд, а обычный аккорд как замороженный. Иногда, мелодии песни сопровождаются аккомпанементом на гитаре или фортепиано с использованием арпеджированных аккордов. Кроме того, арпеджио часто встречается в самих мелодиях, особенно в народной музыке, гимнах и религиозной музыке. Очень часто, ноты мелодии, так же находятся в аккордах сопровождающих мелодию, особенно на сильных долях. Тренируя Ваш слух определять паттерны арпеджио, когда Вы слышите их в мелодии, Вы приобретете ключ, который поможет Вам понять какой именно аккорд соответствует определенной части мелодии.
Игра соберите фразу будет тренировать Вас распознавать арпеджио, которые Вы слышите в песне, и быстро определять аккорд, подходящий для этого арпеджио.
Spelling Chords
Процесс построения аккордов требует умения дать имена нотам определенного аккорда. Взяв название любого аккорда, опытные музыканты могут быстро называть Вам ноты аккорда из которых состоит аккорд. Например, если Вы видите или слышите аккорд Em, Вы должны быть способны молниеносно выдать «E, G, B» — ноты аккорда Em. Слудуйте следующей формуле (ступени звукоряда из мажорного лада) для построения этих, наиболее распространенных аккордов:
A мажорный лад: | A | B | C# | D | E | F# | G# |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Мажорное трезвучие: | 1 | 3 | 5 |
пр. A мажор (A, C#, E) |
Минорное трезвучие: | 1 | b3 | 5 |
пр. A минор (A, C, E) |
Уменьшенное трезвучие: | 1 | b3 | b5 |
пр. Adim (A, C, Eb) |
Увеличенное трезвучие: | 1 | 3 | #5 |
пр. Aaug (A, C# E#) |
Большой мажорный септаккорд: | 1 | 3 | 5 | 7 |
пр. Amaj7 (A, C#, E, G#) |
Доминантсептаккорд: | 1 | 3 | 5 | b7 |
пр. A7 (A, C#, E, G) |
Малый минорный септаккорд: | 1 | b3 | 5 | b7 |
пр. Am7 (A, C, E, G) |
Полууменьшенный септаккорд: | 1 | b3 | b5 | b7 |
пр. Am7(b5) (A, C, Eb, G) |
Скорее всего, Вы хотите уметь быстро называть ноты аккорда в любой тональности. Игра правописание аккордов сделает Вас мастером в правописании трезвучий и септаккордов.
Roman Numerals
В теории музыки и общении между музыкантами, аккорды часто представляются римскими номерами с указанием функции каждого аккорда в определенном ладу. Так как арабские номера чаще всего используются для указания ступени лада, римские номера были выбраны для аккордов чтобы избежать путаницы и внести ясность. Если Вы видите ‘1’ в тональности C мажор, Вы знаете что это относится к тоническому звуку (C), тогда как римский номер ‘I’ говорит нам об аккорде (C мажор). Всякий раз когда Вы видите римский номер представляющий аккорд, Вы точно знаете что основной тон аккорда имеет такой же номер ступени (арабский номер) как и римский номер для аккорда. Следовательно аккорд IV в тональности C мажор в басу (основной тон) имеет четвертую ступень лада, ноту (F), а аккорд VIm в тональности C мажор будет содержать ноту A в басу, как основной тон. Есть разные пути для представления разных типов аккордов. Некоторые музыканты используют маленькие буквы римских номеров для минорных аккордов. Это особенно распространено в классической музыке и классических учебника по теории музыки. Другие люди предпочитают использовать большие буквы для всех римских номеров, и показывать тип аккорда недвусмысленно добавляя ‘m’, ‘dim’, ‘aug’, и так далее. Этот подход мы адаптировали для наших игр и уроков. Вот базовые (наиболее распространенные) аккорды в римском формате для тональности C мажор:
I | IIm | IIIm | IV | V | VIm | VIIdim |
C | Dm | Em | F | G | Am | Bdim |
Игра нотный лазер поможет Вам научиться быстро расставлять аккорды в их римском варианте в разных тональностях. Игра сейф с аккордами разовьет Ваши навыки определения разных типов аккордов по слуху и по римскому номеру.
Источник