Что такое регистр пианино

Профессиональная настройка

8-965-434-01-01, 8-929-528-86-54

  • Главная
  • Настройка пианино
  • Услуги
  • Контакты
  • Статьи
  • Справочник клиента
  • Видео
  • Слух настройщика пианино
  • Взаимодействие струн, биения, гармоники
  • Настройка темперации пианино
  • Настройка краев диапазона фортепиано
  • Техника владения ключом
  • Клавишный механизм фортепиано

В статье не ставится задача ответить на все вопросы, связанные с процессом профессиональной настройки. Ее главная цель — помочь начинающим сделать первые шаги в освоении «темперации» при настройке фортепиано, дать анализ основных ошибок, встречающихся в работе неопытного настройщика. (Г. Богино)

Существует распространенное мнение, будто после работы над темперацией на среднем участке, крайние регистры настраивать довольно легко, пользуясь октавными ходами. Это значит, что настройка краев диапазона мыслится как копия с темперации, снятая посредством октавной дублировки. В действительности же такой подход обычно приводит к низкому качеству настройки. Полутоны оказываются часто настолько различными по величине, что эти ошибки слышны даже при проигрывании хроматической гаммы, хотя, как известно, в хроматической гамме наиболее трудно выявить погрешности строя.

Настройка крайних регистров — это самостоятельная творческая задача, имеющая свои специфические трудности и особенности. Многие музыканты, а иногда даже и настройщики полагают, что хорошая настройка должна напоминать своего рода прямую нулевую линию с чистыми октавами от крайнего нижнего до крайнего верхнего регистра. Это представление порождено математической теорией равномерно-темперированного строя. Как известно, одним из основных требований этого строя является математически точная октава, звуки которой должны иметь строго кратные отношения по частоте колебаний. Так, например, все звуки ля от контроктавы до четвертой октавы должны иметь соответственно 55, 110, 220, 440, 880, 1760 и 3520 колебаний в секунду.

Как же соблюдаются эти требования в музыкальной практике? В 1957 году немецкий ученый Г. Майнель опубликовал результаты исследования большого количества роялей. Как показывают данные Майнеля, обычно звуки нижнего регистра настраиваются несколько ниже, а звуки верхнего регистра несколько выше, нежели следовало бы по расчетам. Расхождение было обнаружено также в работах других исследователей. Такая закономерность подтвердилась и в наших опытах. Измерения строя рояля, проведенные после тщательной настройки, показали, что звуки субконтроктавы были понижены в среднем на 40 центов, а последние звуки четвертой октавы на 40 центов повышены. В среднем регистре также наблюдалась тенденция некоторого расширения всех интервалов.

В чем же причина этого явления? Наблюдается ли оно только при настройке фортепиано? Не противоречит ли оно требованиям музыкального слуха?

Причины подобной трансформации строя пока еще нельзя считать окончательно выясненными. Некоторые исследователи объясняют ее негармоничностью обертонов струн, то есть свойствами самого инструмента. Однако проведенные Лабораторией музыкальной акустики опыты, в которых участвовало пятнадцать музыкантов различных специальностей, показали, что тенденция к расширению интервалов наблюдается и на других инструментах и даже при настройке электрических генераторов, звуки которых лишены обертонов. Выяснилось, что и широкие мелодические и гармонические интервалы (например, двух-, трех-, четырехоктавные) по всему диапазону настраиваются значительно шире математической нормы. Так, четырехоктавнып интервал расширялся несколько более, чем на четверть тона, двухоктавный — на 30 центов. Даже октава, которая в наших представлениях является наиболее «точным» интервалом, расширялась до 18 центов. Математически точные октавы в широком диапазоне не удовлетворяли музыкантов.

Изучение этого интересного явления слухового восприятия должно помочь выработать в дальнейшем более точные критерии хорошей настройки музыкальных инструментов.

Крупные пианисты, знакомые с этим явлением, готовясь к тому или иному выступлению, предупреждают о нем настройщиков и выдвигают конкретные требования к их работе. На основании собственного опыта настройки автор может сказать, что единой нормы здесь нет. Величина изгиба линии строя в крайних регистрах зависит и от особенностей настраиваемого инструмента, и от целого ряда других факторов. К важнейшим факторам следует отнести (для концертных роялей) зависимость строя от характера концертной программы, исполняемой пианистом, и от его исполнительского стиля. Так, при работе над «Фантастическими танцами» Д. Шостаковича пианист В. Мержанов сделал предложение предельно завысить дискант (верхний регистр). Это было правильное решение вопроса: третий танец (как выяснилось при сопоставлении двух записей) зазвучал ярче, в нем почувствовалась ясная перспектива, даль.

Вдумчивое отношение к результатам своего труда поможет каждому настройщику найти практические нормы в работе с крайними участками.

В большинстве случаев отклонения верхнего и нижнего регистра в настройке возникают как бы сами собой. Этому способствуют и охарактеризованная выше закономерность музыкального слуха и отклонение высоты обертонов от точных кратных соотношений с основным тоном.

Однако опытные настройщики могут регулировать степень отклонений уровня строя в крайних регистрах и сознательно применять особые приемы для их настройки.

При настройке крайнего верхнего регистра можно, например, использовать зонную природу слуха. Благодаря зонности слуха интервал октавы может иметь несколько вариантов, слегка отличающихся от математически точной октавы, но не вызывающих ощущения фальши. Для того чтобы получить слуховое представление о разных интонационных вариантах, нужно настроить по-разному две струны одного хора. Поочередно сравнивая звучание октав, образуемых с участием то одной, то другой струны, можно заметить, что более узкая октава обладает для восприятия меньшей звуковой энергией. Ее верхний звук слышен сравнительно слабо. Другое впечатление возникает от расширенной октавы. В целом она звучит ярче. Ее верхний звук обретает самостоятельность, отчетливость, и этого достаточно, чтобы казалась, будто он стал продолжительнее по звучанию. Заметим попутно, что увеличение яркости звучания, возникающее от незаметных разливов в октавах и в унисон ах, используется, в частности, для усиления двух-трех крайних звуков верхнего регистра, которые обычно звучат чрезмерно глухо и коротко во многих конструкциях фортепиано.

Пользуясь октавой при настройке верхнего участка диапазона, можно для целей некоторого завышения уровня этого регистра опираться на расширенный вариант октавного интервала.

Описанный прием применим и для понижения басового участка. Но здесь есть и другие возможности. Большая продолжительность звучания басовых струн позволяет использовать во время настройки эффект флажолетов. Флажолеты можно получить на фортепиано таким же способом, как они получаются на смычковых инструментах. Передвигая точку легкого касания кончика пальца (или ребра резинового клинка-заглушки) по струне, легко найти в середине струны (то есть в точке, делящей струну на две равные части по длине) такое положение, при котором струна будет давать звук на октаву более высокий. Таким же приемом можно найти квинту через октаву и двойную октаву. Полученную флажолетную звучность можно сравнить в унисон со струнами среднего регистра. Как правило, флажолеты дают с основным тоном струны расширенный интервал, но это расширение не всегда по своей величине достаточно, чтобы, настроив басовую струну по флажолету, получить желаемую степень занижения нижнего регистра. Поэтому флажолеты следует рассматривать лишь как ориентиры, опираясь на которые, можно регулировать настройку основного тона.

Конечный результат работы с крайними регистрами необходимо дополнительно проверять по среднему — контрольному для всего диапазона — участку. Удобно использовать для этого дециму через одну, две и даже через три октавы. Неточно настроенные звуки особенно заметны, если исполнять последовательность из нескольких, например трех соседних по хроматической гамме децим.

Настройка крайних регистров более трудна и требует особой сноровки, умения поддерживать на необходимом уровне слуховое внимание. Эффективность работы может быть повышена и использованием особых планов настройки.

Замечено, что однообразная монотонная хроматическая последовательность настройки октавных интервалов в одном направлении очень сильно утомляет и притупляет слух. Но достаточно изменить порядок в работе, как мы получим ощутимое облегчение. В свое время автор вместо длинных хроматических последовательностей применял в настройке ступенчатый «путь», составленный из квартовых участков звукоряда.

Каждое новое появление группы, ее верхнего звука обостряло восприятие, снижало утомление. Исходя из подобного принципа можно построить и ряд других последовательностей.

Выше мы уже касались затрудняющего настройку явления внутренних биений струн. Оно особенно заметно на дискантовом участке. Здесь помогает делу прием настройки двух последовательных квинт, опирающийся на использование предварительно настроенного вспомогательного звука, дающего октаву с верхним звуком второй квинты. Звук в верхней квинте настраивается по октаве без чрезмерного вслушивания и утомления, а средний для двух квинт звук ставится на среднее «расстояние»: поочередно попадала на сильную метрическую долю.

В принципе при настройке обоих краев диапазона можно использовать приемы, описанные при рассмотрении средних участков темперации.

Результат будет тем точнее, чем большее количество контрольно-опорных точек мы найдем для настраиваемого участка.

Источник

Скорый вызов

Такие разные регистры. Урок по фортепиано в 1-м классе 7-летнего обучения в ДШИ

В какой сказке? В середине- средний регистр. Выделяют три регистра: верхний, средний и нижний. Педагог: А еще в низком регистре есть контроктава и субконтроктава. Это как раз тот регистр, в котором мы поём и говорим. А верхний регистр, наоборот, как бы «уменьшает» то, что в нём звучит. А в среднем регистре есть вторая октава. В высоком регистре. Педагог: А вот в нижнем регистре живут Серый Волк и Медведь. Полетят высоко в небо — птицы подхватят их музыку и запоют (высокий регистр звучит).

Сайт, посвящен музыке для детей. Изучаем музыкальную грамоту. Читаем музыкальные рассказы для детей. Слушаем музыку, детские песни. Музыкальные уроки. Музыкальное образование детям и родителям. Рассказы о музыке и музыкантах. Изучаем регистры. У них были тоненькие ножки и они быстро побежали по пианино и спрятались в щелочках между клавишами. Клавиши на клавиатуре расположены в строгом порядке.

Фея подошла к пианино и дотронулась до клавиш слева на клавиатуре. Сколько в серединке клавиатуры красивых и интересных звуков спряталось.» — подумала Ася. А фея уже дотрагивается до клавиш самых высоких. Запомни Ася, слева на клавиатуре, там где ты слышишь очень низкие звуки — это нижний регистр.

Такие разные регистры. Урок по фортепиано в 1-м классе 7-летнего обучения в ДШИ

А справа — верхний регистр. Пролетают над горами и глубокими ущельями – даже камни начинают тихо напевать (низкий регистр). Пролетают над полянкой – цветы им подпевают (средний регистр).

Закружились нотки над ним, защебетали: — Ах, как много клавиш у этого инструмента, как много в нем звуков! У кого ещё может быть такая музыка? Перелетели нотки в другую сторону, на другие клавиши – послышались низкие звуки. Нотки сразу вспомнили: — Так пели горы и глубокие ущелья. Это наша песенка! Это мы так поем! Да, это учащиеся школы так поют. Ребята, вы помните, что мы с вами находимся в сказке?

Что же такое регистр?Регистр – обозначает участок, часть голоса или звуков, которые похожи по своему звучанию. А теперь поиграем в игру. Слушайте музыкальные произведения внимательно. 6)В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. Есть в сказке несколько чудес. В опере Н. А. Римского – Корсакова у каждого чуда – своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Музыкальный словарь в рассказах. Буква Д

А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского – Корсакова. Указательным пальцем погрозитьПроигрыш Пружинка с поворотом(4 т.), хлопки (4т.)А где же наши нотки? Они продолжают своё путешествие по стране регистров. Мы с вами должны им в этом помочь. 11. Исполнение песни «Урок музыкальный» муз. и сл. Н.ТананкоЯ благодарю вас за урок, в качестве музыкального подарка для всех нас прозвучит эта песня в исполнении девочек класса.

2 разаЛюбовь поселяется в них.(под музыку выходят из класса). Они чаще всего используются в музыке. И не потому, что их удобнее достать, а потому, что они богаче других по музыкальной выразительности. Но если нужно, например, изобразить грозу, то как же нам обойтись без грома в басах и сверкающих зигзагов молний в «птичьем» регистре?

Но давайте точно определим, что такое регистры, где их границы, а главное — какова их роль в системе музыкально-выразительных средств. Регистр — это такая звуковая область… Не очень понятно. Регистр — это часть клавиатуры… Но музыка звучит не только на фортепианных клавишах.

Учебное пособие по музыкальной литературедля 3–4 классов ДМШ

Значит, регистр — это часть звукоряда. Это правильно, но это ничего не говорит нам о самих регистрах — об их характере, особенностях. Да, мало мы ещё знаем о регистрах. Отсюда напрашивается вывод: тот, кто лучше и чище поёт, лучше слышит музыку и получает от неё больше удовольствия.

И когда мы слушаем музыку, написанную в этом регистре, то обращаем внимание не на сам регистр, а на другие подробности — мелодию, гармонию и прочие выразительные детали. А нижний и верхний регистры резко выделяются своей особой регистровой выразительностью. Нижний регистр напоминает «увеличительное стекло». Он и напугать может. И сказать: «тсс, это тайна». Конечно, тут дело не только в регистре, но и в медленном темпе, аккордовом складе, прерывистом, как бы «рваном» ритме. Но регистр имеет здесь большое значение, и это очень хорошо слышно.

В «Детском альбоме» Чайковского есть Марш деревянных солдатиков. Всё в нём как в настоящем военном марше, но маленькое, «игрушечное». Верхний регистр способен и к трагедии. Её молодая героиня в последнем действии умирает. Большую выразительную роль в этом примере играет и гармония. Познакомившись с этими отрывками, такими разными, мы можем услышать, что во всех примерах на один регистр есть что-то неуловимо общее. Особая регистровая краска.

Ну конечно же, в среднем. А теперь сравним её с верхним голосом (мелодией) нашего бетховенского примера, который звучит в нижнем регистре. Мелодия Бетховена начинается в той же первой октаве. Но наши уши говорят, что это нижний регистр. Выходит, нельзя сказать, что вот эта нота принадлежит нижнему регистру, а вон та — верхнему? Или среднему? Это не совсем так. Все звуки, например, четвёртой или пятой октавы, конечно же, относятся к верхнему и только верхнему регистру.

До сих пор я специально подбирал примеры, написанные в одном регистре. Но такой музыки немного. А часто композиторы используют сразу все регистры. Как, например, Григ в фортепианной пьесе Ноктюрн. В Норвегии, на родине Грига, летом такие же белые ночи, как и в Петербурге.

Регистровые краски играют важную роль в этой звуковой «живописи». 4.1 Закрепление- Я предлагаю вам поиграть в игру «Крещендо на ёлках». Давайте попробуем разложить рисунки так, чтобы в них наблюдалось крещендо и мы с вами увидим , путь по которому прошел медведь.

Итак, три регистра — три «республики» в составе музыкального «государства». Вот и нотки нам предложили поиграть в игру. Они сказали, что есть красивое слово – регистр. Но когда композитор использует 2 – 3 регистра, музыка звучит полнее, насыщеннее, в ней можно изобразить многое. Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.( сл.8, просмотр видеофрагмента).

Источник

Оцените статью