- Родственные тональности
- S o l F a theory
- 14. Родство тональностей
- Система родства тональностей Римского-Корсакова (к C-dur и a-moll)
- Система родства тональностей Катуара
- Система родства тональностей Яворского
- Система родства тональностей Способина
- Родственные тональности
- Что это такое
- Каким образом определяется
- Как еще определить
- Что такое родственные ноты
- Что такое родство тональностей и родственные тональности
- Примеры общих аккордов
- Степени родства тональностей
Родственные тональности
Все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, находящихся между собой в гармоническом родстве.
Родственными называются те тональности, тонические трезвучия которых находятся на ступенях данной (исходной) тональности натурального и гармонического видов.
В музыкальном произведении начальная тональность называется главной, а тональности, сменяющие ее в процессе развития музыки,— побочными.
Каждая тональность имеет шесть родственных тональностей.
До мажору родственны тональности:
До-мажор на I ступени.
Фа-мажор на IV ступени. Это тональность субдоминанты -S (IV)
Соль-мажор на V ступени. Это тональность доминанты -D(V).
Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До-мажору.
Ре-минор на II ступени. Параллельная Фа-мажору, тональности субдоминанты.
Ми-минор на III ступени. Параллельная Соль-мажору, тональности доминанты .
В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор –гармоническая субдоминанта.
Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей.
Ре-минор (IV ступень) – тональность субдоминанты
Ми-минор (V ступень)- тональность доминанты
До-мажор (III ступень)- параллельная главной тональности
Фа-мажор (VI ступень) – параллельная тональности субдоминанты
Соль-мажор (VII ступень)- параллельная тональности доминанты
Ми-мажор (V ступень в гармоническом миноре)- тональность мажорной доминанты
Дата добавления: 2015-07-22 ; просмотров: 14085 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
S o l F a theory
14. Родство тональностей
Родство тональностей – большая или меньшая близость тональностей, определяемая количеством и значимостью их общих элементов (звуков, аккордов, интервалов). Родство тональностей – одно из важнейших свойств модуляционного пространства в классико-романтической гармонии. На нём основано ощущение тонального движения – удаление от T или приближение к ней. Родство тональностей учитывает типы интервальных связей (кварто-квинтовые (D,S), параллели как пары аккордов с общей б. 3), различие в составе конкретной системы вследствие исторической эволюции гармонии (к d-moll в 9 симфонии Бетховена es-moll – далёкая тональность, а к d-moll из 5 симфонии Шостаковича – значительно более близкая из-за роли IIb в главной теме).
Данной тональности родственны те тональности, T53 которых входят в эту тональность, то есть параллель, тональность натуральной D и параллель к ней, тональность натуральной S и её параллель, тональность минорной S для мажора и мажорной D для минора. Остальные тональности – отдалённые.
Система родства тональностей Римского-Корсакова (к C-dur и a-moll)
I степень родства: к мажору Tp, D, Dp, Sp, S, Sг. К минору Tp, Dнат, Dнатp, Sp, S, Dг. Минорная S и мажорная D – тональности гармонического родства, остальные – диатонического.
II степень родства:
Тональности, родственные для тех, которые входят в группу I степени, образуют группу тональностей II степени родства (при исключении повторяющихся тональностей и дублирующих I степень получается 12 тональностей).
As | A | B | H | (C) | Des | D | Es | E |
g | b | h | c |
As | a | b | h | (c) | Des | d | es | e |
C | Des | D | F |
У тональностей второй степени родства лишь один-два общих аккорда с главной тональностью.
III степень родства: ни одного общего аккорда с главной тональностью.
Это тональность тритонового соотношения к главной, одноимённая к тритоновой и ряд от неё по квинтовому кругу до параллельной к тритоновой (пять тональностей).
Итого получается 6 тональностей I степени родства, 12 тональностей II степени, 5 тональностей III степени.
Система родства тональностей Катуара
I степень – пять тональностей чисто диатонического родства
II степень – четыре тональности с одной парой общих трезвучий, отличаются от главной на 2 знака.
III степень – все остальные, которые не имеют общих трезвучий в пределах диатонических систем.
Система родства тональностей Яворского
Принцип родства – в общности систем (единичной и двойной) (единичная – разрешение тритона полутоновым движением вовне или внутрь, в двойной перекрещиваются два тритона, в C-dur это d-as и dis-a). Отсюда два класса тональностей: родственные и неродственные.
Родственные тональности не содержат тритона к T53 главной тональности. Остальные – неродственные.
К C-dur: все пять диатонических трезвучий, одноименная, минорная S и её параллель, большая медианта, однотерцовая к D, увеличенные лады G и As, уменьшенные H и F.
Система родства тональностей Способина
- Пять тональностей диатонического родства
- Шесть тональностей мажоро-минорного родства (одноименного)
- Остальные – хроматического родства
- Пять тональностей диатонического родства
- Две тональности полудиатонического родства: минорная S для мажора и мажорная D для минора
- Одноименное мажоро-минорное родства
- Параллели мажоро-минорно родства: большая медианта в мажоре и большая субмедианта в миноре
- Полухроматического родства: неаполитанская (IIb)
- Хроматическое родства – все остальные.
Источник
Родственные тональности
Любой гитарист, который обладает желанием профессионально придумывать композиции, должен разбираться в родственных тональностях. Если вы будете знать, каким образом они функционируют, у вас появится возможность заниматься аранжировкой грамотно, создавая большое число вариантов ходов для той или иной песни.
Что это такое
Первым делом следует отметить, что данный термин не нужно путать с параллельными тональностями (здесь используются ключи с совпадающими нотами). Что касается родства в гитарной музыке, то здесь все по-иному.
Каждая гамма обладает семью ступенями. Они определяются очередностью нот в ключе. Основные ноты – первая, четвертая и пятая. Также тон имеет устойчивые ступени – первую, третью и пятую. К неустойчивым относятся все прочие.
Тональности с ключами, обладающими идентичными аккордами, называются родственными. Все трезвучия должны быть построены по натуральному или гармоническому звуковому ряду (без расширений, уменьшений или удержаний).
Вы увидели в двух отличных друг от друга тональностях одно и то же трезвучие? Значит можно сделать вывод, что данные ключи являются родственными. Выделяют три разновидности родства. Каждая из них зависит от того, на каком месте в звуковом ряде располагается аккорд. Таким образом:
- первая степень родства – если аккорд на какой угодно ступени в одной тональности представляет собой тонику для другого;
- вторая – когда аккорд просто есть в тональности;
- третья – общих трезвучий нет вообще.
Каким образом определяется
Рассмотрим гамму до-мажор. Нас интересуют все ступени со второй по шестую. Седьмую ступень трогать не будем, так как она не относится к родственным. Получаем Dm, Em, F, G, Am.
При использовании гаммы гармонического мажора и понижении шестой ступени имеем фа-минор. В результате у нас шесть трезвучий, а значит, и шесть тональностей.
Первая степень родства определяются по наименованиям данных аккордов, потому что они – тоники в их гаммах. Выходит, родственные ключи по отношению к до-мажору: Dm, Em, F, Fm, G и Am.
Вторая должна иметь хотя бы одно из трезвучий в собственной гамме. В нашем варианте:
Как еще определить
Для определения родственных тональностей можно использовать кварто-квинтовый круг.
В кварто-квинтовом круге выберите необходимую высоту нот, совершите отступ на одно деление по часовой стрелке и в обратном направлении. После этого отметьте участок из шести входящих в данное поле ключей. Так находится первая степень родства. Если имеете дело с минором, подберите параллельный ему мажор. А если участки из трех пар трезвучий имеют общие пересечения, то это родство второго порядка.
Ниже будет таблица, в которой указано, на каких ступенях находятся родственные тональности для мажора и минора:
Источник
Что такое родственные ноты
В этой статье поговорим о родстве тональностей. Вообще все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, которые находятся в гармоническом родстве.
Родство тональностей
Рассмотрим тональность До-мажор:
Рисунок 1. Тональность до-мажор
На схеме римскими цифрами обозначены ступени тональности. На этих ступенях построим трезвучия так, чтобы не использовать знаки альтерации , поскольку C-dur не имеет знаков альтерации:
Рисунок 2. Трезвучия на ступенях тональности до-мажор
На VII ступени не получается построить без знаков альтерации ни мажорного, ни минорного трезвучия. Рассмотрим подробнее, какие трезвучия мы построили:
- До-мажор на I ступени.
- Фа-мажор на IV ступени. Эта тональность построена на главной ступени (IV).
- Соль-мажор на V ступени. Эта тональность построена на главной ступени (V).
- Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До-мажору.
- Ре-минор на II ступени. Параллельная тональности Фа-мажор, построенной на IV (главной) ступени.
- Ми-минор на III ступени. Параллельная тональности Соль-мажор, построенной на V (главной) ступени.
- В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор.
Эти тональности называются родственными До-мажору (не включая, конечно, сам До-мажор, с которого мы начали список). Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей.
Для Ля-минора вы можете попробовать найти родственные самостоятельно. Здесь должно получиться следующее:
- на главных ступенях: Ре-минор (IV ступень) и Ми-минор (V ступень);
- параллельная главной тональности: До-мажор (III ступень);
- параллельные тональностям главных ступеней: Фа-мажор (VI ступень) и Соль-мажор (VII ступень);
- тональность мажорной доминанты: Ми-мажор (V ступень в гармоническом миноре). Тут поясним, что рассматривается именно гармонический минор, в котором повышена VII ступень (в Ля-миноре это нота Соль). Поэтому и получится Ми-мажор, а не Ми-минор. Аналогично в примере с До-мажором мы получили на IV ступени как Фа-мажор (в натуральном мажоре), так и Фа-минор (в гармоническом мажоре).
Трезвучия, которые мы с Вами получили на ступенях основных тональностей, являются тоническими трезвучиями родственных тональностей.
Итоги
Вы познакомились с понятием родственные тональности и научились определять их.
Источник
Что такое родство тональностей и родственные тональности
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы узнаем, что такое родство тональностей и посмотрим какие вообще бывают родственные тональности.
В самом названии присутствует слово «родственные», значит между двумя тональностями, которые таковыми являются должно быть нечто общее. Таким общим является наличие общего аккорда, то есть аккорда, встречающегося в двух тональностях, но на разных ступенях.
Примеры общих аккордов
Например, общим аккордом будет до мажор для тональностей ля минор и ми минор или ре минор для тональностей Фа мажор и Соль минор:
рис. 1
На рисунке 1 мы привели очень простые примеры общих аккордов. Да, обратите внимание на слово гармонический — это означает, что мы берём гармоническую доминанту в соль миноре (так принято). Мы об этом писали в статье про золотую секвенцию к примеру — ссылку на нее смотрите в меню справа. Римские цифры обозначают от какой ступени строится этот аккорд в конкретной тональности (имя тональности в круглых скобках под цифрами).
Кроме того общим аккордом будет считаться аккорд, полученный с помощью альтерации, например так:
рис. 2
На рисунке 2 мы взяли сначала обычный аккорд от второй ступени в до мажоре — трезвучие Ре минор и понизили в нем неустойчивые ступени (1-ую и 6-ую), применив альтерацию. Точно такой же аккорд у нас получается и в тональности Соль бемоль минор на пятой (опять же гармонический вариант) ступени. Так тоже Ре бемоль мажор получается у нас общим для двух, казалось бы таких разных тональностей. Похоже чем-то на то, о чем мы писали в статье про энгармоническую модуляцию.
Степени родства тональностей
Итак, теперь посмотрим давайте как определяются степени родства тональностей.
К первой степени родства относят тональности, в которых тонические трезвучия являются общими аккордами. Например, возьмем тональность до мажор. Если взять её полностью получится шкала аккордов, о которой мы уже ранее писали:
рис. 3
Так вот, все изображенные на рисунке 3 аккорды (кроме первого — тоники и последнего — уменьшенного трезвучия от седьмой ступени) являются тониками тональностей первой степени родства к До мажору:
рис. 4
Кроме того, к первой степени родства для до мажора относят и аккорд Фа минор (соответственно тональность Фа минор), который получается в нашей шкале если использовать шестую пониженную ступень (или гармонический до мажор — получится нота ля бемоль вместо ля) в аккорде Фа мажор:
рис. 5
Итак, у нас получилось всего 6-ть тональностей первой степени родства к До мажору — это Dm, Em, F, Fm, G, Am.
Для минорной тональности все то же самое. Давайте на примере Ля минора рассмотрим. К первой степени в этом случае относятся все аккорды диатонической шкалы (построенной, в натуральном ля миноре), кроме трезвучий от второй ступени (уменьшенное трезвучие — Bdim) и первой (тоника — Am):
рис. 6
Но и тут также можно использовать трезвучие полученное с использование ноты гармонического ля минора (ноты соль диез) — это аккорд E (который как мы помним положено использовать в качестве доминанты в минорной гармонии — на рисунке 6 оно у нас отмечено розовым кружком). Оно также будет относится к тональностям первой степени родства к Ля минору.
Итак, получается для минорного аккорда существует также шесть тональностей первой степени родства. К тональности ля минор — это С, Dm, Em, E, F, G.
Теперь найдем тональности второй степени родства к До мажору. Такими тональностями у нас будут все тональности, которые имеют с До мажором хотя бы один общий аккорд, но не тонический.
Всего у нас получится 12-ть таких тональностей (8 мажорных и 4 минорных). Давайте посмотрим как их найти.
Итак, возьмем трезвучие ми минор из шкалы аккордов До мажора, этот же аккорд есть в диатонической шкале Ре мажора — он является общим для этих двух тональностей и тоникой не является:
рис. 7
По тому же принципу можно найти еще одну мажорную тональность второй степени родства к До мажору — Bb:
рис. 8
Тут общим аккордом будет Ре минор (на рисунке обведён красным). Ну здесь все более менее ясно — эти две тональности мы получили, используя ноты натурального До мажора. Для того, чтобы получить других родственников второй степени к до мажору нам надо использовать гармонический его вариант с 6-ой пониженной ступенью. Тогда у нас появляется дополнительный аккорд — Fm, который поможет нам найти другие тональности 2-ой степени родства к До мажору. Этими тональностями будут: Eb, Ab, Db. У них всех общим с До мажором аккордом будет как раз Fm.
рис. 9
Далее мы можем найти еще три мажорных тональностей второй степени родства к До мажору, но теперь уже за счет использования их гармонических вариантов. То есть то же, что и на рисунке 9 показано, но наоборот — изменять будем самих «родственников», а не исходную тональность. У нас получатся тональности B, A, E:
рис. 10
На рисунке 10 мы одинаковыми цветами выделили общие аккорды. Буква «г» в скобках означает, что мы имеем ввиду гармонический мажор, а не натуральный.
Итак, всего у нас получилось восемь мажорных тональностей второй степени родства к До мажору. Это аккорды: D, Db, B, Bb, A, Ab, E, Eb. И, что тоже приятно — мы знаем по какому принципу они находятся.
Но во второй степени есть и минорные тональности — всего четыре штуки. Давайте и их получим.
Общие с До мажором аккорды есть у тональности Соль минор и Си минор:
рис. 11
Как видно на рисунке 11 у До мажора и Соль минора общим аккордом будет Dm, а у Си минора и До мажора — Em — мы отметили это кружками.
Еще две минорные тональности мы можем получить если снова используем ноту из гармонического До мажора:
рис. 12
Аккорд Фа минор, который мы уже выше получали у нас вновь будет общим, но на этот раз мы его видим в двух минорных тональностях: Bbm и Cm.
Итак, у нас всего получилось 4-ре минорных тональности 2-ой степени родства к До мажору: Gm, Bbm, Bm и Cm.
Теперь надо найти то же самое для Ля минора. Принципы все те же самые — берем шкалу аккордов Ля минора (сначала натурального) и находим минорные тональности, содержащие хотя бы один такой же аккорд как и в этой шкале (но не тонический):
рис. 13
Кстати, как их подбирали — логически напрашивается взять тональности параллельные тем мажорным, что мы нашли выше (на рисунке 7 и 8) — ведь у них все те же самые аккорды (Ля минор параллельна До мажору, Соль минор Си бемоль мажору, а Си минор Ре мажору). Так на рисунке 13 и получились Соль минор и Си минор.
Далее берём гармонический вариант Ля минора с аккордом Ми мажор от пятой ступени и находим еще минорные тональности (натуральные виды), в которых есть этот аккорд — это До диез минор (там Ми мажор образуется на третьей ступени), Соль диез минор (тут от 6-ой), Фа диез минор (здесь от 7-ой):
рис. 14
Ну и наконец, последние три минорные тональности можно найти если представить каждое из трех мажорных трезвучий диатонической шкалы Ля минора как аккорд от пятой ступени других минорных тональностей. Так получится, что Фа мажор — это гармоническая доминанта для Си бемоль минора, Соль мажор для До минора, До мажор для Фа минора.
рис. 15
Заметьте также, что три тональности с рисунка 15-ть (Cm, Bbm, Fm) это параллельные тональности к тем, что изображены на рисунке 9-ть (Eb, Db, Ab) — интересно совпало правда?
Теперь поищем мажорные варианты. Для гармонического Ля минора — это будут тональности Си мажор (B) и Ля мажор (A):
рис. 16
Для натурального Ля минора — Ре мажор (D), Си бемоль мажор (Bb):
рис. 17
Итак, родственные тональности второй степени к Ля минору это: Gm, Bm, C#m, G#m, F#m, Cm, Bbm, Fm — минорные и 4-ре мажорных: A, Bb, B, D.
К тональностям третьей степени родства относят те, которые не имеют с исходной ни одного общего аккорда. Однако, тут можно энгармонически приравнять аккорды с помощью альтерации (как показано на рисунке 2) с целью все таки получить общий аккорд с исходной тональностью.
Так, получается все оставшиеся тональности можно отнести к третьей степени — для До мажора это F#m, F#, Ebm, Dbm, Abm. А для Ля минора: C#, G#, F#, Eb, Ebm.
Также смотрите весьма полезную статью на эту же тему здесь: http://music-education.ru/kak-bystro-nahodit-rodstvennye-tonalnosti-vtoroj-i-tretej-stepeni/.
Источник