Что такое спикерсим гитара

Краткий обзор «железных» спикерсимуляторов.

Краткий обзор «железных» спикерсимуляторов.

Здесь я хочу кратко ознакомить всех желающих с такими девайсами как «железные» спикерсимуляторы. Буду апдейтить этот пост по мере выявления новых, неведомых ранее, агрегатов.

Аттенюатор — устройство, предназначенное для уменьшения уровня громкости гитарного кабинета. При этом характер звучания гитарного усилителя сохраняется, что дает возможность играть на раскачегаренном усилителе дома, не перепугав всех соседей громким саундом.

Аттенюатор включается между выходом гитарного усилителя и гитарным кабинетом. Регулировка уровня громкости бывает двух видов:
ступенчатая, где фиксированная громкость обеспечивается переключением штекера акустической системы между несколькими выходным гнездами
непрерывная — где изменение громкости реализовано посредством потенциометра.

Palmer
http://www.palmergear.com/index.shtml
http://www.palmer-germany.com

Palmer PDI-03


Оригинальный спикерсимулятор с нагрузкой 8 Ом (4 Ом, 16 Ом)

Palmer PGA-04


Спикерсимулятор с нагрузкой 8 Ом (4 Ом, 16 Ом) и более гибкими настройками

Palmer PGA-05


Стерео вариант спикерсимулятора, но без нагрузки — удобен для использлвания с преампами

Palmer PDI-09

DI Box / спикерсимулятор

Koch
http://www.koch-amps.com/

LoadBox LB120

Оригинальный спикерсимулятор с нагрузкой 8 Ом и аттенюатором (выпускался до LoadBox LB120 II)

LoadBox LB120 II

Новая версия спикерсимуляторы с нагрузкой 8 Ом и аттенюатором

THD
http://www.thdelectronics.com/

Hot Plate

Спикерсимулятор с нагрузкой 8 Ом, 2 Ом, 4 Ом, 16 Ом и аттенюатором

Sequis Motherload
http://www.motherloadusa.com/

Motherload


Спикерсимулятор с нагрузкой 8 Ом и аттенюатором

SPL
http://www.spl.info/

Transducer


Спикерсимулятор с нагрузкой 8 Ом

Cabulator


Спикерсимулятор с нагрузкой 8 Ом и аттенюатором

Hughes & Kettner
http://www.hughes-and-kettner.com/

Red Box Pro

DI Box / спикерсимулятор (снят с производства)

Red Box Classic

DI Box / спикерсимулятор

Behringer
http://www.behringer.com/

GI100 Ultra-G

DI Box / спикерсимулятор

Tube Amp Doctor
http://www.tubeampdoctor.com

F.A.N.T.A.

DI Box / спикерсимулятор

Radial
http://www.radialeng.com

JDX Reactor — Guitar Amp Direct Box

DI Box / спикерсимулятор

R3FX Custom Guitar Effects and Modifications
http://r3fx.com

R3FX Cabinet Simulator

Спикерсимулятор

Источник

Спикерсимуляторы. Обзор.

Оценить эту статью

Многие начинающие гитаристы, да что уж тут лукавить — даже многие опытные — сталкиваются рано или поздно с проблемами моделирования кабинетного звука: идиотская площадка без комбиков, где приходится играть в линию (я был в аду %))); мастер-классы «в пульт»; звукозапись в студии.
Безусловно, классика жанра в виде подзвучки гитарного кабинета парой микрофонов остается основополагающим принципом записи гитарного звука, но при нынешних стандартах звука и повседневной суете имеет низкий коэффициент повторяемости (например, в расстановке микрофонов и получения идентичного характера звука на нескольких площадках), да еще и дорого стоит (кабинет, усилок и пара микрофонов).
На помощь гитаристу приходит целый класс приборов и софта, именуемый спикерсимуляторами, которые моделируют звук гитарных динамиков/кабинетов и повышают мобильность и приспособленность музыканта к различным условиям и агрессивной среде

Ни для кого не секрет, что после обработки гитарного звука дисторшнами и овердрайвами звук на выходе получается абсолютно неэргономичным, несколько пластиковым и с кучей песка; в некоторых случаях по нагрузке — не согласованным, что нередко приводит связку приборов усиления к экстремальным режимам. Использование гитарных кабинетов в качестве транслятора звукового давления решает эту проблему по принципу использования узкой полосы АЧХ гитарных динамиков, как-нибудь еще откорректированную акустическим оформлением (открытый/закрытый кабинет, закрытый с фазоинвертором или без и т.п.). Но одно дело — чтo мы слышим из кабинета, а другое — чтo нужно донести до слушателя, то есть записать или ретранслировать звук на порталы с помощью микрофонов, это, естественно, считается дополнительной частотной обработкой, с коей не все железные спикерсимуляторы справляются.

Начнем, пожалуй, с самого простого (софтового) способа обработать до вменяемости гитарный звук. Способ до банальности прост — берем АЧХ любого гитарного динамика и перерисовываем ее по контрольным точкам в графическом или параметрическом многополосном эквалайзере так, чтобы картинки были максимально похожи друг на друга:

На рисунке изображена АЧХ динамика Celestion Vintage 30.
Преимущество этого способа в том, что можно приближенно смоделировать характер практически любого гитарного динамика, если характеристики известны. Эффекта микрофонной подзвучки можно добиться настройками быстрой реверберации и различными фильтрами в связке. Недостатки: если вы пишете не через ASIO — придется играть вслепую с родным звуком предусилителя; отсутствие мобильности музыканта; неудовлетворенные амбиции

Чуть более сложный способ, который требует так же машинного времени компьютера и ASIO — это различные готовые программные продукты спикерсимуляторов или просто эмуляторов гитарных усилителей в виде плагов VST-обработки. Вещь уже инженерно более серьезная. Например, в Voxengo Boogex используется технология импульсов, которая прекрасно математически эмулирует физические среды подзвучек тех или иных гитарных кабинетов в связке с микрофонами. Я, например, использовал для эмуляции «Квас»: Kuassa Amplifikation Lite, который весит всего порядка 500кб, к тому же и бесплатный:

К недостаткам VST припишем все то же, что было в первом пункте.

Теперь внимание на уже другой класс — хардвар (приборы). Самым, наверное, простым способом будет спаять спикерсим по схеме, но это канает только для людей, умеющих держать паяльник. Одну из таких схем я взял на сайте Guitar.ru:

Помимо формирования АЧХ кабинетов, данный тип прибора занимается и согласованием нагрузок, по этому смело от него можно пихать провод в пульт в линейный вход. Преимуществом такого девайса будет прежде всего мобильность, а недостатком, вследствие аналоговой схемы — неполное моделирование физики кабинетной подзвучки. К слову, этот недостаток касается всех спикерсимов, выполненных по аналоговым схемам.

Следующий вариант весьма экзотичен, но имеет право на существование — это использование линейки AmPlug от конторы VOX. Так как приборчик Amplug звучит уж сам по себе вполне взросло и адекватно (хоть и аналоговый), то его можно использовать и как буфер перед пультом для эмуляции бошек от вокса, например АС30:

Главное не забыть с ним же таскать переходник с гнезда 3,5 на 6,3.

Множество директбоксов содержит в себе спикерсимуляторы, например, как классический Red Box Classic или Pro от конторы H&K. Описания на различных сайтах/в каталогах рекламирует сие девайсное творение, аки индустриальный стандарт. Но что-то вот в мире множества студий оное встречается весьма редко, в отличие от наборов 57-х шуров)) Прибор аналоговый и впитывает в себя все аналоговые недостатки.

Есть более серьезные железяки-спикерсимы, используемые для ламповых бошек. Во-первых, они представляют собой нагрузочное сопротивление, что позволяет работать с прибором с выхода головы на каб. Во-вторых, могут играть роль согласователя нагрузок для различных нагрузочных сопротивлений кабинетов (например, выход усилителя 8 Ом, а надо подключить 4х или 16-Омный кабинет). Можно подключать любой кабинет, или вообще не использовать каб и заменить нагрузку девайсом, а мы знаем, что ламповый усилитель можно испортить в режиме безнагрузочного включения. Примером таких является Cabulator от конторы Sound Performance Lab:

Но все же это железки с активными и пассивными фильтрами, что, как я описал выше, не симулирует всю физику передачи кабинетного звука до слушателя.

Следующий тип приборов справляется со всеми задачами гораздо лучше, чем вышеописанные девайсы. Называются они — не поверите! — цифровыми процессорами. Стоит отметить, что далеко не все процессоры имеют алгоритмы обработки звука, приближенные к реальной физике, а из недостатков здесь, пожалуй, стоит отметить оскорбление религиозных чувств гитаристов-знатоков с тонкой душевной организацией)))), даже если процессор справляется с задачей на все сто. Удачным примером послужат line6 POD’ы:

И в конце хочу заметить, что спикерсимуляторы — это не полная замена кабинета, но и кабинет — не полная замена спикерсимов. Спикерсимуляторы в настоящее время могут использоваться в связке с кабинетами, подмешиваясь в микс для получения более широкого/плотного звучания, что, безусловно, является инструментом для более красочного описания звука и передачи оного слушателю.

Считаю, что каждый уважающий себя гитарист на всяк случай должен иметь спикерсим в своем арсенале

Источник

Спикерсимулятор — эмулятор гитарного кабинета на любой случай жизни.

А не получить ли нам удовольствие от игры в линию, забыв про простые схемы комбоэмуляторов и выбрав сложную, но ништяковую?

В большинстве случаев спикерсимулятор считается примитивной альтернативой гитарного комбика при записи «в линию» в домашних условиях, либо при воспроизведении инструмента на негитарной широкополосной аппаратуре. Как правило, он представляет собой набор из 3-4 фильтров, как низких, так и высоких частот (а иногда даже и полосовых) для формирования незамысловатой формы АЧХ. Однако, как не бейся ты башкой о стену, столь простое устройство не в состоянии сымитировать реальных и довольно хитросплетённых характеристик кабинета, причём, не только частотных, но и динамических.

От музыкантов часто можно услышать, что лучший спикерсимулятор — это эквалайзер. И с ними в этом отчасти можно согласиться — любой приличный гитарный эквалайзер (типа Boss EQ-200) стоимостью 200. 300 американских денег в совокупности с ФНЧ превзойдёт по качеству эмуляции большинство промышленных аналоговых спикерсимуляторов.
Однако и тут не всё так хорошо, как хотелось бы. Каждый индивидуальный гитарный динамик совместно с корпусом гитарного кабинета имеет сложную АЧХ с множеством резонансов по всему спектру отведённых ему частот. Получить точную копию АЧХ кабинета посредством октавных полосовых фильтров 2-го порядка с низкой добротностью (а именно такие используются в гитарных эквалайзерах) не представляется возможным. Неким выходом из положения будут являться более узкополосные полуоктавные фильтры, ну а чтобы они обеспечивали необходимое затухание вне полосы пропускания — их порядок должен быть как минимум — четвёртым.

Помимо амплитудно-частотных характеристик устройства было бы неплохо, если бы спикерсимулятор учитывал и специфические динамические свойства кабинета, обусловленные компрессией сигналов гитарным динамиком. Как это происходит? На пиках мощности катушка динамика начинает выходить из магнитного зазора, при этом «отдача» подвижной системы резко уменьшается и происходит мягкое клиппирование, что дополнительно окрашивает звук кабинета благозвучным перегрузом.

Итак, тезисы сформулированы, задачи поставлены, осталось облечь всё это хозяйство в форму какой- либо схемы электрической принципиальной.

Рис. 1 Схема спикерсимулятора

Первый каскад на транзисторах Т1 и Т2 — это так называемый мю-каскад, представляющий собой каскад с динамической нагрузкой с автоматической установкой режима по постоянному току.
Ku (коэффициент усиления) каскада — около 33дБ или 45 раз по напряжению, что позволяет подключать ко входу спикерсимулятора инструменты с довольно низким уровнем выходного сигнала.
Помимо усиления этот каскад призван облагородить входной сигнал определённым набором гармоник (преимущественно чётных), для того, чтобы придать ему некий ламповый звук. Также как и в ламповых усилителях, максимально яркое звучание образуется при достаточно высоких уровнях, близких к порогу насыщения транзисторов или ламп.
Переменный резистор R3 регулирует чувствительность устройства с целью обеспечения указанного выше условия.

Для того, чтобы используемые в схеме операционные усилители вносили минимальный вклад в общий коэффициент нелинейных искажений, напряжение питания для них выбрано в два раза большим, чем для транзисторного каскада. Проще всего (с точки зрения оптимизации схемотехники) это было сделать, добавив дополнительный источник питания отрицательной полярности.

Каскад на ОУ ОР1.1 — это обычный повторитель напряжения. В его функции входит согласование высокого выходного сопротивления мю-каскада с относительно низким входным сопротивлением последующего.
А последующий каскад на ОР1.2 отвечает за формирование должных динамических свойств гитарного громкоговорителя, т. е. осуществляет мягкое ограничение поступающего сигнала, начиная с некоторой заданной амплитуды. Клиппирование происходит, начиная с уровня, определяемого напряжением открывания светодиодов. В данной схеме применены светодиоды красного цвета свечения, поэтому порог их открывания равен

Всё остальное — это десятиполосный полуоктавный эквалайзер с полосовыми фильтрами четвёртого порядка на борту. Такой джентельменский набор позволяет не только с высокой достоверностью нарулить АЧХ любого промышленного кабинета, но и создать собственный в соответствии с личными пристрастиями хозяйствующего субъекта.

Рабочая полоса формирования АЧХ спикерсимулятором составляет 80. 6300 Гц.
Ослабление сигналов с частотами, превышающими 6300 Гц, составляет величину — 30дБ на октаву, что соответствует характеристикам ФНЧ 5-го порядка.

А теперь приведём номиналы пассивных элементов полосовых фильтров.

Диапазон (Гц) Rf1 = Rf4 (кОм) Rf2 = Rf5 (кОм) Rf3 = R f6 (кОм) Cf1. f4 (нФ)
80 — 125 33 3,6 68 100
124 — 193 33 3,6 68 68
191 — 299 33 3 68 47
295 — 462 30 3 60 33
457 — 714 27 3 56 22
706 — 1104 37 4,7 75 10
1091 — 1706 39 4,2 75 6,8
1686 — 2637 33 3,6 68 5,1
2606 — 4076 33 3,3 68 3,3
4027 — 6300 30 3,6 62 2,2

Приведённые в таблице элементы должны иметь отклонения от номинальных значений — не более 5%.
При исправных деталях и отсутствии ошибок в монтаже спикерсимулятор не требует налаживания и начинает пахать сразу после включения питания.

За счёт применения экономичных операционных усилителей TL062, ток потребления устройства от источников питания составляет — около 10мА. Это даёт возможность запитать его от двух батареек системы «Крона», однако при наличии 9-ти вольтового блока питания для гитарных примочек имеет смысл собрать преобразователь полярности напряжения по аналогии с тем, как это описано на странице (ссылка на страницу).

Источник

Оцените статью