Что такое тональность для гитары

Что такое тональность

Тональность – это определённый набор нот и ключевых знаков (диезов или бемолей), построенных от какой либо ноты. Можно также сказать, что тональность в музыке – это гамма, состоящая из семи нот. Тональности могут быть мажорного и минорного лада и построить их можно от любой ноты.
Перед Вами изображение нескольких тональностей. Они построены от разных нот. В названии тональности присутствует наименование ноты, от которой она построена и обозначение лада (мажор или минор).

Тональности и их тонические трезвучия

В большинстве тональностей присутствуют ключевые знаки, в некоторых нет. Немного разъясню понятие ключевых знаков.

У каждой тональности есть характерные для неё аккорды. Существует три основных аккорда. Тоническое трезвучие (T) – это основной аккорд тональности. По нему называют тональность, от него отсчитывают все остальные аккорды, им чаще всего начинается и всегда заканчивается песня. Тоническое трезвучие состоит из первой, третьей и пятой ступеней тональности. На картинке Вы можете видеть изображения тонических аккордов, соответствующих каждой тональности.

Второй основной аккорд тональности называется субдоминантой (S). Субдоминанта строится на четвёртой ступени тональности и состоит из трёх звуков.

И третий основной аккорд тональности – доминанта (D). Доминанта – это трезвучие, строящееся на пятой ступени тональности.
В тональности ля минор тоническим трезвучием будет Am, субдоминантой – Dm и доминантой E.

Читайте также:  Акустические гитары crafter все модели

Для лучшего освоения вышеописанных аккордов приведу две таблицы тональностей.

Мажорные тональности и их основные аккорды

Минорные тональности и их основные аккорды

Всё вышесказанное есть на следующем видео:

Видео на тему «Тональность»

Источник

Что такое тональность? Основные аккорды тональности.

Как известно звуков в музыке семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

На каждом из звуков можно построить аккорд и он будет называться его именем. На звуке до – аккорд до, на звуке ре – аккорд ре.

Тональностью определяется, какой звук и аккорд главный. Если тональность ля-минор – главный аккорд ля-минор. Если тональность ре-минор – главный аккорд ре-минор.

Главный – он называется тоника. С него начинается тональность, он первый или аккорд первой ступени. Далее аккорд второй ступени, аккорд третьей ступени и так по порядку, всего семь.

Основные аккорды тональности расположены на первой, четвертой и пятой ступенях. У них есть свои дополнительные названия. Аккорд первой ступени – тоника. Аккорд четвертой ступени – субдоминанта. Аккорд пятой ступени – доминанта.

В каждой тональности свои основные аккорды. Их можно найти, посчитав от первого по порядку:

A B C D E F G A B C D

В тональности C это – C, F, G. В тональности D – D, G, A. И так далее.

В мажорной тональности – основные аккорды мажорные.

В минорной тональности – тоника и субдоминанта (первый и четвертый) минорные, а доминанта – может быть мажорной или минорной.

Тоника, субдоминанта и доминанта – аккорды первой, четвертой и пятой ступени. Это и есть легендарные три аккорда, на которых держатся все простые песни под гитару.

Другие статьи по теме:

  • Теория музыки для чайников.
  • Как подобрать аккорды, если знаешь мелодию?
  • Ноты учить необязательно.
  • Гитарный «бой»
  • Как называются аккорды
  • Каким «боем» играть? Разбор песни

Источник

Песни под гитару Тональность

Аккорды песен под гитару, видео

Тональность

Тональность:

Тема интересная и сложная, так-как включает в себя много музыкальных терминов и требует знаний прошлых уроков.

Совокупность нот одной гаммы можно изменять, принимая за образец диатоническую мажорную гамму (смотри рис. 11), которая обозначает тонику или основной тон данной гаммы. Таким образом, нота, которая определяет гамму, становится своего рода тоническим центром.

Все это объясняется на следующем примере:

Предположим, что отрывок представлен в тональности соль — мажор , это означает , что роль ноты соль наиболее важна в произведении, с нее начинается серия из восьми нот, составляющих октаву в тональности соль — мажор, со всеми необходимыми знаками альтерации и соблюдением интервалов, свойственных мажорной гамме.

Для обозначения тональности на нотном стане используется группа знаков альтерации сразу после нотного ключа в начале нотной строки: таким образом, каждая нота будет повышаться или понижаться в соответствии со знаками альтерации.

В отрывке приведенном на рис. 12, все ноты Фа будут преобразованы в Фа — диез .
Чтобы определить все возможные знаки альтерации, свойственные каждой тональности, будет достаточно построить, начиная с каждой ноты, все возможные мажорные гаммы — согласно приведенной ниже модели: таким образом мы получим серию тональностей, использующих только диезы , и другую серию, использующую только бемоли . Рис. 13

Теперь давайте сгруппируем все знаки альтерации, которые могут быть поставлены после ключа Соль

Если сравнить гамму До-мажор ( До — Ре — Ми — Фа — Соль — Ля — Си — До ) с первой гаммой с одним знаком альтерации ( а это будет гамма Соль мажор : Соль — Ля — Си — До — Ре — Ми — Фа-диез — Соль , будет заметно, что начиная с доминанты До , или Соль , получим новую гамму, в которой знаки альтерации будут более заметны…

Применим этот принцип к отрывкам на рис.13, чтобы вывести следующее правило: с V ступени каждой гаммы можно построить новую, и для этого нужно больше на одну ноту со знаком альтерации — по сравнению с предыдущей; эта последняя нота всегда будет заметна.

Рассмотрите тональности со знаками диезов , а затем проанализируйте тональности со знаками бемолей :

На примере сравнения гаммы Фа с гаммой До- мажор ( До — Ре — Ми — Фа — Соль — Ля — Си — До ) можно заметить, что субдоминанту (IV ступень) новой гаммы необходимо понизить на полтона знаком бемоля .

И этого следует, что субдоминанта каждой гаммы (IV ступень , если считать снизу вверх, и V ступень, если считать сверху вниз) понижается на полтона при помощи знака (бемоль) по сравнению с предыдущей гаммой.

А теперь глядя на 2-ю часть рис. 13, сгруппируем все знаки альтерации, которые становятся после ключа Соль.

Можно добавить также то, что если посмотреть на гаммы До-диез и До-бемоль , то мы увидим, что все ноты имеют знаки альтерации.

Источник

Что такое тональность? Три основных аккорда тональности.

Если кто-то ещё не знает, сообщаю – звуков в музыке всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

На каждом из этих семи звуков можно построить аккорд (мажорный, минорный или септаккорд) и он будет называться по тому звуку, от которого построен . На звуке до – будет аккорд до, а на звуке фа – аккорд фа.

Какой из семи звуков и аккорд главный, определяется тональностью. Например, если тональность до-мажор – главный аккорд до-мажор. Если тональность ля-минор, то главный аккорд ля-минор.

Главный аккорд в тональности называется тоника. Он первый с него начинается тональность, то есть аккорд первой ступени. Далее аккорды по порядку второй ступени, третьей и так далее, всего семь.

Не все аккорды равнозначны. Основные аккорды расположены на первой, четвертой и пятой ступенях и имеют свои дополнительные названия. Как уже говорилось, аккорд первой ступени – тоника. Аккорд построенный на четвертой ступени называется субдоминанта. А на пятой ступени строится аккорд – доминанта.

Основные аккорды в каждой тональности свои. Найти их можно, посчитав от первого по порядку:

A B C D E F G A B C D

Если тональность C (до-мажор) основные аккорды – C, F, G. В тональности D (ре-мажор) – D, G, A. И так же от всех звуков.

Если тональность мажорная, то и основные аккорды в ней мажорные.

В минорной тональности – тоника и субдоминанта (аккорды первой и четвертой ступени) минорные, а доминанта – бывает и минорной и мажорной.

Итак подытожим аккорды первой, четвертой и пятой ступени тоника, субдоминанта и доминанта – это и есть те самые знаменитые три аккорда, на которых играются простые песни под гитару.

Другие статьи по теме:

  • Теория музыки для чайников.
  • Как подобрать аккорды, если знаешь мелодию?
  • Ноты учить необязательно.
  • Гитарный «бой»
  • Как называются аккорды
  • Каким «боем» играть? Разбор песни

Источник

Песни под гитару Что такое тональность?

Аккорды песен под гитару, видео

Что такое тональность?

Разговор в данной теме пойдет о важном музыкальном понятии.

Любая музыка – это своего рода путешествие, т.к. имеет свое развитие и имеет движение то вверх, то вниз. Но всегда заканчивается, приводя чувства слушателя к ощущению покоя и устойчивости. А все потому, что в конце любой мелодии стоит нота украшенная мажорным или минорным аккордом. Эта главная нота, которая имеет название – ТОНИКА. Другие ноты мелодии и аккорды подчиняются ей. Отсюда можно сделать смелое определение:

ТОНАЛЬНОСТЬ – совокупность аккордов и нот, которые подчинены одной главной ноте.
Напрашивается вопрос. Но как равные 12 нот могут подчиняться друг другу?

Ответ прост: как только человек выбирает какой-то мелодии тональность (назначает главную ноту), как тут же остальные ноты следуют за ней. Например, если тонику понизить на полутон, то и все ноты композиции должны понизиться на полутон, при этом характер мелодии не изменится, а только ее высота.

Никто не может объяснить тот факт, что для человеческого слуха наилучшим интервалом является «КВИНТА». На данном интервале основана привычная нашему слуху музыка. Для лучшего понимания приведу рисунок, в котором расставлены ноты в ряд (нотный звукоряд), но с интервалом в квинту:

Получается, что самые простые мелодии устроены так, что звучащие в них аккорды двигаются (проигрываются) по квинтам.

Перейдем к практике:

Любая мелодия строится по образному правилу: выбираем дом (главную ноту), выходим из него и возвращаемся домой.
Возьмите гитару и проиграйте аккорды A – D – E – снова A и прислушайтесь как звучно и ровно они играются, как будто нет среди них лишнего аккорда. Постарайтесь запомнить мелодию . А теперь проиграйте вот эти аккорды (много раз): D – G – A – D , затем: G – C – D – G . Только при этом не спешите. Если вы вникните в характер музыки, то обязательно заметите, что во всех случаях он не меняется.

Первые аккорды в своем ряду – это главные аккорды в своей тональности и являются тоникой. Как вы заметили их всего 3. В народе их называют «Три блатных». У профессионалов – «Тоника», «доминанта» и «субдоминанта». Я предлагаю называть их «Т» , «2» и «3» . А в минорной тональности к каждому названию добавлять букву «m» .

Вот и дошли до таблицы основных аккордов тональностей:

Сразу скажу, что не нужно заучивать данную таблицу. Нужно просто в ней разобраться раз и навсегда. 🙂
Обратите внимание и вы заметите, что все аккорды в любых тональностях исполняют по очереди одну из 3-ех функций. Вот например аккорд F тональности До-мажор будет — «2» . , в Фа-мажор он станет «Т» , а в Ля- диез мажоре – «3» .

И снова практика:

Проиграйте тройку основных аккордов в последовательности Т — 2 – 3 – Т во всех мажорных тональностях, а также Тm – 2m – 3m- Tm в любых минорных тональностях. Не обязательно играть сложные аккорды. Здесь главное понимание и спокойствие.

И для общего знания и понимания данной темы скажу, что существует всего 12 тональностей, в каждой есть мажорная и минорная часть аккордов. У данных частей основные ноты – общие.

И для особо любознательных приведу полную таблицу основных аккордов обобщенных тональностей:

Источник

Оцените статью