Что такое стаккато гитара

Стаккато

Стакка́то (итал. staccato — «оторванный, отделённый») — музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Стаккато — один из основных способов извлечения звука (артикуляции), противопоставляемый легато.

Обозначается словом staccato или точками над или под нотами у их головок.

Акцентированное стаккато (также называемое staccatissimo или «стаккато клином») — разновидность этого штриха, обозначающая ещё более отрывистое исполнение звуков. Обозначается клиньями (откуда русское название штриха) — короткими вертикальными, заострёнными к ноте чёрточками.

Стаккато может применяться к нотам любой длительности, обозначая в общем случае уменьшение её примерно вдвое.

Содержание

Стаккато на разных инструментах

Струнно-смычковых

Стаккато при игре на струнных инструментах — отрывистое движение смычка с остановкой; имеет ряд разновидностей — saltando, sautillé и др.

  • Обыкновенное стаккато — «без настоящих пауз, при помощи одной артикуляции, достигаемой посредством перемены штриха (самый обыкновенный вид стаккато [non legato], особенно употребительный в оркестровой игре и применяемый в случае отсутствия дуг и точек);» [1] По артикуляции стаккато исполняется по-разному. Например, на скрипке стаккато исполняли: [2]
    • Йозеф Иоахим — только кистью;
    • Анри Вьетан — кистью и предплечьем;
    • Генрик Венявский — только плечом.
  • Большое стаккато — «отрывисто прижимая и отпуская струну при постоянно меняющемся штрихе (большое стаккато, grand détaché);» [1]
  • Летучее стаккато или staccato volant (saltato, sautillé). При игре смычок подскакивает, отрываясь от струн. Выполняется кистью. [1]
    • Выполнение: ослабить давление пальцев на смычок, продолжая то же движение кистью, которое употребляется для коротких штрихов detache.
    • Принцип действия:
      • — смычок продолжает движение по струне;
      • — смычок, потеряв фиксацию пальцев, совершает начальное вращательное движение вокруг пальцев и струны продавливая её;
      • — сила давления струны на волос смычка возрастает, производя резкий звук;
      • — струна отталкивает смычок от себя.
    • Ошибки:
      • — выполнение резких движений (препятствуют огибательному движению смычка по струне и последующему его отталкиванию);
      • — увеличение давления на смычок (препятствует отскоку или возникают неуправляемые скачки).
  • Спиккато (итал. spiccato — отрывать, отделять) — прыгающий штрих, выполняемый броском в сторону [3]
  • Сотийе ( sautill’e — подрыгивать) — прыгающий штрих, выполняемый мелкими движениями только одной точкой смычка (близ его середины) в быстром темпе и при небольшой силе звучания. [4]
  • Стаккато пикэ ( Staccado piqué — отрывистый) — прыгающий штрих. Исполняется посредством чуть заметных движений кистью на продолжающемся смычковом штрихе, — настоящее виртуозное стаккато. Обозначается рядом точек под дугой. [1][5]

Клавишных

  • По принципу ударных. На фортепиано исполняется посредством ударов по клавишам.
  • По принципу щипковых. Клавесин.

Духовых

Для исполнения стаккато на духовом инструменте используется язык для резкого прерывания струи воздуха. Обычно используют несколько повторений:

  • Двойное стаккато;
  • Тройное стаккато.

Источник

Стаккато

Отрывистый переход от звука к звуку называется стаккато. Такой прием исполнения осуществляется путем глушения звуков, в результате которого они теряют часть обозначенной длительности. Способы глушения зависят от того, извлекаются ли звуки пальцами правой руки или медиатором.

Для глушения звуков, при игре на гитаре пальцами, а не медиатором, надо пальцы правой руки, которыми извлекались данные звуки, приложить к соответствующим струнам, как бы приготовиться к повторному извлечению этих звуков. При игре медиатором нужно для глушения отдельных звуков приложить медиатор к струне, на которой был извлечен данный звук.

Глушение звуков аккорда осуществляется:

  1. Значительным ослаблением давления пальцев левой руки, прижимающих струны к ладам, без снятия этих пальцев со струн.
  2. Прикосновением к струнам (если аккорды имеют большую длительность звучания) правой руки, то есть края ладони у запястного сустава.
  3. Иногда, в зависимости от характера музыкального произведения и длительности звуков (нот), возможно объединение первого и второго вариантов глушения звуков.

Второй и третий варианты в некоторых случаях могут быть использованы при извлечении звуков пальцами. Стаккато обозначается точкой, помещаемой над или под нотой (аккордом), иногда обозначается словом staccato.

Источник

Что такое стаккато гитара

Данный приём заключается в коротком, отрывистом исполнении звуков.

Обозначается стаккато точкой над головкой ноты: или под головкой ноты: .

Стаккато

Рисунок 1. Пример стаккато

На гитаре стаккато исполняют, приглушая струны либо правой рукой, либо левой. При стаккатировании левой рукой, струны отпускают (ослабляют нажим на струны), тем самым, прерывая их звучание. При стаккатировании правой рукой, струны глушат либо ладонью, либо теми пальцами, которыми извлекли звук. Например, если аккорд взят щипком, то все участвовавшие пальцы правой руки снова опускают на струны, тем самым, прерывая звучание.

Стаккатиссимо

Данный приём заключается в предельно отрывистом, «остром» исполнении стаккато. Обозначается треугольником над нотой:

Источник

Стаккато

Стакка́то (итал. staccato — «оторванный, отделённый») — музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Стаккато — один из основных способов извлечения звука (артикуляции), противопоставляемый легато.

Обозначается словом staccato или точками над или под нотами у их головок.

Акцентированное стаккато (также называемое staccatissimo или «стаккато клином») — разновидность этого штриха, обозначающая ещё более отрывистое исполнение звуков. Обозначается клиньями (откуда русское название штриха) — короткими вертикальными, заострёнными к ноте чёрточками.

Стаккато может применяться к нотам любой длительности, обозначая в общем случае уменьшение её примерно вдвое.

Содержание

Стаккато на разных инструментах

Струнно-смычковых

Стаккато при игре на струнных инструментах — отрывистое движение смычка с остановкой; имеет ряд разновидностей — saltando, sautillé и др.

  • Обыкновенное стаккато — «без настоящих пауз, при помощи одной артикуляции, достигаемой посредством перемены штриха (самый обыкновенный вид стаккато [non legato], особенно употребительный в оркестровой игре и применяемый в случае отсутствия дуг и точек);» [1] По артикуляции стаккато исполняется по-разному. Например, на скрипке стаккато исполняли: [2]
    • Йозеф Иоахим — только кистью;
    • Анри Вьетан — кистью и предплечьем;
    • Генрик Венявский — только плечом.
  • Большое стаккато — «отрывисто прижимая и отпуская струну при постоянно меняющемся штрихе (большое стаккато, grand détaché);» [1]
  • Летучее стаккато или staccato volant (saltato, sautillé). При игре смычок подскакивает, отрываясь от струн. Выполняется кистью. [1]
    • Выполнение: ослабить давление пальцев на смычок, продолжая то же движение кистью, которое употребляется для коротких штрихов detache.
    • Принцип действия:
      • — смычок продолжает движение по струне;
      • — смычок, потеряв фиксацию пальцев, совершает начальное вращательное движение вокруг пальцев и струны продавливая её;
      • — сила давления струны на волос смычка возрастает, производя резкий звук;
      • — струна отталкивает смычок от себя.
    • Ошибки:
      • — выполнение резких движений (препятствуют огибательному движению смычка по струне и последующему его отталкиванию);
      • — увеличение давления на смычок (препятствует отскоку или возникают неуправляемые скачки).
  • Спиккато (итал. spiccato — отрывать, отделять) — прыгающий штрих, выполняемый броском в сторону [3]
  • Сотийе (фр.sautill’e — подрыгивать) — прыгающий штрих, выполняемый мелкими движениями только одной точкой смычка (близ его середины) в быстром темпе и при небольшой силе звучания. [4]
  • Стаккато пикэ (фр.Staccado piqué — отрывистый) — прыгающий штрих. Исполняется посредством чуть заметных движений кистью на продолжающемся смычковом штрихе, — настоящее виртуозное стаккато. Обозначается рядом точек под дугой. [1][5]

Клавишных

  • По принципу ударных. На фортепиано исполняется посредством ударов по клавишам.
  • По принципу щипковых. Клавесин.

Духовых

Для исполнения стаккато на духовом инструменте используется язык для резкого прерывания струи воздуха. Обычно используют несколько повторений:

  • Двойное стаккато;
  • Тройное стаккато.

Источник

Игра стаккато

До сих пор вы встречались с двумя приемами игры — легато и нон легато (оба они использовались в «Грустной песенке»). Кроме них имеется еще один распространенный прием исполнения — стаккато (от итальянского staccato — оторванный, отделенный), при котором звуки играются несвязно, более отрывисто, чем при нон легато. Обозначается стаккато точкой над или под нотами.

Манера исполнения стаккато зависит от общего характера пьесы. В пьесах сдержанного, сурового характера стаккато будет скорее приближаться к нон легато. В пьесах грациозного характера стаккато исполняется легко и коротко.

Стаккато в игре на гитаре играется как левой, так и правой рукой. Стаккато левой рукой определяет, на наш взгляд, более тонкое исполнение этого штриха. При игре стаккато на прижатых левой рукой струнах не следует отдергивать пальцы от струн — они перестают прижимать струну только за счет быстрого расслабления руки.

Звучание открытой струны прекращается пальцем левой руки, который будет прижимать следующий лад. Например, в украинской народной песне «Журавель» в 1-м такте звучание соль прекращается 2-м пальцем левой руки, берущим следующий, звук ля. В этой пьесе штрихи стаккато и легато чередуются. Выучивая ее, добейтесь контрастности в исполнении этих приемов.

В 1-й фразе мелодии уже знакомой вам песни все звуки играются стаккато. Во 2-й фразе стаккато чередуется с легато.

Обратите внимание на изменение характера музыки в зависимости от употребляемого штриха.

В пьесе Н. Акимова «Дождик накрапывает» также употребляются приемы стаккато и легато. В двух первых тактах стаккато на ноте ми выполняется указательным пальцем левой руки, прикрывающим струну, на нотах до и ля пальцы левой руки отпускают струну, прекращая ее звучание. Первая четверть 2-го такта не имеет обозначения стаккато, поэтому она связывается с нотой ля. Аналогично исполняются следующие такты.


Добейтесь в исполнении пьесы выразительности. Стаккато здесь не короткое и колючее, а мягкое и ласковое. Прослушивайте все паузы в тексте.

Выучив пьесу наизусть, выполните стаккато одной правой рукой. Это необходимый навык. При выполнении стаккато пальцы правой руки после извлечения звука возвращаются на струны, прекращая их звучание.

Разучите «Испанский вальс» Н. Паганини и постарайтесь достигнуть легкого, грациозного характера стаккато. Обратите внимание, что везде в I части 1-я восьмая лигуется со 2-й, исполняемой стаккато.

Источник

Оцените статью