Что такое тональность бас гитара

Что такое тональность бас гитара

Летом 2001 года я встретился со своим учителем, которого не видел 20 лет. Он был лучшим басистом, которого я когда-либо слышал. На мой вопрос, играет ли он еще, он ответил, что не имеет достаточно времени для практики, чтобы делать это хорошо. Сидя рядом с ним и его замечательной женой и слушая игру, мне стало грустно, что мой учитель остановился.

Недавно я участвовал в споре на одном из басовых чатов, где обсуждались достоинства практики и джема. Я отстаивал точку зрения, что один час джема стоит 10 часов практики, поскольку вы учитесь играть живую музыку, чувствуете ритм и мелодию. Плавно спор перешел к теме гамм. Несколько человек яро отстаивали точку зрения, что для того чтобы стать лучше, надо учить все гаммы и лады и практиковать их по два часа ежедневно. Именно этот спор и подтолкнул меня к написанию урока о гаммах и практике.

До сих пор я не затрагивал тему гамм, а все внимание уделял приемам написания басовых линий и практике песен.

Если вы не можете найти 12 нот в двух местах на грифе, самое время устранить этот недостаток. Неплохим способом изучения грифа является игра песен и гамм. Старое доброе До-Ре-Ми-. отличный способ изучения мажорной гаммы.

Читайте также:  Как правильно настроить аккордеон

Итак, ниже приведена мажорная гамма для тональности Ля мажор. Средний палец левой руки зажимает пятый лад струны E.

Гамма Ля-мажор

До-Ре-Ми на A

Риф

Как я отмечал раньше, изучение аппликатурных шаблонов, не содержащих игры открытых струн очень важно, поскольку это дает вам независимость от тональности. Однако вы должны знать несколько гамм, включающих открытые струны. Вот, к примеру, Сол-мажор

Гамма G-мажор с открытыми струнами.

Не забывайте о том, что в рок музыке вместо седьмой ноты мажорной гаммы используется доминанта. Это делает гамму более простой в запоминании.

Давайте также рассмотрим три формы минорной гаммы: натуральную, гармоническую и мелодическую. Натуральная Ля минор гамма содержит те же ноты, что и До-мажор, что означает наличие доминанты 7(G). Гармонический минор включает мажорную седьмую ноту (G#). В мелодическом миноре вместо ноты F используется F#, то есть эта гамма совпадает с Ля-мажор, за исключением третьей ноты, где вместо C# используется C.

Натуральная гамма Ля-минор. Указательный палец прижимает пятый лад струны E.

Итак, к настоящему моменту вы должны научиться играть две гаммы в восходящем и нисходящем направлении равномерно с постоянной скоростью. Не стоит играть их быстро и зацикливаться, тратя на них часы. При игре гамм стоит обратить внимание на свою технику. Можно поработать над такими приемами, как hammer-on и pull-off. Потренировать чувство ритма. Идея заключается в том, что пока ваша механическая память работает над запоминанием аппликатуры, вы можете сосредоточить внимание на других аспектах своей игры.

Вы можете возразить, что я только что советовал вам не тратить много времени на гаммы, но теперь противоречу самому себе!

Позвольте спросить, вы чувствуете разницу между словами «учить» и «практиковаться». Вы можете выучить гамму без практики, а вот ваши пальцы — нет. Под изучением я понимаю, прежде всего, обучение пальцев.

Гаммы часто используются в песнях. Яркими примерами служат «Wild World» и «Lucky Man» где очень гармонично используется восходящая гамма.

Надо отметить и тот факт, что мелодии появляются, опираясь на гаммы (а не на аккорды). Рассмотрим, например, переход между аккордами Am7/Bm7 на стыке куплета и припева пени «Moondance». Обычно басисты не мудрят и играют прямой переход. Я решил последовать за мелодией. Определил на какой гамме построена песня, немного модифицировал ее и вот что получилось:

Итак, теперь, когда гитарист будет хвастаться тем, что ночь напролет практиковал гаммы, вы сможете сказать, что тоже делали это, секунд 30. Изучение и практика похожи, но это не одно и то же. Вы должны знать, как играть гаммы, а практики должно быть ровно столько, чтобы пальцы были способны последовать за разумом. Однако это не значит, что вы должны по 20 минут в день уделять гаммам. Играйте песни, а в них используйте гаммы. В конце концов, это всего лишь еще один инструмент в ваших руках.

Еще раз повторю. Самое важное — уметь играть песни. Гаммы это лишь инструмент. Мне жаль тех людей, которые хвастаются, как хорошо они играют гаммы.

Источник

Строи бас-гитар

Р азные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. «Эталонным» строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой).

Другие строи:

  • D# G# C# F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) — все струны опускаются на полтона.
  • D G C F (ре-соль-до-фа) — все струны опускаются на тон.
  • C# F# B E (до-фа-си-ми) — все струны опускаются на полтора тона.
  • C F A# D# (до-фа-ля-диез-ре-диез) — все струны опускаются на два тона.

Ниже, как правило, струны не опускают, потому что они болтаются и мешают при игре.

Также существуют так называемые Dropped-строи:

  • D A D G (ре-ля-ре-соль) — четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
  • C G C F (до-соль-до-фа) — все струны опускаются на один тон, а четвертая на два.

В панк-музыке строй не опускают, а наоборот поднимают (но не всегда):

  • F A# D# G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез) — все струны поднимаются на полтона.
  • F# B E A (фа-диез-си-ми-ля) — все струны поднимаются на один тон.

Строй пятиструнной бас-гитары:

  • H E A D G (си-ми-ля-ре-соль) — эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
  • E A D G C (ми-ля-ре-соль-до) — альтернативная настройка для пятиструнной бас-гитары с добавлением не более низкой, а более высокой струны «до» из шестиструнного комплекта. Расширяет возможности для солирования в верхнем регистре, без ущерба для нижнего диапазона и неудобства, вызванного необходимостью глушить большое количество струн.
  • A# D# G# C# F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) — все струны опускаются на полтона.
  • A D G C F (ля-ре-соль-до-фа) – все струны опускаются на тон. Наиболее популярные группы, играющие в таком строе – Korn и Pantera.

Строй шестиструнной бас-гитары:

Источник

Аккордовая гамма септаккордами на бас гитаре

Привет, читатель! В этом уроке мы разберемся, что такое аккордовая гамма, как она образуется и как использовать в своих корыстных целях.

Давайте сразу разберемся, что такое аккордовая гамма и зачем она нам нужна.

Что такое аккордовая гамма

Аккордовая гамма — это последовательность аккордов, например трезвучий или септаккордов, которые можно построить от каждой ступени (т.е. ноты) гаммы из звуков только данной гаммы. Например у нас есть гамма до-мажор: C , D , E , F , G , A , B . Давайте начнем строить аккордовую гамму, чтобы понять основной принцип. Я писал уже про игру трезвучий на бас гитаре аккордами, поэтому сейчас на каждой ступени гаммы будем строить септаккорд . Более подробно про септаккорды написано в википедии. От первой ступени С получим такой набор звуков C-E-G-B , или по научному большой мажорный септаккорд. Одно из его цифровых обозначений — Cmaj7 . Проделываем ту же операцию со второй ступенью гаммы и получим звуки D-F-A-C , т.е. малый минорный септаккорд, который также может обозначаться как Dmin7 . Думаю принцип понятен — мы берем четыре ноты из гаммы через одну чтобы получить септаккорд, и делаем это от каждой ноты в пределах одной октавы.

В результате у нас получится ряд аккордов Cmaj7 , Dmin7 , Emin7 , Fmaj7 , G7 , Amin7 , Bmin7(-5) . Такую последовательность аккордов можно получить в любой мажорной тональности, и в общем виде ее можно записать как Imaj7 , IImin7 , IIImin7 , IVmaj7 , V7 , VImin7 , VIImin7(-5) , т.е. каждая римская цифра обозначает ступень гаммы и на каждой ступени всегда будет аккорд одного типа для всех мажорных тональностей.

Как использовать аккордовую гамму на бас гитаре

Поскольку бас гитара, особенно 4-струнная, имеет некоторые ограничения в части аккордовой игры, то у нас остается не слишком много вариантов. Есть три варианта игры аккордовых гамм на бас гитаре. Давайте их разберем, а также посмотрим на ограничения каждого из них:

1. Игра трезвучий без пропуска тонов в тесном расположении

В этом пункте немного затронем и игру трезвучий (без септимы). Такой способ покажется очевидным выбором, если до этого вы играли на гитаре. Но на бас гитаре он имеет две особенности, а именно несколько грязное звучание при игре примерно до 5 лада и некоторое неудобство аппликатур в этих позициях.

Тем не менее знать эти аппликатуры тоже важно. Вот схема аппликатур:

Играйте нижнюю ноту (тонику) мизинцем, а верхнюю (квинту) указательным пальцем. Палец для терции (средняя нота) выбирается в зависимости от типа аккорда. Средний — для минорных трезвучий, а безымянный для мажорных.

2. Игра с пропуском аккордовых тонов

Это наиболее удобный способ игры аккордов на бас гитаре как с точки зрения удобства аппликатур, так и чистоты звучания аккордов. Из аккорда практически всегда безболезненно можно удалить квинту (если это не b5 или #5 аккорд), поскольку в септаккордах наиболее важными звуками являются тоника, терция и септима — именно они дают характерную окраску септаккордам разных типов. Также возможны два варианта аппликатур септаккордов — широкое и тесное.

Ex. 1 — Септаккорды на бас гитаре в широком (вверху) и тесном расположении

Такие аппликатуры можно играть как гармонически (все ноты звучат одновременно), так и с использованием приема арпеджиато (быстрое последовательное извлечение звуков аккорда. Обозначается вертикальной волнистой линией возле нот аккорда). Либо же вы можете придумать «переборы», подобные тем, что играют гитаристы.

3. Игра арпеджио

При игре арпеджио вы извлекаете звуки аккорда последовательно, друг за другом. Этот способ очень универсален и поможет научиться прекрасно ориентироваться на грифе.

Обычно играются арпеджио в одну октаву, что проще для новичков, но их можно играть и в две октавы, используя весь диапазон инструмента. На сайте есть упражнения от Federico Malaman и Henrik Linder, основанные как раз на этом подходе. Игру арпеджио вы можете сочетать с игрой соответсвующих диатонических ладов, как это показано в упражнении у Линдера.

Связь аккордовой гаммы и диатонических ладов

Понимание строения аккордовых гамм также важно, как и понимание диатонических ладов и неразрывно связано между собой. За каждым аккордом гаммы лежит свой диатонический лад:

Аккорд Лад
Сmaj C ионийский (натуральный мажор)
Dmin7 D дорийский
Emin7 E фригийский
Fmaj7 F лидийский
G7 G миксолидийский
Amin7 A эолийский (натуральный минор)
Bdim B локрийский

В нотах это будет выглядеть следующим образом:

Ex. 2 — Взаимосвязь септаккордов и диатонических ладов

Заключение

Понимание того, как устроена аккордовая гамма и какие аккорды можно построить от каждой ступени гаммы, позволит вам лучше понять гриф бас гитары, гармонию и многое другое. Не говоря уже о том, что это прекрасная возможность играть красивые мелодические упражнения и даже сочинять свою музыку!

Желаю вам вдохновения и продуктивных занятий!

Источник

Почему басисты в основном играют только основные тона?

Послушаем пару мнений, интересных начинающим басистам, а также всем участникам рок-групп и любого рода эстрадных ансамблей.

Lee Carragher , «играю на басу более 50 лет».

Формулировка не слишком точная. Если этого не требуется в песне, басисты этого буквально не делают.

Мало кто понимает, что задача баса состоит в том, чтобы создавать волну из ритма, которая заставляет людей танцевать и ощущать музыку, и направляет их внимание. Толпа должна «игнорировать» бас, но чувствовать его и следовать за ним.

Думайте о музыке как о волнах на воде. Барабаны определяют, как часто приходят волны, а бас формирует саму волну и добавляет рябь. Солисты добавляют всплески, пену и передают историю. Нет никаких причин, по которым вы не можете создать волну с помощью одной ноты. Это бывает даже довольно часто.

При первом подходе многие басисты-новички не знают всех фишек, однако они могут играть только основной тон и квинту и звучать отлично, независимо от гармонии (это верно только для баса, где квинта — это «тоника»). Это «скучно», но это по-прежнему волна. Для них также лучше играть в группе, чем в одиночку.

Как только они становятся опытными, возникает соблазн заняться «виртуозностью» и показать свои навыки. Это плохая идея и звучит ужасно. Они забывают о волне. Это именно то, что происходит, когда вы ставите на бас гитариста. Нередко можно услышать, как такому басисту говорят: «Не играй так вычурно» или «Будь проще». И это не совсем правильная формулировка — на самом деле речь о волне, которую он упускает. Игрок потерял из виду то, что он просто хвастается навыками, забыв о своей работе. Как ни странно, многие так и делают.

Также есть проблема эго, которая проявляется другим образом. Как ни странно, есть гитаристы, которые считают, что они единственные в шоу. Они хотят, чтобы каждый музыкант в группе просто играл так, чтобы они выглядели лучше. Без шуток. Это заставляет группу звучать плохо и это глупейшая идея, но странно популярная. Вы можете заметить это, просто услышав, что каждая возможная пауза в мелодии заполнена мелкими нотами гитары и одной нотой баса.

Для многих песен одна басовая нота с основным тоном на каждом аккорде — это именно то, что было изначально написано для мелодии, и именно то, что ей и нужно. Это настолько популярно в рок-музыке, что называется «движущим басом» («driving bass»). В дискотечной музыке или у танцевальных диджеев это также очень популярно, по той же причине — большая простая волна.

Martin Turner , «гитарист с 1979 года».

Я не думаю, что басисты «в основном» придерживаются основных тонов, но у басиста, по сути, есть два вида нот:

  • Аккордовые звуки (включая сложные надстройки).
  • Проходящие ноты.

Самая важная нота в аккорде — это основной тон, и он будет сыгран по умолчанию, если нет веской причины для иного. В гармонии, состоящей из четырёх звуков (септаккорд), вы имеете основной вид (основной тон в басу), первое обращение (терцовый тон в басу), второе обращение (квинта в басу), а при септиме в басу — третье обращение.

При использовании бас-гитары ноты, как правило, по крайней мере на октаву ниже других инструментов, и намного богаче по гармоникам — отчасти потому, что они низкие, а отчасти потому, что гармоники колеблющейся в результате щипка струны сильнее, чем, например, у голоса.

Теперь давайте посмотрим на гармоники различных нот на бас-гитаре. Рассмотрим аккорд С.

  • Для основного тона До обертоны — это C-G-C. Это даёт вам сильную, устойчивую поддержку аккорда.
  • Для первого обращения, с нотой Ми в басу, обертоны E-B-E. Это означает, что у вас сильный Си прямо посередине, в то время как другие инструменты играют аккорд C. Вы создали звучание аккорда Cmaj7 без намерения.
  • Для второго обращения, с нотой Соль в басу, обертоны G-D-G. Это означает, что теперь у вас есть добавленная нона (Ре) в середине аккорда C.
  • Если у вас звучит третье обращение, с нотой Си-бемоль в басу (потому что, например, C был доминантсептаккордом в гамме F), то ваши гармоники теперь Bb-F-Bb, удваивающие септиму, а также добавляющие «задержанную» кварту в аккорд (sus4).
  • Если вы играете «джазовый» аккорд, такой как maj7, с басом Си, то ваши обертоны — B-F♯-B, которые помещают повышенную кварту (или ♯11) в середину аккорда.
  • Играя аккорд C9/D, являющимся четвёртым обращением, вы получили ноты C-E-G-Bb-D, но обертоны басовой ноты теперь D-A-D, поэтому ваш аккорд стал C-D-E-G-A-Bb. Это почти вся гамма.

Практически возможны любые пассажи с проходящими нотами, потому что акцент падает не на них, и они не звучат долго. Несмотря на это, многие басисты придерживаются простого стиля, когда они сводят проходящие ноты к минимуму.

Суть в том, что влияние обертонов на бас-гитаре намного больше, чем у остальных инструментов, а второй обертон (третья гармоника) попадает прямо в середину аккордов, сыгранных другими инструментами. Если остальной микс «редкий», то воспроизведение обращений может помочь «заполнить» звук и придать ему более совершенные гармоники. Однако, если группа звучит уже достаточно плотно, бас-гитаре нужно держаться поосторожнее, придерживаясь по большей части основных тонов.

Кроме того, вы можете убрать средний регулятор тембра на ноль, тем самым удалив лишние гармоники, что даст вам больше свободы для использования обращений.

Источник

Оцените статью