Что такое технический зачет по фортепиано

«Советы учащимся-пианистам для подготовки к техническому зачёту в таблицах и схемах»
учебно-методическое пособие на тему

Данный методический материал адресован учащимся младших и средних классов специального фортепиано ДМШ и ДШИ. Все правила и советы по подготовке к техническому зачёту изложены довольно наглядно в понятной и доступной форме в виде схем и таблиц.Может использоваться как в домашней подготовке, так и на уроке, чем окажет конкретную помощь преподавателю, избавив его от некоторых поурочных записей.

Скачать:

Вложение Размер
teh_zachyot_no1.docx 255.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. С. С. Прокофьева» г. Азова

Эта маленькая книжка станет вашим постоянным спутником на всё время обучения в музыкальной школе в классе фортепиано.

Мне очень хочется, чтобы вы подружились с ней. Ведь она будет вам помогать готовиться к техническим зачётам. Хотя впервые с этим зачётом вы сталкиваетесь только в третьем классе, но готовиться к нему необходимо уже с первых занятий музыкой.

Все правила и советы по подготовке к зачёту изложены в понятной и доступной форме в виде схем и таблиц.

Желаю вам успехов в нелёгком деле развития фортепианной техники!

Из чего состоит технический зачёт ? И что это такое?

Гаммовый комплекс —это набор разных видов технических формул: гамм, аккордов, арпеджио и других.

Эти компоненты требуют постоянной тренировки, как у спортсменов.

Все перечисленные составляющие гаммового комплекса имеют тесную аппликатурную взаимосвязь.

Аппликатура —это номера пальцев.

Каждый грамотный музыкант обязан знать буквенные обозначения нот и аккордов. Запомнить их вам поможет этот рисунок:

В— си бемоль; F— фа;

Гамма —это поступенный звукоряд.

Гаммы бывают минорные и мажорные, диатонические и хроматические. Различие между диатонической и хроматической гаммами состоит в том, что в диатонической используются и тоны, и полутоны, а в хроматической только полутоны. От этого зависит аппликатура.

Обычно тренаж начинается игрой гаммы на две или четыре октавы. Играя любую гамму, не следует забывать о значительной роли первого пальца при подкладывании, ведь именно от него зависит ровность и чёткость исполнения. Нужно стараться подкладывать первый палец плавно, легко и незаметно, готовя его заранее к подмене.

Аппликатура в хроматических гаммах

Правая рука: ↑—1,2; ↓—1,3.

Левая рука: ↑—1,3; ↓—1,2.

Аппликатура в диатонических гаммах

I. « Белые гаммы» ( от белых клавиш):

Пр. р.– на VII ступени

Л. р.– на II ступени

Фа мажор ( Пр. р на си-бемоль) и си минор( Л. р.– на фа#)

II. Бемольные гаммы:

Пр. р.– на си-бемоль

Л. р.– на IV ступени (новом бемоле)

III. Гаммы, где используются группы из трёх чёрных клавиш

Пр. р. – на ля#( или си-бемоль)

Л. р. – на фа# ( или соль-бемоль)

После небольшой «разминки» в гамме играют различные аккорды.

Аккорд — это одновременное звучание трёх или более звуков, расположенных в определённом порядке. Все аккорды играют с обращениями. Они могут быть трёх или четырёх звучными, всё зависит от размера руки пианиста и интервального состава аккорда.

Каждый следующий аккорд нужно готовить глазами, хорошо погружая пальцы в клавиатуру. При этом необходимо следить за состоянием запястья—оно не должно подниматься или фиксироваться.

Арпеджио — это аккорд, звуки которого исполняются неодновременно. В учебной практике применяют следующие виды арпеджио:

При игре арпеджио большое внимание надо уделять объединяющему движению руки. А также следить за мягким погружением в клавиатуру первого пальца.

Аппликатура в аккордах и арпеджио

(по четыре звука)

I. Гаммы до 2-х знаков при ключе:

II. Мажорные гаммы от двух знаков при ключе:

III. Минорные гаммы от двух знаков при ключе:

2.Чтение с листа

Чтение с листа — это исполнение незнакомого произведения с одного проигрывания. Чтобы сделать это, необходимо провести предварительный анализ нотного текста.

Схема для предварительного анализа текста

Некоторые правила чтения с листа

  • Надо заранее увидеть как движется мелодия:
  • Зрительно опереться на основные элементы гаммового комплекса: гаммы, аккорды, арпеджио, продумать аппликатуру.
  • Определить строение мелодии: мотивы, фразы, предложения.
  • Глаза всегда должны опережать движения рук.

Транспонирование — это перенос произведения или его части в другую тональность. Ему всегда предшествует чтение с листа (см. выше).

Замена знаков — самый лёгкий вид транспонирования на 1/2тона.

Мысленно надо поменять ключевые знаки, а ноты оставить без изменения.

Наиболее трудным считается транспонирование на 1 тон, т. к. кроме новых ключевых знаков, приходится мысленно ноты, записанные на линейках представлять между линейками.

Некоторые правила транспонирования

  • Глазами познакомиться с произведением как при чтении с листа;
  • Точно определить новую тональность (ключевые знаки);
  • Точно определить изменится ли аппликатура;
  • Исполнить в более спокойном темпе произведение в новой тональности.

4. Подбор по слуху

Умение подобрать на слух аккомпанемент к знакомой мелодии является показателем обще музыкального развития юного исполнителя. Чтобы правильно подобрать аккомпанемент к мелодии нужно :

  • Выразительно её сыграть одной рукой;
  • Определить её строение (мотивы, фразы, предложения, найти повторные моменты и т. д.);
  • Определить тональность ( ключевые знаки, тонику), в ней построить Т, S, D.
  • Вслушаться и определить какие из них подходят к опорным звукам мелодии;
  • Выставить буквенно-цифровые обозначения;
  • Определить жанр (песня, танец, марш);
  • Выбрать подходящую фактуру аккомпанемента;
  • Выразительно сыграть.

Этюд — это пьеса, направленная на освоение технических формул, например: гаммообразных пассажей, аккордов, арпеджио и др.

Этюды развивают технику, если их играют в предписанном автором темпе, нужными штрихами, точной аппликатурой.

6. Знание терминологии

Знание терминов необходимо для того, чтобы уметь точно определить все авторские ремарки (обозначения, указания). Это помогает музыкантам создать художественный образ произведения.

Источник

Зачеты и экзамены по специальности в музыкальной школе.

Вступайте в группу Whatsapp, чтобы не пропустить новые статьи. Никакой лишней информации, только анонсы статей: Myharp Whatsapp

Мой авторский курс Арфа онлайн (обучение)

В чем разница зачета и экзамена?

  • В одном случае ставится оценка, в другом — нет.
  • По новым правилам экзамены в музыкальных школах записываются на видео, а зачеты нет.
  • В музыкальной школе чаще всего всегда ставят оценку, поэтому для учащегося особенной разницы нет, она есть только на бумаге.

Правила везде одинаковые (кроме выпускных экзаменов), поэтому рассмотрим экзамены и зачеты вместе.

Технический зачет.

Технический зачет проходит обычно осенью, состоит из двух частей.

Часть 1 — Упражнения. Гаммы и арпеджио.

В каждой школе свои требования, поэтому я не буду тут описывать подробно, какие бывают упражнения: скоро появится отдельная статья с видео-примерами упражнений.

Что будет оценивать комиссия? Возможны вариации, все же это зависит от подхода преподавателей, я описываю, что оцениваем мы.

— Постановку рук, посадку (очень большая тема, тоже поговорим отдельно)
— Чистоту игры (отсутствие призвуков)
— Ровность звучания (все ноты должны звучать одинаково)
— Качество звука (мягкий — твердый, громкий — негромкий и т. д.)
— Технические возможности (темп исполнения без потери качества)
— Сложность исполняемых упражнений (в соответствии с классом учащегося)
— Ритмичность (все упражнения должны исполнятся ровно, без замедлений и ускорений)

Все упражнения исполняются на форте (F).

Часть 2 — Этюд.

Этюд — это пьеса, написанная специально для усовершенствования техники исполнителя. Этюд может быть написан для работы над одним или несколькими приемами. Важно понимать, что этюд — это важная часть обучения.

Несколько фактов об этюдах для арфы:

  • Этюд не всегда бывает красивым, его основная задача — работа над техникой.
  • Арфистам очень повезло, у нас множество «концертных этюдов» — их невозможно отличить от обычной пьесы, у них иногда даже есть название.
  • Бывают «пары» — этюд написан специально для подготовки к какой-нибудь сложной пьесе. Тогда сначала играется этюд, потом пьеса.
  • Иногда мы используем обычные пьесы вместо этюда, если пьеса соответствует необходимым требованиям и содержит в достаточном количестве необходимые приемы игры.

Форма одежды.

Все зависит от того, где будет проходить зачет или экзамен.

  • Если играть предстоит на сцене, то необходимо надеть платье или длинную юбку.
  • Если в классе, то детям разрешают играть в брюках, но не в рваных джинсах с майкой. Одежда должна быть приличной.
  • В короткой юбке играть недопустимо.

Если у вас остались вопросы, пишите infiniamena@gmail.com или Вконтакте

Автор статьи: Кореневская А.В.

Все права защищены. Любое копирование текста запрещено. ©

Вам могут быть интересны следующие статьи:

Или воспользуйтесь каталогом сайта:

Пишите ваши отзывы и комментарии. Это помогает работать, дает силы на следующую статью. Вконтакте

Источник

Требования к техническим зачётам и академическим концертам секции фортепиано ТО «Музыкальная школа» ЦДОД МБОУ

Разработка требований к текущим выступлениям учащихся секции фортепиано ТО «Музыкальная школа», адаптированных к системе дополнительного образования МБОУ гимназии «УВК №1»

Просмотр содержимого документа
«Требования к техническим зачётам и академическим концертам секции фортепиано ТО «Музыкальная школа» ЦДОД МБОУ»

ЦДОД МБОУ гимназия «УВК № 1»

Требования к техническим зачётам и академическим концертам секции «фортепиано» ТО «Музыкальная школа»

Выполнила: педагог дополнительного образования Атапина Г.А.

Технические зачёты (в дальнейшем – техзачёты).

Проходят в учебном классе в удобное для учащегося время с обязательным присутствием коллег (1-2 человека).

Техзачёты проводятся с 3-го года обучения (в дальнейшем — г. о.) в конце I четверти и середине III четверти.

В первом полугодии сдаются диезные гаммы и этюд.

Во втором полугодии сдаются бемольные гаммы, этюд и термины.

Термины — либо по образцу (прилагается), либо собственные (предоставить каждому педагогу термины, написанные со 2-го по 7-й г. о.).

Третий г. о. – играются параллельный мажор и минор с двумя знаками.

Четвёртый г. о. – играются параллельный мажор и минор с тремя знаками.

Пятый г. о. – играются параллельный мажор и минор с четырьмя знаками.

Шестой г. о. – играются параллельный мажор и минор с пятью знаками.

Седьмой г. о. – играются параллельный мажор и минор с шестью знаками.

В выпускных классах выступления учащегося на техзачётах не обязательно (на усмотрение педагога). Гаммы проходятся и сдаются в классном порядке.

Способные дети могут сдавать техзачёты со 2-го г. о., где играют параллельный мажор и минор с одним знаком.

Менее способные дети могут идти по облегчённой программе:

Третий г. о. – играются параллельный мажор и минор с одним знаком.

Четвёртый г. о. – играются параллельный мажор и минор с двумя знаками.

Пятый г. о. – играются параллельный мажор и минор с тремя знаками.

Шестой г. о. – играются параллельный мажор и минор с четырьмя знаками.

Седьмой г. о. – играются параллельный мажор и минор с пятью знаками.

В единичных случаях этюд может быть заменён на виртуозную пьесу, но такая замена должна быть исключением и не превращаться в систему.

В случае, если учащийся готовится к конкурсу, возможна сдача техзачёта по частям, не более, чем в два этапа, при условии, что оба этих этапа принимает один и тот же педагог (нельзя гаммы сдавать одному педагогу, а этюд — другому). Ни одна из частей техзачёта пересдаче не подлежит.

Если учащийся долго болел, он освобождается от сдачи техзачёта при условии, что гаммы и этюд проходятся в классном порядке.

Виды техники по каждому г. о. уточняются в индивидуальных рабочих программах педагогов секции «фортепиано».

Академические концерты (в дальнейшем – академконцерты).

Проходят два раза в год (конец I и II полугодий) в назначенное администрацией время в малом зале ЦДОД в присутствии экзаменационной комиссии. Академконцерт второго полугодия приравнивается к переводному экзамену.

Первый г. о. Предусмотрен один академконцерт в конце второго полугодия. Исполняются три произведения. Жанры выбираются в соответствии со способностями ребенка, согласно индивидуальной рабочей программе каждого педагога. Допускаются этюд и ансамбли.

Дети первого г. о., имеющие подготовку, могут играть на двух академконцертах (в конце I и II полугодий), но программа выступления на декабрьском академконцерте должна предполагать определённые знания, умения и навыки. Не допускается игра одним или несколькими пальцами на non legato пьес, состоящих из нескольких клавиш.

Второй г. о. Учащиеся выступают на двух академконцертах: в конце I полугодия они исполняют два произведения, в конце II полугодия – три произведения.

Программы выступлений на этих академконцертах должны включать по выбору педагога:

Две полифонии и одну крупную форму; данные варианты выбираются в

Одну полифонию и одну крупную форму; зависимости от индивидуальных

Две полифонии. особенностей ученика.

Остальное – пьесы (допускаются ансамбли и этюды). Программы составляются согласно индивидуальной рабочей программе каждого педагога.

С третьего г. о. этюд играется на техзачёте. Любое исключение рассматривается в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся ситуации: болезнь ребёнка; подготовка к конкурсу, где в программе предусмотрен этюд и т. п.

С третьего по шестой г. о. (если ребёнок учится по 7-летней программе) и с третьего по четвёртый г. о. (если ребёнок учится по 5-летней программе) – учащийся играет на академконцертах два раза в год: в конце I полугодия (исполняются два произведения) и в конце II полугодия (исполняются три произведения).

Дети, участвующие в конкурсах, (включая I-II г. о.) по уровню не ниже районного, могут играть на академконцерте II полугодия два произведения (на усмотрение педагога).

Выступление учащегося (включая I-II г. о.) на ответственном школьном мероприятии может быть приравнено к выступлению на академконцерте (на усмотрение педагога). К ним относятся школьные конкурсы, общешкольные концерты и мероприятия. Ответственными мероприятиями не являются: классные концерты, праздничные утренники в одном или нескольких классах, выступление учащегося на уроке музыки.

Обязательным для каждого г. о. является исполнение учащимся одной полифонии и одной крупной формы.

Варианты академконцерта I полугодия: данные варианты выбираются в зависимости

Полифония и пьеса; от индивидуальных особенностей ученика,

Крупная форма и пьеса. согласно индивидуальной рабочей программе

Варианты академконцерта II полугодия: каждого педагога.

Полифония, крупная форма и пьеса;

Полифония и две пьесы;

Крупная форма и две пьесы.

В случае продолжительной болезни учащегося академконцерт может быть заменён на контрольный урок, который проходит в учебном классе в удобное для педагога время в присутствии коллег (1-2 человека). Возможна пересдача выступления на академконцерте в сроки, установленные администрацией.

Ансамбли. В течение года на двух академконцертах учащийся может сыграть 1-2 ансамбля с педагогом или с другим учащимся. В единичных случаях дети, не имеющие музыкальных способностей, могут сыграть три ансамбля с педагогом или с другим учащимся (это не относится к выпускному классу).

Ансамбль из двух и более учащихся играется на академконцерте только в том случае, если предмета «ансамбль» нет в нагрузке у педагога. Если такой предмет есть в нагрузке, то он идёт отдельным зачётом. «Ансамбль» как самостоятельный предмет предполагает наличие двух и более детей. Ансамбль одного ребёнка с педагогом в этом случае не допустим. Вышесказанное по предмету «ансамбль» относится ко всем годам обучения.

Ансамблями считаются: пьесы для четырёх и более рук; концерты; любая крупная форма для четырёх рук и в редких случаях – полифонические переложения для четырёх рук. Жанр этюда в виде ансамбля не допускается. Хоровые партитуры в оригинальном изложении не допускаются.

Обработки для фортепиано. Возможно исполнение хоровых, вокальных и инструментальных переложений для фортепианного ансамбля и соло, выполненных выдающимися музыкантами и педагогами-пианистами, такими как А. Артоболевская, А. Николаев и др. Собственные обработки хоровых партитур, вокальной и инструментальной музыки без соответствующей рецензии не допускаются. Без рецензии допускаются собственные обработки (ансамбль и соло) лёгких детских песен только для первого г. о.

Выпускная программа по пятому и седьмому г. о. составляется из четырёх жанров:

Все жанры должны быть чёткими и понятными для коллег. Если жанр непонятен, то педагог должен предоставить на МО грамотные методические рекомендации (не ксерокопии), где дано ясное определение жанра данного музыкального произведения.

Допускается один ансамбль. Случаи с двумя ансамблями в практике не встречались.

В течение года выпускники играют три раза: два зачёта (декабрь – два произведения; апрель – вся программа) и выпускной экзамен в конце года. Перенос выпускного экзамена на другой срок возможен в экстренных ситуациях по согласованию с администрацией и директором МБОУ гимназия «УВК № 1». Пересдача выпускного экзамена в практике не встречалась.

Спорные моменты по выпускной программе.

Авторские сборники пьес (например, «Песни без слов» Ф. Мендельсона; полифонические сюиты типа «Французских сюит» И. С. Баха), или просто несколько пьес одного композитора не являются крупной формой. Крупной формой являются циклы, объединённые одним или несколькими лейтмотивами и носящие черты рондо, сонаты или вариаций (например, цикл «Карнавал» Р. Шумана). Но в таком случае цикл должен исполняться целиком.

Все спорные случаи должны рассматриваться на МО с предоставлением педагогом оригинального нотного текста (не ксерокопии) и методических рекомендаций (не ксерокопии), указывающих, что данный цикл является крупной формой.

Старинная крупная форма.

Например, Сарабанда с вариациями Г. Генделя может исполняться и как полифония, и как крупная форма.

Недопустимо играть Сарабанду с вариациями как полифонию и следом какие-либо ещё вариации как крупную форму, так как получается, что в программе два вариационных жанра. Если берётся Сарабанда с вариациями как полифония, то крупная форма должна быть в жанре сонаты или рондо. Одинаковые жанры в программе не допускаются.

Выпускная программа должна предусматривать разные стили. Недопустимо следующее сочетание:

— Н. Паганини – Этюд — А. Гедике – Этюд;

— Л. Моцарт – Менуэт; — А. Гедике – Трёхголосная прелюдия;

— В. Моцарт – Рондо; или — Д. Кабалевский – Сонатина;

— Й. Гайдн – Пьеса. – С. Майкапар – Пьеса.

Исполнение текста программы наизусть с ошибками – 3 (удовлетворительно);

Выученный наизусть текст с методическими грамотными замечаниями педагога – 4 (хорошо);

Выученный наизусть текст с методически грамотными замечаниями педагога и собственным отношением ученика – 5 (отлично).

Все спорные моменты, не затронутые в данных требованиях, должны выноситься на МО для коллегиального обсуждения.

Источник

Оцените статью