Что такое серебряные плачущие ноты

Что такое серебряные плачущие ноты

Детство Сергея Васильевича Рахманинова прошло в имении его родителей с поэтичным названием Онег, в Новгородской губернии. Имение было расположено на берегу реки Волхов. В своих воспоминаниях Сергей Васильевич писал: «Одно из самых дорогих воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися колоколами Новгородского Софийского собора. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты. У меня с ними всегда ассоциируется мысль о слезах». Это ощущение трагического величия, созданное звоном новгородских благовестников, Рахманинов не раз будет использовать в своей музыке. Столь же сильное впечатление на него уже позже произведут звоны Ивановской колокольни в Московском Кремле.

Одним из первых исследователей, отметивших влияние величественного ритма колокольного звона на музыку Рахманинова, был Стасов — известный критик XIX века. Он писал о «глубоко вкоренившихся в его симфоническую ткань, его ритмы и интонации… колокольные ритмо-звуко-краски». Первый опыт молодого композитора в этой области дался ему достаточно тяжело. В 1900-1901 годах он работал над своим знаменитым Вторым концертом. Вторая и третья часть концерта были созданы довольно быстро, а первая часть не удавалась довольно долго. Рахманинову хотелось найти захватывающее начало, и он его нашел — восемь полных, глубоких аккордов с постепенно нарастающей звучностью, за каждым из которых следует тяжелый басовый удар. Эти восемь аккордов многие исследователи сравнивали с мерными ударами русского колокольного благовеста. Последний аккорд вводит оркестр с изложением главной темы, поддерживаемой фортепианными пассажами. Величественные ритмы, словно накатывающиеся одна за другой волны, первой части концерта невольно вызывают в памяти ростовский егорьевский звон — один из самых строгих и торжественных звонов этой школы.

Уже современники отмечали, что само движение музыкальных интонаций Рахманинова повторяет построение колокольного звона: «В колокольных переливах, переборах и в звонких отзвуках, вообще… в разлитии по воздуху волн звона, композитор передал красоту постепенного пробуждения, расцветания природы. Развитие музыкальной интонации происходит то звуковыми наплывами, то набегами волны за волной, то всплеск за всплеском, то раскачивание за раскачиванием, то чередованием мощных полнозвучий». Неслучайно, этот концерт Рахманинова сравнивали с некоторыми из пейзажей Исаака Левитана, на композицию которых тоже оказал большое влияние колокольный звон. Неизвестно, был ли Сергей Васильевич знаком с ростовскими звонами, но ему без сомнения удалось передать особенную их глубину и настроение. Обобщенный образ именно русского звона будет присутствовать и в более поздних рахманиновских творениях. Замечательный исследователь русской музыкальной культуры Борис Асафьев очень точно охарактеризовал эту особенность его музыки: «Постоянная настороженность находила свое выражение в нарушении величавой тишины и сосредоточенного покоя всплесками волн набата или в менее тревожной звуковой атмосфере колокольных созвучий. У Рахманинова колокольность вплетена в ткань музыки, проявляется в самых различных окрасках, толчках, ритмоузорах, раскрывает психологическое состояние встревоженного человечества».

Это состояние тревожного ожидания особенно ярко проявилось в музыкальной поэме «Колокола», созданной Рахманиновым накануне первой мировой войны, в 1913 году. Симфония с хором «Колокола» была создана на основе одноименного стихотворения Эдгарда По, переведенного Бальмонтом. По своей силе, напряженности, даже некоторой мрачности, «Колокола» вполне сопоставимы с «Апассионатой», одной из самых трагичных сонат Бетховена. В одной из статей газеты «Правда» от 18 октября 1930 года эту симфонию с возмущением назвали «православным действом» и «колокольной мистерией». В звучание колокольного звона перед нами предстает трагическая человеческая судьба, которую сам человек встречает с мрачностью, но и с мужеством. Его детство звучит серебряными переливами маленьких колокольчиков, затем в мелодию вступает радостный свадебный звон, затем привычный нам ритм церковного колокольного звона. Он становится все более суровым и, наконец, переходит в печальный погребальный перебор. Смену ритмов и настроений поддерживает хор, исполняющий стихи Бальмонта. Сам композитор считал эту симфонию самым сильным из своих произведений. По своей достоверности в оркестровке колокольного звона «Колокола» стали уникальным явлением в симфонической музыке.

Уже будучи в эмиграции, Рахманинов еще раз обращается к теме колокольного звона. В своей Третьей симфонии он словно обобщает свои искания. Начинается симфония характерной для композитора порывистой и беспокойной мелодией, которая достигает своего апогея в звучании набатного колокола, завершающего первую часть симфонии. Вторая часть оставляет ощущение величественного покоя, благодаря мерным и спокойным музыкальным раскатам. Некоторые исследователи сравнивали их с «очарованием тишины над лесным озером». Здесь опять приходит на память сопоставление с левитановскими полотнами «Вечерний звон» и «Тихая обитель». В последней части симфонии отчетливо слышны колокольные «перезвоны»; то светлые и радостные, то тревожные и настороженные, то ликующие.

Материал подготовлен на основе публикаций:

[1] Сергей Рахманинов. Воспоминания. М., 1992. С.14
[2] Асафьев Б.В. Сергей Васильевич Рахманинов. М., 1945. С.: 14, 19, 20, 25
[3] Никитин Б. Сергей Рахманинов. Федор Шаляпин. М., 1998. С. 88, 132

Источник

Что произошло с «четырьмя серебряными плачущими нотами» в финале сюиты? Как звучит колокольный напев и сопровождающие

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,183
  • гуманитарные 33,604
  • юридические 17,897
  • школьный раздел 604,160
  • разное 16,788

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Источник

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Весть святого торжества

Две колокольные музыкальные картины — заключительные части Сюиты для двух фортепиано («Фантазии») — были навеяны С. Рахманинову воспоминаниями детства.

Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами Новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в город по праздничным дням. Звонари были артистами.

Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окружённые непрестанно меняющимся аккомпанементом. У меня с ними всегда ассоциировалась мысль о слезах. Несколько лет спустя я сочинил сюиту для двух фортепиано в четырёх частях. Для третьей части, которой предпослано стихотворение Тютчева «Слёзы», я тотчас нашёл идеальную тему — мне вновь запел колокол Новгородского собора.

  • Прочитай поэтические эпиграфы к 3-й части «Слёзы» и 4-й части «Светлый праздник». Спой музыкальные темы этих частей.

      Слёзы людские, о слёзы людские,
      Льётесь вы ранней и поздней порой.
      Льётесь безвестные, льётесь незримые,
      Неистощимые, неисчислимые, —
      Льётесь, как льются струи дождевые
      В осень глухую, порою ночной.

    И мощный звон промчался над землёю,
    И воздух весь, гудя, затрепетал,
    Певучие, серебряные громы
    Сказали весть святого торжества.

  • Что произошло с «четырьмя серебряными плачущими нотами» в финале сюиты? Как звучит колокольный напев и сопровождающие его удары больших колоколов?
  • Послушай фрагменты из сюиты. Что тебе напоминает звучание фортепиано?
  • Какому празднику посвятил своё произведение композитор? Мелодия какого песнопения получила в нём вторую жизнь? Изменилась ли она в инструментальном звучании?

Источник

Что такое серебряные плачущие ноты

Колокольность в русской музыке, изобразительном искусстве и литературе

1.Виды колокольных звонов

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о значении колокольного звона в истории русского народа, поговорим о том, как отразилась эта тема в русской литературе, а так же рассмотрим влияние колокольных звонов на развитие музыкальной культуры и изобразительного искусства.

В начале урока мне бы хотелось вместе с тобой вспомнить виды колокольных звонов.

1. БЛАГОВЕСТ это мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

2. Трезвон — это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество. В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола. Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.

3. Перезвон — это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

4. Перебор — похоронный или погребальный звон — это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу , начиная с самого малого и до большого , выражает грусть и скорбь об усопшем. а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу , и так повторяют много раз. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.

5. Существует ещё так называемый Красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).

Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше. Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви.

Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия

«Вечевыми» колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече , т. е. на народное собрание.

Охранный звон — В бурю указывал дорогу путникам, звучал призывно и размеренно.

КОЛОКОЛА – ЧАСЫ – Кремлёвские куранты, с перезвона которых начинается в нашей стране каждое утро.

Определи название Колокольного звона.

3. Предания и легенды о колокольных звонах

Много легенд и преданий сложено о колокольных звонах.

В древние времена, в дремучем лесу на большой вологодской дороге жил лихой человек. Много душ христианских загубил он на своем веку, много вдов и сирот обездолил, и росла о нем слава по всей Русской земле. Кого бы ни встретил тот лихой человек, — старца ли старого, молодца ли удалого или женщину с ребятами малыми, никого не оставлял в живых. И вот, однажды, под самое светлое Христово Воскресенье, вышел он ночью в лес и начал ожидать жертву. А тем временем из Тотьмы в Вологду шел человек, — спешил он праздник великий встретить дома. Заслышал шаги лихой человек, бросился с ножом, но в это самое время пронесся могучий удар церковного колокола, а за ним другой, третий. Остановился, как вкопанный, лихой человек, а пасхальный звон широкой рекой разливается и тонет в глубине леса. Не выдержал злодей, разрыдался, выронил нож из рук и, бросившись к путнику, голосом, полным слез, проговорил:

А церковный звон разливался все шире и радостней и, казалось, вся природа на его могучие раскаты отвечала:

— Во истину Воскресе.

И с той поры пошел лихой человек в обитель святую замаливать свои грехи великие.

В этом поэтическом предании ярко рисуется отношение нашего народа к церковному звону, в котором он слышит голос Бога, и даже закоренелый злодей и тот возрождается, пробужденный его могучими раскатами.

Ответь на вопрос:

О каком православном празднике рассказывает нам эта легенда?

4. Колокольные звоны в музыке С.Рахманинова

Напомню, слово «Пасха» означает «переход души» в вечность. В главный Православный праздник во время праздничных богослужений исполняется тропарь «Христос Воскресе!». Послушай одно из песнопений. Христос Воскресе тропарь Слушать ЗДЕСЬ. Обрати внимание, в основе песнопения звучит Знаменный распев . Мелодия простая, основана на трёх нотах, которые близкие друг другу.

Русский композитор С.В.Рахманинов в Сюите – фантазии для двух фортепиано воплотил в музыке образ одного из главного праздника Русской Православной церкви – Воскресение Христа (Пасхи) . С четвертой частью, которая называется «Светлый праздник» ты познакомился в 4 классе. Колокольными перезвонами церквей храмов и монастырей встречают православные христиане этот праздник.

Послушай ещё раз произведение Сергея Васильевича Рахманинова 4-ую часть сюиты «Светлый праздник» для двух фортепиано. Слушать ЗДЕСЬ.

Прочитай стих А.Хомякова.

И мощный звон промчался над землёю,

И воздух весь, гудя, затрепетал.

Певучие. серебряные громы

Сказали весть святого торжества

Ты услышал церковный напев «Христос воскресе». Он звучит по-новому, в исполнении двух фортепиано. Кажется, что играет целый оркестр. Такое впечатление создаётся потому, что основная интонация звучит в разных регистрах, будто звучат колокола. Мелодия одна и та же, но каждый раз звучит с изменением. Напомню, такая музыкальная форма называется Вариации .

Настойчивые радостные повторы основной интонации, состоящие всего лишь из трех звуков, её утверждение, яркая динамика, быстрый темп — – всё это создает впечатление зримой колокольности.

Ответь на вопросы:

1.Мелодия какого песнопения получила вторую жизнь?

2.Изменилась ли она в инструментальном звучании?

3.Созвучны ли стихи А.Хомякова музыке С.Рахманинова?

5. Колокол Новгородского собора в музыке С.Рахманинова

Две колокольные музыкальные картины — заключительные части Сюиты для двух фортепиано («Фантазии») — были навеяны С.Рахманинову воспоминаниями детства.

Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами Новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в город по праздничным дням. Звонари были артистами. Четыре ноты складывались во вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окружённые непрестанно меняющимся аккомпанементом. У меня с ними всегда ассоциировалась мысль о слёзах. Несколько лет спустя я сочинил сюиту для двух фортепиано в четырёх частях. Для третьей части, которой предпослано стихотворение Тютчева «Слёзы», я тотчас нашёл идеальную тему — мне вновь запел колокол Новгородского собора.

Слёзы людские, о слёзы людские,

Льётесь вы ранней и поздней порой.

Льётесь безвестные, льётесь незримые,

Льётесь, как льётся струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.

Послушай 3-ю часть Сюиты — Фантазии С.В.Рахманинова «Слёзы» Слушать ЗДЕСЬ.

Третья часть контрастна четвёртой части. Ровный ритм, медленный темп, нет яркого динамического развития музыки, минорный лад – всё это и передает ощущение плача русского народа. Яркий контраст 3-й и 4-й частей сюиты обусловлен контрастными картинами русской жизни. Действительно, сопоставление этих частей сюиты – фантазии позволяет выявить отличие интонационного прочтения композитором знакомых ему с детства мелодий, мотивов. Колокольность в творчестве С.В.Рахманинова занимает особое, исключительное место и в последующие годы обучения мы вновь вернёмся к музыке этого великого композитора.

6. Колокола в картинах русских художников

Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колоколов, символизирующая соборность сознания русского человека, конечно, не могла не быть отражена в музыкальных произведениях самых различных жанров, что мы и слышим в сочинениях отечественных композиторов (Глинки, Мусоргского, Прокофьева, Чайковского, Свиридова, Гаврилина). Многие художники в своих картинах обращаются к теме «Колокольности».

Посмотри картины русских художников различных эпох, озвученные знакомой тебе музыкой.

Великий колокольный звон из пролога к опере М.Мусоргского «Борис Годунов» прозвучал во время просмотра слайдов.

Эту музыку М.П.Мусоргский написал к опере «Борис Годунов», действие которой происходило в Московском Кремле, и на картинах художников мы так же видим изображение Московского Кремля.

Вспомните, в каких еще произведениях русских композиторов звучат колокольные звоны?

Михаил Иванович Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя». Некоторое время оперу называли «Иван Сусанин». Хор «СЛАВЬСЯ» Слушать ЗДЕСЬ

Глинка «Хор Славься». Смотри Здесь

Чайковский «Увертюра 1812 года». Смотри Здесь.

Сергей Сергеевич Прокофьев Кантата «Александр Невский» 4 часть «Вставайте, люди русские. » Ссылка ЗДЕСЬ

С.С.Прокофьев Кантата «Александр Невский», фрагмент «Вставайте, люди русские» Смотри Здесь.

В. Гаврилин «Перезвоны». Смотри Здесь

Можно сделать вывод: Красота колокольных звонов оказывает благотворное влияние на человеческие души, привлекает художников, поэтов, писателей, композиторов к теме Колокольных звонов.

7.Значение Колокольных звонов в истории государства Российского

Колокольные звоны связаны с историей русского государства.

Колокола всегда участвовали во всех событиях, они печальным гулом провожали воинов в поход, оглушительным трезвоном начинали праздник.

В 1552году колокол помог русским воинам завоевать город Казань. Сначала они никак не могли преодолеть сопротивление противника, но однажды утром вдруг услышали в осаждённом городе звон и узнали его. Это был голос большого колокола, увезённого татарами в плен из Москвы. Воины пошли на его звон, взяли город и освободили колокол.

Но иногда колокола безвинно страдали. Как- то раз набатный колокол Московского Кремля разбудил царя Федора Алексеевича и за это был сослан в монастырь.

Колокол в городе Угличе, рассказал людям о том, что тайно убит царевич Дмитрий, последний сын Ивана Грозного, и был отправлен на триста лет в ссылку в город Тобольск.

8. Стихи о колокольных звонах

Много стихотворений сложено о «Колокольных звонах».

Прочитай стихотворение русского поэта Фёдора Рычева.

Колокол русский, народный, Колокол Церкви святой!

Чуден твой голос свободный, Люб отголосок мне твой.

К Богу во храм призывает Стройная звуков волна,

Москву кругом оглашает, Грешников будит она.

Чуть над Москвой пронесется Первый торжественный звон —

Всюду народом кладется Господу Богу поклон.

С первым к обедне ударом Шапки снимают долой,

Крестится всякий не даром, К небу стремяся душой.

Чистые, чудные звуки Любо душою ловить,

Ими тревожные муки В сердце больном хоронить.

Колокол русский, народный, Колокол Церкви святой!

Чуден твой голос свободный, Люб отголосок мне твой.

Подводя итоги нашего урока, хотелось бы еще раз подчеркнуть влияние понятия «колокольности» в русской литературе, изобразительном искусстве и музыке.

Ответь на вопрос:

Что же вдохновляет художников, поэтов, композиторов на создание таких замечательных произведений искусства?

9. Песни о колокольных звонах

Ответь на вопрос : Какими средствами музыкальной выразительности передаёт композитор колокольные звоны в вокальной музыке?

Ответь на вопрос : Какими средствами музыкальной выразительности передаёт композитор колокольные звоны в этой песне?

Русский фольклор богат загадками о колоколах:

1. Кричит без языка, поет без горла, радует и бедует, а сердце не чувствует.

2. Из земли взяли, на огне грели, опять в землю положили, а как вынули – стали бить. Чтобы мог говорить.

3. В церковь других созывает, а сам в ней не бывает.

4. Я – мёртв. Но живым вещаю о радости и горе, и чем больше бьешь меня, тем громче говорю о Боге.

Рассказ Всеволода Михайловича Гаршина “Ночь”

(В. М.Гаршин. — Собрание сочинений. Изд.8, кн. I. СПб, 1897 г.. стр. 153).

Разочаровавшийся в жизни и ожиданиях, в людях и в самом себе, Алексей Петрович, герой рассказа, приготовился покончить счеты с жизнью.

— Прощайте, люди! Прощайте, кровожадные, кривляющиеся обезьяны!

Нужно было только подписать письмо. Но, когда он кончил писать, он почувствовал, что ему жарко; кровь прихлынула к голове и застучала в вспотевших висках. И, забыв о револьвере и о том, что, избавившись от жизни, он избавится и от жара, он встал, подошел к окну и отпер форточку. Дымящаяся морозная струя пахнула на него.

Е му не хотелось отвести глаз от звезды. Кто-то быстро прошел по улице, сильно стуча озябшими ногами по плитам панели и ежась в холодном пальто; карета провизжала колесами по подмерзшему снегу; проехал извозчик с толстым барином, а Алексей Петрович все стоял, как застывший.

— Нужно же! — сказал он себе наконец. Он пошел к столу. От окна до стола было всего две сажени, но ему казалось, что он шел очень долго. Когда, подойдя, он уже взял револьвер, в открытое окно раздался далекий, но ясный, дрожащий звук колокола.

— Колокол! — сказал Алексей Петрович, удивившись, и, положив револьвер снова на стол, сел в кресло.

— Колокол! — повторил он. — Зачем колокол? Благовестят, что-ли? На молитву. Церковь. Духота. Восковые свечи. Старенький поп, отец Михаил, служит жалобным, надтреснутым голоском; дьячек басит. Хочется спать, в окно едва брезжит рассвет. Отец, стоящий рядом со мной, склоня голову, делает торопливые маленькие кресты; в толпе мужиков и баб сзади нас поминутные земные поклоны.

Как давно это было. Так давно, что не верится, что это была действительность, что сам когда-то видел, а не прочитал где-нибудь или не слышал от кого-нибудь. Нет, нет, было это все, и тогда было лучше. Да и не только лучше, а хорошо было. Если бы теперь так, не нужно бы ездить за револьвером.

“Кончай!” шепнула ему мысль. Он посмотрел на револьвер и протянул к нему руку, но тотчас же отвел ее назад.

“Струсил?” шепнула ему мысль.

— Нет не струсил, тут не то. Страшного уже ничего нет. Но колокол — зачем он? Он взглянул на часы.

— Это к заутрени, должно быть. Пойдут люди в церковь; многим из них станет легче! Так говорят, по крайней мере. Впрочем, помню, • и мне легче становилось. Мальчиком бы тогда. Потом это прошло, погибло. И легче мне не становилось уже ни от чего. Это правда.

Правда! Нашлась правда в такую минуту! А минута казалась неизбежной. Он медленно повернул голову и опять посмотрел на револьвер.

— Вон там смерть. Нужно взять, повернуть кругом.

На улице было тихо: никто не ехал и не шел мимо. И из этой тишины издалека раздался другой удар колокола; волны звука ворвались в открытое окно и дошли до Алексея Петровича. Они говорили чуждым ему языком, но говорили что-то большое, важное и торжественное. Удар раздавался за ударом, и когда колокол прозвучал последний раз, и звук, дрожа, разошелся в пространстве, Алексей Петрович точно потерял что-то.

Колокол сделал свое дело: он напомнил запутавшемуся человеку, что есть еще что-то, кроме своего собственного узкого мирка, который его измучил и довел до самоубийства. Неудержимой волной нахлынули на него воспоминания, отрывочные, бессвязные, и все как будто новые для него. В эту ночь он многое уже передумал и многое вспомнил, и воображал, что вспомнил всю свою жизнь, что ясно видел самого себя. Теперь он почувствовал, что в нем есть и другая сторона, та самая, о которой говорил ему робкий голос души.

Новая нить размышлений развернулась в голове Алексея Петровича:

“Господи! Хоть бы какого-нибудь настоящего, неподдельного чувства неумирающего внутри моего я! Ведь есть же мир! Колокол напомнил мне про него. Когда он прозвучал, я вспомнил церковь, вспомнил толпу, вспомнил огромную человеческую массу, вспомнил настоящую жизнь. Вот куда нужно уйти от себя и вот где нужно любить. И так любить, как любят дети. Ведь это сказано вот тут.

Он с радостью схватил маленькую темно-зеленую книжку и начал читать с первой страницы и читал все подряд”.

В путеводителе по московской святыне Ф. И. Рычина приведено следующее стихотворение о колоколе:

Колокол русский, народный, Колокол Церкви святой! Чуден твой голос свободный, Люб отголосок мне твой.

К Богу во храм призывает Стройная звуков волна, Москву кругом оглашает, Грешников будит она.

Чуть над Москвой пронесется Первый торжественный звон — Всюду народом кладется Господу Богу поклон. С первым к обедне ударом Шапки снимают долой, Крестится всякий не даром, к небу стремяся душой.

Чистые, чудные звуки Любо душою ловить, Ими тревожные муки в сердце больном хоронить.

Колокол русский, народный, Колокол Церкви святой! Чуден твой голос свободный. Люб отголосок мне твой (Акинфиев. (Рычин — Путеводитель по московск. святыне)).

Источник

Оцените статью