- Аккорды в тональности — таблица с примерами и описаниями, последовательность аккордов в тональности
- Виды аккордов
- Мажорные
- Минорные
- Уменьшенные
- Аккорды с задержанием
- С надстройками
- Тональность и ее ступени
- Аккорды входящие в тональность – таблицы
- Мажор
- Минор
- Паттерны аккордов в тональности
- Мажор
- Минор
- Возможные исключения
- Использование аккордов с надстройками
- Примеры аккордовых прогрессий
- Заключение
- Блог о музыке
- среда, 5 декабря 2012 г.
- Ступени аккордов
- 1 комментарий:
- Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности
- Построение аккордов
- Транспонирование
Аккорды в тональности — таблица с примерами и описаниями, последовательность аккордов в тональности
Начинающие музыканты часто используют один и тот же набор аккордовых последовательностей. Но вскоре юный гитарист замечает, что его композиции звучат однообразно и похожи друг на друга. Тогда он задается мыслью, а какие еще гармонии можно использовать для создания несложных песен или инструменталов. На помощь приходит информация об интервалах и созвучиях, которые они образуют. Особенно в этом может помочь таблица тональностей аккордов (её вы увидите на рисунках).
Виды аккордов
Ознакомимся с принципами построения как знакомых, так и малоизвестных (для новичков). Обозначения:
- Т – Тоника;
- 3 – Терция;
- Б – Большая (2 тона);
- М – Малая (1,5 тона).
Мажорные
Традиционно их звучание характеризуется как возвышенное и радостное. За счет чего образуются эти «солнечные» звуки? Чтобы получить мажор, нужно сочетать Т – Б3 – М3.
Например, в C-Dur (до-мажор) это будет C – E – G.
Минорные
Минорные соотносятся с тоской, печалью, грустью. Их можно построить, опираясь на последовательность интервалов Т – М3 – Б3.
Пример, в С-moll (до-минор) это будет выглядеть как C – Eb – G.
Уменьшенные
Уменьшенные в тональности обозначаются знаком dim.Строить их можно как от натуральных трезвучий, так и от септаккордов. Главное, соблюдать правильное построение.
Для обычных аккордов используется комбинация 1 – 3 – 5. А dim-трезвучия можно сформировать за счет уменьшения большего интервала. Это говорит о том, что вместо стандартного Т – Б3 – М3 будет использовано Т – М3 – М3.
Например, уменьшенный аккорд в «ля» будет выглядеть таким образом: A – C – Eb.
Аккорды с задержанием
Sus-аккорды – это особый тип трезвучий, внутри которых минорная или же мажорная терция заменяется на другой интервал. После подобной замены звук меняется, приобретая нейтральное звучание.
- sus₂ – в данном случае цифра 2 означает, что терцию заменили на секунду, то есть, вторую ступень;
- sus₄ – здесь же терция была заменена на кварту, то есть, 4 ступень.
Пример построения аккордов с задержание в до мажоре Csus2: C – D – G. Как это произошло? В обычном мажорном трезвучии были бы такие ноты C – E – G. Но в задержанном аккорде мы меняем 3 ступень (E) на вторую (D), то есть, на секунду. Как раз цифра «2» и указана в самом названии Csus2.
По аналогии строится Csus4: C– F – G (сменили 3-ю на 4-ю ступень, на кварту).
С надстройками
Самая объемная группа. Аккорды с надстройками еще именуют слешами. Это такие же трезвучия, но к ним музыкант добавляет еще одну дополнительную тонику из другого аккорда.
Одним из распространенных примеров является септаккорд, в котором к трезвучию добавляется ещё один звук. Также можно встретить перемещение 2, 5, 9 и даже 11, 13 ступеней. Как правило, ступени присоединяют на гамму выше, чем у основного трезвучия.
Тональность и ее ступени
Опытные музыканты уже знают, какие гармонии лучше поставить в той или иной тональности. Для начинающих часто является загадкой, почему играется именно эта гармония, а не другая. В музыке есть некоторые элементы математики. Присутствуют «формулы» в виде таблиц и последовательностей.
В каждой гамме есть ступени – от 1 до 7. Скажем, известная каждому схема «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» является ступенями До-мажорной гаммы. Дело в том, что для гармоничного звучания необходимо использовать ноты, которые входят в определенную тональность.
Ступени всегда начинают считать от тоники – она самая главная и устойчивая в ладу (основа аккорда). В До-мажоре будут ноты CDEFGAB, но в соответствии с кругом тональности, их же можно будет встретить и в Ля-миноре, только в иной последовательности.
Разумеется, бывают отклонения от нормы, многие жанры музыки шагнули за рамки классической гармонии. Но для начала хорошо изучить стандартные таблицы.
Как определить тональность песни? Ответ у нас на сайте в статье по ссылке.
Аккорды входящие в тональность – таблицы
На приведенных таблицах наглядно обозначена последовательность аккордов в тональности. Также указаны ступени, на которых они строятся. Таблицы удобны, прежде всего, для транспонирования мелодий. Также подойдут и для сочинения собственной музыки на начальных этапах.
Мажор
Минор
Паттерны аккордов в тональности
Взглянув на приведенные таблицы, можно выделить закономерности. Они помогают запомнить материал и вспомнить, куда и что нужно применить, не заглядывая в шпаргалку. Первое, что нужно усвоить начинающему гитаристу – в тональности присутствуют как мажорные, так и минорные аккорды. Чтобы более подробно разобраться во всем, стоит взять самые простые тональности До-мажор и Ре-минор.
Мажор
Устойчивые ступени в До-мажор (dur) – 1, 4, 5 – на них располагаются мажорные аккорды (такие же как и сами тональности).
Неустойчивые – 2, 3, 6 – на них минорные гармонии (moll):
На 7 (вводный тон) – уменьшенный.
Классический До-мажор – расположение нот
Минор
Здесь несколько сложнее:
- На устойчивых – 1, 4, 5 – минорные аккорды.
- На 3 ,6, 7 – мажорные.
- И на 2-ой – уменьшенный.
Возможные исключения
Не всегда обязательно ставить тот или иной аккорд на своё место. В некоторых случаях вы можете произвести замену. Но это возможно только в мажорных тональностях.
Так, чтобы сделать подобную замену, нужные трезвучия должны располагаться на 2-3 ступенях лада. Тогда получится вместо минорного аккорда сыграть мажорный, и при этом он будет подходить к тональности.
Использование аккордов с надстройками
При повторном круге гаммы (уже после 7 ступ-ни) находятся надстройки – 9, 11, 13. Их можно использовать для создания нон, децим и ундецим аккордов. Но важно помнить, что ноты обязательно должны входить в тональность.
Примеры аккордовых прогрессий
Для новичка показательными будут следующие примеры аккордовых прогрессий в тональности:
- Мажор: E – A – D, C – F – G — Hdim.
- Минор: Am – Fdim – Dm – Em, Em – E7 – Am – H7.
Заключение
Аккорды в тональности – не сложная тема в музыкальной грамоте. Здесь самое главное разобраться в том, какие есть ступени в тональности, запомнить основные интервалы, а также принцип построения трезвучий. Новичку может показаться эта тема сложной, потому ему в помощь идут специальные таблице. Выучив их, можно строить собственные трезвучия, добиваясь уникального звучания.
А как вы учились нотной грамоте? Самостоятельно или посещали музыкальную школу? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять.
Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.
Как построить аккорды в тональности.
Функции аккордов в тональности (тоника, субдоминанта, доминанта).
Аккорды. Виды и принцип построения.
Источник
Блог о музыке
все для начинающих музыкантов и тех кому просто интересна музыка
среда, 5 декабря 2012 г.
Ступени аккордов
К основным ступеням аккорда относятся 1-ая, 3-я, 5-я, 7-ая. Говоря основные, мы имеем в виду, что при импровизации (или сочинении соло) на какую-либо гармонию, мы принимаем внимание именно звуки, которые составляют аккорд. Например взяв перечисленные ступени вместе — мы получим септаккорд. Возьмите их, например в гамме до-мажор (ноты будут до, ми, соль, си) — вы получите до-мажорный септаккорд или До-мэйдж.
Но звуки образующие септаккорд являются как бы «костяком» аккорда, и для придания колорита и просто, что бы аккорд звучал интереснее к основным ступеням добавляют вспомогательные, которыми являются 2-ая, 4-ая, 6-ая, 9-ая, 13-ая ступени. Именно эти ступени придают тот или иной оттенок аккорду, они же используются как переходные во фразах при составлении соло.
Также 1-ую, 3-ю, 5-ю, 7-ую ступени называют устойчивым, по описанным выше причинам, остальные же — неустойчивые стремятся к ним. Чтобы фраза звучала законченной — нужно приходить в устойчивую ступень.
Как вы уже наверное в курсе аккорды бывают мажорные и минорные, так вот грустным или веселым звучание аккорда делает третья ступень, а точнее интервал, образуемый между первой и третьей ступенью аккорда. Определяющим мажорность интервалом является большая терция — это когда ноты разделяют ровно два тона, или три лада на гитаре. За минорность звучания же отвечает малая терция, образованная между первой и третьей ступенью трезвучия аккорда — или полтора тона (ноты разделяет два лада на гитаре).
Поэтому, если мы хотим подчеркнуть мажорность или минорность аккорда, мы обязаны обратить внимание на третью ступень, так как в данном случае она самая важная.
1 комментарий:
Я не спец, но здесь прозвучали термины «основные ступени» и «устойчивые ступени». Это не одно и то же? Или это синонимы? Я заметил, что мне очень помогло в понимании устойчивых ступеней, что это такое, тот факт, что слово «тоника» можно с полным правом заменять словом «устой». Это одно и то же. Тогда, если мы представим себе тонический аккорд, то есть главный аккорд какой-либо тональности, то те ноты (ступени) из которых он состоит и будут устойчивыми, то есть образующими аккорд устоя. Соответственно, в мелодии они так же будут проявлять устойчивость, основательность. Но только я ничего не знал, что и 7 ступень тоже относится к устойчивым ступеням лада. Я этому факту удивлён, так как малый септаккорд у меня не вызывает ощущения устойчивости, а наоборот, он стремится разрешиться в какой-то следующий аккорд. Извините, если излагаю не очень понятно. В музшколе я не учился, а интерес к теории музыки у меня, как хобби.
Источник
Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности
В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.
Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.
Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).
Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.
Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.
Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.
И пример обращения трезвучия:
Секстаккорд (6) – терция+кварта
Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция
Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.
Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:
Логично, что и септаккорды могут обращаться:
Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда
Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция
Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие
Чаще всего используются такие септаккорды:
Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.
Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.
Септаккорд II ступени – малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.
Построение аккордов
Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.
Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.
Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.
До-мажор:
Строение трезвучий:
- Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
- Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
- Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
- Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре
Строение септаккордов:
- Большой мажорный – I и IV ступени
- Малый мажорный – V ступень
- Малый минорный – II, III и VI ступени
- Малый уменьшенный – VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
- Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
- Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
- Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре
Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.
Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.
Септаккорды:
до-минор:
Строение трезвучий:
- Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
- Минорные – I, IV, V ступени
- Уменьшенные – II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
- Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре
Строение септаккордов:
- Большой мажорный – III и VI ступени
- Малый мажорный – VII ступень и V в гармоническом миноре
- Малый минорный – I, IV и V ступень
- Малый уменьшенный – II ступень
- Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
- Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
- Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре
Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:
Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.
Трезвучия:
Септаккорды:
Транспонирование
Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.
Есть три основных способа транспонирования нот:
- Транспонированные на заданный интервал
- Смена ключевых знаков
- Смена ключа
Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.
Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.
Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:
Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез).
Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.
Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).
При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.
Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.
Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.
Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.
Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.
Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.
Источник