MasterGitar.com
Рипы гитары – это относительно большие поперечные радиально распиленные рейки внутри корпуса.
Рипы можно разделить на:
- у верхнего клеца, верхние рипы,
- гармоническая рипа, основная рипа,
- на дно гитары.
Рипы у верхнего клеца
Несут больше укрепляющую функцию. Держат корпус гитары от смещений, которые пытается вызвать гриф.
Представьте, что нет деки с рипами. Гриф давит в верхний клец и раздвигает корпус. Верхняя рипа удерживает корпус и, конечно, придает жесткость самой деке. Также на верхнюю рипу или рипы опирается лепесток накладки.
Высота верхней рипы 18-19 мм, ширина около 9мм. На краях можно снять до 5-6 мм (бывает и ниже). Клеим перпендикулярно осевой деки на расстоянии около 10 мм от звукового отверстия.
Верхних рип может быть две. Обе полноценные палочки указанных размеров, но можно сделать одну рипу укороченной. Этот узел имеет огромное количество решений. От одной хиленькой рипки, до полного перекрытия этой зоны футером на всю площадь.
Проходит она сразу под резонаторным отверстием. Вариантов и фантазий на эту тему такое множество, что тут проще уже искать чего не делали. Поэтому опять тот же самый совет – не мудрим, делаем стандартную классическую форму и клеим на классическое место.
Вполне классический вариант и две рипы вместо одной. Я не сторонник такого сильно укрепления этой зоны, но из песни слов не выкинешь. Принимайте решение сами.
Куда клеить? Отступаем от резонаторного отверстия 9-11 мм и проводим линию перпендикулярно осевой или под небольшим углом.
Наклон гармонической рипы предполагает выделение большей площади деки под басы. Не перепутайте, если смотреть на картинку справа, то поворачивать можно гармоническую рипу против часовой стрелки.
Гармоническую рипу часто делают меньше, чем верхнюю. Фактически гармоническая рипа — это продолжение нашего веера, часть акустической системы, от которой многое зависит.
К этой рипе максимальные требования по радиальности. Самое лучшее дерево для нее.
Высота около 15 мм, ширина около 8 мм, на краях можно снять до 4 мм, а то и менее. Согласовывать это надо уже с общей конструкцией гитары и с наличием паруса деки, который собственно гармонической рипой и задается.
Изгиб гармонической рипы или парус
Чтобы придать деке изгиб, сделать так называемый парус деки, основание гармонической рипы должно иметь этот изгиб.
Если приложить рипу основанием на ровную поверхность, то подъем краев может составлять около 2 мм. Визуально парус будет добавлять изменение толщины деки от середины к краям.
Есть мнение, что парус вредит звуку. Великие гитары его не имеют. Дека должна быть ровной, чтобы одинаково колебаться вниз и вверх. Опять вам придется выбирать сторону. Много отличных гитар с парусом.
С парусом можно уменьшить высоту рип на краях. С парусом дека гитары надежнее даже не в том плане, что крепче, типа эффект изогнутого моста.
Дека с парусом лучше переживает изменения влажности.
Причина в том, что пересушивание ведет не к разрыву деки, а только к некоторому выравниванию паруса. Это основной метод гитарного мастера сделать деку надежной даже в сухом помещении.
Арки у гармонической рипы
Арки в рипе делаются, чтобы под ними дальше прошли пружины веера, некоторое продление влияние веера и дополнительного раскрепощения деки. Предлагаю сначала сделать рипу цельной, подогнать все и перед самой приклейкой вырезать арки. Не ослабьте рипу слишком сильно.
Материал рип
Это ель или кедр. Так как ель крепче, то даже на кедровые деки ставят именно ель.
Много иллюстраций с приклеенными рипами есть в статьях о веере и футере верхней деки.
Рипы дна
На дно надо приготовить три, желательно одинаковые, заготовки. Зажать их вместе в тиски и завалить края. Где-то 3мм с каждого края. Обрабатывая одновременно три заготовки, мы получаем одинаковый овал на всех рипах.
Отметьте середину каждой заготовки и относительно неё отрежьте лишнее, соответственно для двух меньших рип. Также не разворачивайте заготовки.
Один из вариантов приклеики рип: находим самые широкие места в нижнем и верхнем овалах, и середину между ними.
Приклейка рип
Такая же рекомендация как для пружин и футеров, клеите необработанные по высоте рипы.
Заготовки для рипы – это палочки радиального распила с высотой около 20 мм, ширина около 10 мм. Выводите точно ширину 8-9 мм, придаете правильную форму основанию и клеите. Излишняя высота позволит вам не бояться, что рипа пострадает от использования струбцин. Также плоская площадка позволит закрепить винт струбцины.
Для придавливания используют этажерку, но есть проблема с поверхностью под декой в случае изогнутой гармонической рипы.
Есть хороший способ приклеивать жесткие палочки, такие как гармоническая рипа и рипы дна к изгибающимся палочкам, таким как дека или дно.
Принцип прост, придавите рипу струбцинами, проложив со стороны деки гибкую планку.
И дека, и вспомогательная планка изогнуться по форме основания рипы. В тот же момент планка рассредоточит давление от плеча струбцины и равномерно распределит его по всей длине.
Верхнюю рипу можно легко приклеить струбцинами на рабочем столе, т.е. на ровной поверхности.
Источник
Стр. 70 искусство ремонта гитары. рипы и пружины
+70_ Системы рип.
СИСТЕМЫ РИП И ПРУЖИН,
Повторю, что то, как и в каком количестве и в каких местах приклеено к дну и верхней деке принято называть Системой. Известные, в основном по Интернету: Веер и система рип Шерцера. Шерцер фамилия, что предложил в своих гитара этот порядок приклейки рип. В гитаре в корпусе еще могут быть приклеены.
1. Продольные распорки. Как правило или две, как тут на рисунке корпуса полу акустики, но может и один брусок вклеен и у акустической гитары. Это по моему называется брусок – сустейнер. По крайней мере я видел такие корпуса в Интернет. Их назначение двояко. Во – первых – эти рейки вклеивают для жесткости, что бы струны не сдавили корпус. И кроме того сустейн – термин означает Длительность звучания. Вроде бы так можно звук гитры сделать несколько Более протяжным. Я таких два бруска сечением примерно 10 х10 мм вклеил в одну Шиховскую гитару. Есть такой дефект у гитар. Дело все в том, что например Очень толстый набор струн, а их как правило одной марки 4 – 5, могут вырвать гриф! Точнее, раз струны стараются гриф стянуть на себя, то дно корпуса может оторваться у верхнего клеца. Это довольно частый случай! Как правило вы прибиваете мелкими гвоздиками и тут корпус будет Дышать и все равно оторвется. Я такие случаи исправляю эпоксидным клеем и через пластинку со стороны дна ввертываю два небольших шурупа в верхний клец.
2. Еще часто приклеивается небольшой брусок толщиной в 5 мм из бука под струнодержатель. Не спутайся! Этот брусок приклеивается Изнутри корпуса Под струнодержателем. В него ввертываются два небольших шурупа. Струнодержатель приклеивается водными клеями типа Костного клея. Эти шурупы закрыты круглыми пуговками на струнодержателе например на Шиховских гитарах. Эти шурупы нужно отвернуть если вам нужно оторванный струнодержатель вновь приклеить на место! Это рисунок номер 4 на этой вставке.
3. Рисунок 1 и 2 с тремя парами рип это свойственно Шиховкам, и номер 2 с дополнительной Косой рипой в большом овале, это и есть система Иоганна Шерцера. Косая рипа проходит Под струнодержателем и по идее должна Более эффективно передавать колебания струн. Рисунок может запутать! Я посмотрел, на Шиховских гитарах их сечение рип примерно 5Х10 мм, а высота корпуса около 80 мм. Так что объективно они, рипы не так высоки, как на рисунках. Хотя в полу акустиках с высотой корпуса примерно в 40 мм, они заполняют корпус очень плотно, так что щель между ними в моих полу акустиках может составлять всего один, максимум два сантиметра!
4. Если не знаете, то по чертежам американских 12 струнок, что есть в Интернет верхние деки имеют приклеенные рипы Крест на Крест, образуя треугольники Жесткости. Это примерно рисунок номер 6! НО ВСЕ ОЧЕНЬ ПРИМЕРНО ТУТ НАРИСОВАНО! Я указал систему по которой клеят рипы. В начале я не мог найти рисунок Систем рип, что клеят на скрипках, так как это было злободневно, когда я клеил свои полуа кустики.
5. В скрипках Страдивари рипы располагаются как и в гитарах: четыре пары рип и в Тех же местах, как на гитарах.
6. Второй вопрос! Скрипка низкая – примерно 4 сантиметра, как и полу акустики, а какая высота их? Всего 5 мм, считая от корпуса. То есть они приклеиваются к дну и верху, но при этом возвышаются всего на 5 мм. Так я и в своих электрогитарах их клеил, помещая их в Прорези в болване. Подробно можешь прочитать в папке с моими Полу акустиками. Так как в верхней деке есть два – три переменных сопротивления и выходное гнездо, то рипы в большом овале корпуса придется приклеить под углом. При этом в верхней деке буду зоны Разной жесткости, что и влияет на звук гитары!
7. Правильно и пишут – что гитара полу акустика это Загадка.
8. И рисунок 8 и показывает как идет Звуковая волна в полу акустике под рисунком номер семь!
Загадки. Загадки!
P/s. Все что я написал довольно Туманно по тому, что я не нашел никакой закономерности в примерно 5 Шиховских гитарах. Там такой разбег в приклеенных рипах, примерно трех фабрик, что о порядке не может быть никакого разговора! Так рипы часто одна над другой находятся под углом примерно в 30 градусов. Хотя согласно чертежа они должны быть смещены примерно на два, три сантиметра относительно дна и верха …
Источник
Стр. 135 искусство ремонта и настройки гитары
Стр.135_ИСКУССТВО РЕМОНТА И НАСТРОЙКИ ГИТАРЫ.
+135_ расположение рип на Верхней дек –рисунок –гитары Кита Медлея.
Сейчас продольные рейки, что клеят на дно и верхнюю деку назвают рипы. В литературе так 189о года – это ПРУЖИНЫ. Как правило это рейки, что имеют высоту до 20 мм, и ширину основания около 10 мм. Часто по сечению от основания к верху сужаются, то есть имеют Треугольный профиль! Пружины имеют сечение меньше – примерно 5Х5 мм. Как правило это – приклеенные Веером эти рейки в районе струнодержателя, под ним. Как пальцы руки они передают колебания струн, через струнодержатель и деку на всю нижнюю часть верхней деки. Фактически так передается колебание и Заводится, проще сказать — звучит, или колеблется верх гитары, то есть верхняя дека – в первую очередь, и после воздух в корпусе.
В этом случае не применяют брусок, из бука как правило, толщиной примерно в 3 Мм, что имеет тот же контур, что и основание струнодержателя! Ky приклеивается Изнутри к верхней деке, точно под струнодержателем, у тех гитар, у которых рипы приклеены Параллельно друг другу и не имеют веера. Это большинство Массовых акустик, при чем и классных. В него – этот брусок ввертываются два шурупа, как правило. На вашей гитаре они закрыты, их головки, уверен – белыми пуговками!
ТИПЫ ПРИКЛЕЕНЫХ ПРУЖИН И РИП.
Веер, Системы Шерцера, это когда, КАЖЕТСЯ наклонная рипа приклеена под струнодержатель под углом, в этом случае, Видел на одной Шиховской гитаре, этот брусок смежен вверх к Толстым струнам. Это даст некоторое преимущество Тонким струнам. Как Вы понимаете, все что приклеено к Верхней деке изнутри – ЗАДАСТ ЗВУК ГИТАРЫ! И кроме того –РАЗМЕРЫ ЭЛЕМЕНТОВ. Ну прежде всего есть несколько способов приклеить рипы – то есть те рейки, что ты увидишь, заглянув, хоть в свою гитару, через голосник. Заглянул! Как правило две рипы приклеены будут к верхней деке выше, и ниже голосника примерно на 15 мм. Ну, и возможно вы увидите еще рипы в глубине корпуса, ближе к дну гитары. Неоценимая возможность – это заглянуть в побитую гитару!
Это самые маленькие гитары, для учащихся музыкальных школ, но играя на гитаре с большей мензурой, я например сразу перехожу и на эти –ПОЛОВИННЫЕ гитары.
По мензуре, или ПО ДЛИНЕ КОЛЕБЛЮЩИЕСЯ ЧАСТИ СТРУНЫ, точнее от Верхнего порожка у колков, или гребенки с пропилами, до Нижнего порожка.
610 мм – Половинные, или так назыаемые Шиховские гитары. По одному Ту РСФСР – 1945, 65, 72 годов выпускали с десяток фабрик Музинструментов. ТОЧНО!
630 мм – трех четвертные.
650, Полные гитары, как у Медлея, смотри страницы 100 — 110 и 130 – 135 –полные гитары. Это деление свойственно Акустическим гитарам, так как при этом увеличивается размер корпуса, и диаметр голосника.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СИСТЕМЕ ПРИКЛЕЕНОГО ВНУТРИ.
То есть к дну, и верхней деке.
1. Стандарт – думаю на половине акустик сейчас. Чаще 4, реже 3 пар рип, что приклеены ПО ЧЕРТЕЖУ с некоторым сдвигом относительно парных рип. Примерно на 2 – 3 см. Представьте ЗВУКОВУЮ волну внутри корпуса гитары, вот тогда она звуковая волна, или колебания воздуха внутри корпуса гитары будут двигаться Извиваясь, или Протискиваясь, так как рипы Сужают просвет корпуса! Это своего рода Регулировка тембра по Вч и Нч. К иллюстрациям.
А- слева Верху – это отрезок водопроводной трубы, на пол – дюйма. Не так давно продавались такого внутреннего диаметра шланги для полива. И сейчас с пластмассовыми – я применяю эту насадку! Длина трубки – 10 – 15 см, и с торцов она стачивается на токарном станке. Так она легко войдет в шланг, а второй конец плющится молотком до щели, шириной в 2 – 3 мм. Как вы понимаете, скорее всего при этом, отверстие щели с Конца будет ПО БОЛЬШЕ и струи будут с края бить дальше, не так сильно дробясь. ТО ЖЕ ДЕЛАЮТ с звуком, тембром и Срезы на коце рип.
В – это Корпус гитары в разрезе, белые рейки со срезом на конце! Заштрихованная часть и показывает, что по бокам получится Большее разряжение звуковой волны. Это способ изменить ОТДАЧУ ОТ ТОЛСТЫХ СТРУН. Больше срез рип с конца – более громче звучат толстые струны. По этому у некоторых гитар срез идет под 45 градусов, а на некоторых – почти до середины рип.
С – если сварить стальной короб и Прямо угольного сечения или насадку на поливочный шланг, с перемычкам КАК ФОРМА рип на дне и верху –САМ ПОДУМАЙ КАК ОНИ ПОВЛИЯЮТ НА ВЫЛЕТАЮЩУЮ СТРУЮ ВОДЫ ИЗ ЭТОЙ ГИПОТЕТИЧЕСКОЙ НАСАДКИ на поливочном шланге.
D – это собственно рисунок, сделанный по НЕ ЗАКРЫТОЙ гитаре Медлея. Ну фотография с предыдущей страницы, то есть вид на корпус приклеенным верхом, но не приклеенным дном. В этом случае, я и увидел то, как и что приклеено к верхней деке, и у меня есть фотография того, что приклеивается к дну, до того КАК ЗАКРОЮТ корпус. В данном случае – приклеится дно следующей операцией.
D – это Волнообразное движение Звуковой волны, а вид на гитару Медлея без дна это рисунок –F.
F- по фотографии с предыдущей 132 – 134 страниц я нарисовал – СИСТЕМУ РИП, ПРИКЛЕЕНУЮ К ВЕРХНЕЙ ДЕКЕ. До этого в описании страницы 100 – 110 у меня не было этих фотографий, и я мог только предполагать, что приклеил Медлей к своей гитаре 1982 года.
ЧТО ПРИКЛЕЕНО ВНУТРИ ГИТАРЫ МЕДЛЕЯ К ДЕКАМ?
Вообще то коротко ОН ПРИМЕНИЛ ПЕРЕКРЕЩИВАБЩУЮСЯ СИСТЕМУ РИП, что свойственно 12струнным гитарам, так как у них раза в ДВА СИЛЬНЕЕ ДАВЯТ СТРУНЫ НА ВЕРХНЮЮ ДЕКУ, и если не принять мер, то они соберут верхнюю деку в гармошку. При перекрестной систме рип на деке образется много ТРЕУГОЛЬНИКОВ ЖЕСТКОСТИ!! Некорые я выделил. Рисунок очень не точен по точности, но правилен ПО СУТИ!
Чо, сказал? Раз сам не понял? Значит – продолжу на другой страничке.
Корнев. Смелостев, Некрылович.
P/s 1.
Е – это СТАНДАРТНОЕ расположение рип 3 – 4 пары. Верх Условно раскрыт.
G – вид на гитару – корпус Медлея сверху. Обрати внимание на черные детали – это струнодержатели для 27 струн. Они очень сильно Блокируют верхнюю деку, нк глушат звук и гитара имеет систему из трех звукоснимателе, для каждого инструмента. У первого переделанного Орфея, смотри страницы с 1, 2 – верх заблокирован! Гитара –ГЛУХА, а второй такой Орфей – имея ОБЛЕГЧЕННУЮ конструкцию струнодержателя звучит приемлемо. Я учел недостатки, выявленные при переделке Первого Орфея. Собственно – ИСКУСТТВО РЕМОНТА И НАСТРОЙКИ ГИТАРЫ, ЭТО И ЕСТЬ ОПИСАНИЕ ПЕРДЕЛКИ ЭТИХ ДВУХ ГИТАР В 20116 – 17 годах. Еще про гитару Медлея. То есть она Имеет гитары – 6 струн, верхние струны Длинные – лира? 9 струн, и Внизу – 12 струн, это по сути гусли, один из типов их, могли иметь от 5 – самые древние до 60 струн последние модели гусель. ХОРОШО, ЧТО МЕДЛЕЙ ОСТАНОВИЛСЯ НА 12 струнах.
То есть по струнам эта гитара 6 + 9 + 12 струн! То есть – 27. В то же время придумана гитара на кажется 42 струны. Там до 6 грифов, включая, и тот, что смотрит на Зад!!
На той гитаре струны пересекаются в несколько Ярусов. На СТАНДАРТНОМ гитарном корпусе.
И А1 – А1 и так же Б1 –Б1 – это ОСНОВНЫЕ РИПЫ, ЧТО ДЕЛЯТ ВЕРХНЮЮ ДЕКУ НА ТРЕУГОЛЬНЫЕ ЗОНЫ ЖЕСТКОСТИ.
P/s 2/ А на дне этой гитары имеется три пары ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ рип, это стандартное их расположение, хоть и у Шиховок. Так и в 12 струнных, то есть в гитарах с СДВОЕННЫМИ шести струнами поступают.
Но повторю, что это НОВОЕ КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ. Есть музейные экземпляры примерно 1800 годов, что имея яйцевидный корпус и обычный гитарный гриф на 6 струн, с боку к ним ПЛОТНО примыкал или даже приклеивался Длинный второй гриф, по несколько Длинных струн, как на гитаре Медлея. И инструменты с нижними Короткими 12 струнами – Гусли? И до Медлея, лет так за 100 выпускались! Но это были Чистые акустики и могли иметь корпус, практически как контрабаса или самой большой виолончели. Я такой рисунок привел раньше, где то на примерно 100 – 110 страницах.
Вникайте! Есть и еще фотографии этой интересной гитары и там много сюрпризов.
Можешь воспользоваться фотографией со страницы 110, там эта гитара сфотографировано ТОЧНО СВЕРХУ – по сути — это ее чертех…
Источник