Что такое секундовое соотношение аккордов

Теория Музыки

четверг, 29 августа 2013 г.

Соединение трезвучия секстаккорда секундового соотношения(S-D)

При соединении часто образуется недопустимый параллелизм( || ).
При соединении S-D6 бас идет не на ув4 вверх, а на ум5 вниз.
При соединении в верхних голосах следует избегать ||8, ||5.

Секстаккорд может перемещаться меняя мелодическое положение, расположение или чередуясь с трезвучием. Желательно чтобы хотя бы один звук(кроме баса) оставался на месте.

Благодаря секстаккордам в задаче значительно мелодизируется линия баса.

Т.к. секстаккорды звучат менее устойчиво, чем трезвучия, то их желательно применять на слабые доли такта. Секстаккорды не применяются в серединной и заключительной каденции, но они могут готовить каденцию.

Источник

S o l F a theory

3. Соединение трезвучий секундового соотношения.

Трезвучие — это аккорд, состоящий из трёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Трезвучия находятся в секундовом соотношении, если их основные тоны расположены на расстоянии секунды. В секундовом соотношении находятся аккорды: T-II (и обратно), S-D, D-VI, III-IV, III-II (редкое сочетание). У этих аккордов нет общих звуков, поэтому они соединяются только мелодически.

Мелодическое соединение — это соединение, при котором ни один звук не остаётся на месте. При соединении трезвучий секундового соотношения бас идёт на ступень вверх или вниз, а остальные голоса — противоположно басу в ближайшие звуки аккорда (получается 1+3). В прерванном обороте D53 и VI53 соединяются немного иначе: бас и терцовый тон аккорда идут вверх, а остальные голоса — в противоположную сторону в ближайшие звуки аккорда.

Пример: одно соединение основных трезвучий и одно — побочных с доведением до T в положении примы

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

секундовое соотношение трезвучий

Соединение трезвучий

Виды взаимодействия голосов

При соединении аккордов необходимо стремиться к предельной плавности мелодической линии каждого из средних голосов (альта и тенора), а также логично и естественно выстраивать линию баса: восходящий мелодический ход или скачок должен сменяться нисходящим мелодическим ходом или скачком и наоборот.

При взаимодействии голосов образуется прямое, противоположное и косвенное движение их относительно друг друга.

Прямым называется движение голосов в одном направлении. Например, в “золотом ходе”:

Частным случаем прямого является параллельное движение голосов, при котором образуются параллельные гармонические интервалы:

Движение голосов в разные стороны называется противоположным:

Движение одного голоса на фоне тянущегося или повторяющегося звука в другом голосе называется косвенным:

Типы соединения аккордов

В ладу трезвучия находятся в определенных интервальных соотношениях, определяемых по интервалу между основными тонами. При интервале секунды или септимы (T-II, S-D, D-VI, VII-T) соотношение называется секундовым, при интервале терции или сексты (T-III, T-VI, VI- IV, II-VII) – терцовым. А при интервале кварты или квинты (T-S,T-D, III-VI) – кварто-квинтовым.

Трезвучия, находящиеся в секундовом соотношении, не имеют в своем составе общих звуков, поэтому при их соединении невозможно косвенное движение голосов. Зато возможно прямое и даже параллельное движение голосов, что может привести к образованию параллельных квинт, октав и прим. Чтобы избежать этого, бас нужно вести противоположно верхнему голосу.

Трезвучия, находящиеся в кварто-квинтовом соотношении, имеют в своем составе один общий звук, а в терцовом – два общих звука. При их соединении предпочтительнее использовать косвенное движение голосов, оставляя общие звуки на месте.

Такое соединение называется гармоническим. Соединение аккордов, при котором нет выдержанных звуков, все голоса движутся относительно друг друга, называется мелодическим.
Образцы гармонизации мелодии главными трезвучиями

Играйте на ф-но во всех тональностях квинтового круга:

1. Мясоедов А. Учебник гармонии. – М.,1980.

2. Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии. – М.- Л., 1949.

Источник

Секундовое соотношение. Полный гармонический оборот

Трезвучия S и D находятся в секундовом соотношении, не имеют общих звуков и поэтому соединяются только мелодически. Бас движется на ступень вверх, а три верхних голоса – вниз, противоположно басу, в ближайший звук аккорда. Расположение не меняется.

Построить соединения трезвучий в секундовом соотношении:

Соединение всех главных трезвучий лада в последовательности T-S-D-T образует полный оборот.

ЗАДАНИЯ

1.Построить и соединить аккорды гармонически:

2.Выполнить гармонически в тесном и широком расположении соединения T – D,

D – T, T – S, S — T в минорных и мажорных тональностях, выбранных самостоятельно:

3.Построить и соединить аккорды мелодически в тесном и широком расположении:

4.Выполнить мелодически в тесном и широком расположении соединения T – D,

D – T, T – S, S – T, S – D в минорных и мажорных тональностях, выбранных самостоятельно:

5. НА ФОРТЕПИАНО:

· Начиная от шести возможных вариантов изложения трезвучий, играть гармонические соединения T – D, D – T, T – S, S — T в тональностях F, Es, B, h, d, fis.

· Играть соединение S – D в тональностях E, H, C, b, e, f.

· Гармонизовать по крайнему двухголосию:

· Играть построения по цифровке в тональностях от двух до пяти знаков:

а) 24 3 T – S | T – S | Dʺ |T ʺ ||

б) 34 3 Tʺ – D | Tʺ – S | Dʺʹ | T – S – T ||

в) 34 3 t – s – t | D – t – s | tʺ — D | tʺʹ ||

г) 34 t – D – t | s – D t | D – t — s | tʺ — D | tʺʹ ||

· Гармонизовать данные примеры, играя в тесном и широком расположении, применяя необходимые способы соединения:

6. АНАЛИЗИРОВАТЬ:

· М. Глинка. «Руслан и Людмила», III д., «Персидский хор»;

· И. Бах. Хоралы 22, 32, 93, 143, 312;

· Л. Бетховен. Соната для фп. № 2 A-dur, III ч. (такты 1 – 8);

· Л. Бетховен. Соната для фп. № 3 C-dur, II ч. (такты 1 – 11).

7. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

IV. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ

Перемещением называется повторение аккорда с изменением его мелодического положения и возможным изменением расположения. При перемещении в мелодии возникает движение по звукам аккорда. Перемещение позволяет поддерживать мелодическое и ритмическое движение без смены аккордов. Перемещение применяется от сильной доли к следующей слабой. При перемещении одного аккорда возможны скачки в любом голосе.

Виды перемещений трезвучий:

1. Косвенное: бас и тенор – на месте, альт и сопрано в одном направлении (обращение интервала между альтом и сопрано). Расположение меняется.

2. Противоположное: бас и альт на месте, сопрано и тенор движутся противоположно, перемещаются в соседние звуки аккорда. Расположение меняется: при восходящем движении мелодии – из тесного в широкое, при нисходящем – из широкого в тесное.

3. Прямое: сопрано, альт и тенор перемещаются в одном направлении в ближайшие звуки аккорда. В мелодии – ходы на терцию или кварту.

ЗАДАНИЯ

1. Выполнить письменно косвенное, прямое и противоположное перемещение данных трезвучий:

2. Построить примеры косвенного, прямого и противоположного перемещения главных трезвучий в тональностях от двух до пяти знаков:

НА ФОРТЕПИАНО:

1. Играть перемещения главных трезвучий от шести положений трезвучия, используя три вида перемещений.

2. Играть полный оборот с перемещением каждого аккорда T-T-S-S-D-D-T (без смены расположения; соединение гармоническое).

3. Играть гармонические последовательности в тональностях с тремя ключевыми знаками:

ü 1 T – 3 T | 1 S – 3 S| D – D | 5 T ||

ü 3 T – 5 T | 1 S– 3 S| D – D | T ||

ü 1 T – 5 T | 1 S – 5 S | D — 5 D | 3 T ||

ü 3 D – 5 D | 3 T –S | 5 T ||

4. Играть секвенции по б.2 и родственным тональностям вверх и вниз:[1]

5. Гармонизовать следующие фразы:

6. Играть и перемещать трезвучия по крайнему двухголосию:

В духе фанфар Плавно

Проанализировать перемещения аккордов в следующих произведениях:

1. М.Глинка. Романс «Ах ты, душечка, красна девица».

2. Ф.Шуберт. Романс «Водный поток» из цикла «Зимний путь».

СКАЧКИ ТЕРЦОВЫХ ТОНОВ

Ход терцового тона первого аккорда к терцовому тону второго аккорда на кварту или квинту называется скачком терцовых тонов. Скачки терцовых тонов возможны при соединении трезвучий кварто-квинтового соотношения.

Скачки терций применяются в сопрано и теноре. При скачке терцовых тонов необходимо менять расположение трезвучий. При восходящем скачке в сопрано первый аккорд строится в тесном расположении, второй – в широком. При нисходящем скачке – наоборот. Соединение гармоническое. Общий тон остаётся на месте в том же голосе. Бас движется в сторону, противоположную скачку.

Скачки в сопрано:

В гармоническом миноре возможен только скачок на ум.4 в соединении T и D:

Основное назначение скачков терций в теноре – обеспечить мягкую смену расположения, технически необходимую для последующего голосоведения. При восходящем скачке в теноре первый аккорд строится в широком расположении, второй — в тесном. При нисходящем скачке – тесное расположение меняется на широкое.

Скачки в теноре:

ЗАДАНИЯ

Строить соединения трезвучий со скачками терций в сопрано и в теноре в тональностях до 4-х знаков при ключе:

Источник

Читайте также:  Либерман разбитое сердце ноты
Оцените статью