- Что такое терцовое соотношение аккордов
- Соотношение трезвучий.
- S o l F a theory
- 2. Соединение трезвучий терцового соотношения
- Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий
- Структура аккордов: из чего складываются аккорды, и почему они так странно называются?
- Какая бывает структура аккордов?
- Аккорды с терцовой структурой
- Структура аккордов отражается в их названии
- Аккорды с нетерцевой структурой
- Выводы
Что такое терцовое соотношение аккордов
Трезвучие – это аккорд из трех звуков, который расположен или может быть расположен по терциям. Трезвучия находятся в терцовом соотношении, если между их основными тонами интервал сексты или терции. В этом соотношении находятся трезвучия T и III (туда и обратно), T и VI, VI и S, S и II , III и D (только в одном направлении).
Трезвучия терцового соотношения могут соединяться двумя способами:
- Гармоническое соединение – это соединение, при котором общие звуки (при терцовом соотношении их два) остаются на месте в том же голосе.
Правила: бас идет в любую сторону, два общих звука остаются на месте, оставшийся голос идет на ступень в ближайший звук аккорда. - Скачки терцовых тонов. Скачки терцовых тонов в сопрано – это соединение двух трезвучий в мелодическом положении терцового тона.
Правила: При скачках в сопрано на нижнем звуке должно стоять трезвучие в тесном расположении, на верхнем – в широком.
В отдельных вариантах возможно и мелодическое соединение со скачками.
Источник
Соотношение трезвучий.
Тема 1.2. Расположение и соединение аккордов.
II пара
Связное последование аккордов называется соединением.
Основой его служит голосоведение, то есть естественное согласованное движение голосов. Движение голосов может быть плавным и скачкообразным, кроме того один из голосов может оставаться на месте.
Плавным будет такое голосоведение, при котором голос двигается на секунду вверх или вниз или на терцию. Это голосоведение характерно для средних голосов тенора и альта.
Движение скачком связано с ходом голоса на интервалы кварты, квинты (редко сексты) иногда октавы и септимы (в особых случаях). Это характерно больше для баса, но не исключаются и другие голоса.
В гармонии существуют три вида движения между какими – либо голосами.
— Прямое – движение голосов вверх или вниз в одном направлении. Частый случай, движение параллельными терциями или квартами.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
· движение параллельными септимами и секундами, так как такая последовательность звучит очень резко.
· движение параллельными квинтами, октавами и примами, т.к. возникает ощущение пустоты звучания.
— Противоположное— расходящееся или сходящееся движение голосов.
— Косвенное– когда один голос остается на месте, остальные двигаются.
При соединении аккордов встречаются все эти сочетания.
Соотношение трезвучий.
Есть три вида соотношений (взаимосвязей) трезвучий, в зависимости от того, на какой интервал движется бас:
- Кварто-квинтовое соотношение (T – D; T – S) – бас движется на кварту или квинту ↑ или ↓.
- Терцовое соотношение (I – VI – IV – II – VII) – бас движется через звук, на терцию ↑ или ↓.
- Секундовое соотношение (S – D) – бас движется на соседний звук, на секунду ↑ или ↓.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник
S o l F a theory
2. Соединение трезвучий терцового соотношения
Трезвучие — это аккорд, состоящий из трёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Трезвучия находятся в терцовом соотношении, если их основные тоны расположены на расстоянии терции (сексты). Они соединяются гармонически или скачками терций. В терцовом соотношении находятся трезвучия I-VI, VI-S, S-II, I-III, III-D; все соединения только в одном направлении.
При гармоническом соединении трезвучий терцового соотношения два общих звука остаются на месте, бас идёт в любую сторону, а оставшийся звук — в ближайший аккордовый.
Пример: T-VI-S-II-D-T только с гармоническими соединениями
Скачки терцовых тонов в сопрано — это соединение двух трезвучий в мелодическом положении терции. Скачки терций в теноре при соединении трезвучий терцового соотношения используются редко.
Правила соединения: при скачках терций обязательно меняется расположение. При скачках в сопрано при скачке вверх расположение меняется с тесного на широкое.
Пример: T-VI-S-II-D-T со скачками терций в сопрано
При скачках терций при соединении трезвучий терцового соотношения ни один звук не остаётся на месте, поэтому необходимо следить, чтобы не возникло нежелательного одностороннего движения голосов.
Источник
Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий
Расположение и мелодическое положение трезвучий. Удвоения в трезвучиях.
Расположение аккордов в 4-х-голосном изложении определяется интервалами между соседними верхними голосами (S., A., T.), расстояние между басом и тенором при этом не учитывается, (бас может быть удалён от тенора на расстояние от унисона до двух октав, иногда – больше).
В тесном расположении верхние голоса расположены подряд по ближайшим тонам аккорда, при этом в трезвучии между соседними верхними голосами образуются интервалы терции и кварты, а расстояние между S. и T. меньше октавы.
В широком расположении верхние голоса расположены с пропуском очередного тона аккорда, при этом в трезвучии между соседними верхними голосами образуются интервалы квинты и сексты, а расстояние между S. и T. больше октавы.
Мелодическое положение аккордов определяется тоном аккорда, который находится в верхнем голосе (в S., в мелодии). Трезвучие может быть изложено в 3-х мелодических положениях: основного тона (примы), терцового тона (терции) и квинтового тона (квинты). [В септаккордах возникает возможность мелодического положения септимы].
Удвоения в трезвучиях. В трезвучиях обычно удваивается основной тон. В некоторых аккордовых соединениях необходимо удвоение терцового тона трезвучия, например, при разрешении V53 и V7 в VI (прерванный оборот) и при разрешении VII7 в Т.
Иногда трезвучие используют в неполном виде. В неполных трезвучиях пропускается квинта или терция. Например, при разрешении полного V7 в неполное Т53 с утроенным основным тоном пропускается квинтовый тон.
[При ненормативных удвоениях и пропусках тонов в трезвучиях может получиться смешанное расположение– между соседними верхними голосами чередуются интервалы тесного и широкого расположений].
Интервальное соотношение трезвучий. Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий. Типы голосоведения.
Типы голосоведения.
По характеру мелодического движения в одном голосе различают голосоведение:
плавноеи со скачками (скачковое)
При плавном голосоведении каждый голос движется плавно – остаётся на месте или движется на секунду или терцию (т.е., на интервал не шире терции).
При голосоведении со скачками голос совершает скачки, т.е. движется на кварту и шире (т.е. на интервал шире терции).
[Нужно избегать движения голоса на ув. интервал – ув. интервалы надо заменять на ум., например, ув.2 на ум.7, ув.4 на ум.5. Нельзя использовать в басу интервалы септимы и ноны, образованные движением по квартам или квинтам в одном направлении (2 кварты = септима, 2 квинты = нона). Скачки в верхних голосах желательно компенсировать противоположным плавным движением].
По соотношению направления движения в любой паре голосов 4-х-голосного сложения различают 4 типа голосоведения:
противоположное – 2 голоса движутся в противоположные стороны: ↑↓ или ↓↑;
косвенное – один голос остаётся на месте, а другой движется ↑ или ↓;
прямое – 2 голоса движутся в одну сторону: ↑↑ или ↓↓;
параллельное (разновидность прямого) – оба голоса движутся в одну сторону на один интервал, при этом образуется движение параллельными интервалами.
В строгом 4-х-голосии запрещается движение параллельными ч.1, ч.8 и ч.5.
[в 4-х-голосном сложении образуется 6 пар голосов:
– 3 пары соседних голосов – S и А, А и T, T и В;
– 2 пары через голос – S и T, А и В;
– 1 пара крайних голосов – S и В]
Интервальное соотношение трезвучий определяется интервалом (расстоянием) между основными тонами трезвучий. Различают 3 типа интервальных соотношений трезвучий:
1. кварто-квинтовое – между основными тонами интервал кварты или квинты, например, I–V, V–I, I–IV, IV–I, II–V; трезвучия в кварто-квинтовом соотношении имеют 1 общий тон;
2. секундовое – между основными тонами интервал секунды или септимы, например, IV–V, V–VI, VII–I; трезвучия в секундовом соотношении не имеют общих тонов;
3. терцовое – между основными тонами интервал терции или сексты, например, I–III, I–VI, II–IV; трезвучия в терцовом соотношении имеют 2 общих тона.
Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий.
Различают 2 типа соединений аккордов: гармоническоеи мелодическое.
Гармоническое соединение– это соединение аккордов, при котором общий тон (тоны) остаётся на месте в том же голосе (голосах). Гармоническое соединение возможно при соединении трезвучий в терцовом соотношении (2 общих тона) и трезвучий в кварто-квинтовом соотношении (1 общий тон). Общий тон (тоны) остаётся на месте в том же голосе (голосах), остальные голоса переходят плавно в ближайшие тоны следующего аккорда, при этом расположение сохраняется.
Мелодическое соединение аккордов – это соединение аккордов без общего тона. Мелодическое соединение обязательно возникает при соединении трезвучий в секундовом соотношении (нет общих тонов), а также возможно при соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении. При соединении трезвучий в секундовом соотношении (например, IV→V) бас идёт на секунду ↑, остальные голоса плавно ↓ (противоположно басу) в ближайшие тоны следующего аккорда, (расположение сохраняется). При мелодическом соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении, если бас движется на ч.4 – остальные голоса нужно вести противоположно басу плавно в ближайшие тоны следующего аккорда, если бас движется на ч.5 – остальные голоса нужно вести в одну сторону с басом (расположение сохраняется). Предпочтительнее противоположное движение голосов, поэтому при мелодическом соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении по возможности лучше вести бас на ч.4, а не на ч.5.
Общее правило мелодического соединения – если бас идёт на меньший интервал (из двух возможных, например, на ч.4 вместо ч.5), то остальные голоса движутся плавно противоположно движению баса.
Источник
Структура аккордов: из чего складываются аккорды, и почему они так странно называются?
Итак, структура аккордов – тема, которую мы сегодня будем развивать. И, прежде всего, давайте обратимся к определению аккорда, уточним, что он собой представляет.
Аккорд – это созвучие, звуковой комплекс. В аккорде единовременно или друг за другом по очереди должны звучать не меньше трёх звуков, потому что созвучия, в которых только два звука, называются по-другому – это интервалы. И ещё, классическое определение аккорда гласит, что звуки аккорда либо уже расположены по терциям, либо их будет можно расположить по терциям при перестановке. Вот этот последний пункт, как раз, имеет непосредственное отношение к структуре аккорда.
Поскольку, современная гармония ушла далеко вперёд от норм, установленных музыкой композиторов-классиков, то вот это последнее замечания по поводу расположения по терциям звуков в аккорде не применимо к некоторым современным аккордам, так как их структура имеет в основе другой принцип построения аккорда. Появились такие созвучия, в которых может быть три звука или даже больше, но при всём желании, даже если очень постараться, их ну никак по терциям не расположишь, а только, например, по септимам или секундам.
Какая бывает структура аккордов?
Что из этого всего следует? Во-первых, из этого следует, что структура аккордов – это их строение, принцип, по которому расположены тоны (звуки) аккорда. Во-вторых, из выше сказанного также следует, что структура аккордов бывает двух видов: терцовая (классический вариант) и нетерцовая (в основном, характерна для музыки XX века, но встречалась и раньше). Правда, есть ещё так вид аккордов с так называемой усложнённой терцовой структурой – с заменёнными, пропущенными или добавочными тонами, но мы отдельно рассматривать этот подвид не будем.
Аккорды с терцовой структурой
При терцовой структуре аккорды строятся из звуков, расположенных по терциям. Такой структурой обладают разные виды аккордов: трезвучия, септаккорды, нонаккорды вместе с их обращениями. На рисунке изображены как раз примеры таких аккордов с терцовой структурой – как говорит Алексей Кофанов, они чем-то напоминают снеговиков.
Теперь давайте рассмотрим эти аккорды как бы под увеличительным стеклом. Структуру аккордов образуют интервалы, из которых состоит данный аккорд (например, те же терции), а интервалы в свою очередь складываются из отдельных звуков, которые называются «тонами» аккорда.
Главный звук аккорда является его основанием, остальные тоны будут называться так же, как называются и интервалы, которые эти тоны образуют с основанием – то есть терция, квинта, септима, нона и так далее. Названия всех интервалов, в том числе и широких составных, можно повторить с помощью материалов на этой страничке.
Структура аккордов отражается в их названии
Для чего нужно определять название тонов в аккорде? Например, для того чтобы по структуре аккорда дать ему название. Скажем, если между основанием и самым верхним звуком аккорда образуется интервал септимы – то аккорд называется септаккордом, если нона – то нонаккордом, если ундецима – то, соответственно, ундецимаккордом. С помощью анализа структуры можно дать название и любым другим аккордам, например всем обращениям доминантсептаккорда.
Итак, в D7, в его основном виде, все звуки расположены по терциям и между основанием аккорда и его самым верхним тоном образуется интервал малой септимы, по причине чего мы и называем этот аккорд септаккордом. Однако, в обращениях D7 расположение тонов иное.
Первое обращение данного септаккорда – квинт-секст аккорд. Название ему даётся по тому, как септима (верхний тон D7) и основной тон соотносятся с басом аккорда, какие интервалы при этом образуются. Основной тон в нашем примере – нота соль, си – терция, ре – квита, а фа – септима. Мы видим, что бас в данном случае – нота си, расстояние от ноты си до ноты фа, которая является септимой – квинта, а до ноты соль (основания аккорда) – секста. Вот и получается, что название аккорда складывается из названий двух интервалов – квинты и сексты: квинт-секст аккорд.
Терц-кварт аккорд – откуда берётся его название? Бас аккорда в данном примере – нота ре, всё остальное называется по-прежнему. Расстояние от ре до фа (септимы) – терция, интервал от ре до соль (основание) – кварта. Теперь всё понятно.
Теперь разберёмся с секунд аккордом. Итак, басовой нотой в данном случае становится сама госпожа септима – нота фа. От фа до фа – прима, а интервал от ноты фа до основания соль – секунда. Точное название аккорда должно было бы произносить как прим-секунд аккорд. В этом названии первый корень почему-то опускается, по-видимому, для удобства, а может быть и потому что между септимой и септимой интервала не образуется – повторения ноты фа ведь нет.
Вы можете мне возразить. Как можно отнести эти всякие квинт-сексты с секунд-аккордами к терцовым аккордам? Действительно, в их структуре есть иные интервалы, чем терции – например, кварты или секунды. Но тут нужно иметь в виду то, что эти аккорды не являются самородками по своей природе, это всего лишь обращения тех аккордов-снеговиков, звуки которых прекрасно себя чувствуют, будучи расположенными по терциям.
Аккорды с нетерцевой структурой
Да, такие тоже бывают. Например, квартовые, квинтовые созвучия или так называемые «секундовые гроздья», попробуйте-ка их звуки расположить по терциям. Я вам просто покажу примеры таких аккордов, а вы уж сами решайте – обычные они или не обычные. Смотрите:
Выводы
Давайте, наконец, остановимся и подведём некоторые итоги. Мы начали с того, что дали определение аккорду. Аккорд – это созвучие, целый комплекс звуков, в нём не менее трёх звучащих одновременно или не одновременно нот, которые организованы по какому-либо структурному принципу.
Видов структур аккордов мы назвали два: терцовая структура (характерна для трезвучий, септаккордов с их обращениями) и нетерцовая структура (характерна для секундовых гроздьев, кластеров, квинтовых, квартовых и других аккордов). Проанализировав структуру аккорда, можно дать ему чёткое и точное название.
Источник