- Применение радиосистем
- Вокальные радиосистемы
- Инструментальные радиосистемы
- Мониторные радиосистемы In-Ear
- Тенденции развития радиосистем
- Выбираем радиосистему
- Аналоговые и цифровые системы
- Инструментальные, вокальные, петличные, головные радиосистемы
- Инструментальные радиосистемы
- Вокальные радиосистемы
- Петличные микрофоны
- Головные микрофонные радиосистемы
- Итог
- Основные моменты при выборе приёмника
Применение радиосистем
Поскольку сфера применения радиосистем достаточна широка, компании, выпускающие музыкальное оборудование, уделяют радиосистемам достаточно пристальное внимание. Это только на первый взгляд кажется, что все радиосистемы одинаковые и различаются только видом приемника и передатчика. Однако область применения этого оборудования предполагает индивидуальные наработки для каждого сегмента применения радиосистем.
Вокальные радиосистемы
Этот тип радиосистем можно разделить на три основные категории:
- Радиосистемы с ручным микрофоном
- Радиосистемы с гарнитурой
- Радиосистемы с несколькими передатчиками.
В первом случае мы имеем классический вид радиосистемы. Есть приемник и есть микрофон, в который встроен передатчик.
В случае с гарнитурами есть несколько вариантов. Классический, но все более устаревающий, это когда гарнитура крепиться на голове, а передатчик на поясе. Современные решения позволяют и микрофон-гарнитуру и радиопередатчик крепить в одном месте. Поскольку все это стало достаточно миниатюрным, то вполне помещается на дужке гарнитуры. Существуют так же варианты, когда гарнитура крепится не на голове (вариант с дужкой) а непосредственно на ухо. В ушном креплении и располагаются передатчик с органами управления.
Радиосистемы с несколькими передатчиками представляют из себя один приемник и несколько микрофонов. Обычно это два или четыре микрофона. Реже можно встретить комбинированные предложения, когда в комплекте могут идти микрофон и гарнитура, или два радиомикрофона и две радио гарнитуры. Разумеется, все передатчики могут работать одновременно.
К этому же типу (радиосистемы с гарнитурой) можно отнести и радиосистемы для презентаций. Правда есть еще варианты когда передатчик с микрофоном представляет из себя небольшую коробочку (примерно со спичечный коробок и даже меньше) которая крепится на нагрудный карман пиджака или лацкан рубашки.
Инструментальные радиосистемы
Приемник таких радиосистем мало чем отличается от вокальных, например, а вот передатчик сконструирован таким образом, что бы обеспечить надежное крепление к конкретному инструменту. Из этого вытекает что не особо популярны универсальные инструментальные радиосистемы. Ведь для саксофона или трубы нужно крепление типа «прищепка», а для гитары радиопередатчик изготавливается в виде маленькой коробочки с «джеком», который втыкается непосредственно в гитару. Причем существует два основных вида гитарных радиопередатчиков
- Для гитар типа Fender — радиосистема в корпусе с наклонным джеком
- Для гитар типа Gibson — радиосистема в корпусе с прямым джеком
Можно найти инструментальные радиосистемы и для аккордеона, и для фортепиано, и даже для ударных инструментов. Правда все они достаточно дорогие. Так для аккордеона надо снимать сигнал с левой и правой руки, а для ударных требуется несколько радиомикрофонов. Хотя бы на бас-бочку, рабочий барабан, тарелки.
Универсальная инструментальная радиосистема, как правило, представляет из себя вариант похожий на вокальную с поясным передатчиком. Но вместо гарнитуры маленький микрофон крепиться не на голову, а на конкретный музыкальный инструмент.
Мониторные радиосистемы In-Ear
Такой тип радиосистем позволяет осуществлять персональный мониторинг каждому участнику музыкального коллектива. Здесь работает обратный принцип. Передатчик с несколькими каналами передает мониторный сигнал на несколько приемников, каждый из которых расположен у различный музыкантов. От приемника идет провод с наушником или наушниками, в которые и подается индивидуальный мониторный сигнал.
Сразу стоит оговориться, что такие системы не из дешевых. Ведь каждому музыканту нужна своя звуковая картинка, со своим индивидуальным миксом, что требует определенных технических решений.
Тенденции развития радиосистем
Последние тенденции развития радиосистем приводят к тому. Что инженеры начинают встраивать в радиосистемы вспомогательное оборудование, которое в большинстве случаев все равно приходиться ставить (при работе с радиосистемами). Так можно отметить встроенные подавители обратной связи, компрессоры сигнала, эквалайзеры. Поскольку в радиопередатчиках используются аккумуляторы, то в базах-приемниках радиосистем часто предусматривается слот для оперативной подзарядки запасных батарей. Это удобно. Пока вокалист, например, работает с одним комплектом аккумуляторов, другой заряжается. Замена аккумуляторов происходит в течении нескольких секунд. Так же в радиосистемы встраиваются схемы для возможности сканирования свободных радиочастот и модули шумоподавления.
Беспроводная связь настолько удобна и развивается столь бурно (не только в музыке), что свободных радиочастот становиться все меньше и меньше. Это приводит даже к тому, что ранее лицензированные радиочастоты производителями радиосистем, в какой то момент становятся недоступны. Причем в разных странах разные разный список запрещенных радиочастот. Получается парадоксальная ситуация. В одной стране музыкант может свободно использовать свою радиосистему, но осуществляя концертное турне и въехав в другую страну, он может столкнуться с тем, что его аппаратура становиться вне закона. Этот факт следует учитывать при составлении райдера.
Источник
Выбираем радиосистему
Микрофонная стойка серьёзно ограничивает вашу деятельность, если вы являетесь музыкантом, певцом, шоуменом, лектором или инструктором по фитнесу. Решением этой проблемы становятся беспроводные радиосистемы. В этой статьей вы найдёте информацию об их типах и основных характеристиках. На основе этого вы сможете сделать выбор подходящей модели для вашего случая.
Есть много типов устройств, все они подразделяются по свойствам и наличию определённых функций:
— Частота передачи радиосистемы. На этой базе системы делятся на цифровые и аналоговые, подразделяющиеся на VHF- и UHF-системы;
— Микрофоны характеризуются по типу применения. Они бывают петличные, головные, для вокала и для инструментов;
— Количество антенн. Чаще всего встречаются модели с 1 и 2 антеннами, реже с 4, последние обеспечивают самый качественный сигнал;
— Способность базы работать одновременно с одними или несколькими передатчиками. Второй тип отличается качеством, однако и цена значительно больше.
Аналоговые и цифровые системы
Диапазон частот является важным показателем аналоговых систем. VHF-системы функционируют в пределах от 174 до 216 МГц, UHF-системы — от 470 до 805 МГц. Вторые используются профессионалами, так как они имеют множество преимуществ:
— широкий диапазон рабочих частот;
— помехи от ТВ-сигнала для этих систем считаются незначительными;
— сигналы UHF лучше проходят сквозь атмосферу, вследствие чего увеличивается качество и дальность приёма;
— большое количество частот, не используемых мобильной связью, системами охраны и элементами ДУ, а большая часть тех же частот VHF занята.
Цифровые системы появились относительно недавно, однако распространяются с высокой скоростью. Для этого есть свои причины, вот лишь некоторые их достоинства по сравнению с аналоговыми:
— не требуется компандирование сигнала (такая необходимость в аналоговых системах заметно снижала качество);
— отсутствие RF-интерференции, динамический диапазон шире, если сравнивать с аналоговыми системами;
Инструментальные, вокальные, петличные, головные радиосистемы
Основной характеристикой для выбора конкретной системы становится цель её применения. Постановка задачи оказывает решающее влияние на то, какие элементы должны присутствовать в комплекте.
Танцующий певец, клавишник, барабанщик,
инструктор по фитнесу, балетмейстер
Головной микрофон + поясной передатчик
Актер, ведущий, лектор
Петличный микрофон + поясной передатчик
Духовые инструменты, перкуссия
Клипсовый инструментальный микрофон + поясной передатчик
Инструментальный кабель + поясной передатчик
Как мы видим, решение каждой задачи имеет свои особенности. Радиосистемы бывают следующих типов:
— вокальные для передачи вокала или речи исполнителя;
— инструментальные для передачи звука музыкального инструмента, чаще всего используются для гитар;
— петличные для того, чтобы исполнитель получал для рук свободу действий.
Немаловажной характеристикой считается диаграмма направленности микрофона. Здесь тоже есть своя специфика:
— ручной передатчик с кардиоидной диаграммой подойдёт исполнителям, использующим во время выступления громкие мониторы, такое устройство исключает возникновение акустической обратной связи;
— передатчик с конденсаторным капсюлем обеспечит чистое звучание даже в том случае, когда исполнитель обладает тихим голосом;
— петличные и головные микрофоны создают эмоциональную речь, они часто находят применение в театре, где использование напольных мониторов является редкостью.
Каждый тип беспроводных систем обладает собственным набором характеристик, поэтому требует отдельного рассмотрения.
Инструментальные радиосистемы
Чаще всего такие системы используются с гитарой и басом, однако возможно применение и с любыми другими музыкальными инструментами. Обычно система состоит из закреплённого на поясе (реже — на других частях тела) приёмника и передатчика, а также соединительного кабеля. Некоторые модели помогают избавиться от кабеля, это осуществляется за счет того, что подключение передатчика осуществляется напрямую к разъёму в гитаре.
Профессионалы используют радиосистемы, имеющие более одного канала. Это придаёт устройствам многофункциональность, несколько систем получают возможность работы без создания друг для друга помех. Работа выполняется в диапазоне UHF, что обеспечивает на коротких расстояниях отличное качество связи.
Выбрать подходящую систему не так просто, для этого стоит внимательно изучить следующие параметры:
— диапазон рабочих частот;
— дальнодействие и число антенн;
— число каналов и возможность одновременно подключить несколько устройств;
— наличие автоматических настроек, что помогает избавиться от лишних помех;
— удобство и простота использования;
— надёжный и прочный корпус, высокое качество сборки.
Вокальные радиосистемы
Свобода движения является важным элементом, которые используется многими исполнителями на сцене, а также лекторами и различными инструкторами. Не представляется возможным получить её без использования радиосистем. Обычно такая система состоит из базы и нескольких микрофонов, количество зависит от модели. Возможно дополнительное подключение микшера, усилителя и прочей звуковой аппаратуры. Передатчиком в такой системе могут выступать ручные микрофоны, петличные или головные.
Устойчивость сигнала сохраняется на расстоянии 100 метров, хотя этот показатель может варьироваться в зависимости от модели. Работа оборудования осуществляется от обыкновенных батареек, можно применять аккумуляторы.
Делая выбор вокальной радиосистемы ориентируйтесь на следующие показатели:
— Дальнодействие системы. Возможность передачи сигнала на большие расстояния без помех;
— Количество микрофонов в комплекте. Купить одну систему с несколькими микрофонами дешевле, чем несколько систем с одним.
Петличные микрофоны
Специально созданные микрофоны с зажимом используются для крепления к одежде и называются петличками. Сфера их применение достаточно широка, тут и театр, и кино, и телевизионные передачи, и выступления вокалистов и артистов разговорного жанра.
Петличные микрофоны обладают массой достоинств, среди которых главным является отсутствие искажения голоса говорящего, именно полная разборчивость всех слов стала причиной такого широкого использования. Также к положительным качествам можно отнести маленькие размеры, удобство применения, возможность жестикуляции, возможность эксплуатации в помещения с плохими акустическими параметрами.
Выделяют следующие преимущества этого типа устройств:
— Совместимость с различными системами;
— Наличие большого числа функций;
— Надежное и простое крепление;
— Возможность незаметного использования;
— Применение на улице и в практически любых помещениях.
Чтобы выбрать качественную петличку, посмотрите на такие параметры, как:
— Качество и прочность конструкции;
— Тип микрофона, лучшим является конденсаторный;
— Мощность и непрерывность сигнала;
— Срок действия от батарейки или аккумулятора;
— Качество передаваемой речи;
Ведущие телевизионных передач предпочитают систему Лавалье, имеющую определённые сходства с инструментальной системой, например, в наличии нательного передатчика. Сам микрофон соединяется с передатчиком при помощи кабеля. Устройства делятся на кардиоидные и широконаправленные, предпочтительно применение второго типа.
Ещё одной популярной системой является Clip-OnMicrophoneSystem, она разработана специально для музыкантов с духовыми инструментами. По своим характеристикам система напоминает Лавалье, секретом её популярности является расположение микрофона от инструмента на заданном, одинаковом расстоянии.
Головные микрофонные радиосистемы
Возможность свободно жестикулировать руками во время речи важна для людей разных профессий, среди них вокалисты, инструменталисты, телеведущие, тренеры, актеры театра и кино, ведущие лекций. Крепление микрофона на голове обеспечивает оптимальное расстояние до рта при совершении любых движений. Этот вид микрофона плотно вошел в различные сферы деятельности, многие из которых без него уже сложно представить.
Если вокалист или музыкант профессионально занимается своей деятельностью и требуется качественно передать звук, то выбирать ему необходимо микрофон конденсаторного типа, так как его использование гарантирует чистоту звучания. Фантомное питание позволяет улавливать более тонкие ноты и правильно их передавать, даже если у человека тихий голос. В основном эти устройства применяются на студии и в местах, где может быть обеспечена спокойная обстановка. Если добиться тишины нереально, следует обзавестись специальным поролоновым фильтром для своего микрофона.
Головные гарнитуры характеризуются следующими особенностями:
— малые вес и размеры;
— большой частотный диапазон;
— высокое качество звука;
— возможность свободного перемещения исполнителя;
— сохранение функциональности практически при любых температурах;
— насыщенность звука на любых частотах;
— применение в тех ситуациях, где стационарное оборудование использовать не получится.
Итог
Какую модель купить в конкретной ситуации решить всегда непросто. Однако, есть важные параметры, на которые нужно обращать внимание в первую очередь:
— способность избавления от лишних шумов и помех;
— величина диапазона частот;
Каждая радиосистема ограничена по количеству каналов, возможных использовать одновременно. Конечно, если для удовлетворения ваших потребностей достаточно одного канала, то подойдёт любая модель, однако в большинстве случаев это не так. Тем более, в будущем могут возникнуть планы по приобретению дополнительных микрофонов, что ведёт к увеличению необходимых каналов.
Если есть необходимость сэкономить, обойтись можно доступной по цене системой с 4 каналами. Не стоит забывать при этом о риске, что потом этого будет мало. Радиосистемы с высокой стоимостью могут работать одновременно с 8, 12 и гораздо большим числом каналов, при этом помехи при работе не возникают.
При выборе радиосистемы не стоит забывать, что она состоит из двух компонентов и ориентироваться только на передатчик не получится, т.к. приемник сигнала играет не менее важную роль.
Основные моменты при выборе приёмника
1. Схемы разнесённого приёма (Diversity)
Применение этой схемы является гарантией качественного приёма. Определить наличие этой схемы легко по внешнему виду, оборудование такого типа имеет 2 и более антенн, среди них активной становится та, которая лучше ловит в настоящий момент. Чем больше антенн, тем качественнее и надежнее передача сигнала. Дело в том, что сигнал имеет свойство отражаться от стен, получается своеобразное наложение, из-за которого в помещении образуются мертвые зоны. Схемы разнесённого приёма позволяет организовать качественный приём даже в такой сложной обстановке.
Определить необходимость такой схемы для конкретной ситуации достаточно просто. Например, на открытом пространстве полезные качества такого оборудования не будут иметь значения, но в помещениях со сложной геометрией вероятность образования мертвых зон весьма вероятна. При выборе модели оборудования стоит подумать, в какой обстановке оно будет использоваться, так ли критично наличие тех или иных характеристик.
2. Перестройка частоты
Окружающие условия и параметры обустройства пространства влияют на то, что работа на определённых частотах становится более предпочтительной, то есть на ней получится избежать помех и искажений. Если рядом планируется использование других радиосистем, то вероятность снижения качества сигнала становится выше. В то же время отсутствие вероятности возникновения помех по этим причинам делает функцию изменения частоты.
Определённые модели оборудования способны осуществлять выбор оптимальной частоты в автоматическом режиме. Это значительно сокращает время на настройку, а значит отличается удобством применения.
Такая схема повышает качество работы радиосистемы, её использование приводит к сокращению числа помех, увеличению качества сигнала, сокращению шумов, расширению диапазона. Особенность работы системы заключается в том, что передатчик сжимает сигнал, а приёмник восстанавливает его. В итоге получается высокое качество звука.
Чтобы схема работала качественно, стоит использовать все устройства из одного комплекта. Даже оборудование от одного производителя, работающее на одной частоте, может проводить компандирование по-разному, так что это приведёт к некачественной работе.
Большой и яркий экран с отображением всех настроек значительно облегчает работу, дисплей нельзя недооценивать. Среди отображаемых данных обязательно присутствуют мощность сигнала, текущая частота, заряд аккумулятора.
Благодаря данной статье вы сможете определить для себя критерии выбора радиосистемы. Выбирая радиосистему, следует учитывать для каких задач и в каких условиях она будет использоваться. От поставленных целей и окружающих факторов будет зависеть стоимость конкретной системы. Также, вы всегда можете обратиться за помощью в выборе к специалистам нашего интернет-магазина.
Источник