Что такое разрешение нот

Разрешение (музыка)

Разрешением в музыке называется движение звуков интервала или аккорда от неустойчивых ступеней к устойчивым. Вне лада такое движение невозможно.

Разрешение интервалов

Существуют только четыре простых интервала (в отличие от составных интервалов), требующих разрешения. При этом увеличенные интервалы всегда разрешаются в более широкие, а уменьшённые — в более узкие.

  • увеличенная секунда (ув. 2) разрешается в большую или малую терцию (б. 3 или м. 3)
  • уменьшённая септима (ум. 7) — в большую или малую сексту (б. 6 или м. 6)
  • увеличенная кварта (ув. 4) — в большую или малую сексту (б. 6 или м. 6)
  • уменьшённая квинта (ум. 5) — в большую или малую терцию (б. 3 или м. 3)

Существует одна особенность. Поскольку и ув. 4 и ум. 5 являются тритонами, звучат очень неустойчиво и требуют разрешения, необходимо иметь в виду, на какой ступени какого лада построен этот интервал. В зависимости от этого данный тритон будет иметь различные разрешения. При определении интервала на слух всегда ориентируются на последующее разрешение.

Разрешение аккордов

Разрешения требуют увеличенные и уменьшённые трезвучия, а также септаккорды и их обращения. Разрешаются они в устойчивые трезвучия и их обращения. Исключение составляет доминантсептаккорд (Д7): он разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.

Реже трезвучие неустойчивой ступени (например, второй) разрешается в трезвучие устойчивой (например, в тонику), несмотря на то, что такое трезвучие не является ни увеличенным, ни уменьшённым.

Читайте также:  Таблица трезвучий от всех нот

Литература

  • В. А. Вахромеев Элементарная теория музыки / Техн. редактор Л. Виноградова. — Третье издание. — М .: Государственное музыкальное издательство, 1961. — С. 139—144. — 25 000 экз. — ISBN 978-5-7140-0962-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Разрешение (музыка)» в других словарях:

Разрешение — Разрешение: Разрешение сделать что то антоним к слову «запрет». Позволение сделать что то запрашиваемое, в том числе документ, это подтверждающий; Разрешение на работу; Разрешение на временное проживание; Разрешение на поселение; Разрешение … Википедия

Музыка Израиля — Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия

МУЗЫКА — МУЗЫКА, искусство организации звуков. Восприятие М. и действием. В восприятии М. можно отметить следующие моменты, из к рых каждый может существовать до известной степени самостоятельно. 1) Общее органическое потрясение/ вызываемое динамической… … Большая медицинская энциклопедия

Музыка (значения) — В Викисловаре есть статья «музыка» Музыка: Музыка вид искусства. Музыка старейшее музыкальное издательство России. Музыка вокально инструментальный ансамбль СССР 60 80х годов (худ. рук. Н. Воробьев) … Википедия

Музыка в Третьем рейхе — Все виды искусства в нацистской Германии были подчинены политике гляйхшалтунг, или координации, и только музыка, наименее политическое из искусств, не испытывала серьезного давления при гитлеровской диктатуре, оказавшись неким обособленный… … Энциклопедия Третьего рейха

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

Пётр I и музыка — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Содержание … Википедия

Рок и альтернативная музыка в Иране — Иранский рок (перс. راک ایرانی‎) направление в иранской музыке, которое начало формироваться в 1970 е, его развитию способствовали фестиваль искусств в Ширазе и влияние таких рок групп как Pink Floyd, Camel и Eloy. Впоследствии участники… … Википедия

Интервал (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интервал. Интервал (от лат. intervallum промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке соотношение между двумя звуками определённой высоты. Наименьшей единицей измерения… … Википедия

Блатная музыка — Блатной жаргон (музыка) Блатная песня … Википедия

Источник

S o l F a theory

7. Интервалы: диатонические и хроматические

Диатоническими называются те интервалы, которые образуются между основными ступенями звукоряда (все чистые, большие, малые интервалы и тритоны, независимо от того, содержат они в себе хроматически изменённые звуки или нет).

Ступеневой величиной интервала называется количество охватываемых им ступеней, а тоновой – количество заключённых в нём тонов и полутонов.

Хроматическими называются интервалы, не являющиеся основными: все увеличенные, уменьшенные (кроме тритонов), все дважды увеличенные и дважды уменьшенные интервалы и т.п., не встречающиеся в диатонике.

Увеличенным или уменьшенным может быть любой интервалы, кроме чисто примы (она занимает 0 тонов, поэтому не бывает ум. 1).

Увеличенным называется интервал, который на хроматический полутон шире чистого или большого при одинаковой с ним ступеневой величине. Уменьшённым называется интервал, который на хроматический полутон уже чистого или малого при одинаковой с ним ступенеей величине. Дважды увеличенным называется интервал на хроматический тон шире чистого или большого при одинаковой с ним ступеневой величине. Дважды уменьшённым называется интервал на хроматический тон уже чистого или малого при одинаковой с ним ступеневой величине.

Наиболее распространённые дв. Ум. И дв. Ув. Интервалы: дв. ув. 8, 4, 1; дв. ум. 5, 8.

Характерными называются увеличенные и уменьшенные интервалы гармонического мажора и минора (кроме тритонов), образовавшиеся в результате понижения на полтона VI ступени в мажоре или повышения на полтона VII ступени в миноре. Это ув. 2- ум.7; ув. 5 – ум. 4. Все характерные интервалы относятся к хроматическим.

Акустическое разрешение диатонических интервалов

Акустические диссонансы: секунды, септимы, тритоны.

Акустически все диссонансы неустойчивы, все консонансы – устойчивы (но в ладу акустические консонансы могут оказаться неустойчивыми и будут стремиться к разрешению в ладовые устои).

  • Из двух звуков в секунде нижний звук – диссонирующий (требующий разрешения; при наиболее строгом голосоведении), при разрешении идёт на тон или полтона вниз. Верхний звук – свободный, разрешения не требует и остаётся на месте. Б.2 идёт таким образом в б. 3 или м.3, а м. 2 – только в м. 3.
  • Септимы – обращения секунд, поэтому диссонирует в них верхний звук. Разрешается аналогично: диссонирующий верхний голос идёт на полтона или тон вниз, а нижний остаётся на месте. Таким образом б. 7 идёт в б. 6, а м. 7 – в б. 6 и м. 6.

Возможны и более свободные варианты разрешения септим и секунд: диссонирующий звук на секунду вниз, а свободный — в любой звук, образующий консонанс со звуком разрешения.

  • ум. 5: оба звука сходятся : а) на полтона; б) один на полтона, другой на тон;
  • ув. 4: оба звука расходятся аналогично ум. 5.

Ладовое разрешение диатонических интервалов

Устойчивыми являются лишь те консонирующие интервалы, которые образуются только из устойчивых ступеней лада (т.е. звуков T53). Все остальные интервалы, включающие в себя хотя бы одну неустойчивую ступень лада, — неуйсточивы и стремятся к разрешению в устойчивые интервалы.

Ладовым разрешением называется переводм неустойчивых интервалов в устойчивые. Оно произведится на основе секундовых и (реже) кварто-квинтовых тяготений.

  • определить тональности, где встречается этот интервал;
  • если этот неустойчивый интервал образован двумя неустойчивыми звуками, то они оба при разрешении плавно идут в ближайший устойчивый звук. Избегать параллельного движения квинтами, октавами и примами. Желательно, чтобы в интервале разрешения ясно проявлялся лад.
  • Если в интервале один неустойчивый звук, то он плавно разрешается в ближайший устойчивый звук. Другой звук останется на месте.

а) полутоновое всегда более убедительно (если вообще возможно);

б) нельзя неустойчивый звук вести к уиносону с неподвижным соседним голосом;

в) некоторые интервалы (секунды на V и VII ступени) нельзя разрешить только с помощью ладовых тяготений (из-за пункта «б»). Используется двойное разрешение: акустическое + ладовое.

г) септима не идёт в октаву, а разрешается через промежуточные интервалы, соответствующие ладовым функциям D или S.

д) кварто-квинтовые тяготения основаны, в основном, на ладогармонических функциональных связях: V-I, IV-I. Ближайшие к V ступени звуки – неустойчивые, поэтом при разрешении V-V, V-I. S, хотя и окружена устойчивыми звуками, сохраняет своё подчиненное функциональное значение по отношению к тонике, поэтому тоже возможно IV-I.

Разрешение хроматических интервалов

Увеличенные интервалы разрешаются ходом одного из голосов на секунду в сторону расширения расстояния между голосами. Уменьшенные интервалы – наоборот.

Некоторые (ув. 2, ум. 7, тритоны) также могут разрешаться двусторонне.

В целом, в ладу разрешение хроматических интервалов по своим принципам не отличается от разрешения диатонических интервалов.

Источник

Разрешение интервалов

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы подробнее поговорим про разрешение интервалов в тональности.

Вообще интервалы важная и полезная вещь. На практике мы можем брать не аккорды целиком, а гармонические интервалы (то есть два звука, взятые вместе), переводить одно созвучие в другое так, как нужно для нашей музыки.

Это может звучать очень красиво. Поэтому давайте про разрешение интервалов поговорим подробнее.

Но перед тем как перейти непосредственно к теме данной статьи давайте вспомним то что уже знаем.

Вообще интервалы вещь достаточно «магическая» и в ней кроется много чего интересного. Например, увеличенный интервал как мы знаем при разрешении увеличивается (яркий пример того как это мы рассматривали здесь: http://gorstorehov.com/page/umenshennaya-kvinta-i-uvelichennaya-kvarta).

Много интересного таят в себе и обращения интервалов. Например малый интервал при обращении превращается в большой и наоборот.

Кроме того не всегда расстояние между звуками в полтора тона, к примеру означает интервал м3. Иногда одно и то же созвучие можно назвать по-разному.

Сегодня же давайте поподробнее поговорим на тему разрешения.

Когда речь заходит про разрешение, то сразу же вспоминается доминантсептаккорд. Можно ведь разрешать и отдельные интервалы из этого созвучия и это тоже можно назвать переходом из доминанты в тонику.

Однако, в тональности мы можем и просто два звука взятые вместе и содержащие хотя бы одну неустойчивую ступень разрешать в ближайшие устойчивые ступени.

На практике это будет звучать хорошо.

Например, возьмём интервал ми+фа в тональности до мажор. Это будет малой секундой. В этом интервале ми — устойчивая ступень, фа — неустойчивая. Так как одна ступень неустойчивая, то и интервал будет неустойчивым. Его надо разрешить. Разрешается он по принципу ладового тяготения.

Значит фа у нас надо перевести в ми, а вторую ми оставить на месте.

рис. 1

Далее возьмём ноты ре+до в тональности До минор. Тут то же самое ре — вторая ступень переводится в до, а верхняя до остаётся на месте.

рис. 2

А теперь возьмём ноты ре+ля бемоль в той же тональности.

Тут тоже устойчивые ступени надо перевести в устойчивые, но в данном случае этот интервал будет разрешаться так.

рис. 3

То есть ля бемоль переводится в соль, а ре в ми бемоль.

Просто ум5 должен при разрешении уменьшаться (на то он и ум.), а если руководствоваться принципом ладового тяготения (и перевести ре в до, а ля бемоль в соль) этого не произойдет. Можно назвать это исключением.

Но в любом случае суть разрешения неустойчивых интервалов нам ясна.

Дополнение: косвенное разрешение

Правда в отношении диссонансных интервалов вроде секунд и септим существует такое понятие как косвенное разрешение.

Суть его в том, чтобы сначала перевести диссонансный интервал в консонансный, а потом уже разрешить по правилу ладового тяготения.

Итак, в нашем случае правильное разрешение м2 будет выглядеть так:

рис. 4

Разрешение характерных интервалов

Интересно, а как получить какие-нибудь увеличенные и уменьшенные интервалы (кроме тритона)?

Для этого например можно взять не натуральную гамму, а гармоническую.

Как мы знаем чтобы получить гармонический мажор надо понизить в натуральном мажоре 6-ую ступень. Из-за этого у нас получатся интересные интервалы (их называют характерными, видимо из-за того что как раз и получаются из-за понижения шестой ступени).

В гармоническом мажоре это следующие созвучия:

рис. 5

Хотя на рисунке 4 лишь три интервала, мы можем сделать их обращения и получим ещё три. Разрешениями обращенных интервалов будут обращения разрешений исходных.

Как видите у нас могут получиться такие интересные созвучия как ув5, ум7, ув2 и так далее.

А вот характерные интервалы в гармоническом миноре (о нём мы писали здесь: http://gorstorehov.com/page/kak-postroit-minornie-gammi):

рис. 6

Как мы знаем чтобы получить гармонический минор надо в натуральном повысить 7-ую ступень на полтона (на рисунке 5 повышенная 7-ая это нота соль диез).

Источник

Оцените статью