- Аккорды на фортепиано таблица и сочетание
- Что это такое?
- Классификация по количеству звуков
- Трезвучие
- Септаккорды
- Нонаккорды
- Виды в тональности
- Мажорные
- Минорные
- Обращение аккордов
- Табулатура
- Содержание
- Органная табулатура
- Старонемецкая табулатура
- Новонемецкая табулатура
- См. также
- Лютневая и гитарная табулатура
- Современная гитарная табулатура
- Специальное ПО
- Юридическая сторона
Аккорды на фортепиано таблица и сочетание
Изучение основных терминов в музыке, умение разбираться в аккордах позволяет быстрее освоить музыкальный инструмент.
Чистый, насыщенный звук приобретается с включением в игру аккордов. Они творят гармонию песен для фортепиано, а еще помогают:
- развивать моторику пальцев;
- сосредотачиваться на чтении с партитуры;
- улучшать восприятие музыки;
- учиться импровизации, созданию собственных композиций.
Текст часто сопровождают гитарные аккорды, чтобы знать, как, когда, где зажимать струну.
Перед практическими занятиями важно познакомиться с обозначением базовых аккордов для фортепиано, их структурой, видами, чтобы строить гармоничные последовательности.
Всего существуют 24 аккорда в тональностях мажорной, минорной.
Что это такое?
Расположенные по терциям минимум три или больше звуков — это аккорды. Высота не ключевой показатель. До мажором считаются ноты «до», «ми», «соль» каждой октавы.
Даже если аккорд содержит 6 нот, три из них могут дублироваться из другой октавы.
Гамма имеет иное расположение, от C до H или B, соответственно от «до» — «си».
Для начинающих важно знать название аккордов, тональность песни, определять звуки по терциям, что позволит дальше самостоятельно подбирать мелодии.
Аккорды также объединяются в определенные группы, категории. Они даются в цифро-буквенном виде, универсальны для любых клавишных инструментов.
Играются чаще левой рукой, правая отвечает за основное звучание на фортепиано песни.
Какие же бывают?
- минорные, мажорные (за интервалом);
- увеличенные, уменьшенные;
- устойчивые, неустойчивые (место в тональности);
- диатонические, хроматические(в системе музыки).
Классификация по количеству звуков
Аккорды различают по количеству звуков, основной звуковой ряд насчитывает 7 звуков, начинается с «до», заканчивается «си».
Эти ноты относятся к первой октаве. Подобные названия они будут иметь в следующих октавах. Существуют так же звуки ниже, расположенные до начальной октавы.
«До» — своеобразная база для данной гаммы. Музыкальная теория обозначает ее как первую ступень лада.
Что называется ладом? Это подобранное звуковое расположение в октаве, выполняющее функцию особого взаимодействия между друг другом.
Любому звуку гаммы присваивается определенный ступень (номер), выражающийся римской цифрой. Октаве свойственно заканчиваться ступенью номер 1 октавы выше, иногда подписанный как VIII.
Если взять во внимание тонический звук, то созвучия аккордов — это звуки в любой гамме, находящиеся на расстоянии терции.
Чтобы сыграть аккорды на фортепиано, нужно зажимать несколько нот сразу или поочередно.
Аппликатура многое значит, важно уметь правильно держать пальцы. Учитывайте рекомендации:
- Пальцы держите расслабленно, в естественном положении, свободно.
- Работает сила руки при игре на пианино, а не пальцев.
- Руки, плечи чрезмерно не напрягайте.
- Для трезвучия используйте большой, средний, мизинец на левой кисти, те же параллельно.
- Для аккорда характерный размеренный темп.
Совершенствуйте технику игры на музыкальном инструменте, акцентируйте внимание на конкретном положении пальцев. Тогда научитесь владеть аккордами на фортепьяно быстро, правильно.
Трезвучие
За числом тонов трезвучие состоит из элементарных основных звуков, соответственно квинты, терции, примы. Прима также носит определение — тоника.
Для игры вполне достаточно 3 пальцев руки, однако дополненные трезвучия другими октавами нельзя воспроизвести так легко.
Септаккорды
Изысканное звучание состоит не лишь из трех звуков. Разукрасить, обогатить музыку помогают септаккорды — 4 звуки, находящиеся по терции. Пара крайних звуков имеет интервал — септиму.
В теории есть 7 видов, но их бывает больше. Самые распространенные называются большой мажорный, малые минорный, мажорный, большой увеличенный.
Фонизмы таких аккордов разные: от светлого, мажорного до темного, напряженного.
Большинство других требуют виртуозности, мастерства. Септаккорды используются для придачи популярным песням окраса, яркости, полнозвучности.
Нонаккорды
На этом разнообразие не кончается. При добавлении к звукам 9 ступени получается нонаккорд.
Их функциональные различия (основное — лад) образовывают расстояние интервалов между ступенями. Главные нонаккорды называются малые и большие.
Рекомендации для начинающих музыкантов:
- Играйте аккорды на белых клавишах.
- Только опираясь на настроение музыки, ее характер, подбирайте нужную последовательность.
Виды в тональности
Построение аккордов осуществляется при знании трезвучий, основная информация поможет в них разобраться. Облегчают запоминание буквенное обозначение нот, поданных ниже.
Латинским алфавитом обозначены звуки:
Для того чтобы не путаться, мажорные звуки записаны только буквами. К минорным приписывают маленькую m (Dm — ре минор).
Когда создаются трезвучия, важно учитывать интервальные промежутки.
В таблице аккордов структурирована информация, подано расшифровку нот.
Мажорные
Составляющие мажорного трезвучия подаются в паре терций.
Терция 1 рассчитана в интервале 2 тона, вторая — лишь полтора тона (малая секунда). Так правильно строить мажорный аккорд.
Для мажорного трезвучия следует взять ноту, выбрать большую терцию, от нее выстроить малую.
Так отображается формула: большая терция + маленькая терция.
Минорные
Ладовая принадлежность (минор) в отличие от мажора в 1-ой терции содержит расстояние в полтора тона, следовательно, во второй — 2.
Чтобы построить минорное трезвучие, надо сперва взять малую терцию, только потом большую.
Это создает различия между минором и мажором.
Обращение аккордов
Овладеть обращением аккордов — необходимый навык для профессиональной игры в будущем.
Обращением называется перестановка, когда нижняя нота поднимается на октаву или наоборот высокий звук ниже. Они все именуются по-разному, для понимания можно оставить трезвучие.
Колорит аккордов зависит от расположения интервала, посередине, наверху, в основе.
Список упражнений даст возможность потренироваться:
- Закрыв глаза, выстраивайте септаккорды по определенному плану.
- Делайте обращение снизу вверх, а потом наоборот. Сначала медленно, постепенно увеличивая скорость.
- Обращение септаккорда с зафиксированным положением пальцев пробуйте перемещать, играя на других нотах.
Это поможет выработать техническую память, чтобы руки на автомате находили клавиши.
Одна рука отвечает за основную мелодию, а вторая — аккомпанемент на фортепиано.
Источник
Табулатура
Табулату́ра — форма преимущественно инструментальной нотации, оперирующая рабочими элементами музыкального инструмента (клавишами, струнами, ладами). Для сокращения записи в табулатуре применяются буквы, цифры и специальные символы.
В типичной табулатуре мелодия показана на нескольких горизонтальных линиях, (в случае с гитарной табулатурой) соответствующих струнам гитары; ноты обозначены цифрами ладов и расположены последовательно по долям.
Переработка в табулатуру вокального оригинала называется интабуляцией.
Содержание
Органная табулатура
Органная табулатура — исторически наиболее ранний вид табулатуры (известна с конца XIV века).
Старонемецкая табулатура
Одним из первых источников табулатуры в Германии признана Буксхаймерская органная книга (Buxheimer Orgelbuch), которая датируется примерно 1460 годом [1] .
Новонемецкая табулатура
Новонемецкая табулатура (известная также под названием северонемецкой) значительно отличается от прочих табулатур. Её следует понимать не столько как очередную разновидность инструментальной нотации, сколько как универсальный способ нотации (графического представления) музыки вообще. Она развилась во второй половине XVI века из старой немецкой табулатуры, которая представляла собой сочетание линейной (для верхних голосов многоголосия) и буквенной (для нижних голосов) нотации. В XVII веке новая немецкая табулатура использовалась как способ партитурной записи для всевозможных видов музыки (вокальной и инструментальной). Например, большинство вокальных сочинений Дитриха Букстехуде сохранилось именно в такой форме табулатуры.
Новонемецкая табулатура записывается буквами и особыми знаками. Каждый голос многоголосной записи состоит из трёх элементов — длительности ноты, указания её октавы (в тесситуре), названия ноты. Альтерации передавались с помощью графических вариантов базовой «буквоноты». Ноты отдельных голосов скоординированы по вертикали на манер обычной нотной партитуры. При такой компактной записи в указании ключа и ключевых знаков альтерации не было необходимости.
См. также
Лютневая и гитарная табулатура
Приблизительно с 1500 года и до конца XVIII века музыка для лютни и инструментов лютневого семейства (теорба, цистра, виуэла, гитара) нотировалась в виде табулатуры. Различают два вида лютневой табулатуры — линейную романскую (с разновидностями итальянской, французской, испанской, неаполитанской; число линеек соответствует числу струн) и безлинейную (немецкую).
В XVII в. специально для гитары была введена система табулатурных обозначений ходовых аккордов. В Испании для этого использовали арабские цифры и особые символы (так называемый Abecedario), в Италии — прописные латинские буквы и специальные символы (так называемый Alfabeto). Эти прописные буквы, однако, никоим образом не означают тональностей.
Во всех разновидностях лютневых и гитарных табулатур ритм нотировался над «нотоносцем» обычными нотами (с головками или без них, одними штилями) — графемами мензуральной или тактовой нотации, синхронизированными с соответствующими табулатурными символами (буквами / цифрами) по вертикали.
Современная гитарная табулатура
Классическая гитара имеет шесть струн, пронумерованных от тонкой (первой) к толстой (шестой):
Звук извлекается путём зажима струны на определенном ладу и её щипком над декой. На табулатурах нужный лад обозначается арабской цифрой. Цифра 0 соответствует отпущенной (не зажатой) струне, символ «x» соответствует приглушенной (не звучащей) струне. Длина ноты характеризуется количеством свободных символов между нотами (то есть, проще говоря, количеством дефисов «-»).
Табулатура вступления композиции «В траве сидел кузнечик»:
Часто табулатуры также содержат различные указатели, необходимые для правильной игры. Например:
В этой табулатуре показано, что седьмую ноту нужно взять с приёмом «бенд», а последнюю ноту восходящим легато («hammer-on») — одиннадцатая нота извлекается обычным образом, а двенадцатая извлекается лишь зажатием соответствующего ей лада (дёргать струну уже не нужно). Кроме того, вместо номеров струн здесь обозначены ноты, соответствующие звучанию открытой струны — вместо стандартного строя ми (EBGDAE) здесь используется пониженный на один тон строй ре (DAFCGD).
Специальное ПО
В последние несколько лет широкое распространение получили табулатуры, созданные с помощью специальных программ — редакторов табулатур (Guitar Pro, TuxGuitar, Reaper TabEditor plugin и аналогичного ПО). Их преимущество в том, что помимо расширенного инструментария написания табулатур (раньше музыкантам приходилось довольствоваться текстовыми редакторами при написании табулатур на компьютере), они обладают возможностью одновременного проигрыша нескольких табулатурных дорожек с помощью MIDI-синтезатора.
Юридическая сторона
Для всего мира тот факт, что табулатура не затрагивает никакие авторские права, уже стал аксиомой. Но 9-го декабря 2005 года представитель компании MPA (Music Publishers Association — Ассоциация Издателей Музыки) объявил о том, что планируется переводить систему распространения табулатур на полностью коммерческую основу. Крупные сайты с их архивами были вынуждены закрыться «до выяснения обстоятельств».
Источник