Что такое свип гитара

Свип на гитаре

Если Вы освоили переменный штрих и хотите дальше развивать свое мастерство игры на гитаре, то пришло время изучить интересную технику игры на гитаре – свип. Свип (от англ. sweep – смахивать; также свиповый штрих — sweep picking) – одна из техник игры на гитаре, заключающаяся в том, что гитарист «сметающим» движением вверх и вниз извлекает звуки, получая при этом особый ряд нот. Когда ряд нот исполняется быстро вверх и вниз, особенно проявляется классическое звучание, отличное от блюзового.

Для чего нужен свип на гитаре

Свип был изобретен джаз-фьюжн гитаристом Фрэнком Гамбале, преподавателем музыкального института в Лос-Анджелесе в 1980-х. Подражая фортепиано и саксофону, Фрэнк открыл свип, позволяющий повысить скорость игры на гитаре, играть более сложные партии и улучшать свое мастерство. Фрэнк Гамбале (Frank Gambale) в обучающем видео Monster Licks прекрасно объясняет свой подход. Данное видео 1988 года является обязательным к просмотру для тех, кто интересуется развитием техники свип на гитаре.

Данная техника очень часто используется с арпеджио. В некоторых случаях для извлечения звуков гитаристы используют вместо переменного штриха (hammer-on и pull-off) легато в особенности в нижнем и верхнем участках арпеджио. Любой гитарист может включить свип в существующий репертуар либо использовать его в индивидуальных гитарных соло. Овладев свипом, Вы сможете применять данную технику к практически всем приемам игры на гитаре. Свип на гитаре можно продолжить техникой тэппинга.

Читайте также:  Вот моя милая роща ноты

Свип и гениальные гитаристы

В своих импровизациях свип на гитаре использовали Барни Кессел, Таль Фарлоу и Лес Пол. Ричи Блэкмор использовал свип на электрогитаре в композициях “April” Deep Purple и Rainbow “To kill a king”. Ингви Мальмстин, очарованный исполнением скрипача Николо Паганини, пытался подражать звучанию скрипки, и усовершенствованная техника позволила Ингви исполнять быстрые партии и сложные композиции. Ингви повлиял на таких гитаристов как Марти Фридман, Вини Мур, Алексии Лайхо, Джефф Лумис, Джейсон Беккер. Chet Atkins, гений кантри-гитары, нередко свою фирменную технику hybrid-picking, когда он играл одновременно медиатором и пальцами, заменял исполнением арпеджио свипом.

Как играть свипом

Перед тем, как играть свипом, помните, что основное правило хорошей игры свипом на гитаре состоит в синхронной игре левой и правой рук, а медиатором ударяют по каждой ноте, плавно снимая пальцы с каждой струны. Свип играется на нескольких струнах: от 2 до 6.

Ниже предлагаем Вам ряд упражнений, при выполнении которых Вы понемногу будете повышать свое мастерство приема свип на электрогитаре. Не забывайте, что свип означает равномерное и непрерывное извлечение звуков. Свип на электрогитаре характеризуется также тем, что при свободном извлечении звуков появляются шумы и помехи. Необходимо глушить струны ребром правой руки. На качество звука это не влияет, но помогает избегать шумов. Каждая струна, не участвующая в игре, должна быть заглушена.

Рекомендуем начинающим гитаристам не хвататься за сложные партии и пытаться исполнять их в быстром темпе. Используйте метроном, отрабатывайте упражнения медленно. Только после успешной игры повышайте темп. Отрабатывайте перекатывание пальцев и держите руки всегда в расслабленном состоянии, иначе тренировки не дадут нужного эффекта.

Примеры упражнений

Упражнение первое. Необходимо скользить медиатором по струнам и избавляться от привычки извлекать каждую ноту отдельно.

Упражнение второе. Теперь во время игры подключаем левую руку и также четко скользим медиатором, стараясь добиться синхронности обеих рук.

Упражнение третье. В нем добавлен пул от 17-ого лада к 12-ому. Довольно популярно добавление различных приемов во время свипа.

Упражнение четвертое.

Упражнение пятое. Его играйте медленно и обязательно под метроном. Уделяйте внимание технике перекатывания пальцев.

Упражнение шестое. Предлагаем Вам четырехструнный свип.

Упражнение седьмое.

Упражнение восьмое. Первые четыре ноты ударом вниз, затем удар вверх, пул, вверх и все повторяется.

Упражнение девятое. Данное упражнение схоже с предыдущим, но построено триолями.

Упражнение десятое. Теперь попробуйте сыграть свип на всех шести струнах.

Упражнение одиннадцатое. Арпеджио аккордов Hbmaj7 и Dm7.

Упражнение двенадцатое. Диатоника Соль мажор.

Упражнение тринадцатое. В нем содержится большое количество пулов и хаммеров, а также всевозможных переходов.

Предлагаем Вам также отдельный блок разных упражнений на тренировку свипа. Их особенностью являются игра на нескольких струнах и исполнение более сложных пассажей.

Не забывайте о том, что каждое упражнение необходимо играть медленно и чисто. Не спешите и только после того, как предыдущее упражнение у Вас получается хорошо, ускоряйте темп, а затем переходите к следующему. Целью, к которой гитаристу необходимо стремиться, является качественная игра свипом в темпе 100 ударов в минуту. Уделяйте ежедневно достаточно времени на развитие данной техники и уже скоро Ваше мастерство заметно возрастет. Желаем удачи!

Источник

Свип на гитаре (Sweep picking). Прием игры

Свип (Sweep picking) это техника игры на гитаре, при которой извлекаются 3 и более ноты на соседних струнах. В переводе с английского, свип дословно это «подметать» или «мести». В реальности это движение как раз чем то и напоминает «подметание» струн. В зависимости от направления, свип бывает восходящим и нисходящим. В этой статье разберемся как играть свипом на гитаре, характерные его особенности, а также посмотрим на упражнения.

История

Джазовые музыканты 50-х годов, такие как Лес Пол, Барни Кессел и Тал Фарлоу, использовали эту технику в своих импровизациях. Виртуоз Чет Аткинс иногда пренебрегал фингерстайлом и играл свип арпеджио. На рок-сцене Ричи Блэкмор практиковался в свипе для исполнения арпеджио в песнях Deep Purple «April» и Rainbow «Kill the King».

Джах фьюжн гитарист Фрэнк Гамбале признан мастером свипа и первым исполнителем, полностью интегрировавшим эту технику в свой стиль. Свипом он играл арпеджио, пентатонические и диататонические лики и вертушки.

Гамбале описывает свой метод в обучающем видео «Monster Licks and Speed ​​Picking», записанном в 1988 году. Это видео ценно для тех, кто заинтересован в освоении техники свипа.

Шведский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин находился под влиянием скрипача-виртуоза Никколо Паганини. Пытаясь сымитировать флюидные пассажи Паганини на своем Fender Stratocaster, он решил, что звукосниматель — отличный способ быстро переходить от струны к струне с плавным звуком. Методы Мальмстина повлияли на два поколения гитаристов, таких как Тони Макалпайн, Джейсон Беккер, Стив Вай, Марти Фридман, Джон Петруччи, Алекси Лайхо, Тосин Абаси и многих других.

Как играть свип на гитаре

Свип это одна из самых сложных техник звукоизвлечения на гитаре. Она требует большого количества практики и разучивания. Основная идея свипа заключается в использовании ударов медиатора вниз при восходящем движении по соседним струнам и ударов вверх при нисходящем. Фишка данного приема в том, что вы не останавливаетесь между струнами, а как бы скользите по ним плавно. Движение должно быть плавное и однородное, чтобы звуки извлекались друг за другом. Очень часто данный прием игры применяется в игре соло партий.

Не пренебрегайте перегрузом при игре свипом, но также и не забывайте глушить лишние струны. Ваша игра должна быть максимально чистой и ровной, без посторонних призвуков. Ниже вы можете посмотреть отличное видео на тему отработки свипа на гитаре.

Советы и упражнения

  1. Играйте с большим количеством гейна (перегруза, дисторшна). Несмотря на то, что многие люди тренируют свип на чистом звуке, гораздо полезнее играть на большом гейне. Причина в том, что на перегрузе все ваши косяки и грязь будут очень хорошо слышны. Таким образом, вам их будет легче исправить и сделать игру чище.
  2. Играйте только на бриджевом звукоснимателе. Нековый как бы сглаживает игру и прощает ошибки. На бридже такое не пройдет, и опять же, все ваши ошибки и грязь будут очень хорошо слышны.
  3. Ни в коем случае не напрягайтесь при игре. Помните, что чем более вы расслаблены, тем больше у вас контроля за звукоизвлечением.
  4. К свипу нужно привыкнуть. По первой будет очень неудобно плавно скользить по струнам друг за другом. Причем звучать они должны последовательно, а не как аккорд вместе. Точно играйте по нотам. Это значительно улучшит вашу способность синхронизировать руки.

Табулатура упражнения

Ниже вы можете увидеть табулатуру неплохого упражнения для отработки 3-х струнного свипа. Здесь 4 аккорда играются арпеджио секстолями на трех струнах.

Заключение

Ни в коем случае не зацикливайтесь только на обучении свипу! Помните, что это такой же прием игры на гитаре, как и переменный штрих, даунстрок и прочие. Вы должны изучать их все примерно в равной мере, чтобы стать настоящим виртуозом в будущем!

Источник

Скоростная медиаторная техника >Свип-пикинг

Свип-пикинг — один из самых сложных приемов игры на гитаре. Пионерами этой техники можно считать таких именитых гитаристов, как Лес Пол (Les Paul), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen), Ричи Котцен (Richie Kotzen), Джейсон Беккер (Jason Becker) и Фрэнк Гамбале (Frank Gambale). Они показали, как этот прием может разнообразить гитарное звучание.

Основная идея свип-пикинга в том, что при игре на повышение по всем соседним струнам следует играть даунстроками, а при игре на понижение — апстроками. Свип-пикинг применяется в игре арпеджио, пентатонических, а также мажорных и минорных гамм. Важно перемещать медиатор к следующей струне сразу после удара по предыдущей. Это движение должно быть плавным и одновременно быстрым. Это необходимо, чтобы научиться свип-пикингу.

Свип-пикинг также можно комбинировать с другими приемами. Фрэнк Гамбале — король свип-пикинга — смешивает переменный штрих со свип-пикингом, получая в результате сложные пробежки. Комбинацию этих двух приемов часто называют техникой экономичного звукоизвлечения. Ричи Котцен, в свою очередь, много экспериментировал с объединением свипа и легато при игре расширенных арпеджио.

Упражнения на свип-пикинг. Табы и ноты

Пример 1 — это несложная фраза со свип-пикингом, состоящая из триолей на двух верхних струнах. Первые две ноты каждого арпеджио извлекаются свипом вниз, а последняя нота — апстроком. Следите за тем, чтобы медиатор попадал на первую струну сразу после удара по второй.

В Примере 2 мы имеем дело с рисунком на три струны, сдвигающимся вверх и вниз по грифу, следуя прогрессии Bm-F#m-E-A. Чтобы придать фразе живости, я использую несколько обращений аккордов F#m, E и A.

Добавим еще одну струну и получим Пример 3 . Здесь мы играем серию мажорных арпеджио со смещениями на целый тон и полтона.

Легендарный Джейсон Беккер — источник вдохновения для многих. И далеко не только благодаря своей работе на лейбле Shrapnel. Послушайте композицию молодого Беккера “Serrana”.

Нечто подобное вы найдете в Примере 4 . Это небольшой этюд в духе Беккера. Он начинается с серии арпеджио А мажор (A-C-E), смещающихся вверх по грифу, проходя через несколько обращений. Далее мы сдвигаем их к F#m—параллельной минорной тональности к А мажору—и играем серию нисходящих арпеджио, приводящих нас к пятой позиции. Эти аппликатуры Беккер использует в “Altitudes”. Старайтесь, чтобы свип был плавным, но быстрым, и избегайте случайных хаммер-онов и пулл-оффов.

Пример 5 написан на основе творчества Ричи Котцена. Как уже упоминалось выше, в начале своей карьеры он часто комбинировал легато и свип-пикинг. Аккордовая прогрессия этого примера похожа на “Pachelbel’s Canon”. Здесь вы столкнетесь с несколькими сложными растяжками, поэтому начинайте медленно и постепенно наращивайте скорость.

Пример 6 напоминает нам как о Котцене, так и о Беккере. Он взят из старой композиции под названием “Ceremony” и включает в себя не только свип и легато, но и тэппинг. Идея этой фразы в игре диатонических арпеджио на фоне статичного аккорда D5. В данном случае мы играем Bm (B-D-F#) и Gmaj7 (G-B-D-F#). Мне очень нравится такой подход к свип-пикингу. Мы просто играем каскадом на фоне ритм-секции, а не стараемся попасть в долю.

Пример 7 — фигура в стиле Фрэнка Гамбале в тональности Е минор. Мы просто играем диатоническое арпеджио на каждую ступень Em (E-G-B). Эта фраза завершается бендом на первой струне и тэппинговой нотой на удерживаемом бенде.

В Примере 8 мы играем в рамках Е-дорийского лада (E-F#-G-A-B-C#-D). Квинтоли в первом такте чередуются между Bm9 (B-D-F#-A-C) и Em9 (E-G-B-D-F#). Интенсивность нарастает во втором такте, с дикой комбинацией тэппинга, пулл-оффов, слайдов и др.

Пример 9 — отличная фраза, основанная на симметричных трезвучиях уменьшенной гаммы G из целых тонов и полутонов (G-Ab-Bb-B-Db-D-E-F). Эту фразу можно играть, например, в четвертом такте блюзовой прогрессии G, перед сменой G7 на C9 (IV ступень). Она подразумевает смену тональности, но хорошо разрешается.

Последний на сегодня пример ( Пример 10 ) представляет собой еще одну идею Фрэнка Гамбале, основанную на D-дорийском ладе (D-E-F-G-A-B-C). Эта современно звучащая фраза поражает несколькими арпеджио sus2, исполненными в форме квинтолей. Следующая фраза предлагает идею перекрестного ритма: три группы шестнадцатых нот играются на фоне четвертных триолей. На этом примере можно хорошо потренироваться в игре ритмических наложений. И в завершение играем каскад четырехнотных арпеджио.

Источник

Оцените статью