Что такое темп фортепиано

Diafon.ru

О музыке и музыкальном образовании

Главная — Музыкальное образование — Темпы в музыке — итальянские термины и перевод

Темпы в музыке — итальянские термины и перевод

Темп (итал. tempo, от лат. tempus — время) — скорость движения музыки, определяемая количеством метрических долей в единице времени. Темп принято обозначать на итальянском языке. Большинство терминов обозначают также и характер движения.

Темп более точно определяется по ударам в минуту, для точного установления темпа используется метроном — прибор, отстукивающий равномерные удары. На метрономе можно задать количество ударов в минуту, соответствующих нужному темпу. Каждый удар обозначает одну долю (четверть или восьмую в соответствии с размером).

На данной странице приведены итальянские термины, связанные с темпом и характером исполнения, встречающиеся в музыке:

Чтобы найти нужный термин, воспользуйтесь поиском по странице или сочетанием клавиш Ctrl+F на клавиатуре, в появившемся поле введите искомый термин и нажмите «Enter» или «Найти».

Список наиболее распространенных темпов в порядке возрастания скорости:

Источник

Таблица темпов метронома в музыке: медленные, умеренные и быстрые

Метроном является универсальным устройством для задания ритма и чаще всего используется в музыке – при игре на гитаре, фортепиано, скрипке и других инструментах. Число ударов в минуту – это темп, которым характеризуется каждое музыкальное произведение. Представьте, начинающий исполнитель не знает, как играть венский вальс – он видит ноты, но не понимает, с какой скоростью должна звучать музыка. Музыкант решает «угадать» и выбирает ритм около 90 тактов в минуту – как итог, мы услышим совершенно другую мелодию, а выполнять бальный танец под такую композицию будет очень трудно. Чтобы не попасть впросак, и существуют темпы метронома, эта теория обязательно изучается в музыкальной школе.

Что такое темп метронома?

Темп в музыке – это скорость движения, которая очень схожа с биением сердца. Когда человек спокоен, пульс довольно редкий, но при волнении наблюдается ускорение сердцебиения. То же самое происходит и при звучании композиций – музыкант внутренне ощущает этот пульс, чтобы не сбиваться с ритма, исполнять мелодию гармонично и правильно, ровно так, как задумывал автор.

Чтобы облегчить работу музыкантов, был создан метроном – в нем можно задать нужный темп и не сбиваться. Темп метронома – это число ударов в минуту, которое воспроизводит устройство. Композиторы при написании произведений указывают или приблизительный темп, или точный – как раз по метроному, для этого изображают четверную ноту, ставят знак равенства и прописывают темп.

История темпов метронома

Метроном был создан Иоганном Мельцелем – этот композитор и механик не понаслышке знал о музыке. Названия же темпов пришли к нам из Италии и обозначаются словами из этого языка, поэтому при изучении польза будет двойной – и запомните темпы, и выучите пару десятков красивых иностранных слов. При этом в зависимости от выбранного для измерения метронома темпы будут различаться:

  • Maezel – он задает только основные ритмы, считается классическим;
  • 1950 года – темпы схожи с устройством Maezel, но могут быть ниже на 10-15 шагов;
  • современный – электронные или онлайн измерители, темп у них несколько живее, чем у аналогов.

Если вы – начинающий музыкант, можно использовать стандартные значения – усредненные показатели темпов, приведенные в табличке. Разница в 5-10 ударов в минуту не будет критичной.

Таблица темпов метронома

Чтобы облегчить задачу исполнителям музыкальных произведений, мы собрали все темпы метронома в одной таблице – здесь представлены медленные, умеренные, быстрее ритмы, отсортированные по скорости звучания.

Источник

Нюансы в музыке: темп (Урок 11)

Этим уроком мы начнем серию занятий, посвященных различным нюансам в музыке.

Что делает музыку действительно неповторимой, незабываемой? Как уйти от безликости музыкального произведения, сделать его ярким, интересным для слушания? Какими средствами музыкальной выразительности пользуются композиторы и исполнители, чтобы добиться этого эффекта? На все эти вопросы мы постараемся ответить.

Надеюсь, что каждый знает, или догадывается, что сочинение музыки — это не только написание стройного ряда нот… Музыка – это еще и общение, общение композитора с исполнителем, исполнителя со слушателями. Музыка – это своеобразная, необыкновенная речь композитора и исполнителя, с помощью которой они раскрывают перед слушателями все то сокровенное, что таится в их душах. Именно с помощью музыкальной речи они устанавливают контакт с публикой, завоевывают ее внимание, вызывают эмоциональный отклик с ее стороны.

Как и в речи, в музыке два основных средства передачи эмоций – это темп (скорость) и динамика (громкость). Это два главных инструмента, которые используются для того, чтобы превратить четко отмеренные ноты на письме в гениальное музыкальное произведение, которое никого не оставит равнодушным.

На этом занятии мы поговорим о темпе.

Темп на латыни означает “время”, и, когда вы слышите, как кто-то говорит о темпе музыкального произведения, то это означает, что человек имеет в виду скорость, с которой оно должно исполняться.

Значение темпа станет понятнее, если вспомнить тот факт, что изначально музыка использовалась в качестве музыкального сопровождения танца. И именно движение ног танцоров задавало темп музыки, и музыканты следовали за танцорами.

Со времени изобретения нотной записи композиторы пытались найти какой-нибудь способ четкого воспроизведения темпа, в котором следовало исполнять записанные произведения. Это должно было сильно упростить чтение нот незнакомого музыкального произведения. Со временем они заметили, что у каждого произведения есть внутренняя пульсация. И эта пульсация у каждого произведения разная. Как и сердце у каждого человека стучит по-разному, с разной скоростью.

Так вот, если нам понадобится определить пульс, мы считаем количество ударов сердца в минуту. Так и в музыке – для записи скорости пульсации стали записывать количество долей в минуту.

Чтобы помочь вам разобраться в том, что такое метр и как его определить, предлагаю вам взять часы и топать ногой каждую секунду. Слышите? Вы отстукиваете одну долю, или один бит в секунду. Теперь, глядя на часы, стучите ногой два раза в секунду. Получилась другая пульсация. Частота, с которой вы топаете ногой, называется темпом (или метром). Например, когда вы топаете ногой один раз в секунду, темп равен 60 битам в минуту, потому что в минуте, как мы знаем, 60 секунд. Топаем два раза в секунду, и темп составляет уже 120 бит в минуту.

В музыкальной записи это выглядит примерно так:

Такое обозначение говорит нам о том, что за единицу пульсации взята четвертная нота, и пульсация эта идет с частотой 60 ударов в минуту.

Вот другой пример:

Здесь тоже за единицу пульсации взята четвертная длительность, но скорость пульсации в два раза быстрее – 120 ударов в минуту.

Есть и другие примеры, когда за единицу пульсации берется не четвертная, а восьмая или половинная длительность, ну или какая-нибудь другая… Вот несколько примеров:


В таком варианте песенка “Маленькой елочке холодно зимой” будет звучать в два раза быстрее первого варианта, так как за единицу метра взята длительность в два раза короче – вместо четвертной, восьмая.

Такие обозначения темпа чаще всего можно встретить в современных нотах. Композиторы же прошлых эпох пользовались в основном словесным описанием темпа. Даже сегодня для описания темпа и скорости исполнения используются те же терминами, что и тогда. Это итальянские слова, потому что, когда они входили в употребление, основную массу музыкальных произведений в Европе сочиняли итальянские композиторы.

Ниже приведены самые распространенные обозначения темпа в музыке. В скобках для удобства и более полного представления о темпе дано примерное количество ударов в минуту для данного темпа, ведь многие не имеют ни малейшего представления, как быстро или как медленно должен звучать тот или иной темп.

  • Grave – (граве) – самый медленный темп (40 уд/мин)
  • Largo – (лярго) – очень медленно (44 уд/мин)
  • Lento – (ленто) – медленно (52 уд/мин)
  • Adagio – (адажио) – медленно, спокойно (58 уд/мин)
  • Andante – (андантэ) – не спеша (66 уд/мин)
  • Andantino – (андантино) – неторопливо (78 уд/мин)
  • Moderato – (мoдэрато) – умеренно (88 уд/мин)
  • Allegretto – (аллегрэтто) – довольно быстро (104 уд/мин)
  • Allegro – (аллегро) – быстро (132 уд/мин)
  • Vivo – (виво) – живо (160 уд/мин)
  • Presto – (прэсто) – очень быстро (184 уд/мин)
  • Prestissimo – (прэстиссимо) – предельно быстро (208 уд/мин)


Впрочем, темп не обязательно показывает, насколько быстро или медленно следует исполнять пьесу. Темп ещё и задает общее настроение пьесы: например, музыка, исполняемая очень-очень медленно, в темпе grave, навевает глубочайшую тоску, но та же музыка, если ее исполнить очень-очень быстро, в темпе prestissimo, покажется вам невероятно радостной и светлой. Иногда для уточнения характера композиторы пользуются такими дополнениями к обозначениям темпа:

  • leggiero – легко
  • cantabile – певуче
  • dolce – нежно
  • mezzo voce – в пол-голоса
  • sonore – звучно (не путать с криком)
  • lugubre – мрачно
  • pesante – тяжело, весомо
  • funebre – траурно, похоронно
  • festivo – празднично (фестивально)
  • quasi rithmico – подчёркнуто (утрированно) ритмично
  • misterioso – таинственно

Такие ремарки пишутся не только в начале произведения, но могут появиться и внутри его.

Чтобы еще немного вас запутать, скажем, что в сочетании с обозначениями темпа, иногда используются вспомогательные наречия, для уточнения оттенков:

  • molto — очень,
  • assai — весьма,
  • con moto — с подвижностью, commodo — удобно,
  • non troppo — не слишком,
  • non tanto — не столь,
  • sempre — все время,
  • meno mosso — менее подвижно,
  • piu mosso — более подвижно.

Например, если темп музыкального произведения — росо allegro (поко аллегро), то это означает, что пьесу нужно играть “довольно резво”, а росо largo (поко ларго) будет означать “довольно медленно”.

Иногда отдельные музыкальные фразы в пьесе играются в другом темпе; это делается для придания большей выразительности музыкального произведения. Ниже приведено несколько обозначений перемены темпа, с которыми вы можете встретиться в нотной записи:

Для замедления:

  • ritenuto — сдерживая,
  • ritardando — запаздывая,
  • allargando — расширяя,
  • rallentando — замедляя

Для ускорения:

  • accelerando — ускоряя,
  • animando — воодушевляя,
  • stringendo — ускоряя,
  • stretto — сжато, сжимая

Для возвращения движения в первоначальный темп применяются следующие обозначения:

  • a tempo — в темпе,
  • tempo primo — первоначальный темп,
  • tempo I — первоначальный темп,
  • l’istesso tempo — тот же темп.

Напоследок скажу вам, чтобы вы не пугались такого количества информации, что на память эти обозначения можно не заучивать. Существует много справочников по этой терминологии.

Перед игрой музыкального произведения вам просто надо будет обращать внимание на обозначение темпа, и искать его перевод в справочнике. Но, конечно же, сначала надо учить произведение в очень медленном темпе, а потом уже играть его в заданном темпе, учитывая все ремарки в течение всего произведения.

Источник

Выразительные средства в музыке: темп

На прошлом уроке мы познакомились с тремя видами септаккордов.

Любители музыки знают, что музыка – это язык чувств, выражаемый звуками. Для того, чтобы выразить музыкальными звуками различные чувства и настроения, существует целая система музыкальных выразительных средств. Среди таких выразительных средств – мелодия, ритм, гармония, музыкальная фактура, динамика (громкость), тембр (окраска звука, его инструментовка), а также темп (скорость звучания). О некоторых из этих выразительных средств уже шла речь на предыдущих уроках. Заметим, что музыкальные выразительные средства взаимосвязаны, и нередко оказывают влияние друг на друга. На этом уроке речь пойдет о важном выразительном средстве – темпе. Основные темпы делятся на: медленные, умеренные и быстрые. В основе подразделения – особенности жизни и физиологии человека – дыхание, стук сердца, шаг. Именно ритм шага лежит в основе многих музыкальных произведений. Умеренный шаг, как правило, лежит в основе умеренного темпа Moderato, ускоренный, приподнятый – в основе быстрых темпов – Allegretto, Allegro. Темповые обозначения на латинском языке приводятся в большинстве пособий и учебников для начинающих. Такие обозначения ученики музыкальных школ быстро выучивают, а музыканты-любители также быстро привыкают к итальянским обозначениям, запоминают их и используют при музицировании.

Вернемся к ритму шага как основе музыкального движения. Начинающим ученикам объясняют, что ритм шага может быть не только у человека, но у животных, маленьких (кошечки, собачки) или у больших (слоны, медведи). То есть, доли-шаги могут быть быстрыми, а могут быть, напротив, медленными, весьма неторопливыми.

В качестве примера на полетное, воздушное движение можно привести концертный этюд Ференца Листа «Хоровод гномов», в котором гномы показаны скорее как эльфы – воздушные, порхающие в высоком регистре существа, хоровод которых движется очень быстро.

Другой пример тяжеловесного, неповоротливого движения – музыкальная сказка Игоря Стравинского про медведя с липовой ногой, где зверь напевает: «Скрипи, нога, скрипи, липовая».

Здесь мы подходим к вопросам взаимосвязи темпа, ритма и размера. Размер, указанный в начале произведения, определяет единицу пульсации. Чаще всего основной долей музыкального движения будет четверть, особенно для начального этапа обучения. Движение восьмыми, например, в размере 6/8, будет более подвижным, можно вспомнить пьесу П. Чайковского «Итальянская полька» из цикла «Детский альбом».

Движение крупными, более тяжелыми долями – половинными – встречается реже и характерно для старинных жанров пассакальи, чаконы. В «Пассакалье» Генделя единицу пульсации определяет партия левой руки:

Есть отдельные произведения и целые циклы музыкальных произведений, которые посвящены воплощению того или иного движения, связанного с умеренным, медленным, затрудненным или, напротив, взволнованным, ускоренным шагом. Образы замедленного, затрудненного шага, связанного с медленным восхождением на Голгофу, воплощены в «Страстях» И.С. Баха и находят свое воплощение во многих страницах его клавирной и скрипичной музыки. Замедленное, трудное движение шагом, блуждание холодной зимой воплощено в цикле «Зимний путь» Франца Шуберта. Образы влюбленного юноши-романтика и поэта, странствующего по заснеженным пейзажам, вдоль ручья, скованного льдом, воплощены в ярких, образных музыкальных картинах.

И, напротив, приподнятое, взволнованное, порой неуловимо — «летящее» движение можно найти во множестве танцев — вальсов, мазурок, экосезов и других танцев, созданных в XIX-XX вв.

В музыке стали использовать метроном для более точных обозначений темпов.

Например, четверть=60 означает ритм шага в спокойном, умеренном движении, четверть= 120 – используется для обозначения быстрого, подвижного шага, такой темп характерен для жанра марша. Но все же, даже метрономические указания весьма относительны. На такие обозначения можно ориентироваться, но не всегда следует воспринимать их буквально.

Как правило, обозначения темпа в музыке связаны с обозначениями характера музыки, с обозначением жанра или различными уточнениями. Темповые указания могут быть сдержанными и лаконичными, но могут быть и весьма подробными. На схеме приведены часто встречающиеся музыкальные термины, которые могут применяться одновременно с темповыми указаниями.

Остановимся немного подробнее на самых популярных темповых обозначениях. Темпы Grave, Largo – не просто очень медленные, они также указывают на несколько тяжеловесных характер движения. В старинной музыке в таких произведениях преобладала пульсация половинными, а образный строй мог быть печальным и даже траурным. К таким темпам могут быть присоединены дополнительные обозначения: pesante (тяжело), lugubre (мрачно).

Медленный темп Lento связан с неторопливой, певучей кантиленой, но еще более это характерно для умеренно-медленных темпов Andante и Andantino. Поэтому в музыке часто встречается обозначение Andante cantabile – медленно и певуче. Иногда два темпа объединяются в одно обозначение: Allegro moderato – умеренно скоро. Такое обозначение применяется для игровых, подвижных, скерцозных типов движения. Для веселого, подвижного, игрового движения применяется также обозначение allegretto, которое может быть дополнено обозначением «легко»: Allegretto leggiero. Очень быстрые темпы – Vivo, Vivace, Presto, Prestissimo.

Игра в очень быстрых темпах требует больших виртуозных навыков, развитой техники, и в XIX веке появился отдельный жанр – этюд. Это виртуозное, произведение, направленное на развитие техники. Практически одновременно со множеством инструктивных этюдов, нацеленных на выработку какого-либо одного приема (Черни, Крамера и других композиторов), появился и жанр концертного этюда, в котором виртуозные приемы сочетаются со значительными выразительными, художественными задачами. Некоторые из таких этюдов имеют уточняющие программные подзаголовки – «Кампанелла», «Метель» Листа, «Этюды-картины» С. Рахманинова.

Движение в едином темпе характерно для большинства музыкальных произведений. Вместе с тем, существуют указания на замедление и ускорение темпа. Небольшое замедление часто может применяться в завершении небольшой пьесы медленного движения, например, в колыбельной. Такое замедление обозначается терминами ritenuto (сокращенно – rit.) или ritardando (ritard.). Порывистое, взволнованное движение, образующее кульминационную волну, может сопровождаться указанием на ускорение темпа – accelerando (accel.) Такие моменты характерны скорее для романтических крупных форм или оперных сцен – в небольших пьесах для начальных классов музыкальной школы такое указание встречается редко. Применяются также обозначения poco meno mosso (чуть менее подвижно) или piu mosso (более подвижно).

Темповые контрасты внутри одного произведения также характерны для крупных произведений, к примеру, в сложной трехчастной форме. Так, в ноктюрнах Шопена или Интермеццо Брамса можно встретить значительные темповые контрасты между разделами. Для возвращения в начальный темп используется указание Tempo I. Для того, чтобы контраст разделов не был связан с переменой темпа, композитор может указать исполнителю сохранять тот же темп: l’istesso tempo.

Большая свобода в перемене темпов характерна для некоторых жанров старинной музыки. Например, токкаты Дитриха Букстехуде и других старших современников И.С. Баха предполагают чередование нескольких разнохарактерных эпизодов. Свободное чередование разнохарактерных эпизодов, в том числе полифонических, в традиции Баха, характерно для некоторых поздних сонат Л. Ван Бетховена. Яркие темповые контрасты встречаются также в оперных сценах, в особенности в финалах комических опер, заключающих в себе неожиданные сюжетные ходы, «вторжения», переодевания, и прочие приемы оперной драматургии.

Вместе с тем, музыканту-новичку, учащемуся музыкальной школы чаще всего нужно будет играть все произведение в одном темпе, и это единство движения наряду с правильным чувством ритма будет большим достоинством юного музыканта-исполнителя.

На следующем уроке мы познакомимся с другим выразительным средством в музыке — динамикой.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Источник

Читайте также:  Женщина с гитарой сурикова
Оцените статью