- Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке
- Ступени и их тяготение
- Тяготение
- Разрешение неустойчивых ступеней
- Ступени и звукоряды
- Вывод
- Ступень (музыка)
- Содержание
- Ступень звукоряда (абсолютная ступень)
- Слоговая система наименования
- Буквенная система наименования
- Наименования
- Ступень лада (относительная ступень)
- Наименования
- Взаимоотношения ступеней в ладу
- См. также
- Примечания
- Литература
- Смотреть что такое «Ступень (музыка)» в других словарях:
Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке
Ступени и их тяготение
В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.
Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.
Тяготение
А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)
Разрешение неустойчивых ступеней
Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):
Устойчивые ступени от ноты До
Ступени и звукоряды
А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке
От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми
Вывод
Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.
Источник
Ступень (музыка)
В теории музыки ступе́нь (или ступе́нь звукоряда) — это звук, входящий в музыкальную систему (и, соответственно, в её звукоряд). Кроме того, звуки, принадлежащие той или иной ладовой системе, тоже называются ступенями — ступенями лада.
Содержание
Ступень звукоряда (абсолютная ступень)
Под ступенью звукоряда обычно понимается звук, входящий в общую музыкальную систему (и, соответственно, попадающий в её звукоряд). Выделяют основные и производные ступени звукоряда. Основные ступени — это ступени, имеющие собственные названия, названия же производных получают, изменяя названия основных.
В диатоническом звукоряде в каждой октаве выделяют 7 основных и 5 производных ступеней [1] . Поскольку каждая восьмая основная ступень имеет октавное сходство с первой, то они получают одинаковое название (обозначение). Основные ступени диатонического звукоряда могут обозначаться либо номером по порядку внутри октавы, от 1 до 7, либо по одной из принятых систем наименований звуков — слоговой либо буквенной.
Слоговая система наименования
Сложилась в средние века и основана на начальных слогах строф одного религиозного гимна [2] . В наше время основные ступени в этой системе обозначаются слогами Do, Re, Mi, Fa, Sol, La, Si (русский вариант: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Производные ступени обозначаются с помощью применения знаков альтерации (см. Современная музыкальная нотация) к основным ступеням, например: Фа♯, Си♭, До-диез, Ми-бемоль и т.д.
Буквенная система наименования
Также сложилась в средние века, основана на буквах латинского алфавита. Основные ступени обозначаются по порядку следующим образом: c, d, e, f, g, a, h. Несоответствие алфавитному порядку объясняется тем, что первоначально первой основной ступенью считался звук ля (a), а за ним шел звук си-бемоль, обозначавшийся буквой b. Впоследствии вместо звука си-бемоль основное значение приобрел звук си, обозначенный следующей по порядку неиспользованной буквой h.
Производные ступени обозначаются с помощью прибавления к обозначению основной ступени одного из окончаний: is для повышения на полутон, isis для повышения на целый тон, es для понижения на полутон и eses для понижения на тон, например Fis, Cis1, Des, Es (E-es), As (A-es) и т.д.
Приведенное выше описание относится к так называемой «немецкой» вариации этой системы наименований, возникшей в Германии и затем распространившейся по части стран западной и восточной Европы, включая Россию [3] . Кроме немецкого существует и применяется также английский вариант, в котором буквой b обозначается звук си, а буква h не используется.
Наименования
1) Немецкая система также используется в Центральной Европе (Польша, Чехия и др.), а также в бывшем СССР в литературе по музыкальной теории. 2) В нидерландоязычной части Бельгии (Фландрия) применяется французская система, диез обозначается kruis, бемоль — mol. В то же время, голландская система с 1990-х гг. в Скандинавии начинает вытеснять немецкую. 3) Традиционные для Европы названия нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) с некоторыми изменениями используются и в англоязычном мире, но для обозначения относительной ступени (ступени лада, см. ниже), а не абсолютной высоты звука. 4) В России используются наименования: 1-я, 2-я, 3-я ступень и т.д. Ступень лада (относительная ступень)В наиболее распространённых ладах (например, в мажорно-минорных или натуральных ладах) выделяют семь ступеней. Ступени лада нумеруются от первой до седьмой вверх и обозначаются римскими цифрами. Помимо этого, каждая из ступеней может иметь определённое название в зависимости от её положения в ладу и взаимоотношения с другими ступенями. В англосаксонской нотации названия ступеней лада совпадают, с некоторыми отличиями, с принятыми в России и ряде других стран ступенями звукоряда: мажорные: Do, Re, Mi, Fa, Sol, La, Ti, минорные — Do, Re, Me, Fa, Sol, Le, Te) [4] Также существует специальная система кратких обозначений каждой ноты звукоряда [источник не указан 245 дней] :
Названия дубль диезов и дубль бемолей образуются добавлением «z»(ц) к уже «повышенным» или «пониженным» нотам, например: «Riz» = «Ре дубль диез»; «Saz» = «Соль дубль бемоль» Ступени в мажорно-минорных ладах
Иногда условно используется понятие VIII ступени (тоники следующей октавы), называемой верхней тоникой. Тот или иной звук в зависимости от своего положения в тональности может быть любой из ступеней. Так, нота C (до) в тональности C-dur (до мажор) является первой ступенью, а, например, в тональности В-dur (си-бемоль мажор) — второй и т. п. I, III и V ступени (тоника, медианта и доминанта соответственно) называются устойчивыми ступенями лада; II, IV, VI и VII — побочными. Наименования
Взаимоотношения ступеней в ладуВзаимоотношения ступеней в мажорно-минорных ладах характеризуются их тяготением. Так, тоника является наиболее устойчивой ступенью и не тяготеет никуда. Доминанта имеет наиболее яркое тяготение к тонике в своём гармоническом (аккордовом) проявлении. Недаром, появление «чужого» доминантного трезвучия и, особенно, доминантсептаккорда влечёт, как правило, переход в другую тональность или хотя бы кратковременного появления «чужой» тоники. Субдоминанта как гармоническая функция тяготеет больше к доминанте, чем к тонике. Вводные тона (II и VII ступени) ярко тяготеют к тонике в виде ступеней, в гармоническом виде эта тяга проявляется слабее. И, наконец, самое незначительное тяготение имеют обе медианты (III и VI ступени) как в виде просто ступеней, так и в виде гармонических функций (трезвучий). В других ладах народной музыки (лидийский, миксо-лидийский, фригийский и др.), в искусственных ладах (двенадцатитонная гамма, гамма Черномора [источник не указан 677 дней] ), а также в различных видах пентатоники (лады с пятью ступенями) внутриладовые отношения совершенно иные. В некоторых из них даже тоника перестаёт быть самой устойчивой ступенью. См. такжеПримечания
Литература
|
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Ступень (музыка)» в других словарях:
Музыка Израиля — Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия
МУЗЫКА — уч. предмет в общеобразоват. школе, способствующий развитию муз. эстетич. культуры школьников. Занятия М. со школьниками ставят своей целью пробудить интерес к этому виду иск ва, потребность в общении с подлинно худож. произведениями; научить… … Российская педагогическая энциклопедия
Ступень — (нем. Stufe, Tonstufe, Klangstufe; англ. degree; франц. degrй; итал. grado; др. рус. степень) местоположение тона (звука) как звена системы звукоряда (гаммы, строя, лада, тональности), а также сам такой тон. Понятие С. связывается с… … Музыкальная энциклопедия
Нота (музыка) — Эту страницу предлагается объединить с До (нота), Ре (нота) … Википедия
Китайская музыка — К. м. одна из древнейших в мировой музыкальной культуре. Её истоки восходят к племенным песням и пляскам, к рые имели ритуальный характер и достигли высокого развития уже во 2 1 м тыс. до н. э. Большие песенно плясовые обрядовые формы… … Музыкальная энциклопедия
Грузинская музыка — Памятники материальной культуры и письменные источники свидетельствуют о том, что корни груз. нар. музыки уходят в глубину более чем трёх тысячелетий. Предки грузин хеты и субары применяли костяной саламури (свирель с тремя отверстиями).… … Музыкальная энциклопедия
Электронная музыка — (от нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи… … Википедия
Русская музыка — Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… … Музыкальная энциклопедия
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия
Азербайджанская музыка — Отдельные сведения о развитии А. м. дают наскальные рисунки, датируемые 5 3 м тысячелетиями до н. э., муз. инструменты, найденные при раскопках (духовой из кости, типа балабана, 1 в.до н. э., и др.), изображения на керамич. изделиях,… … Музыкальная энциклопедия
Источник