Выбираем гитарный усилитель. Часть 2.
Если вы еще не знакомы с первой частью данной статьи, советуем к прочтению!
4. Ламповое гитарное усиление
Отличать схемы усиления между собой принято согласно порядку соединения радиодеталей, составляющих цепь, формирующую звучание. Преимущественно гитарные усилки собираются по схеме «Class A» – ей свойственны широта динамического диапазона, напористое звучание и приятный «сливочный» перегруз. От старых усилков А-класса, которые еще обходились без мастер-регулятора громкости, можно добиться эффекта дисторшна лишь на максимуме громкости. Часто это ведет к преждевременному износу, выходу прибора из строя и необходимостью ремонта.
Усилки со схемой «Class В» не требуют постоянного контроля исправности, к тому же их характеризует более высокая чистота звучания. Так что пользователи справедливо считают их более привлекательным вариантом.
Но имеется и кое-что получше. Например, комбинирующие схемы «Class A» и «Class В» ламповые усилки «Mesa-Boogie». Зачастую такие усилители даже оснащены функцией переключения на более предпочтительную в данный момент схему.
Также усилители нередко классифицируют по присущим им «американскому» либо «британскому» звучанию. Отличие прежде всего кроется в особенностях перегруженного звука, однако внятно объяснить его на словах довольно проблематично. Здесь лучше довериться своим ассоциативным ощущениям. Например, «Deep Purple» и «Led Zeppelin» семидесятых – это классика «британского» звучания, а «Green Day» – типичный образчик «американского».
Представленные на современном рынке комбоусилители и «головы», как правило, очень схожи по своему функциональному набору. Чаще всего у них имеется 2 отдельных канала с предусилками, рассчитанными на получение чистого и перегруженного звука. Нужный канал выбирается посредством ножной педали переключения («Footswitch»). Возможно добавление еще одного канала («Crunch»), рассчитанного на ритм-партии с перегрузом.
Между предусилком и «оконечником» усилитель может быть оснащен петлей эффектов, позволяющей подключать к прибору внешние педали. Исполнитель выбирает то, что ему нужно. Это могут быть фазер, вау, хорус, задержка и проч. Настоятельно рекомендуется такие эффекты, как флэнжер и хорус, подключать после перегруза, иначе рискуете получить отвратительное звучание; большинство остальных – сугубо на ваше усмотрение.
Не торопитесь делать выводы о максимуме громкости усилка по его мощности, ведь громкость в большей степени подчиняется особенностям выбранной схемы, высокой или низкой чувствительности динамиков и сопротивления. Наиболее распространенная мощность «громких» усилков – 50-60 Вт. «Головы» мощностью 100 Вт чаще предназначены для удобства «прокачки» кабинетов с 4-мя или 8-ю динамиками.
Для подключения спикерного кабинета к усилку используется кабель с традиционным разъемом «джек». Будьте внимательны при манипуляциях с кабелем, очень важно не перепутать спикерный с сигнальным (инструментальным), поскольку визуально оба кабеля могут почти ничем не отличаться друг от друга. Ценой такой ошибки может стать порча звука между усилком и кабинетом или даже перегрев и воспламенение усилителя! Случается, что спикерным кабелем подключают гитару – в этом случае катастрофы, конечно, не случится, однако звучание будет поистине кошмарным.
5. Стэк или комбик?
С середины прошлого века пользователям доступны 2 вида усилительного комплекта – стэк (т.е. «голова» вместе со спикерным кабинетом) и комбоусилитель со встроенными динамиками.
Фирмы-производители музыкального оборудования в равной степени удовлетворяют рыночный спрос и стэками, и комбиками (кстати, зачастую с очень схожим дизайном). Почему приходится разделять усилок и кабинет? В основном из-за внушительного веса гитарного усилка. Кабинет оснащается 10- или 12-дюймовыми динамиками, и поэтому кабинет из двух 12-дюймовых динамиков (2х12″) – это фактически потолок для комбоусилителя. Зато стэк может включать в себя один или несколько кабинетов 4х12″. Тенденция к утяжелению музыкальных стилей в 70-80-е годы неизбежно привела к возведению целых гитарных «стен» на сцене во время концертных выступлений, впрочем, на поверку некоторые кабинеты в таких случаях выполняли чисто бутафорскую роль.
Специалисты обращают внимание еще на одно различие между комбоусилителем и стэком. Его выдает особое ощущение при восприятии звучания. На низких частотах у стэка оно своего рода более цельное, «монолитное», благодаря синхронности движения 4-х и более динамиков вкупе с возникающей в этот момент звуковой волной.
Еще одно достоинство стэка – часть динамиков располагается на одном уровне с ушами исполнителя. Стоящий на полу сцены низкий комбоуслитель, вдобавок повернутый к зрителям, затрудняет музыканту возможность хорошо слышать свое звучание. В подобной ситуации гитарист вынужден увеличивать на своем усилке громкость, в то время как со стэком этого бы делать не пришлось. Для решения данной проблемы можно, конечно, размещать комбо на угловой стойке, однако в случае с тяжелым оборудованием это небезопасно.
Ну и наконец, последние три копейки в копилку преимуществ стэка перед комбиками – если вы меняете кабинет, то гарантированно получаете другое звучание, ведь звук зависит от множества факторов, начиная с особенностей конструкции кабинета и заканчивая моделью динамиков.
Итак, мы рассмотрели все основные достоинства стэка. Если при этом вы все же остались убеждены, что для ваших нужд вполне достаточно комбоусилителя – читайте отдельный обзор, посвященный правильному выбору комбо.
6. Гитарные кабинеты
С точки зрения звука, которого нам хотелось бы добиться, выбор гитарного кабинета играет ничуть не меньшую роль по сравнению с выбором самого усилка. Но на какие факторы стоит обратить внимание в первую очередь? Помимо конструкции кабинета и модели динамиков, оказывать влияние на формируемый звук будут также конструкционные особенности корпуса, используемая древесина и даже материал, из которого изготовляется фронтальная сетка.
В большинстве случаев кабинет оснащается несколькими 12-дюймовыми динамиками. В свою очередь стэк чаще включает в себя от одного до двух кабинетов 4х12″ (к использованию дополнительного кабинета исполнители прибегают во время участия в более серьезных выступлениях). Кабинеты из четырех 12-дюймовых динамиков имеют обычно либо прямой, либо скошенный корпус. Во втором случае направление верхних динамиков задано вперед и немножко вверх, а установка самого прибора осуществляется сверху стэка.
Иногда для решения исполнительских задач лучше подойдет минимализм. Например, для имитации звучания комбоусилителя в рамках небольшого выступления будет вполне достаточно воспользоваться кабинетом 1х12″ или 2х12″.
7. В заключение
Сложно оспаривать тот факт, что при множестве имеющихся вариантов гитарного усиления, стэк до настоящего момента продолжает оставаться самым гибким и востребованным усилительным сетапом в среде профессиональных музыкантов. К тому же хороший стэк благодаря обилию предложений на рынке можно приобрести по вполне приемлемой цене.
Также еще раз вернемся к теме ламповых усилителей и добавим, что по сравнению с транзисторными приборами они потребуют толику повышенного к себе внимания от пользователя. Обратите внимание на имеющийся у них пассивный режим («Standby»). Перед функционированием в основном режиме полминуты ламповый усилок должен обязательно проработать в пассивном (за это время лампы успевают в должной мере прогреться перед подачей звука). При отключении аппаратуры смену режимов также следует повторить, но уже в обратной последовательности.
В последние десятилетия мы превратились в довольно избалованных потребителей разнообразных электронных товаров, практически не требующих никаких мероприятий по уходу вплоть до момента их окончательной поломки. Но с ламповыми усилками все обстоит не так. Раз в год непременно проводите техобслуживание своего усилителя, даже если прибор не вызывает очевидных нареканий к качеству своей работы. Профилактика необходима для предупреждения внезапного выхода ламп из строя и сохранения надлежащего звучания. В некоторых случаях пришедшая в негодность лампа, словно по эффекту домино, влечет за собой поломки и других важных компонентов схемы.
Спасибо за внимание! Надеемся, что рекомендации, приведенные в нашем обзоре, позволят правильно и быстро выбрать необходимый вам гитарный усилитель!
Источник
Азбука сленга гитариста: «Выкатили славный стэк!»
► Первая часть ◄ (ссылка кликабельна) «Азбуки сленга гитариста» получила положительные отклики, и сегодня я продолжу знакомить вас со значениями «музыкальных выражений и словечек», широко распространенных в узких кругах.
Гитарная терминология
► “Стафф” (от англ. «stuff», “guitar stuff” ) — в общем случае, это синоним словам-терминам » риг «, » гир » и » сетап » (см. предыдущую статью). Также, этот термин обозначает и различные расходники (струны, медиаторы, батарейки, средства по уходу за инструментом и проч.), элементы антуража и сценического имиджа музыканта (напульсники, цепи, кулоны, повязки и проч.) — то есть практически всё, что делает обычного музыканта Артистом сцены.
«Мой стафф помещается в небольшой сумке»; « Стафф — стаффом , а руки — руками» (вся сила гитариста — на 70% в его умении играть на инструменте, а потом уже — в его оборудовании).
► “ Рэ́к / рэ́ковый” (от англ “rack” — полка, стеллаж) — обозначение форм фактора любого девайса (преампа, оконечника, гитарного усилителя, процессора эффектов и проч.), который имеет фиксированные размеры по высоте (1U, 2U, 3U, 4U . где высота 1U = 44 мм) и ширине (ширина U = 19 дюймов), установленные рэковым стандартом , а также ограничение по максимальной глубине устройства.
Это дает возможность такому прибору быть смонтированным в стандартный «рэк» (рэковый кейс, рэковую сумку, либо рэковую стойку).
► “Лицо́” — основной вход INPUT в преамп гитарной головы / комбо. Также, иногда обозначает переднюю панель какого-то устройства.
“ Втыкайся в лицо — там без вариантов ” (совет подключать гитару / педалборд сразу в INPUT гитарной головы / комбо, так как петли́ эффектов в этом аппарате нет).
► “Раскача́ть / раска́чивать” — увеличивать общий уровень громкости прибора (обычно — применимо к усилительному гитарному оборудованию).
“ Раскач а́ ть голову просто не реально: везде сразу суета” (крик души о невозможности играть в собственной квартире в ламповый усилитель с кабинетом 4×12 из-за регулярных жалоб соседей).
► “Мощни́к / коне́ц / оконе́чник” — гитарный оконечный усилитель мощности (если речь об отдельном приборе) либо усилитель мощности в составе гитарной головы.
“ Подраскачать мощник” (добавить мастер громкости на гитарной голове); “ Войти в конец” (подключить свой преамп в гитарный усилитель мощности); “Спалить оконечник ” (включить ламповый усилитель без нагрузки, либо не соблюсти импеданс гитарного кабинета).
► “Усило́к” — ввиду отсутствия желания разбираться с терминологией, именно так нередко именуется практически любое усиливающее звук гитары устройство, чья мощность начинается (условно) от 10-20 Вт.
“ На базе усилок вообще не айс ” (репетиционная комната оснащена гитарным аппаратом начального уровня).
► “Транзюк / транзи́стор” — транзисторная гитарная голова или комбик.
“Даррелл выжал максимум из транзюка !” (вспоминая Dimebag Darrell, который предпочитал играть именно на транзисторных гитарных усилителях); “ Транзистор для дома — самое оно” (агитация за приобретение гитарного комбика транзисторного типа).
► “Петля́ / петля́ эффектов” — применимо к гитарному усилению, означает наличие выходного разъема после секции преампа гитарной головы ( Send FX ) и входного разъема перед оконечным усилителем мощности головы ( Return FX ). Пример словоупотребления:
«А там есть петля ?» (справедливый вопрос гитариста ко звукорежиссеру концертной площадки касательно местного гитарного комбика, когда всё еще теплится надежда использовать на концерте свой собственный преамп).
► “Разрыв” — отдельный вход (например, Return FX ), позволяющий подключиться напрямую в оконечный усилитель мощности гитарной головы.
«Попробуй в разрыв » (просьба звукорежиссера начинающему гитаристу коммутировать гитарные педали именно во вход Return FX, нежели в основной INPUT гитарной головы).
► “Воткнуться в разрыв” — то есть, подключить свой собственный (отдельный, внешний) преамп напрямую в оконечник гитарной головы в обход её “родного” преампа.
«Обычно я всегда втыкаюсь в разрыв » (речь о подсоединении педалборда напрямую в оконечник гитарного усилителя).
► “Кабинет / каб” — гитарный кабинет (подразумевается, что с уже установленными в него гитарными динамиками).
«Кинь на мой каб 57-ой» (буквально: «предлагаю снять звук с моего гитарного кабинета традиционным способом — микрофоном SHURE SM-57»).
► “Стэк ” — комплект оборудования, состоящий из гитарной головы и одного / нескольких гитарных кабинетов.
«Выкатили славный стэк! » («спасибо прокатчикам за то, что сегодня мне предоставили отличный ламповый гитарный усилитель с двумя кабинетами 4×12, с моими любимыми динамиками Celestion VINTAGE 30 на борту»).
► “Комбик / комбарь” — прибор, совмещающий гитарный преамп, оконечник и динамик в едином корпусе (комбо-усилитель).
« Комбарь , конечно, полная ботва, но куда деваться?» (когда комбо-усилитель не оправдал надежд и ожиданий гитариста).
Как видите, такого рода терминов существует достаточное множество, поэтому в будущем я продолжу выпуск материалов в продолжении гитарной «Азбуки».
Друзья, если вам знакомы какие-то интересные особенные термины по данной теме — делитесь в комментариях!
Если статья вам понравилась — ставьте большой палец вверх 👍 и подписывайтесь , чтобы не пропустить новый материал.
Источник