Что такое субдоминантовый аккорд

Субдоминанта

Субдоминанта (от лат. sub «под» + dominanta «господствующая»; (фр.) sousdominante, (нем.) Subdominante, Unterdominante) в музыке — IV ступень лада относительно тоники, одна из главных ступеней ладогармонического ряда, находящаяся на тон ниже доминанты; обозначается римской цифрой IV или латинской буквой S [1] .

В гармонии субдоминантой также называют трезвучие, построенное на IV ступени, и другие аккорды, имеющие ту же гармоническую функцию: трезвучия и септаккорды II и VI ступеней и их обращения. Типичные субдоминанты — секстаккорд II ступени (субдоминанта с секстой вместо квинты), квинтсекстаккорд II ступени (субдоминанта с добавленной секстой — этот аккорд в западных учебниках часто называют (фр.) Sixte ajoutée, т.е. прибавленная секста), неаполитанский секстаккорд (минорная субдоминанта с пониженной секстой вместо квинты) и др. Причина этого заключается в том, что наиболее характерным признаком субдоминантовой функции является наличие в аккорде, репрезентирующем субдоминанту, шестой ступени лада, имеющей тенденцию к нисходящему тяготению в квинту тонического трезвучия (в противоположность наиболее характерному звуку доминанты — седьмой ступени натурального мажора и гармонического минора, вводному тону, имеющему тенденцию к восходящему тяготению в приму тонического трезвучия) [2] .

Понятие субдоминанты и соответствующий термин предложены Ж. Ф. Рамо [3] . Рамо, придерживавшийся представлений об унтертонах, даёт следующее пояснение:

так как основной звук заставляет звучать две квинты одновременно, одну наверху, другую внизу (я дал им повсюду название доминанты и субдоминанты) [4]

Понятие гармонической функции субдоминанты (а не только отдельного аккорда) как и обозначение S (а также D и Т для доминанты и тоники) предложены Х. Риманом [5] .

Гармонический оборот, содержащий тонику и субдоминанту, называется плага́льным (в отличие от автентических оборотов, содержащих (доминанту и тонику) [6] .

Согласно концепции Р. Рети, субдоминантовая функция в тональной музыке и есть собственно творческая часть композиции:

Для того, чтобы последовательность I-V-I утвердилась, нужно было просто открыть это явление природы. Творческий фактор выступает лишь в тот момент, когда I переходит не в V, а в какое-либо другое мелодико-гармоническое образование (назовём его x). [7]

Ю. Тюлин объясняет более слабое тяготение субдоминанты в тонику сравнительно с тяготением доминанты теорией обертонов, следуя подходу Рамо и Римана [8] . Согласно этой концепции, тоника является производной от субдоминанты подобно тому как доминанта является производной от тоники (квинтовый тон является вторым обертоном в натуральном звукоряде). Тяготением производного тона в основной объясняется более сильное тяготение доминанты в тонику и амбивалентность субдоминанты. Соответственный пассаж имеет место также в статье Ю. Н. Холопова «Субдоминанта» в «Музыкальной энциклопедии»:

Оборот S—T, не имеющий характера возвращения от производного элемента к порождающему его, не обладает таким сильным ощущением завершённости гармонич. развития, «заключительности», как оборот D—T [9] .

Этому представлению о характере тяготения субдоминанты в тонику возражает Л. А. Мазель. Согласно его концепции, мелодические тяготения являются ведущими и лишь подкрепляются акустическими закономерностями. Субдоминанте отводится роль «центробежного» (устремлённого от тоники) гармонического элемента в отличие от «центростремительной» доминанты. [10] .

Источник

Субдоминанта — Subdominant

В музыке , то субдоминанты четвертая тональная степень ( ) в диатонической шкале . Это так называемый , потому что одно и то же расстояние ниже по тоника как доминирующим является выше тоники — другими словами, тоник является доминирующим в субдоминанте. Также это нота на одну ступень ниже доминанты. В системе подвижного до сольфеджио субдоминанта поется как фа .

Триада построена на субдоминантовый ноте называется субдоминантами аккорда . В анализе римских цифр субдоминантовый аккорд обычно обозначается римской цифрой «IV» в мажорной тональности , что указывает на то, что аккорд является мажорным трезвучием . В минорной тональности он обозначается буквой «iv», что указывает на то, что аккорд является минорным трезвучием .

В очень условно тональной музыке гармонический анализ выявит широкое преобладание первичных (часто триадных) гармоний: тонической, доминантной и субдоминантовой (то есть I и ее главные вспомогательные элементы с пятым удалением), и особенно первых двух из них.

Эти аккорды также могут отображаться как септаккорды : в мажоре, как IV M7 , или в миноре как iv 7 или иногда IV 7 :

Cadential субдоминанты аккорда с последующим тоническим аккордом производит так называемый плагальный Cadence.

Как и в случае с другими аккордами, которые часто предшествуют доминантным, субдоминантные аккорды обычно выполняют преобладающую функцию . В римановой теории считается, что он уравновешивает доминанту вокруг тоники (находясь настолько ниже тоники, насколько доминанта выше).

Термин субдоминанта может также относиться к взаимосвязи музыкальных клавиш. Например, по отношению к тональности до мажор тональность фа мажор является субдоминантом. Музыка, которая модулирует (меняет тональность), часто модулирует субдоминанту, когда ведущий тон понижается на полшага до субтоники (от B до B ♭ в тональности C). Модуляция субдоминантной тональности часто создает ощущение музыкального расслабления, в отличие от модуляции доминантной тональности (пятая нота шкалы), которая увеличивает напряжение.

В сонатной форме субдоминанта играет второстепенную, но все же решающую роль: как правило, при перепросмотре есть часть, записанная в субдоминантовой тональности, происходящая в точке, соответствующей тому месту в экспозиции, где музыка преобразуется в доминантную тональность. . Использование субдоминанты в этом месте часто служит для удержания остальной части перепросмотра в тонической тональности.

Источники

внешние ссылки

СМИ, связанные с субдоминантом, на Викискладе?

Источник

Cубдоминанта и доминанта в натуральном, гармоническом и мелодическом минорах

Сочиняя музыку, важно иметь представление об особенностях звучания трех разновидностей минорного (и мажорного) лада. Потому что ряд художественных задач невозможно решить при неправильно выбранном ладе. Я пока что упущу из рассмотрения гаммы и перейду сразу к гармонии, к особенностям звучания субдоминанты и доминанты.

В чем же различия? В мажорности или минорности аккордов. Посмотрим таблицу аккордов на примере ля-минора.

Строение аккордов на ступенях минорной гаммы

Как строго это используется?

Чаще всего, в музыке используются аккорды натурального минора, но в отдельных тактах берутся из мелодического и гармонического. К примеру, встретить увеличенную третью ступень очень сложно, хотя сам гармонический минор — сплошь и рядом.

Наиболее важными ступенями являются I, IV и V (тоника, субдоминанта и доминанта), поэтому рассмотрим сначала именно эти ступени. Тонический аккорд всегда неизменен, чего нельзя сказать о двух других.

Минорная доминанта (доминанта натурального минора)

Углубляет, как бы обволакивает мелодию. Способствует ее размеренности, неспешности. Чаще употребляется в середине музыкального построения, а не в конце, потому что является более устойчивой, чем другие аккорды доминантовой группы. А в конце чаще встречается либо гармоническая доминанта, либо другой аккорд доминантовой группы.

    Modern Talking — You’re My Heart, You’re My Soul (куплет C#m G#m C#m G#m …)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Notre Dame de Paris — L’enfant Trouve (начало — Em G Hm D H )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Within Temptation — Hand Of Sorrow (куплет — Fm Cm Eb Cm Db Eb )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Мажорная доминанта (доминанта гармонического или мелодического минора)

Чаще всего, в современной музыке используется именно такая доминанта. Если мелодия подчеркивает гармоничность минора (акцентируется повышенная VII ступень), либо бас удваивает терцовый тон, то мажорная доминанта создает барочное, неоклассическое, изящное, в чем-то — вязкое и немного волшебное звучание. В других случаях, она воспринимается совершенно неприметной, например — в русском шансоне, в дворовой и блатной песне, в частушках.

    Пример неоклассического звучания: Europe — Seven Doors Hotel (припев Em H G D H/D# Em …)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Пример в русском шансоне: Михаил Круг — Мурка (припев Am Dm E Am A7 Dm E Am)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Минорная субдоминанта (субдоминанта натурального или гармонического минора)

Наиболее часто употребима. Создает узнаваемое, грустное, распевное, лиричное звучание.

    Кипелов — Я свободен (куплет Hm Em Hm Em Hm A)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Валерий Меладзе — Не тревожь мне душу, скрипка (припев Dm Am Hdim E7/G# Am )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Мажорная субдоминанта (субдоминанта мелодического минора)

Ее появление очень заметно и иногда определяет стилистическую принадлежность. К примеру, фолк со скандинавским уклоном часто использует такой вариант субдоминанты. За счет внезапного появления мажорного аккорда в минорной гармонии создается светлое, романтичное настроение с легким оттенком печали.

    Мельница — Дорога сна (вступление — Em A Em A G F#m D A Hm F#m G G/E; куплет — Em A Em A G F#m Hm H);

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

обратите внимание и на F#m — минорный аккорд на второй ступени. Как видно из таблицы, это тоже признак мелодического минора, как и мажорная субдоминанта.
Мельница — Дороги (1 куплет — Am D Dm Am Em F Em )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Ария — Осколок льда (конец припева и начало проигрыша — F G D Dm … )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Michael Jackson — Earth Song (куплет — Abm Db Abm Db Abm Db Eb, припев — Abm Db Abm Db … )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Гармонизация аккордами, когда бас удваивает не основной тон

Часто бывает, что бас дублирует не основной тон аккорда, а терцовый или септовый. Этот прием создает очень яркое, богатое, возвышенное и красивое звучание. Чередование натурального и мелодического ладов дает возможность спускать бас от тоники по полутонам до VI ступени. Подробнее я расскажу об этом в отдельной статье.

    Григорий Лепс — Лабиринт (куплет — Gm D7/F# F C/E Gm D7/F# Cm Cm/B F/A …)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Deep Purple — Highway Star (первое арпеджио в клавишном соло, Am E/G# G D/F# … )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Мельница — Гори, Москва! (третья строка припева, Am D7/F# F G)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Чтобы лучше разобраться, попробуйте поиграть и попеть примеры. Затем, попробуйте поимпровизировать на последовательности с разными видами доминанты и субдоминанты. Опишите сами для себя в двух словах, как звучит каждая разновидность.

Не стоит полагать, что гармония окончательно формирует настроение и окраску музыки. Конечно, очень многое зависит от мелодии и от аранжировки. Но зная отличия в звучании этих аккордов, можно хорошо подготавливать почву для будущей мелодии. Либо корректировать мелодию, чтобы она лучше уложилась в нужное настроение, чтобы она более точно передала художественный замысел.

В дальнейшем, я планирую рассмотреть звучание аккордов других ступеней для трех видов минора. А также аккорды всех ступеней в мажоре. Кроме этого, планирую разобрать более детально некоторые примеры из этой статьи.

Источник

Оцените статью