Подбитый строй или забитые колки — какой ужас.
В реальности это не ужас, а вполне закономерное и малоопасное явление.
Те, кто хотя бы раз консультировался с настройщиком при выборе пианино, наверняка слышали следующие пугающие выражения: «подбитый строй», «забитые колки», «маленький запас строя» или «нет запаса на колках» и тому подобное. Действительно, это важный момент, а порой и самый главный, если выбирается совсем недорогой инструмент. Рассмотрим этот вопрос повнимательней.
Если по-умному, то колки – это вирбели. Но оставим столь мудреные понятия профессионалам в жарких дискуссиях, сами же разберемся в сути дела.
Итак, что такое «строй» у фортепиано? Вот он:
Вот эти самые три блока колков (как правило, в виде трех блоков, реже в виде двух), которые несложно обнаружить, всего лишь подняв верхнюю крышку пианино. На каждый из этих колков (вирбелей) закреплены и натянуты струны. Общее давление струн очень велико и исчисляется тоннами. Поэтому крайне важно, чтобы колки «держали строй». То есть, на колок закреплен верхний край струны (так же, как и на гитаре, скрипке, арфе и подобных струнных инструментах), и она натягивается посредством вращения колка по часовой стрелке при помощи специального настроечного ключа.
Сам колок вбит обычным образом в деревянную основу сквозь отверстие в чугунной раме. (Основа эта называется вирбельбанк, то есть место, куда устанавливаются вирбели). Они, колки, не вкручиваются на резьбе, как может сложиться впечатление, а именно вбиваются тяжелым молотком либо вдавливаются специальной машиной, если речь идет об изготовлении нового фортепиано на фабрике. После забивки, будь то на фабрике на новом инструменте или при ремонте на не новом, на колке оставляется так называемый «запас строя».
Это расстояние от намотки (витков) струны на колке до стенки, которой является поверхность чугунной рамы. Это расстояние от намотки (витков) струны на колке до стенки, которой является поверхность чугунной рамы.
Для чего это делается?
Пока «строй» в порядке, колок вращается при помощи настроечного ключа очень туго. Это обеспечивает что струна не будет «съезжать», то есть ее натяжение остается максимально длительным и постоянным, что обеспечивает удержание настройки фортепиано на одном нужном уровне. Это достигается за счет крайне плотной посадки колка в дереве вирбельбанка, который находится за чугунной рамой.
Но данное положение вещей, естественно, не вечное. Со временем, как правило, по истечении нескольких десятилетий, «строй» становится уже не таким крепким. Натяжение струны начинает разворачивать колок в противоположном направлении и струна «съезжает». Как следствие, нарушается настройка пианино.
Для удобства снова сравним с гитарой. Вы настраиваете гитару, подкручивая колки, которые, после того как вы нашли идеальное звучание, замирают на месте. Но представьте, если вы натянули струну посредством колка, убрали руку, а колок взял и развернулся в обратном направлении, и струна ослабла. Гитару стало настроить невозможно.
Но давление струн на сжатие в гитаре и давление в фортепиано несопоставимы по силе. В последнем, повторимся, оно исчисляется тоннами. Ну и, конечно же, в гитаре шесть, иногда семь струн, а в пианино больше двухсот.
И вот, когда колок перестает держать, как раз здесь-то нас и спасает этот самый «запас строя». Мы подбиваем колки чуть глубже в дерево, чтобы они снова смогли удерживать натяжение струн. После данной процедуры картина выглядит уже вот так:
Здесь уже запас строя меньше, явно не заводской, колки подбиты, то есть утоплены глубже. Это особенно заметно на верхнем ряду колков. Как мы видим, расстояние от намотки струны до стенки (поверхности чугунной рамы) сократилось.
Данной подбивки строя хватит на ближайшие несколько лет. Как правило, заводского запаса строя хватает на несколько таких подбивок.
Конечно, в идеале, когда строй ослабевает, нужно вообще заменить все колки на более широкие. Разница в ширине колка исчисляется буквально десятыми долями миллиметра, но этого достаточно, чтобы строй снова стал на несколько десятилетий очень крепким и надежным. Но не всегда у людей есть такая возможность, ведь данная процедура очень недешевая, да и сделать эту работу качественно сможет далеко не каждый распиаренный настройщик. А в случае с роялем настройщики часто могут сделать только хуже, там свои тонкости замены всего строя.
Да и зачем сразу бросаться в дорогостоящий ремонт, если с легкостью ослабший строй можно продлить еще на годы, и это при условии, что на фортепиано будут заниматься.
Как мы видим, данный процесс со строем абсолютно нормальный и вполне закономерный. И даже сам производитель уже на заводе делает достаточно большой «запас строя», чтобы мастера со временем смогли продлить его жизнь. Если бы «подбитый строй» или «забитые колки» являлись бы чем-то ужасным, как часто пугают настройщики, тогда зачем бы фабрики предусмотрительно оставляли этот самый «запас строя»? Именно для того, чтобы, когда будет нужно, подбить строй. В противном случае ни на одном новом инструменте этого запаса не было бы изначально. Но таких инструментов вы никогда не найдете. Запас на новых инструментах всегда очень ощутимый.
И вот тут мы приблизились к одному очень важному моменту при покупке не нового фортепиано, когда вас консультирует настройщик. Он почти всегда заявит: «Какой ужас, здесь подбитый строй! Забитые колки!».
Ужас – это он, а не колки.
К примеру, очень достойному инструменту фирмы Petrof запросто может быть лет 30-40. Как раз подходит время ослабления строя, если уже не подошло. И там самое время этот строй подбить, осадить колки, как часто говорят мастера. Можно и полностью поменять все колки, если у вас есть свободные 30-40 тысяч рублей и гарантированно хороший мастер, а не настройщик-консультант. Но можно и не менять ближайшие годы. И уж тем более не стоит этого делать, если вы хотите немного помузицировать, или ваш ребенок только начал учиться в музыкальной школе. На этот случай «подбитого строя», скорее всего, хватит с лихвой. Более того, «забитые колки» никак не портят инструмент, и их можно поменять тогда, когда запаса строя вообще не останется, ничуть при этом не причинив вреда фортепиано.
Многие (из специалистов и не очень) пакостно заявят, что это непрофессиональный подход!
Отчасти это правда. Но на любой профессиональный подход всегда нужны деньги, и не совсем малые порой. И правда то, что не всегда они у владельцев фортепиано имеются в достаточном количестве.
А еще есть Его Величество Опыт.
Автор статьи (Павлов А. Ю.) много лет был близко знаком с выдающимся фортепианным мастером современности Мельниковым Александром Александровичем. Старым мастерам всем без исключения знакомо это имя. Одних от него трясёт, другие ему кланяются.
Александр Александрович всегда заявлял о своей принципиальной позиции. Она заключалась как раз в том, что не надо с людей выжимать деньги на серьезные дорогостоящие ремонты, когда у них их нет. Ведь инструмент часто еще «можно оживить и загнать в рабочий режим». Мастер Мельников не брался ни за обычные настройки, ни за серьезные капитальные ремонты. Он делал либо сложнейшие регулировки, либо, как сам всегда заявлял, оживлял труп, который еще поживет. Сколько же владельцев фортепиано вспоминали и еще долго будут вспоминать этого замечательного человека и настоящего профессионала самыми добрыми словами. Мы – среди них. Нам, в своё время посчастливилось близко сотрудничать с Александром Александровичем. Он обслуживал и регулировал все наши инструменты, но затем возраст взял свое.
А теперь свое взяла и жизнь. Совсем недавно этого выдающегося мастера не стало. Это большая утрата для мира фортепианным мастеров. С этим удивительным человеком ушел и богатейший опыт, который, похоже, так никто и не перенял. А как работал Александр Александрович – это песня. Он говорил, что все закончит, к примеру, ровно через шесть часов, клал поблизости свои наручные часы, а дальше гнал на такой скорости, что поражались многие маститые профессионалы и выдающиеся музыканты, которые всегда были в числе его клиентов. Ровно в последние минуты по истечении времени Сан Саныч, как всегда его ласково называли мы, собирал фортепиано. Когда его спрашивали, как ему такое удается, он всегда скромно с улыбкой отвечал: опыт. И тут же добавлял, что если время не установить жестко для самого себя, то такой объем работы можно и на неделю растянуть. Светлая ему память!
Но уйдем с грустной волны, жизнь продолжается, с нами или без нас. Вернемся к «подбитым колкам».
Итак, это более чем нормальный процесс – ослабление строя, к которому так часто цепляются настройщики горе-консультанты.
Откуда же быть заводскому запасу на инструменте, которому столько лет, кто-нибудь из них задумывался? Вряд ли. Они обнаружили невероятный брак и теперь потирают руки, пока покупатель готовит деньги на замену всего строя.
Справедливости ради отметим, что порой на инструментах и более старших все же встречается заводской запас строя, и с настройкой там проблем нет. Это говорит о двух моментах: о качестве инструмента и о том, что инструмент не использовался. Как только начнет эксплуатироваться пианистом, картина быстро изменится.
Консультант важно заявит: зачем же покупать такой инструмент?
Хороший инструмент, хотя бы Petrof, – это уже очень профессионально, покупать стоит. Новый обойдется в 600-700 тысяч рублей, китайская сборка чуть дешевле, но тоже впечатляет, по качеству особенно. А не новый и не игранный от 100 до 200 тысяч в зависимости от модели. Профессиональная замена всего строя, если уже необходима – примерно 35 тысяч. Качество тех лет говорит само за себя. Качество сегодняшнего дня зачастую говорит уже сейчас так, что грустно становится. Не всегда, правда, часто новые фортепиано очень достойные. Вот и весь вывод.
Не нужно пугаться «подзабитых колков», это нормально, других вариантов у нас практически нет, если разумно решили покупать не новое фортепиано. Надо лишь все хорошо проанализировать: марка инструмента, его общее состояние, цена и сумма вложений, чтобы она была разумной, а конечная стоимость выгодной. Если же запаса на колках нет вообще, витки струн вплотную упираются в поверхность чугунной рамы, то сразу нужно брать во внимание, что строй придется менять целиком. Если вас все устраивает, берите смело! Если в инструменте была проведена качественная замена строя, это не минус, а очень большой плюс и отсутствие проблем с настройкой ближайшие десятилетия. Кстати, новые фортепиано, к сожалению, не всегда могут блеснуть таким положением вещей. Когда мы продавали новые фортепиано, мы прямо на них не раз меняли строй сразу же или в ближайший год. И такое случается не редко, но продавцы об этом всегда будут умалчивать по вполне понятным причинам.
Ситуация со строем в роялях идентична.
Желаем вам иметь в кругу своих знакомый достойного и честного мастера! Если вы играете на фортепиано, это необходимо как воздух!
Источник
Как настроить пианино
В этой статье мы поделимся опытом, который мы получили, изучая инструменты для настройки фортепиано и роялей. Вы узнаете, какой инструмент используют для настройки пианино, какие вообще существуют инструменты для фортепиано, в чем их назначение, особенности и отличия. Так же мы расскажем об основных принципах настройки, руководствуясь советами опытных настройщиков.
Итак, фортепиано, как и рояль, является акустическим инструментом. Это сложный механизм, придуманный столетия назад, и с тех самых пор принципиальных отличий в его строении не появилось. Мы можем понять, что фортепиано настроено, если каждая нота соответствует своему строю, и все вместе, во время игры, они звучат гармонично.
Состояние струн инструмента, как физических объектов, подвержено различным воздействиям окружающей среды. На стабильность их натяжения влияет и состояние крепежных элементов конструкции инструмента, и влажность, и усталостные изменения в самих струнах. Влияет даже винтовое искривление металлического стержня, к которому крепится струна, но об этом мы расскажем далее в статье. Другими словами – знание множества факторов, которые необходимо учесть настройщику для успешного приведения инструмента в строй, отличает хорошего настройщика от плохого, и содержит в себе все мастерство этого ремесла.
Для успешной настройки вам понадобятся специальные инструменты. Взгляните.
Инструменты для настройки пианино
Разберем, какие существуют инструменты, в чем их назначение, особенности и отличия, какой набор приспособлений необходим.
Ключ для настройки пианино. Ключ – основной инструмент для настройки пианино. Им вращают штифт (вирбель), на который наматывается струна.
Количество граней ключа
Считается, что чем больше граней имеет ключ, там проще будет выполнить точную настройку, ведь многое зависит от хвата ключа настройщиком, силы, которая к нему прилагается. Перехватывать ключ, имеющий шестнадцать граней, гораздо проще, чем тот, что имеет всего четыре.
Четырехгранные ключи хорошо подходят для выворота колков, больше как ремонтный инструмент, чем настроечный. Так же четырехгранный ключ может не подойти к некоторым моделям пианино с тонкими вирбелями (например, советское пианино «Заря»).
6-, 8- , 16-гранные ключи считаются настроечными. Лучшие из них имеют сужающееся конусное отверстие, которое позволяет крепко насадить ключ на любой вирбель, вне зависимости от его состояния.
Какие бывают диаметры отверстия ключа
В советских пианино диаметр вирбеля – 7 мм, в европейских – 6.8 мм.
Сменные головки и рукоять
Существуют ключи со сменными головками. Специалисты рекомендуют покупать такие ключи, где головка отвинчивается от рукоятки, а не у основания ключа. Это предотвращает самопроизвольное раскручивание во время настройки, а так же люфт.
Рукояти могут быть Г-, или Т-образные. Классическими и предпочтительными считаются Г-образные ручки, но некоторые настройщики используют Т-образные, в виду собственных вкусов.
Значимые характеристики, отличающие один ключ от другого: количество граней ключа, его форма, способ крепления насадки, если ключ имеет сменные головки, вес ключа, форма ручки (Г- или Т-образная).
Демпферы (с рукоятями и без). Резиновые клинья-демпферы используются для глушения струн, не участвующих в настройка в данный момент. Клинья аккуратно вставляются между двух струн, чтобы заглушить их колебания. Существуют клинья для труднодоступных мест, насаженные на проволочную ручку.
Обратный пинцет. Используется для глушения струн самых высоких регистров, где струны очень коротки и обычные демпферы уже не помещаются. Пинцет бережно прилагают к струнам, просовывая его между черенками молоточков. Одним таким пинцетом можно заглушить две соседние струны, либо две крайние в одном хоре, оставляя свободной струну для настройки.
Суконная лента, а так же лента для темперирования строя. Как и демпферы, суконная лента используется для глушения струн, не участвующих в настройке текущего интервала. Некоторые специалисты считают глушения лентой гораздо более быстрым способом, чем использование клиньев.
Камертон. Существуют классические вилочковые камертоны и современные электронные устройства и приложения. Как это часто бывает, не все принимают новшества сразу, поэтому настройка по классическому камертону считается предпочтительной. Классический камертон имеет частоту колебания, равной ноте «Ля» первой октавы (частота 440 Гц). Колебания камертона вызываются однократным умеренным ударом им по твердой поверхности.
Как часто нужно настраивать пианино
Настройка любого фортепиано, будь то пианино или рояль, необходима для любого инструмента. Даже если вы приобрели новое пианино с фабрики, то в первый год игры инструмент нужно настроить дважды.
Если вы купили бывшее в употреблении фортепиано, то после транспортировки обязательно нужно вызвать мастера и провести полную настройку инструмента.
Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй
Настройке пианино невозможно научиться, прочитав лишь инструкцию. Это, по большей части, мышечная память, которая приходит со временем и практикой. Даже инструкции, порой, противоречат друг другу. Различные мастера используют свои собственные техники, считая их самыми лучшими. Если этот полный ответ на вопрос: как настроить пианино самостоятельно дома вас не устроил, то берем инструмент для настройки пианино и читаем дальше.
Цель настройки – получить устойчивый строй с правильными высотными соотношениями. Стабильной, или устойчивой, считается та струна, которая сохраняет приданное ей натяжение при сильных ударах по клавише. Эта характеристика имеет несколько другую природу, чем общая стабильность строя инструмента, которая меняется со временем под воздействием релаксации струн, и их смежных компонентов, изменений температуры и влажности, от плотности посадки вирбелей в вирбельбанк (место крепления колков пианино) и т. д. При высокой стабильности строя струна может быть настроена неправильно, и уже после нескольких ударов по клавише её строй изменится.
На стабильность струны прежде всего влияет упругость всей системы, в которой она находится. Струну можно разделить на три части:
- Нерабочая часть струны между вирбелем и аграфом (порожек крепления струны).
- Рабочая часть струны, которая колеблется от ударов молоточка.
- Нерабочая часть, которая идет ниже, между штеговым штифтом и штифтом чугунной рамы.
Из-за трения в местах отсечек рабочей части струны, наматываясь на вирбель, она натягивается неравномерно. Сначала натяжение происходит в первой нерабочей части струны, затем более слабое натяжение появляется в рабочей части, и еще более слабое натяжение в третьей нерабочей части струны. Если не делать специальных манипуляций, то, настроив струну, после первых же ударов молоточка по ней, натяжение равномерно распределится, сначала кратковременно повысив её строй, а затем понизив.
Чтобы преодолеть это явление, струну рекомендуют слегка перетягивать, и, во время перетяжки, сильно ударять по клавише, чтобы распределить натяжение по всей длине струны.
Кроме того, следует учитывать упругость самого вирбеля. Металлический вирбель вбит в деревянное основание вирбельбанка. При настройке струны, зафиксированная в вирбельбанке часть вирбеля будет вращаться медленнее, чем его крайняя часть, на которую наматывается струна. Такое явление называется винтовое искривление.
Поэтому, при тонкой настройке, вращение вирбеля вообще не осуществляют, оказывая, по большей части, давление на него. Так же, для стабильности струны важно окончательное положение вирбеля. Рекомендуют устанавливать вирбель так, чтобы по окончанию настройки он был слегка наклонен вниз. Это поможет ему сохранить свое положение при сильных ударах по клавишам во время игры, которые неизбежно будут создавать избыточное напряжение струны.
Вирбель можно вращать, оказывать на него давление, а так же изгибать. Если первые два метода мы уже рассмотрели, то изгиб вирбеля все еще считается спорным способом настройки. Многие зарубежные специалисты считают такой метод допустимым, позволяющим быстро и очень точно, вплоть до нескольких микрон, изменять натяжение струны. Настройщик слегка отгибает вирбель ключом, ударяя по клавише и слушая биение струны. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить крепление. Конечное положение изогнутого вирбеля в идеале должно быть таким, чтобы он, своим изгибом, компенсировал натяжение струны от сильных ударов по клавише, возвращая её в исходное положение.
Каждое действие настройщика должно контролироваться прослушиванием текущего состояния струны, вращение или другие воздействия на вирбель без этого бессмысленны.
Как слушать струны и откуда начинать настройку
Большинство отдельных нот фортепиано звучат благодаря нескольким струнам, которые настроены в унисон. Басовые ноты используют одну или две струны, более высокие ноты используют по три струны на каждую ноту. Созвучие трёх струн в пианино называется «хор». Каждая струна в хоре должна быть отстроена по отношению к другим струнам в своем хоре, и в интервалах по отношению к другим хорам.
Фортепиано имеет 280 струн, и, как ни странно, просто настроить каждую из них в нужную ноту не получится. Дело в том, что если настроить каждую ноту слишком чисто, то некоторые интервалы в звучании фортепиано будут звучать не гармонично. Для пианино строй темперируют – то есть настраивают ноты чуть шире от чистого звучания, чтобы получить эти самые благоприятные созвучия в интервалах.
Каждый из вас замечал, что при настройке двух, звучащих в унисон струн, при малейшем отклонении от идеального звучания возникает эффект вибрато. Эти волнения в звучании называют биениями. Биения во время звучания двух источников звука возникают тогда, когда их звучание отличается. Чем медленнее интервалы биения, тем ближе объекты звучат друг к другу.
Настройку принято начинать с ноты «ля» первой октавы. Настройщик выбирает струну в хоре, у которой самое маленькое нерабочее расстояние и самое большое рабочее. Такая струна менее подвержена искажениям и её проще настроить. В пианино это чаще всего самая правая струна в хоре.
Выбрав струну для настройки, необходимо заглушить остальные струны хора. Для этого нам потребуются клинки, о которых мы говорили ранее. Клинки вставляются между теми струнами, звучание которых нам необходимо заглушить. Минимальное количество клинков для настройки интервала равняется двум. Чтобы постоянно не переставлять клинки во время настройки интервала, некоторые специалисты используют суконную ленту, или ленту для темперирования строя. Её закладывают между теми струнами, которые нужно заглушить, оставляя свободными струны для настройки.
Так или иначе, после заглушения лишних струн, свободная струна настраивается по камертону, исключая биения. Интервал биения для струны Ля первой октавы по отношению к камертону должен быть больше 10 секунд.
Далее, от этой струны, специалист «темперирует» интервалы в пределах первой октавы. У каждого интервала определено свое количество биений в секунду, которые слушает настройщик. Затем, вынимая заглушки, отстраиваются остальные струны центральной октавы, выстраивая унисоны. Когда центральная октава настроена, от нее настраивают по октавам остальные ноты инструмента, сначала вверх, потом вниз от центра.
Чаще всего используется схема равномерно темперированного строя, но существуют и другие схемы темперации. Новичкам специалисты рекомендуют освоить в совершенстве равномерно темперированный строй, а так же кварто-квинтовую темперацию.
Как вы уже могли понять, настройка фортепиано это интересный, но чрезвычайно сложный процесс, включающий в себя огромное количество деталей, которые нужно учитывать. Надолго согласовать между собой все ноты пианино, при этом не повредив его конструкцию, под силу только профессионалам своего дела.
Источник