Свистковый регистр. Студия вокала «Solovey»
Свистковый регистр
В рабочей практике педагог вокала часто сталкивается со страхами начинающих вокалистов. Один из самых распространенных — страх высоких нот. Ученики боятся воспроизводить звуки, которые непривычны и которые мы не слышим в обыденной жизни, а уж, тем более, которые не издаем. В этой статье речь пойдет о высоких нотах, а точнее, о свистковом регистре, c которым нас ознакомит Зубкова Алла Анатольевна, педагог студии вокала «Solovey».
Механизм работы.
Свистковый регистр, он же флейтовый, включает в себя ноты, которые являются вершиной голосовых возможностей. Он часто используется как украшение в песнях. Механизм «свисткового звука» отличается от других регистров. Голосовые связки находятся в максимально растянутом и сомкнутом состоянии. Название свое он получил от ощущений, которые испытывает вокалист во время его исполнения и уникального тембра, напоминающего свист. Как правило, диапазон находится между высокими C или C6 и F6, но, иногда, может увеличиваться еще больше. И мужчины, и женщины могут использовать регистр свистка, хотя мужчинам тяжелее.
Работа над регистром.
В отличие от любого другого регистра, который у нас есть (грудной, головной и микст), у регистра свиста есть только одна правильная техника. Работа над ним должна восприниматься очень серьезно. Всегда есть вероятность, что вы повредите свои голосовые связки на длительное время, если не будете делать это правильно. Имейте в виду, вы должны работать с профессиональным преподавателем вокала, чтобы по-настоящему изучить технику.
Важно понять что на самом деле происходит когда вы поете высокие ноты. Самый простой способ — подумать о фортепиано. Если вы заглянете внутрь пианино, то увидите множество длинных струн. Самые длинные из них находятся на нижних нотах, а когда вы добираетесь до высоких нот, они становятся все меньше и меньше. Когда вы нажимаете клавишу, молот попадает в струну и она вибрирует, чтобы произвести звук. Наши голосовые связки похожи. Поэтому, если правильно исполняете свисток, то воздух вибрирует только в очень крошечной части голосовых связок. Результат — чрезвычайно высокая нота.
Одна из самых популярных исполнительниц, пользующихся свистковым регистром — Марайа Кэри. По ее словам, вдохновение она получила от ранней звезды популярной музыки — Минни Рипертон. В украинской популярной музыке такие украшения мы можем услышать у Джамалы, Тины Кароль.
Регистр свистка, звонка или флейты является самым высоким регистром в голосе. Физически это менее понятный регистр, чем остальные. Мы знаем, что это высокие звуки, скрипучие, похожие на птиц, и добавляют, по крайней мере, половину октавы к верхнему диапазону, а часто и намного больше. Обучение в студии вокала «Solovey» откроет для вас возможность петь в реестре свистка. Медленная и методическая работа — это единственный верный способ развить свой голос без вреда для связок.
Источник
Что такое свистковая нота
Обычный голос без эффектов неинтересен и тягуч, как роман «Война и мир» Льва Толстого. И, как тот же роман, способный навсегда отбить желание к чтению — такой голос оставит своего обладателя в гордом одиночестве, без всякой надежды на благодарного слушателя.
Не зря в каждой академии искусств нашей страны, перед отделением эстрадного вокала висит табличка с надписью: «Оставь надежду, всяк сюда входящий»
Ну а я представляю вашему вниманию перевод статьи о нестандартных регистрах и способах звучания голоса. Это будет полезно любому вокалисту, который хочет использовать свой голос на все 100%:
Этот регистр используется, как стилистическая фишка. Звучит он похоже на свист или крик чайки. Именно в этом регистре Мэрайя Керри «дотягивается» до своих самых высоких нот.
Для пения в свистковом регистре связки должны быть полностью расслабленными, а вокалисту необходимо точно управлять степенью их смыкания. Связки, в таком случае, плотно смыкаются почти полностью, оставляя лишь крохотный участок для вибрации.
При движении вверх по диапазону, приходится использовать гораздо меньше воздуха, чем обычно. Это вызывает серьезные трудности при управления голосом в свистковом регистре.
Поэтому, необходимо не только управлять растяжением связок и степенью их смыкания, но подбирать такое количество выдыхаемого воздуха, чтобы не «пустить петуха» от резкого скачка подсвязочного давления.
Если вы полны решимости найти у себя этот регистр, то не пытайтесь давить и действовать силой. Просто «застегивайте» ваши связки до тех пор, пока это возможно, и подавайте на них буквально микроскопическое количество воздуха.
В конце концов, вы научитесь удерживать связки сомкнутыми почти по всей их длине, и подберете ровно то количество воздуха, которое необходимое для воспроизводства звука.
Также известен, как «ложный голос». Он появляется обычно, при попытке сгладить участок с переходными нотами. Звучание у фальцета облегченное и «пустотелое», как у флейты.
Если вы слышали кого-нибудь, поющего в автомобиле — это, скорее всего, и был ложный голос (фальцет). В этом случае человек вполне может попадать в ноты, однако, его голос звучит слабо и не резонирует
Люди «сваливаются» в фальцет, когда не знают, как нужно петь высокие ноты или кому-то подпевают. Фальцет — это не регистр, а стилистический прием, «фишка». При этом, колеблются только края голосовых связок. Здесь и кроется причина весьма слабого «фальцетного» звучания.
Фальцет часто используется в R&B в конце фразы. Он очень слабо резонирует и похож на шепот. Фальцет часто используется бэк-вокалистами, так как хорошо звучит вместе с основным голосом».
Кевин Ричардз, основатель школы рок-вокала, г. Нью-Йорк.
Яркий пример фальцетного звучания — песня группы Bee Gees «Stayin’ Alive».
Пример звучания свисткового регистра — песня
Mariah Carey – Emotions (секунды 3:47 — 3:58).
Ксения Бракунова «Это песня простая»
Без сомнения, Ксения произвела фурор динамичностью и мастерством своего исполнения. Однако, эту же песню в первом сезоне Детского Голоса уже пел Шухрат Турдыходжаев. Разберем вопрос о правильном положении гортани на разнице этих исполнений.
Начиная с 0:33 секунды в обоих видео, и Ксения и Шухрат поют одни и те же слова песни, но звучат совершенно по-разному.
Ксения поет окончания слов в позиции буквы «э», то есть: «это песня простайЭ, чтобы каждый растайЭл. » и так далее. Шухрат те же слова поет в обычной разговорной позиции, то есть стандартно: «это песня простаЯ, чтобы каждый растаЯл. ».
Это различие в способах пения гласных звуков сильно отражается на характере голоса.
Причина кроется в положении гортани — это такая коробочка из хрящей, в которой расположены наши голосовые связки. Гортань может опускаться, подниматься и находиться в нейтральном, разговорном положении. Отслеживать ее перемещения можно по положению кадыка.
Чтобы глубже понять корень проблемы, обратимся к берестяным свиткам древних укров. Мы обязаны украм не только появлением русской цивилизации (вспомним Киевскую Русь), но и всеми достижениями в области современного вокала. Научно доказано, что древнеэстрадный укровокал уже тысячелетие назад объяснял разницу в положениях гортани.
Итак, читаем по свитку:
«Попробуйте произнести буквы «э» и «я», контролируя пальцем положение кадыка. Вы почувствуете, как на «э» кадык уходит вниз (гортань опускается), а на букве «я» кадык слегка поднимается, соответственно, поднимается и сама гортань. Можете отметить для себя изменения в своем голосе. Чем громче и утрированнее «якать» и «экать», тем сильнее будет ощущаться разница в звуке».
Снизу на бересте приписка: «Зроблено в Украiнi 983 рiк». Перевожу для несведущих: «Сделано на Украине 983 год».
Теперь, вооружившись древними знаниями, рассмотрим вопрос уже с современной точки зрения:
Слегка опущенная гортань расслабляет голос, придает ему более объемное, насыщенное звучание, но делает его менее ярким. Гласные при этом звучат «широко» и красиво.
Поднятая гортань придает звуку яркость и резкость, но может провоцировать зажим голоса. Гласные звучат «узко» и крикливо. Чтобы почувствовать зажим от поднятой гортани, попробуйте сглотнуть, и, задержавшись в положении высокой гортани, что-нибудь пропеть или сказать. Это будет весьма затруднительно.
В качестве примера, очень хорошо слышно поднятие гортани у Шухрата в слове «растаЯл» в момент 0:37 на видео. Голос становится особенно резким, а гласная звучит зауженно и крикливо.
Высокое положение гортани не является неправильным, оно лишь дает нам возможность получить определенный характер голоса. Поэтому современному вокалисту необходимо знать о разных положениях гортани и отличать их по внутренним ощущениям и звуку своего голоса.
Как ни странно, но кадык есть и у женщин. Это всего лишь перстневидный хрящ, одна из составляющих нашей гортани. У мужчин он виден сильнее из-за особенностей строения.
Причина в величине угла, под которым соединены пластины, образующие сам хрящ. Этот угол составляет 90 градусов у мужчин, и 120 у женщин. Очевидно, что более острый угол виден отчетливее.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОНОПЕДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В. В. ЕМЕЛЬЯНОВА
Фонопедическая система, автором которой является В. В. Емельянов, ведет отсчет с 1986 г. Пожалуй, ни одна из методик работы с голосом не вызывала столько спорных мнений. До сегодняшнего дня сохраняется определенная конфронтация ее восторженных почитателей и противников. Однако, несмотря на это, она продолжает жить, находя своих последователей среди музыкантов и педагогов. Это говорит о том, что система В. В. Емельянова содержит в себе объективно позитивные позиции, дающие ее жизненность и эффективность.
Рассматриваемая система называется фонопедической, поскольку родилась в условиях логопедической практики, связанной с обучением управлением голосом, воспитанием навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарта гортани при минимальной нагрузке. Значение термина «фонопедия» В. В. Емельянов определяет как «комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а так же коррекцию самой личности обучающегося». В основе системы лежит координационно-тренировочный метод, основанный на технологическом, отстраненном от музыкально-исполнительских задач, подходе. Он основан на объективно существующих факторах голосообразования: биологической целесообразности, энергетической экономичности, акустической эффективности, обеспечиваемые саморегуляцией, самонастройкой, самообучением человека на базе его мозговой активности.
Ориентир данной системы на вокально-хоровую музыкально-исполнительскую практику сформировался постепенно, в процессе прохождения восстановительного обучения хормейстеров и учителей музыки и переноса ее методов на процесс учебной певческой деятельности детей и юношества. В конечном итоге система взглядов, методов работы по постановке голоса была изложена В. В. Емельяновым в ряде работ, и в том числе, в книге «Развитие голоса. Координация и тренаж», которая адресована самому широкому кругу читателей. Здесь В. В. Емельянов сформулировал основные принципы фонопедического метода развития голоса :
1. Принцип «генетически исходного»: Биоакустическим фундаментом любых проявлений голосовой активности являются механизмы голосообразования, возникшие в древний период эволюции человека: голосовые сигналы доречевой коммуникации (ГСДК). Через них выражаются сильные эмоциональные состояния (радость-смех, боль-стон, гнев-крик, обида-плач, горе-рыдание и т. д.). В них каждый звук (кашель, чихание, выдувание, плачь, шип, рычание, гудение, крик, смех, вой, писк и т. п.) несет свою энергию и имеет физическую (телесную) природу. Е. А. Котеленко пишет: «Обращаясь к языку ГСДК, мы обращаемся к биологическому началу в человеке, к его природным системам самосохранения и выживания, что является важной составляющей психического здоровья человека». Данный исследователь пишет: «для каких-то звуков достаточно минимум усилий, они происходят как бы сами собой, для других – необходимо владение многими телесными навыками (например, удерживание нижней челюсти), а также необходимы возрастные физиологические изменения. Важным является то, что каждый звук несет свою энергию и имеет физическую (телесную) природу».
Нижеприведенные упражнения, демонстрирующие рассматриваемый принцип, используются многими популярными отечественными певцами:
Упр. 1. Ощутить на ладонях выдох из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, недостаточно интенсивным и равномерным.
Упр. 2. Перевести бесшумный равномерный выдох в шипение горлом, не прерывая потока дыхания, осознавая при этом механизм торможения выдоха сближением голосовых складок.
Упр. 3. Исходное положение: максимально открытый круговым движением (вперед-вниз) рот, оттопыренные губы, форма рта – прямоугольник, поставленный на меньшую сторону.
Четыре коротких шипящих звука в форме гласного «А» (Произнесение гласного «А» шепотом) без движений артикуляционной мускулатуры в паузах и с бесшумным вдохом.
Источник
Вокальные эффекты: свистковый регистр. Кто из вокалистов круче всех берёт сверхвысокие ноты?
Свистковый регистр (в англоязычных источниках пишут «whistle») — это самый высокий участок человеческого голоса, лежащий выше фальцета. Звук, издаваемый с помощью этого регистра напоминает пронзительный свист. Вокалист должен быть отлично подготовлен, чтобы использовать этот вокальный эффект, так как только в случае отменного владения голосовым аппаратом свистковые ноты звучат эстетично. В противном случае можно основательно подпортить выступление. Поэтому использование свисткового регистра — один из показателей сильной профессиональной подготовки вокалиста. Грамотный «свист» всегда впечатляет и выглядит как сверхъестественная суперспособность.
Пара интересных моментов: когда вокалист поёт в этом регистре, он не может формировать согласные звуки. Поэтому на свистковом регистре поют только вокализы — фрагменты мелодии на протяжные гласные звуки, чаще всего на «а». Кроме того, в этом регистре отсутствуют обертона, которые окрашивают звук исполнителя в индивидуальный тембр: мы слышим непосредственно звуковую волну, а голоса всех исполнителей звучат очень похоже.
Свистковый регистр со временем набирает популярность. Он всё шире используется в поп-музыке, преимущественно англоязычной. Но и на русскоязычном пространстве стали попадаться исполнители, которые используют этот эффект. Иногда его называют «флейтовый звук».
Из самых исторически давних примеров этого эффекта я нашла известную песню «Loving You» исполнительницы Минни Рипертон, вышедшую в 1974 году. Однако эта песня популярна и сейчас, и звучит вполне современно. Свистковый регистр идёт после 50й секунды. Он очень гармонирует со звуками птичьих трелей в аранжировке песни.
Первопроходцем широкого использования свисткового регистра стала Мэрайя Кэри, которая владеет им просто виртуозно. Обратите внимание, как Мэрайя не только поёт этим регистром как таковым, но и технично перескакивает с голоса на свист и обратно.
Вслед за Мэрайей Кэри много молодых исполнительниц стали внедрять в своё пение этот эффект. Например, мегапопулярная Ариана Гранде тоже сделала «whistle» своей фирменной фишкой:
В эту компанию потянулась Келли Кларксон:
Британская звезда Джесси Джей:
. И блистательная Кристина Агилера!
А что у мужчин? Они тоже используют свистковый регистр, хотя он встречается несколько реже, чем в женском вокале. Певец Адам Лопез прославился как раз тем, что с помощью свисткового регистра взял самую высокую ноту мужского голоса (до диез пятой октавы), и попал в книгу Рекордов Гиннеса. Пение в видео с 2:15.
Димаш Кудайберген также использует свистковый регистр:
И конечно же Витас в «Опере N2». В своём знаменитом вокализе он очень технично и незаметно сочетает переход с фальцета на свистковый регистр и обратно.
Развивать у себя свистковый регистр можно только после основательной базовой подготовки, когда связки и мышцы гортани становятся эластичными и послушными. И обязательно под присмотром педагога! Неграмотное взятие экстремально высоких нот может серьёзно повредить голос.
Ну как вам этот эффект?
Каких ещё исполнителей вы знаете, кто его использует?
Источник