- Кто первым препарировал фортепиано
- Определения, история возникновения
- Фортепиано (фортепьяно)
- Что такое фортепиано
- Устройство
- История
- Разновидности фортепьяно
- Игра на инструменте
- Интересные факты
- Что такое приготовленное фортепиано
- Видео: Подготовленное (препарированное) фортепиано на видео + звучание
- Продажа инструментов: где купить/заказать?
Кто первым препарировал фортепиано
В 1938 случилось выдающееся событие не только в жизни Кейджа, но и всей музыки XX века. Изобретение Кейджем препарированного рояля. Когда струны инструмента подготавливаются при помощи различных предметов: скрепок, обрывков твёрдой ткани, шурупов, ластиков, газеты, специальных насадок и т.п., в результате чего монотембровый рояль расцвечивается разнообразными красками и звучание его приобретает богатый почти оркестровый колорит. Это была, действительно, революция в области музыкального инструментария и тембра, предвещающая сонорику второго авангарда. В чём-то данное изобретение есть второе дыхание фортепиано, но скорее, другая концепция фортепианной жизни, концепция, которая содержит не только некое переосмысление инструмента, не только некую идею, взрывающую прежнее представление, но и нечто такое, когда вскрывается совершенно иная реальность инструмента и когда обнажается совершенно невозможная его возможность: речь идёт о том, что на препарированном рояле любой, даже специально написанный для него опус — с самыми детальными и точными указаниями, как подготовить инструмент — будет всегда отличаться и темброво, и ритмически, и интонационно, потому что в природе нет абсолютно одинаковых шурупов, одинаковых насадок, ластиков, скрепок, деревяшек . всякий из них будет давать несколько иное, отличное звучание, тембровую краску, длительность нот, частоту колебания струны, обертоновые шкалы и призвуки и высотно-тоновую неопределённость, то есть, каждый раз сочинение, исполненное на препарированном рояле, станет звучать по-новому! Словно бы создаваться и твориться на наших глазах! Думаю, что никто, не смог бы изобрести подобный рояль, кроме Кейджа, для которого вопрос исключительности, неповторимости и непредвиденности каждого музыкального действа являлся одним из ключевых в искусстве. По этой причине, любое произведение Кейджа, созданное для препарированного фортепиано — будь то «Комната» (1943), «Книга музыки» (1944), «Музыка для Марселя Дюшана» (1946), «Две пасторали» (1951) или «31’46.776»» при каждом очередном исполнении слышится по-разному, неожиданно и премьерно.
Определения, история возникновения
Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) — фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук . Музыкальный словарь Гроува предлагает следующую трактовку: «Подготовленное фортепиано (англ. prepared piano) – фортепиано, между струнами которого помещены гайки, ластики, монеты, что приводит к изменению тембровых, звуковысотных, тембровых и динамических характеристик инструмента ».
Идея препарированного фортепиано оперирует соотношениями видимого и слышимого. Зритель видит, как пианист ведет рукой – играет гамму, а звучат мало того, что далекие от фортепиано ударные или бренчащие струнные, но еще и не гаммообразно, а в изломанном рисунке. Идея изменить тембр инструмента с помощью помещения различных объектов в дальнейшем была использована и в других инструментах – например, препарированная гитара.
Первые опыты с «подготовленным» фортепиано выполнил Генри Коуэлл в 1914 году. Однако изобретателем препарированного фортепиано и человеком, который утвердил этот термин в музыкальном мире, стал Джон Кейдж.
Идея подготовить рояль возникла у Кейджа в конце 30-х годов, когда он работал аккомпаниатором в школе танца в Сиэтле. Балерина Сильвия Форт попросила его написать музыку к новому танцу – Вакханалия, в котором должны были звучать африканские мотивы и ритмы. Из-за небольшого пространства на сцене Кейдж не мог использовать ударные и был вынужден писать фортепианную пьесу, однако воспроизвести звучание барабанов не получалось. Тогда Д. Кейдж вспомнил, как во время учебы у Коуэлла он видел и слышал, как тот при игре на рояле изменял звучание щипком или зажатием струн пальцами. Звук получался как раз тот, что надо. Кейдж положил на струны противень. Результат его удовлетворил, однако противень отскакивал из-за вибрации, а измененные звуки через некоторое время исчезали. Тогда Кейдж начал пробовать другие железные предметы, пока не дошел до гвоздей. Однако гвозди проскальзывали сквозь струны. И вдруг Кейджа осенило – нужно использовать болты и шурупы. Получалась возможность играть в двух вариантах – обычным открытым резонансом и приглушенным, тихим при нажатой педали. Кейдж быстро закончил Вакханалию и позднее, в 40-е годы сочинял почти исключительно для препарированного рояля. Из-за трудностей организации ансамбля ударных инструментов, он в дальнейшем модернизировал эту технику, например, использовал педаль для дополнительного резонанса.
В 1949 году за свои достижения, в том числе и в области препарированного фортепиано, Кейдж получил награду от национальной Академии искусств и литературы.
Изобретение Кейджем препарированного рояля привело к совершенно новому и неизведанному пути в музыке. Первой задачей при написании пьесы становилась идея, где и как размещать предметы. Зачастую старт композиционного творческого процесса заключался в размышлениях на тему: «какой материал использовать» вместо того, чтобы придумать мотив или тему. Каждая выбранная деталь приготовления была так же важна, как любая нота или аккорд в нотной партитуре. Да и весь процесс создания нового произведения основывался на точном размещении предметов во внутренностях рояля.
Источник
Фортепиано (фортепьяно)
Популярные в конце XVII века клавесин и клавикорд претерпели ряд принципиальных конструктивных изменений. В результате произошло возникновение нового инструмента – фортепиано, обладающего великолепными техническими возможностями, обширным диапазоном звучания, тембровой выразительностью. В советские годы пианино было почти в каждом доме, игре на нем обучали в музыкальных школах, а умение играть на фортепиано считалось частью хорошего образования.
Что такое фортепиано
Музыкальный струнный ударно-клавишный инструмент – так классифицируется фортепиано. Он появился более трех столетий назад, по прошествии времени не теряет актуальность, используется, как сольно, так и в сопровождении оркестров.
Старинное название фортепиано – клавир. До изобретения инструмента существовали и другие ударно-клавишные струнные виды – клавесин и клавикорд. Объединяет их то, что все они состоят из корпуса и внутреннего ударно-струнного механизма. Клавесины и клавикорды утратили свое значение из-за негромкого затихающего звука, недостаточно динамичного звучания, невозможности менять громкость.
Устройство
В элегантном корпусе инструмента прячется «начинка», отвечающая за звукоизвлечение. На тяжелой чугунной раме располагаются колки. На них натягиваются струны. Под струнами располагаются штеги. Взаимодействуя с резонансной декой, они усиливают струнные колебания, звуки воспроизводятся громко с выразительным тембром.
Фортепьяно имеет клавиатуру из 88 клавиш-полутонов. Под ней располагаются две или три педали. При нажатии правой педали происходит неразрывное звучание «legato». При нажатии средней педали музыкант удерживает избранные демпферы, а левая педаль используется для ослабления звука.
Конструкция фортепиано сложная. Но, благодаря ей, инструмент имеет богатые выразительные возможности и диапазон звучания целого оркестра. Звукоизвлечение происходит, когда пианист ударяет по клавишам. В это время деревянные молоточки, обтянутые войлоком, ударяют по струнам. В нижнем регистре «работает» одна струна, в среднем и верхнем молоточки ударяют сразу по двум или трем.
Диапазон звучания инструмента семь с четвертью октав от «ля» субконтроктавы до ноты «до» пятой октавы. Наиболее популярны две основные октавы – малая и первая. Контроктава представлена тремя самыми низкими нотами, а пятая – всего одной самой высокой нотой.
Вес пианино внушительный – 250-350 килограммов. Некоторые концертные экземпляры весят около полтонны.
История
Далекий предок фортепиано – монохорд. Этот инструмент использовался в Древней Греции во времена Пифагора. Представлял собой узкий длинный деревянный ящик с натянутой над ним струной. При помощи специальной подставки, которую музыкант передвигал по длине, извлекался звук разной высоты, воспроизводимый молоточками.
Со временем струн стало больше, ящик увеличился в размерах, появилась клавиатура. Нажатием клавиш приводились в движение тангеты – пластинки из металла. Конструкция получила название клавикорд от сочетания латинских слов «clavis» и «chorde», которое означает «клавиша» и «струна». В 17 столетии он был украшением гостиных и музыкальных салонов, являлся роскошью, украшался позолотой, перламутром, драгоценными камнями.
В это же время происходило создание и развитие другого предшественника фортепиано – клавесина. От клавикорда он отличался длиной струн, вследствие чего и имел другую форму, которая позднее перешла к роялю. На струны воздействовали щипковые язычки из птичьих перышек. Звук, извлекаемый таким способом, был мощным, но невыразительным.
В начале 18 века итальянский мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент, в механизм которого заложил все составляющие современного фортепиано: демпфер, молоточек, шультер, шпиллер. Его создание стало началом происхождения пианино.
Первое фортепиано миру представил американский изобретатель Дж. Хаккинс в 1800 году. Через год конструкцию усовершенствовал другой мастер М. Мюллер, добавив к ней педали. Выглядело пианино не так, как сегодня. Фортепиано в том виде, в каком мы привыкли видеть его сегодня, появилось только в 19 веке. В это время он стал популярным и в России. В Петербурге работало несколько десятков мастеров, развивалось фабричное производство.
Разновидности фортепьяно
Пианино и рояль – два вида одного инструмента с разными конструкционными особенностями. Их строение отличается расположением струн. Пианино – разновидность фортепиано, у которой они лежат перпендикулярно клавиатуре, у рояля – в одной плоскости с ней. Поэтому размеры рояля больше, звук громче, насыщеннее.
Отличаются типы инструмента и количеством педалей – у пианино их две, а у более крупного представителя ударных струнно-клавишных – три. В семействе фортепиано эти инструменты называют «младшим» и «старшим» братьями.
Пианино имеет меньшие габариты, является инструментом для домашнего или камерного музицирования, «старший брат» – для концертного. В свою очередь пианино и рояль имеют разновидности, которые отличаются размерами.
Игра на инструменте
Овладение инструментом – сложный, долгий, кропотливый процесс. Поэтому обучение игре на фортепиано начинается с раннего возраста. Среди выдающихся пианистов прошлого века выделяются Артур Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Святослав Рихтер. В современной музыкальной культуре место непревзойденного виртуоза занимает Денис Мацуев.
Инструмент позволяет реализовать многогранные задачи в музыке. Он используется для аккомпанемента сольным вокальным исполнителям. Широко распространены концерты для фортепиано с оркестром. Используются рояль или пианино и в камерных ансамблях в сочетании со струнными или духовыми инструментами.
Интересные факты
- До 50-х годов прошлого века клавиши фортепьяно изготавливались исключительно из слоновой кости. Позднее их заменили на пластиковые и деревянные.
- Японская игрушечная корпорация выпустила мини-пианино шириной всего 25 сантиметров. Это полностью функциональная модель. Она выглядит реалистично, а строение конструктивно правильное, настрой точный. Клавиши пианино всего полсантиметра в ширину.
- В советское время фортепиано было признаком самодостаточности, статусности, особого отношения к культуре. Его дарили за заслуги перед государством. Такой подарок после полета в космос получил Юрий Гагарин.
- На одном из концертов пианист-виртуоз Денис Мацуев настолько рьяно играл на инструменте, что у рояля сломалась ножка, а сам музыкант повредил палец.
- Особое отношение к пианино проявляли техасские ковбои. Даже во время перестрелок, которые часто случались в салунах, пианист продолжал играть, а даже самые отъявленные негодяи не осмеливались стрелять в музыканта.
- Рояль «Challen» – самый габаритный концертный инструмент. Весит знаменитый экземпляр более полутоны, длина корпуса составляет 3 метра 30 сантиметров.
- В истории аукционов отмечен рояль, проданный за баснословную сумму – 2,1 миллиона долларов. Он принадлежал Джону Леннону.
Фортепиано – универсальный инструмент с беспрецедентной популярностью, открывающий многогранное звучание. Для него написано бессчетное количество произведений, а музыкальная литература по художественному значению и ценности граничит с симфонической. Пианино используется в концертах, написанных для фортепиано, но и находит применение в джазовой музыке, применяется для сопровождения вокальных партий.
Источник
Что такое приготовленное фортепиано
Подготовленное (препарированное) фортепиано — клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук.
Идея изменить тембр инструмента с помощью помещения различных объектов в дальнейшем была использована и в других инструментах — например, препарированная гитара.
Изобретателем препарированного фортепиано и человеком, который утвердил этот термин в музыкальном мире, стал Джон Кейдж. В качестве своих предшественников он называл Генри Коуэлла и Эрика Сати; последний ещё в 1913 году исполнял на препарированном фортепиано свои «шесть крошечных танцев» к пьесе собственного сочинения «Ловушка Медуза» («Le Piege de Meduse»).
Подготовленное фортепиано нашло своё применение и в рок-музыке — так, оно звучит в песне The Velvet Underground «All Tomorrow’s Parties» (на нём играет Джон Кейл) и на первом треке альбома Дэвида Боуи «Lodger» (куда его добавил Брайан Ино).
Видео: Подготовленное (препарированное) фортепиано на видео + звучание
Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:
Продажа инструментов: где купить/заказать?
В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!
Источник