Песни на синтезаторе по цифрам
Умение играть на музыкальном инструменте дается далеко не сразу. Новоиспечённому музыканту необходимы долгие тренировки, обучение нотной грамоте и капелька таланта. Но что, если вы не планируете быть виртуозом, а просто хотите уметь играть свои любимые песни? А может быть вам нужно познакомится с различными инструментами, чтобы сделать выбор в своей специализации? Именно для таких случаев существуют альтернативные и упрощенные схемы — запись песни на синтезаторе по цифрам, позволяющая легко выучить и сыграть любое музыкальное произведение.
Как играть на синтезаторе по цифрам
Принцип очень прост:
— Клавиатура фортепиано и синтезатора разделяется по октавам, в каждой октаве есть 5 черных клавиш и 7 белых,
— Белые и черные клавиши нумеруются: белые от 1 до 7,
— Черные клавиши имеют дробную нумерацию, так как ноты, за которые они отвечают, находятся между белых клавиш. К примеру, черная клавиша между 1 и 2 белой клавишей будет иметь номер 1/2,
— Каждую октаву клавиатуры обозначим своим цветом, чтобы было понятно, где именно играть,
— Нота, которую вам нужно будет сыграть, в записи будет иметь и свой номер, и цвет октавы,
— Ноты, которые нужно играть левой рукой, обозначаются буквой «Л»,
— Произведения в записи будут иметь ноты, записанные слева направо, в той очередности, в которой их необходимо играть,
— Аккорды записываются в столбик, обозначая каждую нажатую клавишу,
— Паузы и длительности схема не содержит, поэтому, изучая песню, советуем её одновременно прослушивать.
Источник
Табулатура для пианино
Табулатура – это разновидность инструментальной нотации. Проще говоря, способ записи музыкальных произведений, альтернативный нотному письму. «Табы» – сокращенное название табулатуры, которое вы наверняка уже слышали. Они представляют собой нотные схемы, состоящие из букв из цифр, и поначалу покажутся вам китайской грамотой. В этой статье постараемся разобраться, как читать клавишные табулатуры.
В типичной табулатуре для пианино ноты записываются на нескольких горизонтальных линиях. Вот, например, несложный пример клавишной табы – это фа мажорная гамма.
История табы начинается с записи композиций для органа. Уже с конца 14 века известна органная табулатура, а одним из первейших источников этого музыкального знания считается Буксхаймерская органная книга (1460 год).
Интабуляция – это, собственно, переработка вокального произведения в табу. Новонемецкая табулатура значительно отличалась от других. Она также записывалась с помощью букв и специальных знаков. Каждый голос в такой записи состоял из трех элементов – названия ноты, ее длительности и ее октавы. Ноты отдельных голосов были записаны по вертикали. Такая табулатура очень компактна, так что необходимости в указании ключа и знаков альтерации не было.
Табулатура бывает не только клавишной. С помощью этого универсального способа записываются ноты для игры на гитаре. В свою очередь, основой гитарной табулатуры послужила лютневая. Здесь горизонтальные линии означают струны гитары, а цифры ладов обозначают ноты, они расположены последовательно.
Как уже говорилось, для составления клавишных таб применяются буквы, цифры и символы. Читать их нужно, как книгу – слева направо. Ноты, расположенные друг над другом на разных линиях, играются одновременно. Теперь рассмотрим основные обозначения табулатуры:
- Цифры 3,2 и 1 обозначают номер октавы. Обратите внимание, что посредине самой клавиатуры находится третья октава.
- Строчные буквы обозначают название целых нот. На клавиатуре это белые клавиши, а в табе – буквы a, b, c, d, e, f, g.
- Большими заглавными буквами A,C,D,F и G обозначаются ноты с диезом. Это черные клавиши на клавиатуре. Фактически, чтобы было понятнее – это a#, c#, d#, f# и g#. Изначально так и записывали, со знаком диеза до или после буквы, но для экономии места было принято решение заменить их на заглавные.
- С самого начала может возникнуть путаница с бемолями. Для того, чтобы не путать знак «бемоль» с нотой «си» (b), вместо ноты с бемолями записывают соответствующие с диезом. К примеру, вместо Bb («си бемоль»), используется А («ля диез»).
- Знак «|» – это границы тактов
- Знаком «-» обозначаются паузы между нотами, а «>» – длительность одной ноты
- Буквы над самой табулатурой означают названия аккордов
- Обозначение «RH» – нужно играть правой рукой, «LH» – левой
В принципе, после прочтения данной инструкции, должно вырисовываться первое понимание, что же такое табулатура. Конечно, для того, чтобы научиться быстро и на ходу читать табы, нужен не один месяц постоянной практики. Впрочем, основные моменты и нюансы вы уже знаете.
А вот вам десерт – мелодия из к/ф «Пираты Карибского моря», сыгранная на рояле, отлично вдохновляет на постижение табулатурной грамоты и музыкальные свершения!
Источник
Как читать фортепианную табулатуру
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 18 человек(а).
Количество просмотров этой статьи: 27 203.
Табулатура (или табы) — это один из способов музыкальной нотации, при котором последовательность нот и аккордов в произведении представлена в виде текстовых знаков. Поскольку читать и искать табы в цифровом виде очень удобно, они стали популярной альтернативой классическому нотному письму, особенно среди музыкантов-любителей. Есть разные типы табулатур, и они все фиксируют последовательность нот по-разному. В табах для фортепиано обычно указывается нота и октава, в которой находится эта нота. В этой статье пойдет речь о том, как научиться читать табулатуру для фортепиано.
Разбейте клавиатуру на октавы, соответствующие линиям табов. Обычно в фортепианной табулатуре используются горизонтальные линии, подписанные цифрами с левой стороны. Например:
Хотя такая схема далека от привычной схемы из белых и черных клавиш, в табах видны разные участки клавиатуры. Цифра слева обозначает номер октавы, в которой берутся ноты. В фортепианных табах октавы отсчитываются от ноты до. Начиная с левой части клавиатуры, первая до отмечает начало первой октавы, вторая до — начало второй октавы и так далее.
- Например, на схеме, приведенной выше, линии представляют собой пятую, четвертую, третью, и вторую октавы, начиная от первого до слева. Не всегда в табулатуру включаются все октавы — иногда в них оставляют только те октавы, в которых берутся ноты.
Найдите ноты, отталкиваясь от номера октавы. Вы заметите, что на линиях располагаются буквы от A до G, как здесь:
Вы уже наверняка догадались, что каждая буква соответствует ноте гаммы. Маленькие буквы обычно обозначают белые клавиши, большие — черные. К примеру, С — это до-диез (черная клавиша), а с — просто до (белая клавиша). Ноты следует играть в октаве, соответствующей номеру линии. Например, ноты на линии 4 из примера выше следует играть в четвертой октаве.
- Для простоты фиксации и для того, чтобы избежать путаницы между знаком бемоля и маленькой буквой b, в табулатурах не используются бемоли. Чтобы записать звук с бемолем, используется его аналог с диезом: ре-бемоль записывается как до-диез.
Читайте табы слева направо, обращая внимание на тактовые черты (они отмечаются буквой I). Как и ноты, табы следует читать слева направо. Сначала играются ноты с левой стороны, затем — ноты с правой стороны. Если табы занимают более одной страницы, они могут переходить на следующий лист, как и ноты. Часто, но не всегда табы для фортепиано содержат вертикальные линии, которые отмечают такты. Как правило, для этого используется буква I или вертикальная линия, например:
5|-a-d-f———|—————
4|-a-d-f———|—————
3|——-c-D-e-f-|G—————
2|—————|—f-e-d-c—— Если вы видите такие символы, знайте, что это границы тактов.
- Иными словами, в композициях в размере 4/4 есть 4 четверти в каждом такте, в размере 6/8 — шесть восьмых и так далее.
Играйте ноты последовательно слева направо. Играйте ноты в такой последовательности, в которой они расположены. Если две или более нот располагаются друг над другом, играйте их как аккорд.
- В нашем примере:
. мы сначала возьмем ля (А) в четвертой октаве, затем ре (D) в пятой октаве, затем ре в четвертой октаве, фа (F) в пятой октаве, фа в четвертой октаве, затем последовательность нот до (C), ре-диез, ми и фа и так далее.
Запомните, что номера под табами обозначают ритм. Один из недостатков табулатур в целом заключается в том, что в них сложно выразить ритм. Это становится проблемой, когда нужно передать ноту с точкой, паузу, синкопу и так далее. Поэтому некоторые авторы табов обозначают счет снизу или сверху таба. Такая табулатура может иметь следующий вид:
5|-a-d-f———|—————
4|-a-d-f———|—————
3|——-c-D-e-f-|G—————
2|—————|—f-e-d-c——
||1—2—3—4—|1—2—3—4— Ноты над единицей приходятся примерно на первый счет, под двойкой — на второй и так до конца. Это сложно назвать хорошей системой, но, к счастью, практически только этим проблемы табов и ограничиваются.
- В некоторых табах встречаются обозначения затактов. Обычно их обозначают знаком &, что перекликается с классическим способом отсчета ритма в таких случаях: «и раз, и два, и три. » Выглядит это так:
Узнайте, как в табах обозначают ноты с точкой и паузы. Еще одно слабое место табов — это необходимость передать длительность ноты и пауз между тактами. В некоторых табах пауз и нот с точкой нет вообще. После длинной ноты, к примеру, будет нарисовано несколько дефисов, образующих линию. В других табах для этого используется символ >. Например:
Запомните, что точка обозначает стаккато. Стаккато — это противоположность нотам с точкой. Это короткие, отрывистые ноты. Во многих фортепианных табулатурах стаккато обозначается точкой. К примеру:
В левой части табов поищите буквы, обозначающие, какой рукой нужно играть, — левой или правой. Обычно высокие ноты берутся правой рукой, а низкие — левой, поэтому можно смело считать, что самые высокие ноты в табах следует играть правой рукой, а низкие — левой. Однако иногда в табах указывается, какие именно ноты следует взять каждой рукой. В этих случаях слева будут стоят буквы «П» — правая (или «R» — англ. right) либо «Л» — левая (или «L» — англ. left). Например:
R 5|-a.-d.-f.——|—————
R 4|-a.-d.-f.——|—————
L 3|———c-D-e-f|G—————
L 2|—————|—f-e-d-c>>>>>>
O ||1-&-2-&-3-&-4-&|1-&-2-&-3-&-4-& В этом случае ноты в четвертой и пятой октаве нужно взять правой рукой, а во второй и третьей — левой.
- Помните, что буква «O» слева внизу используется только для заполнения места и не несет смысловой нагрузки.
Источник
Аккорды на фортепиано таблица и сочетание
Изучение основных терминов в музыке, умение разбираться в аккордах позволяет быстрее освоить музыкальный инструмент.
Чистый, насыщенный звук приобретается с включением в игру аккордов. Они творят гармонию песен для фортепиано, а еще помогают:
- развивать моторику пальцев;
- сосредотачиваться на чтении с партитуры;
- улучшать восприятие музыки;
- учиться импровизации, созданию собственных композиций.
Текст часто сопровождают гитарные аккорды, чтобы знать, как, когда, где зажимать струну.
Перед практическими занятиями важно познакомиться с обозначением базовых аккордов для фортепиано, их структурой, видами, чтобы строить гармоничные последовательности.
Всего существуют 24 аккорда в тональностях мажорной, минорной.
Что это такое?
Расположенные по терциям минимум три или больше звуков — это аккорды. Высота не ключевой показатель. До мажором считаются ноты «до», «ми», «соль» каждой октавы.
Даже если аккорд содержит 6 нот, три из них могут дублироваться из другой октавы.
Гамма имеет иное расположение, от C до H или B, соответственно от «до» — «си».
Для начинающих важно знать название аккордов, тональность песни, определять звуки по терциям, что позволит дальше самостоятельно подбирать мелодии.
Аккорды также объединяются в определенные группы, категории. Они даются в цифро-буквенном виде, универсальны для любых клавишных инструментов.
Играются чаще левой рукой, правая отвечает за основное звучание на фортепиано песни.
Какие же бывают?
- минорные, мажорные (за интервалом);
- увеличенные, уменьшенные;
- устойчивые, неустойчивые (место в тональности);
- диатонические, хроматические(в системе музыки).
Классификация по количеству звуков
Аккорды различают по количеству звуков, основной звуковой ряд насчитывает 7 звуков, начинается с «до», заканчивается «си».
Эти ноты относятся к первой октаве. Подобные названия они будут иметь в следующих октавах. Существуют так же звуки ниже, расположенные до начальной октавы.
«До» — своеобразная база для данной гаммы. Музыкальная теория обозначает ее как первую ступень лада.
Что называется ладом? Это подобранное звуковое расположение в октаве, выполняющее функцию особого взаимодействия между друг другом.
Любому звуку гаммы присваивается определенный ступень (номер), выражающийся римской цифрой. Октаве свойственно заканчиваться ступенью номер 1 октавы выше, иногда подписанный как VIII.
Если взять во внимание тонический звук, то созвучия аккордов — это звуки в любой гамме, находящиеся на расстоянии терции.
Чтобы сыграть аккорды на фортепиано, нужно зажимать несколько нот сразу или поочередно.
Аппликатура многое значит, важно уметь правильно держать пальцы. Учитывайте рекомендации:
- Пальцы держите расслабленно, в естественном положении, свободно.
- Работает сила руки при игре на пианино, а не пальцев.
- Руки, плечи чрезмерно не напрягайте.
- Для трезвучия используйте большой, средний, мизинец на левой кисти, те же параллельно.
- Для аккорда характерный размеренный темп.
Совершенствуйте технику игры на музыкальном инструменте, акцентируйте внимание на конкретном положении пальцев. Тогда научитесь владеть аккордами на фортепьяно быстро, правильно.
Трезвучие
За числом тонов трезвучие состоит из элементарных основных звуков, соответственно квинты, терции, примы. Прима также носит определение — тоника.
Для игры вполне достаточно 3 пальцев руки, однако дополненные трезвучия другими октавами нельзя воспроизвести так легко.
Септаккорды
Изысканное звучание состоит не лишь из трех звуков. Разукрасить, обогатить музыку помогают септаккорды — 4 звуки, находящиеся по терции. Пара крайних звуков имеет интервал — септиму.
В теории есть 7 видов, но их бывает больше. Самые распространенные называются большой мажорный, малые минорный, мажорный, большой увеличенный.
Фонизмы таких аккордов разные: от светлого, мажорного до темного, напряженного.
Большинство других требуют виртуозности, мастерства. Септаккорды используются для придачи популярным песням окраса, яркости, полнозвучности.
Нонаккорды
На этом разнообразие не кончается. При добавлении к звукам 9 ступени получается нонаккорд.
Их функциональные различия (основное — лад) образовывают расстояние интервалов между ступенями. Главные нонаккорды называются малые и большие.
Рекомендации для начинающих музыкантов:
- Играйте аккорды на белых клавишах.
- Только опираясь на настроение музыки, ее характер, подбирайте нужную последовательность.
Виды в тональности
Построение аккордов осуществляется при знании трезвучий, основная информация поможет в них разобраться. Облегчают запоминание буквенное обозначение нот, поданных ниже.
Латинским алфавитом обозначены звуки:
Для того чтобы не путаться, мажорные звуки записаны только буквами. К минорным приписывают маленькую m (Dm — ре минор).
Когда создаются трезвучия, важно учитывать интервальные промежутки.
В таблице аккордов структурирована информация, подано расшифровку нот.
Мажорные
Составляющие мажорного трезвучия подаются в паре терций.
Терция 1 рассчитана в интервале 2 тона, вторая — лишь полтора тона (малая секунда). Так правильно строить мажорный аккорд.
Для мажорного трезвучия следует взять ноту, выбрать большую терцию, от нее выстроить малую.
Так отображается формула: большая терция + маленькая терция.
Минорные
Ладовая принадлежность (минор) в отличие от мажора в 1-ой терции содержит расстояние в полтора тона, следовательно, во второй — 2.
Чтобы построить минорное трезвучие, надо сперва взять малую терцию, только потом большую.
Это создает различия между минором и мажором.
Обращение аккордов
Овладеть обращением аккордов — необходимый навык для профессиональной игры в будущем.
Обращением называется перестановка, когда нижняя нота поднимается на октаву или наоборот высокий звук ниже. Они все именуются по-разному, для понимания можно оставить трезвучие.
Колорит аккордов зависит от расположения интервала, посередине, наверху, в основе.
Список упражнений даст возможность потренироваться:
- Закрыв глаза, выстраивайте септаккорды по определенному плану.
- Делайте обращение снизу вверх, а потом наоборот. Сначала медленно, постепенно увеличивая скорость.
- Обращение септаккорда с зафиксированным положением пальцев пробуйте перемещать, играя на других нотах.
Это поможет выработать техническую память, чтобы руки на автомате находили клавиши.
Одна рука отвечает за основную мелодию, а вторая — аккомпанемент на фортепиано.
Источник