Что такое скалопированная гитара
Скалопирование — это, если говорить простым языком, ряд действий после которых гриф становится скалопированным. Не думаю что это объяснение покажется вам весьма понятным и потому поясню чем отличается скалопированный гриф от нескалопированного.
Если Вы внимательно посмотрите на гриф вашей электрогитары то увидите на нем металлические фрагменты похожие на обрубки проволоки. В народе эти металлические хрени принято называть ладами и обычно при игре на гитаре к ним прижимаются струны.
Лады на гитаре крепятся к накладке грифа. У каждого грифа есть накладка и этот факт радует душу.
Так вот скалопированный гриф, как бы это попроще объяснить, — это гриф у которого между ладами в накладке на гриф проточены ложбинки (воронки) округлого характера. Не знаю понял ли кто-нибудь это мое объяснение, но лучше я объяснить не могу, поскольку зовут меня не Лев Толстой и русским языком я владею весьма ограниченно. Поэтому чтобы Вам было понятно, ниже я воткнул фотографию фрагмента скалопированного грифа.
На фото изображен гриф от моего Tom Delonge Stratocaster, который великолепно скалопировал Виктор Жук, за что ему громадное спасибо.
Надеюсь после взгляда на эту картинку в Вашей голове сразу все стало ясно и понятно слово в народном суде и Вы готовы внимать моему повествованию слово слесарь чекушке.
Итак, для начала заглянем вглубь истории. Не скажу что это очень приятно и возможно заглянуть кому-нибудь за лифчик можно было бы сделать с большей охотой. Но такова наша суровая доля — мы должны говорить только о гитаризме.
Кто первым сделал на своей гитаре скалопирование неизвестно никому. Мне кажется это был Гомер или Диоген, но боюсь никто со мной не согласится. А вот кто первым заявил о скалопировании во всеуслышание — это известно. В свое время у компании Fender возникла идея делать именные гитары. И тут им повстречался Yngwie Malmsteen.
Ну и ясен пень, фирма Fender решила скопировать его личную гитару для того чтобы широкая общественность хоть на секунду смогла бы почувствовать себя кудрявым стокилограммовым шведом.
А гитары у Yngwie как раз были со скалопированными грифами. Fender стал их выпускать. И вот тогда то стали появляться всякие статьи, слухи, домыслы и ваще фишка со скалопированием стала известна почти всем людям на земле, за исключением может футболистов питерского «Зенита».
Почему Yngwie так делал? Он говорит, что прочел книгу про какие-то старые струнные инструменты, там было скалопирование. И потом от нефиг делать Yngwie сделал скалопирование на бракованном грифе и его эта штука вставила как онанизм вставляет школьника.
Мне кажется что все дело иначе. Некто Blackmore был кумиром для Malmsteen. И Malmsteen типа никогда не скрывал что пер все фишки у Blackmore и ваще всячески учился у него. И вот думается Malmsteen в один прекрасный день (было зимнее утро) прочухал, что ентот Blackmore играет со скалопированным грифом. Ну и решил Yngwie попробовать типа тоже. А дальше его торкнуло и он подсел на эти грифы как Майкл Джексон на педофилию.
Вот такая история — типа отклик прошлого и тень минувшего как говорят иногда внутри телевизора.
А что касается дня минувшего, то расскажу историю про себя. Как то раз ужрался я дугарину с парой друзей и пошли мы цеплять герлов. Ой. Это не та история. Сейчас другую расскажу. Как-то раз лет семь назад у какого-то гитарного мастера попробовал я гитару со скалопированным грифом и подумал, что мерзость редкостная.
А тут прошло много лет и этим августом приперся ко мне в гости Антон Цыганков. Чего приперся не понятно. Без пива приперся. Стал на гитаре играть в мой усилитель. Непонятно зачем. Мог бы и у себя дома на гитаре поиграть. Он вообще маньяк гитары какой-то.
А играл он на свое стратокастере зеленого цвета фирмы Schecter. Мне скучно было пока Антон играл. Я решил ему как-то отомстить и сделать чего-нибудь плохое. И решил я на его гитаре поиграть. Думаю, пусть послушает и пострадает. Ибо слушать то мою игру невозможно.
Отобрал я Антона гитару и стал играть. А лады то там скалопированные.
И все. Я попал. Через полчаса отдаю гитару обратно, и уезжает Антон домой с ней. А я свою гитару беру в руки и пробую играть. А что-то не то в пальцах. Какое-то странное ощущение дискомфорта.
ХОТЕЛОСЬ СКАЛОПИРОВАННОГО ГРИФА — понял я.
Вот такая история. Грустная история попадалова на бабки. Спустя три месяца я купил у Сержа Иванова Stratocaster Blackmore со скалопированными ладами.
А потому взял свой родной Tom Delonge Strat и отдал его мастеру на скалопирование. А сейчас у меня большое желание скалопировать и еще пару своих гитар — Godin и Gibson.
Многие спросят меня зачем и почему?
А ларчик открывается просто. Все дело в ощущениях на кончиках пальцев. К этому ощущению привыкаешь и хочешь его также страстно как хочешь секса.
Поначалу скалопированный гриф неудобен, (пиво тоже в первый раз горьким кажется), а потом все. Тебе становится очень хорошо.
Ты ощущаешь чувство необычайного контроля над струнами в своих пальцах. Струны становятся частью тела. Такие ощущения испытывал не только я но и Цыганков, который сказал, что теперь ему скалопированные грифы нравятся больше обычных (нескалопированных).
Кстати я проводил эксперименты на людях. Например, Виктор Жук сказал, что поначалу он не мог играть на моей гитаре и ему скалопирование казалось редкостным идиотизмом. Но после 30 минут игры он привык к такому грифу как будто играл на нем всю жизнь. Другой человек, некто Дима Фролов — он в общем сразу воткнулся в скалопирование и играл без проблем.
Итак, подытожив нечсто сказанное, родим ключевое слово и это будет в скалопировании — физическое удовольствие.
Но есть и другой важный аспект о котором можно было бы сказать вслух — это влияние скалопирования на звук гитары. Об этом большинству людей известно понаслышке. Мало кто берет и скалопирует свой гриф чтобы иметь возможность сравнить звучание «до и после».
Мне повезло. Я сделал именно так. Взял и отдал свой гриф скалопировать. Потому могу сказать как оно изменилось после процесса. Во-первых изменилось не кардинально. Заметно конечно ноне кардинально (прочувствуйте смысловые оттенки употребленных слов).
В звуке прибавилось силы атаки, высоких частот, читаемости, прозрачности, яркости и т.д. В общем звук стал более «стратокастерным», более блюзовым, в нем стало больше SRV
Другая небольшая краска — это то, что звук приобрел некий металлический характер. Но металлический не в смысле heavy-metal, а в смысле железно и т.д.
То есть когда Вы играете металлическим слайдом, то вот у Вас звук тоже имеет слегка железистый призвук. Мне кажется это от того что накладка на гриф влияет как-то по своему на звук. А при игре слайдом или без слайда но на скалопированном грифе, накладка не влияет на звук. И появляется немного металлического звона. Мне он нравится кстати.
Вообще при игре на скалопированном грифе ваши пальцы не касаются накладки грифа и это немного необычно. Кстати, нажав на струну посильнее вы можете сделать нечто похожее на бенд или вибрато.
Вот такая штука про скалопирование случилась в моей жизни. Не знаю пропрет ли вас лично скалопирование, но мне кажется попробовать стоит. Надыбать где-нибудь у знакомых гитару с проточенными ладами и испытать на себе радость либо горечь скалопизма.
Вдруг — окажется, что это ваша фишка и Вы не можете без не ежить. Тогда у вас начнется период страданий.
В магазинах продается мало гитар со скалопированными грифами. Я видел только Malmsteen страт, а он нужен не каждому. А отдавать скалопировать гриф мастеру стремно. Во-первых мастер может оказаться мерзавцем и испортить гриф. Во-вторых гриф может оказаться непрочным и типа есть такой термин «жесткость грифа» — в общем сколбасит гриф твой. Риск есть всегда.
Мне было страшно. Но я утешал себя такими вещами как — во-первых, гитара DeLonge не дорогая гитара и если что — ее не жалко, во-вторых на стратокастерах многие люди по всему миру скалопируют лады и вроде как нормально все, в-третьих, к fender продаются грифы отдельно фирменные и если что, то придется купить новый.
У меня с гитарой все получилось замечательно. Но я все равно веду себя осторожно и на двух своих стратах со скалопированными ладами использую струны только 0.009-0.046 и не толще.
Единственная проблема — очень трудно играть на остальных своих гитарах. Большой соблазн — скалопировать их. Например, Gibson Les Paul с вклеенным грифом. Мне кажется будет очень клева.
Источник
Скалопирование грифа — плюсы и минусы
Сегодня я хочу рассказать о таком элементе, как скалопирование грифа электрогитары. Надо признать, что популяризовал подобный тренд Yngwie Malmsteen, хотя из звезд первым подобную фишку стал использовать Ritchie Blackmore. В чем же соль и специфика скалопирования?
Суть скалопирования проста — расстояние между порожками из плоского превращается в вогнутое путем выбирания лишнего дерева и шлифовки. Не сказать, что процедура весьма сложна в плане работы, однако требует определенного навыка. Вся сложность, прежде всего, заключена в том, что гитарный гриф не плоский, а чуть скругленный. Именно поэтому, работая напильником, важно учитывать данный фактор, чтобы посередине не выбрать слишком много дерева и заставить инструмент строить как раньше.
К сожалению заводских моделей со скалопированием всего две — это подписной стратокастер Ritchie Blackmore и страт Yngwie Malmsteen. У первого лады выбраны меньше, у второго в зависимости от года выпуска скалопирование идет от малого до совсем глубокого. Подобная фишка стала в своем роде визитной карточкой гитаристов неоклассиков, который любят длинные диагональные гибридные пассажи в гармоническом миноре, а также лики в стиле Баха (например, педал тон) или Паганини (арпеджио свипом по 3/4/5/6 струнам).
Мне многие задают вопрос, в чем особенность данного грифа? Постараюсь осветить те моменты, которые открыл для себя лично в процессе эксплуатации. Первое и самое главное отличие — больше контроля в левой руке. Дело в том, что канавка, в которую попадает палец, позволяет фиксировать тон лучше и выполнять технические элементы вибрато или бенд с меньшим риском «не дожать». Более того, вибрато можно делать со скалопированным грифом не только по-стандартному вверх-вниз, но и внутрь, так как струна начинает звучать еще не доставая до дерева.
О плюсах.
Из этого логичным выводом становится то, что и прием легато выходит проще, особенно секвенции в стиле Vai, Kotzen, основанные на секстольных повторениях на три пальца на каждой струне. Так же частично решается проблема попадания в лад в верхних позициях, где расстояние между порожками существенно меньше. Палец, даже вставая около лада, сам проваливается туда, куда нужно. По первости создается впечатление, что пальцы встают безошибочно и всегда где надо.
Более того, используя гибридную технику, левая рука меньше напрягается, так как для зацепления струны на легатных проходах появилось больше пространства. И вибрато можно сделать шире и ярче, так как вместе с движением горизонтальным добавился маленький коридор по вертикали.
Однако подобные, казалось бы, плюсы на первый взгляд компенсируются спецификой зажатия струн, для многих неприемлемой. Скорее всего именно из-за этого скалопирование не получило такого распространения.
О возможных минусах.
Самый первый момент, который может смущать — пальцы «вязнут» в ладах. Это чаще всего связано с техникой самого музыканта, прилагающего избыточное усилие для зажатия лада. Поэтому излишне вкладываясь в зажатие струны, создается впечатление, что рука утратила подвижность. Это проходит, если научиться максимально расслаблять левую руку. Тяжело поверить, но на скалопированном грифе создается впечатление, что усилия для зажимания струны не создается вовсе. Хватает минимального количества энергии для получения звука.
Второй важной особенностью является игра пассажей по горизонтали, а также выполнение приемов типа slide. При быстрой игре может создаваться впечатление, что вы «спотыкаетесь» о порожки, так как они стали существенно выше. Прежний бег превратился в бег с барьерами, через которые не всем удобно перепрыгивать. Опять же — все дело в силе зажатия струны. Чем слабее зажимаешь, тем проще преодолеть.
Третий аспект — игра аккордов. Если пережимать аккорд, то из-за канавок на грифе аккорд может звучать не так чисто, как на обычном плоском из-за микробендов разной величины, в зависимости от сложности постановки самого аккорда.
Четвертый аспект — конструктивное вмешательство в гитару. Скалопирование серийно предлагается только на паре Fender Stratocaster. Если вы хотите сделать на своем любимом инструменте, то придется выложить некислую сумму, а также найти квалифицированного мастера, кто вам не испортит гриф. Помимо этого сложность заключается в том, что инструменты с вклеенным или сквозным грифом скалопировать весьма рискованно, так нет гарантий, что его не поведет.
Скалопирование хрупких грифов типа Les Paul или гитар фирмы Gibson я не встречал вовсе, и вот почему. Без того хрупкое соединение головы грифа станет еще более хрупким. Помимо этого, выбирая дерево, вы ставите себя в ситуацию игры только на средних, легких комплектах струн. Надо ли вспоминать что Yngwie использует набор 8-48. На страт со скалопированием вполне можно вкорячить 9-ку или даже 10-ку, но с большим калибром я бы уже задумался. Стоимость работ варьируется в зависимости от накладки: с палисандром возни меньше, клен придется заново лакировать. Также придется менять лады, так как при работе старые приходят в негодность.
В итоге, мы имеем очень спорный upgrade инструмента, который многими не рассматривается как улучшение. Более того, как мне видится, при продаже инструмента у вас могут возникнуть дополнительные проблемы на этой почве. И плюс сама аура «гитарного героизма» — скалопировал гриф — соответствуй. Как в прошлом, все, кто играл на страте, воспринимались через призму Jimi Hendrix, так и сейчас, все, кто играет со скалопом, оцениваются через призму Ygnwie Malmsteen.
От себя добавлю, что являюсь фанатом скалопирования и недоумеваю, почему он так мало серийно выпускается. Для меня очевидных плюсов гораздо больше, чем недостатков, с которыми якобы надо мириться.
Источник
Вас приветствует сайт «В гостях у Наталии»))
Подробней на www.ynataly.info
Вход для пользователей
Здравствуйте Гость!
Скалопирование гитары. Как делать скалопирование? Зачем?
Наверняка, каждый гитарист, начинающий или более опытный, сталкивался с термином «скалопирование». Если нет, то сейчас мы объясним, что же это такое.
Скалопирование для гитариста это как тюнинг для автолюбителя. Причем, тюнинг не косметический, а функциональный. Если однажды вы обнаружите себя с напильником в одной руке и грифом в другой. Значит, вы добрались таки до скалопирования.
Проще говоря, скалопирование – это обработка накладки грифа, протачивание выемок между порожками ладов. Таким образом, плоская (на классических гитарах) или выпуклая (на акустических или электрогитарах) поверхность грифа становится впалой.
Впервые, скалопирование грифа гитары применил Ritchie Blackmore. Будучи поклонником классических инструментов, где скалопирование известно очень давно, он сделал его на своем «страте», привнеся, таким образов, в гитарный мир. Позже скалопирование взял на вооружение YngwieMalmsteen, а еще чуть позже производители гитар. Такие, как Fender, например. Но чаще всего, задавшись целью заполучить гитару со скалопированным грифом, музыкант вынужден делать это самостоятельно, либо обратиться к мастеру. Вероятность отыскать такую гитару в магазине близится к нулю.
Итак, давайте разберемся, для чего все это делается.
В первую очередь, это, конечно, удобство и звук. На звуке подробно остановимся ниже, а пока об удобстве. В чем оно выражается?
Во-первых, это контроль струны и легкость нажатия. Новички часто допускают распространенную ошибку – сильно прижимают струны. Как следствие начинают болеть кончики пальцев. С практикой, конечно, понимаешь, что вовсе ни к чему давить на струны изо всех сил. На обработанном грифе эту проблему можно избежать вовсе, так как появляется возможность прижимать струну в любой точке лада, а это, несомненно, удобно.
Во-вторых, с таким грифом гораздо комфортнее брать баррэ и играть на верхних ладах. Также, при игре на такой гитаре, мы обнаружим более глубокое вибрато и бэнды, а это существенно расширяет возможности гитариста.
Единственная сложность заключается в том, что к такому грифу нужно привыкать; и еще в том, что играть на обычной гитаре становится дискомфортно.
Теперь о звуке. Сразу отметим, что для любителей «рубить» риффы, польза скалопирования весьма сомнительна. Кто-то говорит, что звук почти не меняется, а кто-то утверждает, что изменения кардинальные. Из своего опыта скалопирования, автор вынес несколько моментов:
Во-первых, звук становится более металлическим, хотя, безусловно, с этим можно поспорить. С чем связан этот эффект, — понять сложно. Можно лишь предположить, что утончившийся гриф более чутко реагирует на вибрации высокой частоты. Да, помимо металлических ноток в звуке становится больше высоких частот, он становится немного стеклянным, увеличивается атака.
Во-вторых, увеличивается сустейн. Это связано в с тем, что струна сильнее прижимается к порожку лада.
Ну, и, наконец, в-третьих, проще управлять звуком. Если на обычном грифе для того чтобы сделать бенд, вам нужно было елозить пальцем по ладу или подтягивать струну другим пальцем, то на скалопированном грифе достаточно чуть сильнее надавить на струну.
При скалопированном грифе очень важно определиться с толщиной струн. На тонких струнах звук будет искажаться даже при слабом нажатии, а от толстых возрастает нагрузка на гриф, из за чего его может повести. Тут важно найти баланс и приучиться легонько прижимать струны. Обычно, берут толщину 9-46.
Из минусов можно отметить вполне очевидный, что если вам не понравится, то останется только менять накладку. Также, при неаккуратном скалопировании можно повредить накладку или лады.
Итак, если вы все же решили рискнуть, то вкратце расскажем, как это делается.
1) Начинаем мы с того, что обязательно откручиваем гриф от корпуса гитары. Само собой, сняв для начала струны.
2) Открутив гриф, мы берем в руки круглый напильник и совершаем им поступательные движения по ладу, перпендикулярно грифу. В общем, точим. Напильник лучше взять крупный. Им мы сделаем первый этап работы – самый простой. Главное, не снять слишком много. Тут все индивидуально. Но, лучше меньше, чем лишнего. А то после возврата грифа и струн на свои места, может оказаться, что вы убрали слишком много. Короче говоря, если вам кажется, что нужно сточить два миллиметра – стачивайте один и вы не ошибетесь.
3) После крупного напильника мы выравниваем все выемки мелкозернистым напильником, тоже круглым.
4) И в заключение, проходим все это мелкой наждачкой до идеально гладкой поверхности.
Наберитесь терпения – шлифовать гриф занятие нудное и утомительное.
Старайтесь не вырвать лады из накладки. Лучше не подходить к ним вплотную, а оставить небольшое пространство между ладом и нашим углублением.
5) Ну и, после того, как все отполировано и отшлифовано, остается только пропитать лады специальным маслом для накладки. Найти его можно в любом музыкальном магазине. Оно выравнивает цвет дерева и защищает его от солей.
Вот и все. Теперь остается только собрать гитару, в обратном разбору порядке, поставить струны и наслаждаться игрой.
И всё же, если есть сомнения — лучше обратиться к мастеру и не портить гриф, т.к. его замена обойдется не дешево.
Источник