Что такое ретро гитара

Что такое ретро гитара

ЭЛЕКТРОГИТАРЫ
АКУСТИЧЕСКИЕ ГИТАРЫ
БАС-ГИТАРЫ
ГИТАРНЫЕ УСИЛИТЕЛИ,КАБИНЕТЫ,КОМБО И МОНИТОРЫ
БАСОВЫЕ УСИЛИТЕЛИ, КАБИНЕТЫ И КОМБО
ПЕДАЛИ ЭФФЕКТОВ, ПРЕАМПЫ, ПРОЦЕССОРЫ
ЗВУКОСНИМАТЕЛИ
ГИТАРНЫЕ АКСЕССУАРЫ
ПОРТАТИВНЫЕ РЕКОРДЕРЫ
КЛАВИШНЫЕ
УДАРНЫЕ УСТАНОВКИ,ДРАМ МАШИНЫ И АКСЕССУАРЫ
НОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
МИКРОФОНЫ И КОММУТАЦИЯ
DJ-ОБОРУДОВАНИЕ
СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ГИТАРЫ ЭКОНОМ-КЛАССА
НАУШНИКИ
ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
МИКШЕРНЫЕ ПУЛЬТЫ


+7 (926) 877-42-52

ПН-ПТ с 11.00 до 20.00

СБ-ВС с 11.00 до 17.00

Есть такая категория гитар, их называют Vintage. Если попробовать перевести это слово с английского то получится что-то типа выдержанный, проверенный временем и т.д. В русском языке есть похожее по смыслу слово “ретро”, однако я бы не стал бы его употреблять по отношению к гитарам vintage. Ибо слово “ретро” подразумевает под собой что-то устаревшее в плане использования и сильно уступающее своим современным собратьям. Например, ретро швейная машина – это прибор скорее музейного плана, нежели предназначенный для практического использования. В то время как ретро-телекастер вещь и поныне весьма и весьма актуальная.

Итак, что такое vintage гитары? В этом тексте я попробую объяснить то, как я это представляю. Мнение мое, разумеется, субъективное и потому многие с ним не согласятся. Ну и по фиг.

Вообще, как мне кажется, vintage гитары бывают самые разные. И каких-то четких градаций в этой сфере не существует. Я бы выделил три степени (или свойства) инструментов, по которым они попадают под категорию vintage.

1. Возраст гитары

Это наиболее часто вспоминаемый параметр инструмента когда говорят о vintage. Действительно если гитара моложе 20 лет, то назвать ее vintage язык не поворачивается. Отсюда еще один русский синоним этих гитар – “старые” гитары. Действительно, новая гитара не может называться vintage. Другое дело когда пройдет 20 лет. Если Ваша гитара проживет столько и Вы от нее не избавитесь, то можете смело называть ее словом vintage и бить себя в грудь.

Тут я хотел бы пояснить, что точного количества лет после которого гитара станет vintage – этого количества лет никто не знает. Я написал 20 лет, потому что это мое твердое убеждение 🙂

Я употребил слово “легендарность” потому что не смог придумать ничего лучше, пытаясь объяснить факт того, что через 20 лет новый американский Fender станет vintage, а корейский Squier не станет настоящим vintage. Конечно, формально любая старая гитара может называться vintage. Но в реальной жизни этим почетным термином обычно награждаются только легендарные инструменты, а это далеко не все.

Поясню, что имеется в виду под словом легендарный. А, имеется, в виду следующее – на гитарах данной модели должны в свое время поиграть какие-нибудь известные легендарные гитаристы (известные на весь мир).

Вспомните, сколько известного народу поиграло в свое время на всех этих “фендерах стратах и телеках”. Поэтому они с годами становятся тем, что почетно называется vintage. А копии стратов 80-ых годов от фирмы Peavey вряд ли кто-то назовет vintage. А все потому из всемирно засвеченных музыкантов на них играло очень мало людей. Я например никого не могу назвать.

То есть vintage становятся модели гитар, которые создают звучание поколений, стилей, в общем являются вкладом в музыкальную культуру. А все остальные «нелегендарные» гитары есть просто старые, поюзанные гитары, никакого vintage.

Для многих людей, которые гитары используют по прямому назначению (то есть для игры) покажется абсолютно диким то, что на свете есть коллекционеры гитар. Хотя казалось бы что тут дикого?

На свете так устроено, что коллекционеры проникли абсолютно повсюду. Люди собирают все и вся. Куда бы Вы не плюнули и чтобы Вы не назвали – на все это есть свои коллекционеры.

Коллекционеры гитар многих гитаристов бесят. Обычное дело, фразы типа: “на гитарах надо играть, а не коллекционировать их”. Хочется сказать таким возмущенным людям: “Ребята, успокойтесь – гитар хватит на всех и на коллекционеров и на гитаристов, были бы деньги “.

Кстати, по большей части, гитары коллекционируют сами гитаристы (например громадные “запасы” гитар у таких ребят как Slash, Clapton и т.д.). Оно и понятно, для того чтобы коллекционировать гитары надо в них все таки разбираться и надо уметь играть, чтобы суметь оценить всю “клевость” очередной гитары. Хотя, как правило, гитаристы коллекционируют гитары исключительно, основываясь на звучании гитар, а не на коллекционной ценности.

А у просто коллеционеров есть своя система приоритетов. Понять и объективно ее просчитать почти невозможно. Когда гитара становится предметов коллекционирования, то она, считай, становится предметом искуства. Как полотна товарища Рубенса или Пикассо. Логике это трудно поддается.

Я, например, вот (малограмотный человек) не совсем понимаю как за кусок холста с красками можно отвалить миллион долларов, и почему нельзя отвалить столько же за картину голой женщины работы моего институтского друга Саши Лыкова, которую он на лекции по почвоведению рисовал на последней страницы тетради.

Так вот, каждая из старых гитар имеет свою коллеционную ценность. Зависит это от модели, ее редкости и т.д.

Это, кстати касается любых старых вещей. Старые автомобили, открытки и телескопы – все это есть объект коллекционирования. Уходят эпохи, остается история.

У гитар одной фирмы некоторые разные модели одного возраста и одного уровня звучания могут иметь совершенно разное значение для коллекционеров.

Например, возьмем 1958 год и две гитары Gibson Les Paul. Одна из моделей Custom а другая так называемый Standard Sunburst. Так вот, совершенно обычное дело, если этот старый Custom будет в наше время стоить раз в 10 меньше чем его оппонент cтарый Standard Sunburst. А звучать они будут одинаково. И таких примеров множество. Например, раритетная именная модель Gretch Chet Atkins стоит намного дороже похожей полуакустики Gretch того же года, но не имеющей имени Chet Atkins и т.д.

Тут надо добавить еще пару штрихов к коллекционности в том плане, что наличие на старой гитаре оригинальных (изначально установленных) деталей типа бриджа, колков, ладов, все это увеличивает ее стоимость.

Кто-то может сказать, что это бред и колки, которым 40 лет лучше поменять на новые. Чтож, когда у Вас будет своя такая гитара, то поступайте как Вам того желается. Тем более стоимость новых колков очень низка в сравнении с общей стоимостью гитары.

Однако, факты остаются фактами – старые оригинальные детали, отсутствие дефектов типа царапин, сколов и т.д. – все это делает более ценной гитару у коллекционеров.

Кстати о коллекционности – наиболее популярные у знатоков и собирателей vintage гитар – это инструменты фирм Gibson, Fender, Gretch, Rickenbucker, Danelectro, Epiphone USA и т.д.

Коллекционеров зачастую не интересуют звуковые качества гитары. Им важен внешний вид и чтобы комплектующие были первозданные. Коллекционеры могут и не играть на гитарах. Поэтому часто из двух гитар дороже стоит не лучше звучащая, а та которая имеет большую коллекционную стоимость. Это надо помнить.

И надо помнить, не все vintage гитары есть коллекционные и не все коллекционные гитары есть vintage (многие custom shop тоже вполне коллекционны).

В нашей стране коллекционеров гитар в западном смысле этого слова нет или есть, но они шифруются. Ибо в большинстве своем, когда наши соотечественники владеют несколькими гитарами, то это либо обычный (неколлекционный vintage), который стоит не дороже новых гитар, либо просто несколько гитар предназначенных для работы в качестве гитаристов в студии или на концертах.

Хотя конечно богатые люди у нас есть и коллекционные гитары Gibson Custom Shop (до 10000$) время от времени кто-то покупает.

Звучание vintage гитар.

Бытует мнение, что почти все в нашем мире изменяется. И в том числе с годами изменяется звук гитар. Я разделю это мнение. С годами звук гитары как мне кажется постепенно меняется. Высыхает древесина, под воздействием колебаний струн она приобретает всякие новые качества, проседает лаковое покрытие и т.д.

Что это дает в звуке? Трудно сказать однозначно. Очень многие уважаемые люди с пеной у рта кричат о том, что старые гитары однозначно лучше новых. И в тоже время многие другие не менее уважаемые люди играют и на новых гитарах. И как играют.

Истина, как обычно, я думаю, лежит где-то по-середине. Например, такой маньяк гитар как Joe Perry играет и на новых гитарах и на старых. И говорит, что гитары просто разные. А ведь он в гитарах шарит.

Они (эти гитары) просто разные. Чуть чуть. Не хуже и не лучше – просто разные. Где-то сильнее атака, где-то больше низов, где-то больше сустейна, мощи и т.д. Нюансы. Все зависит от стиля игры, жанра музыки, манеры игры и собственных предпочтений.

И не даром, почти все музыканты, владельцы больших коллекций гитар имеют как новые так и старые гитары.

Мне кажетcя некорректным сравнение новых и старых гитар на предмет что лучше. Другое дело как они по-разному звучат. Но вот хуже-лучше это не тот лексикон.

Еще один интересный аспект который касается сравнения старых/новых гитар, это часто употребляемые многими людьми слова о том, что раньше (в старину) гитары делали лучше, качественнее. А сейчас, мол, фирмы испортились и гонят брак.

Очень часто приходилось слышать это в адрес фирм Gibson и Fender. Честно говоря, я совсем не согласен с этими высказываниями. Опыт сотрудничества с российскими продавцами Fender и Gibson (A&T Trade и PetroShop) позволил мне вполне близко познакомится с новыми гитарами Fender и Gibson. И потому со всей долей ответственности, могу заявить, что новые гитары делают отнюдь не менее качественно. Качество и все остальное сохраняется. Ручаюсь 🙂 И нынешние новые гитары Gibson через 20 лет будут такими же как сегодня те которым уже 20 лет.

Просто сравнения некорректны. Характер звука разный. А качество звука, сборки и т.д. Все это неизменно. Другое дело, что в России нет сложившихся традиций продаж электрогитар и оттого часто в магазинах и на складах с гитарами обращаются не совсем квалифицированно и оттого они могут потерять что-то в плане товарного вида, качества и т.д. Но это беда России не только в плане гитар. Все таки мы еще только вползаем в цивилизованный рынок.

Кстати, любителям сравнивать новые и старые гитары предлагаю такую задачку. Представьте себе парня в 20 лет и в 30 лет? И скажите что лучше? Если откинуть тот факт что в 20 лет ты чуть дальше от смерти, то сделать выбор между двумя состояниями очень сложно.

В 20 лет ты бодрее, чище душой, наивнее и энтузиазма больше. А в 30 лет ты опытнее, умнее, имеешь работу и деньги на что-то хорошее. И что лучше? Да фиг его знает. Как обычно все зависит от ситуации и собственных вкусов. Хорошо бы переключатель иметь между двумя состояниями.

В общем некорректное сравнение.

Поговорим о ценах на vintage гитарах. Они к радости любителей старых гитар, как правило (если не колелкционно), меньше чем цены на новые гитары тех же моделей. Например, в Америке обычная Gibson LP Custom выпуска 70-ых годов ныне стоит 1500-2000$, в то время как новая такая гитара стоит 3000-3500$. И тут надо обратить внимание на один факт. В отличие от автомобилей или компьютеров, старые гитары (если нет дефектов) по своим функциональным характеристикам как минимум ничем не уступают новым. А стоят дешевле.

Происходит это не из-за того что производители завышают цены на новые гитары. Отнюдь. Просто экономически так все сложилось, что поддержанные вещи всегда стоят дешевле новых. Это касается не только гитар, но и автомобилей, кроссовок и прочей фигни.

Замечу, что речь идет о гитарах продающихся за границей. У нас все бывает по-разному и у нас тут пока другие условия.

Дело в том, что за границей электрогитары производятся больше 50 лет. И за это время их (богатое по нашим меркам) общество потребило море гитар. И в результате в стране на руках оказались миллионы гитар. Образовался рынок поддержанных гитар. Целый рынок. Много магазинов, выставок, распродаж и т.д.

А у нас в стране гитары (а не дрова) продаются очень недавно и продаются достаточно малыми объемами (в сравнении с западом) и потому рынка поддержанных гитар еще нету. Время не пришло. Вот когда у населения будет на руках много-много гитар. Тогда возникнет этот рынок. И будут интересные варианты с ценами и т.д.

Нечто похожее на американский рынок старых гитар в России сейчас наблюдается на автомобильном рынке. Поддержанных машин продается море, они все очень разные и цены в общем совсем не высокие в сравнении с новыми моделями.

А теперь хочу написать про еще один аспект цен на старые гитары, который упустил выше. Ранее мы говорили, о том что есть гитары, которые помимо гитарной стоимости имеют еще и коллекционную стоимость, то есть гитары в определении цены на которые участвуют всякие заморочки из мира искусства.

Такие гитары очень часто стоят дороже новых гитар, он вообще часто стоят очень большие, нереальны для гитар деньги. Но тут рынок гитар не имеет отношения к этим гитарам – это другой рынок – рынок предмет старины, антиквариата и искусства. А там совсем другие цены, нам простым землянам не всегда понятные.

Раз уж пошла речь о Vintage гитарах, то думаю будет не лишним рассказать о гитаре, которая является королем рынка Vintage гитар, абсолютным лидером и наиболее желанным инструментом для коллекционера (и не только).

Эта гитара – Gibson Les Paul Standard с покрытием корпуса Sunburst выпуска 1958-1960 годов. Наиболее ценятся гитары с корпусами имеющими “волнистый” (тигровый, пламенный и т.д.) рисунок клена (flame top). Разумеется гитара в идеале должна быть не перекрашенная, с родным железом и электроникой. Цена в 150 тысяч долларов США за эту гитару является вполне нормальным явлением. Почему эта гитара стала таким идолом не совсем понятно, но факты есть факты.

В 1958 году это была первая гитара Les Paul с покрытием Sunburst, а в 1960 году выпуск таких гитар был прекращен на многие годы. Возможно если бы их не прекратили выпускать они были бы не столь ценны среди коллекционеров.

Ныне все известные миру (дожившие до наших дней) эти гитары посчитаны, измерены, взвешены, тщательно описаны и занесены в специальные каталоги типа каталогов с картинами известных художников и других произведений искусства. У меня есть такая книжка, с однообразными фотографиями этих старых Les Paul и описаниями (каждой гитары). Чтиво для маньяков.

Большинство обладателей этих гитар хранят их в банковских сейфах. Хотя попадаются люди, которые и играют на таких гитарах. Это, например, Jimmy Page, Gary Moore, Slash, Eric Clapton, Joe Perry, Kirk Hammet и еще несколько парней с очень хорошей зарплатой.

Следует сказать, что их личные гитары этой модели стоят еще дороже. Все таки прикосновение больших в плане гитаризма людей тоже чего-то стоит.

Не все старые гитары звучат хорошо. И не все старые гитары стоят дешевле новых. И не все старые гитары доступны к покупке (некоторые очень редки). А спрос на такие гитары есть у музыкантов. И потребность гитарных компаний в прибыли тоже никуда не делась.

И потому почти все гитарные фирмы, которые присутствуют на рынке с 50-60-ых годов ныне делают разного рода переиздания (re-issue) старых моделей.

Все таки гитарное производство не стоит на месте. Все движется вперед. И современные гитары имеют всякие отличия от старых. И потому фирмы делают копии старых гитар (например серии Fender American Vintage, Gibson Historic Collection, и т.д.).

Выпуск копий старых гитар поставлен на поток. Старые технологии, комплектующие старого образца и т.д. Копируется все старое.

И как же звучат эти “старые новые” гитары? Они звучат как звучали настоящие старые гитары в то время когда они были новыми 🙂 И выглядят как выглядели старые гитары в то время когда были новыми 🙂

Хотя тут на счет внешнего вида я погорячился. В последнее время гитарные фирмы предлагают все больше и больше всяких штуковин любителям старины. Не все они выглядят как выглядели старые когда были новыми.

Так, например, в настоящее время можно купить “старую новую” гитару, которая прямо на фабрике будет сделана с потертой фурнитурой и плюс с разного рода царапинами, выцветшим лаком и т.д. То есть эта гитар выглядит как будто ей лет 30-40 🙂

Фирма Gibson называет такой стиль оформления aged, а фирма Fender называет его Relic. То есть на фабрике берут и искусственно состаривают внешний вид гитары.

Но и это не все, что готовы предложить нам готовые расшибиться в лепешку перед потребителем западные фирмы. Есть и более продвинутая форма искусственного старения гитар. Gibson называют ее Custom Authentics. А я бы ее назвал клонированием.

Суть ее в том, что искусственно состаривая гитару фирмы могу состаривать ее не просто так, а “один в один” копируя какой-то конкретный старый инструмент. То есть полная копия. Так, например, Gibson может предложить гитару, которая полностью копирует личный инструмент Dickey Betts — это специальный Les Paul Goldtop, у которого каждая царапинка и каждая потертость совпадает с гитарой на которой играет Dickey Betts. Также как и у Fender можно получить бас в котором каждая трещинка и ржавчинка на винтиках идентична личной басухе Jaco Pastorius.

В общем фанаты музыкантов растроганы до слез. Единственно, что огорчает, так это то, что на время от времени на гитаре твоего кумира будут появляться новые царапины или не дай бог он поменяет датчик. Придется и фанату проводить апгрейд своей копии. Ужас.

В общем, как видите, если наворовать где-нибудь достаточно бабок, то можно купить достаточно много самых разных гитар, которые предлагает рынок гитаристу сегодня. Вы можете купить старую гитару для игры, старую гитару для коллекции, новую гитару (которая выглядит как новая), новую (которая выглядит как выглядела старая когда была новой), новую (которая выглядит как старая когда она была старая).

А можете и забить на все это, и купить большой барабан, в который можно колотить по утрам, заставляя сонных соседей яростно выпрыгивать из своих теплых кроватей. И будет у Вас тогда счастье от общения с людьми. А это главное.

(автор статьи — Сергей Тынку)

Американская журналистка, еще в героические времена рок’н’ролла собиравшая в турне материал о Led Zeppelin, однажды оказавшись с великой рок-группой в одном номере отеля, после напишет: «Эти молодые мужчины издали производят впечатление красивых зверей, но чем ближе подходишь к клетке, тем сильнее чувствуется тяжелый запах животного». Если дать волю фантазии, то под «зоологическим» словом приведенной метафоры можно разглядеть тот дух, который отличает «звезд» от всех остальных музыкантов. Этот дух невозможно описать словами, потому что он нематериален, хотя все понимают, о чем идет речь: например, «массы» часто даже поклоняются этому духу, забывая про первую заповедь.

Другими словами, если от Джимми Пейджа исходит дух звезды — и чем к нему ближе, тем сильнее — то почему тот же звездный дух не может исходить, например, от наших великолепных гитаристов Темура Квителашвили или, скажем, Ивана Смирнова?

По какому-то правилу вектора из учебника физики, прямиком в «виноградный» полуподвал Vintage Guitar все чаще стали заходить «на чашечку кофе» бывшие и нынешние герои отечественного рок-н-ролла, джаза, блюза и просто рокешника. Последним был замечен Андрей Макаревич, оказавшийся на расстоянии вытянутой руки простым рокером без видимых признаков тяжести лаврового венка народного артиста России. Макаревич то ли из вежливости, то ли взаправду подивился, «Как же это я не знал раньше о таком месте?». Многие из музыкантов не раз уже воспользовались услугами Y&L , приобретая и меняя здесь раритетные инструменты. Но нынешние посещения были отмечены совсем не прежними практическими интересами vintage-приобретательства и накопительства. Новые направления мыслей российского гитарного бомонда дали вдруг явный крен в сторону «психологических вопросов» на тему «звездности».

Если есть галерея старых вин, я ведь могу зайти и просто посмотреть на бутылку, которой 300 лет. В Галерею музыкальных инструментов и не ходят только покупатели, а просто люди, которым вообще интересно, что такое гитара. Любой случайный человек может зайти к нам, чтобы просто посмотреть на гитары. Галерея предусматривает не только продажу, но еще больше фактор познавательный. Здесь можно получить хорошую консультацию, увидеть книги об истории этих гитар. Мы хотим, чтобы человек ушел отсюда с какими-то знаниями. Например, у гитар ведь есть много специальных приспособлений, но не все знают об этом. Да и сами покупатели наши — не только музыканты. Это люди, которые занимаются бизнесом, политикой, а гитара для них — как отдушина. Они выросли в 70-х годах, и приходят, просто чтобы увидеть здесь инструменты, которые они слышали когда-то на пластинках. В этом смысле, мы хотим развивать Галерею Музыкальных Инструментов даже как место, скажем, в Москве культовое, хотя для многих и странное.

Источник

Читайте также:  Берлин марширующие поросята ноты для фортепиано
Оцените статью