Что такое прометеевский аккорд

Прометеев аккорд

  • Прометеев аккорд (прометеевский аккорд, прометеевское шестизвучие) — звуковой комплекс квартовой структуры (аккорд), который использовался А. Н. Скрябиным в «Поэме огня» в качестве основы для одновременных и последовательных музыкальных звукосочетаний. Этот способ музыкальной дедукции, заключавшийся в создании музыкальной ткани из определённой структуры, являлся новаторским для 1910 года (когда была закончена работа над музыкальной поэмой) и неоднократно использовался впоследствии.

В «Поэме огня» Скрябин отказался от общепринятых гармонически-тонических принципов, а прометеев аккорд стал причиной дискуссий в музыкальном мире. Впоследствии специалисты его называли «знаменем музыкального мышления новой стилистической эпохи», а также «„вратами“ в область авангардного музыкального мышления XX века». Вслед за прометеевым аккордом ещё одним примером новой гармонии стал аккорд Петрушки Стравинского.

По мнению некоторых искусствоведов, прометеев аккорд также является примером космической темы в творчестве Скрябина.

Аккорд состоит из следующих звуков: до, фа-диез, си-бемоль, ми, ля, ре.

Связанные понятия

Для римской нотации в музыке используют римские цифры, чтобы отразить аккорды. Римские цифры (I, II, III, IV, …) обозначают ступени гаммы (первая, вторая, третья, четвёртая, …); а также используются для обозначения основного тона, на котором построен аккорд. Например, III обозначает третью ступень гаммы или аккорд, который построен на ней. В целом, заглавные римские цифры (такие как I, IV, V) отражают мажорные аккорды, в то время как маленькие (такие как i, iv, v) минорные аккорды (см. Мажор и Минор.

Имитáция (от лат. imitatio — подражание) в музыке — полифонический приём, в котором, после изложения темы в одном голосе, она повторяется в других голосах. Первоначальный голос называется пропоста (от итал. proposta — предложение), имитирующий голос — риспоста (от итал. risposta — ответ). Риспост может быть несколько, в зависимости от количества голосов. Различают интервал имитации (по начальному звуку), расстояние (по протяжённости пропосты), и сторону (выше или ниже пропосты). От канонической простая.

Источник

Прометеевский аккорд

ПРОМЕТЕ́ЕВСКИЙ АККО́РД (прометеевское шестизвучие) — звуковой комплекс (Fis — His — е — ais — dis′ — gis′), служащий основой (в первонач. виде и в форме транспозиции) одноврем. и последоват. звукосочетаний в «Поэме огня» («Прометее») А. Н. Скрябина (1910). Принцип дедукции муз. ткани из одной структуры, использ. Скрябиным, явился новаторской композиционной идеей, предвосхитившей аналогич. решения в музыке 20 в.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та . 2002 .

Смотреть что такое «Прометеевский аккорд» в других словарях:

Прометеев аккорд — Состав аккорда: большая секунда большая секста большая терция малая септима увеличенная кварта прима Прометеев аккорд (прометеевский аккорд, прометеевское … Википедия

Прометей (Поэма огня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Прометей (значения). Прометей (Поэма огня) Op. 60 музыкальная поэма (продолжительность 20 24 мин.) Александра Скрябина для фортепиано, оркестра (включая орган), голоса (хора ad libitum) и… … Википедия

Источник

Прометеев аккорд

Прометеев аккорд
Состав аккорда:
большая секунда
большая секста
большая терция
малая септима
увеличенная кварта
прима

Прометеев аккорд (прометеевский аккорд, прометеевское шестизвучие) — звуковой комплекс квартовой структуры (аккорд), который использовался А. Н. Скрябиным в «Поэме огня» в качестве основы для одновременных и последовательных музыкальных звукосочетаний. Этот способ музыкальной дедукции, заключавшийся в создании музыкальной ткани из определённой структуры, являлся новаторским для 1910 года (когда была закончена работа над музыкальной поэмой) и неоднократно использовался впоследствии [1] .

В «Поэме огня» Скрябин отказался от общепринятых гармонически-тонических принципов, а прометеев аккорд стал причиной дискуссий в музыкальном мире. Впоследствии специалисты его называли «знаменем музыкального мышления новой стилистической эпохи» [2] , а также «вратами в область авангардного музыкального мышления XX века» [3] . Вслед за прометеевым аккордом ещё одним примером новой гармонии стал аккорд Петрушки Стравинского [3] .

По мнению некоторых искусствоведов, прометеев аккорд также является примером космической темы в творчестве Скрябина [4] .

Аккорд состоит из следующих звуков: до, фа-диез, си-бемоль, ми, ля, ре [1] .

Источник

Прометеев аккорд

Прометеев аккорд

Состав аккорда:
большая секунда
большая секста
большая терция
малая септима
увеличенная кварта
прима

Прометеев аккорд (прометеевский аккорд, прометеевское шестизвучие) — звуковой комплекс квартовой структуры (аккорд), который использовался А. Н. Скрябиным в «Поэме огня» в качестве основы для одновременных и последовательных музыкальных звукосочетаний. Этот способ музыкальной дедукции, заключавшийся в создании музыкальной ткани из определённой структуры, являлся новаторским для 1910 года (когда была закончена работа над музыкальной поэмой) и неоднократно использовался впоследствии [1] .

В «Поэме огня» Скрябин отказался от общепринятых гармонически-тонических принципов, а прометеев аккорд стал причиной дискуссий в музыкальном мире. Впоследствии специалисты его называли «знаменем музыкального мышления новой стилистической эпохи» [2] , а также «„вратами“ в область авангардного музыкального мышления ХХ века» [3] . Вслед за прометеевым аккордом ещё одним примером новой гармонии стал аккорд Петрушки Стравинского [3] .

По мнению некоторых искусствоведов, прометеев аккорд также является примером космической темы в творчестве Скрябина [4] .

Аккорд состоит из следующих звуков: до, фа-диез, си-бемоль, ми, ля, ре [1] .

Источник

Наука искусства.

Прометеев аккорд.

Музыка как идея

До Скрябина музыка существовала как иллюстрация настроений. Скрябин сделал ее отпечатком идеи. Толчком для этого стала личная трагедия молодого пианиста. Еще мальчиком заявивший о своем таланте исполнителя, он так усердно занимался, что «переиграл», как говорят музыканты, руку, повредил мышцы кисти. Травма стала не только толчком для сочинения

Столкновение противоположных форм искусства привело к экспериментам и рождению новых идей в искусстве.

Магия искусства

Заря XX века подарила акмеизм и футуризм литературе, «Мир искусства», кубизм, примитивизм и абстракционизм — живописи. Столкновение противоположных форм искусства привело к экспериментам и рождению новых идей в искусстве. Искусство становится магией, а художник — пророком и теургом, соратником высшего божества в сотворении мира. Скрябин убеждается в магической силе музыки и ищет новые формы выражения музыки, способные воплотить роящиеся в его воображении музыкальные образы. Музыка как воплощение мироздания стала его грандиозной идеей. «Многие мистические ощущения нельзя рассказать в словах, но звуками они передаются. Вот почему музыканту путь легче», — пишет он.

Ультрахроматические гармонии

В музыке Скрябина нет конца и нет начала, это океан бурлящих страстей, бесконечность, выраженная в звуке. С рождения наделенный даром так называемого «цветного слуха», Скрябин ищет возможностей создания светоносных гармоний. Это желание так сильно, что после сочинения «Поэмы экстаза» композитор ослеп, к счастью, ненадолго. Лучезарность собственного сочинения ослепила его своей мощью.

Соединив мелодию с гармонией, Скрябин занимается синтезом света и тьмы, духа и материи. Он делит тональности на духовные и земные, материальные. Соответственно он делил и цвета. Красный — цвет ада, синий и фиолетовый — духовные цвета. Еще в 1665 году Исаак Ньютон разложил музыкальную октаву на солнечный спектр с помощью стеклянной призмы. Нота до соответствовала красному цвету, ре — фиолетовому, ми — синему, фа — голубому, соль — зеленому, ля — желтому, а си — оранжевому. Музыкальный спектр Скрябина отличен от ньютоновского: нота ре была желтой, ми — голубой, соль — оранжевой, ля — зеленой, си — синей.

Симфония огней

В симфонической поэме «Прометей» Скрябин пишет партию света, изобретает для нее специальный инструмент — световой клавир. «Я хочу, чтобы была симфония огней. Я хочу, чтобы вся зала была заполнена огнями», — восклицает увлеченный своей идеей композитор. Он мечтает о движущихся линиях и формах, громадных огненных столбах, текучей архитектуре. Возможности для реализации этого проекта появились только во второй половине XX века, а эксперименты по ее реализации продолжаются по сей день. Недавно ученые разработали так называемый хромотональный синтезатор, способный связать воедино музыку, цвет и видеоряд. «Прослушивая» музыкальное произведение, прибор улавливает мельчайшие нюансы звуковых сигналов и в реальном времени преобразует их в световые волны.

Синтез искусств

Синтез искусств «Прометея» движется от синих тонов к красным и возвращается к «духовным» цветам. Шествие, танцы, ароматы, краски, движущаяся архитектура, стихи, ни на что не похожие звуки, лучи заката и мерцание звезд — все существующие, забытые и несозданные виды искусства объединяет музыка Скрябина. Это максимализация идеи в высшем ее воплощении, идеи, которая отточена до алмазного блеска и не позволяет последователям ничего, кроме эпигонства.

Источник

Оцените статью