Что такое тональность? Основные аккорды тональности.
Как известно звуков в музыке семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
На каждом из звуков можно построить аккорд и он будет называться его именем. На звуке до – аккорд до, на звуке ре – аккорд ре.
Тональностью определяется, какой звук и аккорд главный. Если тональность ля-минор – главный аккорд ля-минор. Если тональность ре-минор – главный аккорд ре-минор.
Главный – он называется тоника. С него начинается тональность, он первый или аккорд первой ступени. Далее аккорд второй ступени, аккорд третьей ступени и так по порядку, всего семь.
Основные аккорды тональности расположены на первой, четвертой и пятой ступенях. У них есть свои дополнительные названия. Аккорд первой ступени – тоника. Аккорд четвертой ступени – субдоминанта. Аккорд пятой ступени – доминанта.
В каждой тональности свои основные аккорды. Их можно найти, посчитав от первого по порядку:
A B C D E F G A B C D
В тональности C это – C, F, G. В тональности D – D, G, A. И так далее.
В мажорной тональности – основные аккорды мажорные.
В минорной тональности – тоника и субдоминанта (первый и четвертый) минорные, а доминанта – может быть мажорной или минорной.
Тоника, субдоминанта и доминанта – аккорды первой, четвертой и пятой ступени. Это и есть легендарные три аккорда, на которых держатся все простые песни под гитару.
Другие статьи по теме:
Теория музыки для чайников.
Как подобрать аккорды, если знаешь мелодию?
Ноты учить необязательно.
Гитарный «бой»
Как называются аккорды
Каким «боем» играть? Разбор песни
Источник
Тоника
Тоника — первая и главная ступеньлада, к которой тяготеют все остальные ступени.
Тоника (или тоническое трезвучие) — трезвучие, построенное на первой ноте лада по его ступеням. Тоническое трезвучие — самый устойчивый аккорд лада.
Также в СССР существовала гитара «Тоника»[1], изначально производилась в городе Ленинград на фабрике Щипковых Народных Музыкальных Инструментов им. А. В. Луначарского.[2]. Потом электрогитары и бас-гитары «Тоника» стали производиться на 3-х других музыкальных заводах: Свердловск, Ростов и Орджоникидзе[3].
Ступени лада
В порядке восхождения:
I — тоника • II — верхний вводный тон • III — верхняя медианта • IV — субдоминанта • V — доминанта • VI — нижняя медианта • VII — нижний вводный тон
В порядке тяготения:
V — доминанта • VI — нижняя медианта (субмедианта) • VII — нижний (восходящий) вводный тон • I — тоника • II — верхний (нисходящий) вводный тон • III — верхняя медианта • IV — субдоминанта
ТОНИКА — (нем., от лат. tonus тон). 1) основной или главный тон лада. 2) учение об интервалах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТОНИКА новолатинск., от лат. tonus, тон. Основный или главный звук. Объяснение… … Словарь иностранных слов русского языка
ТОНИКА — ТОНИКА, тонический и пр. см. тон. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
тоника — аккорд, устой, тон Словарь русских синонимов. тоника сущ., кол во синонимов: 4 • аккорд (13) • си бемоль … Словарь синонимов
ТОНИКА — (музыкальное), смотри в статье Тональность … Современная энциклопедия
ТОНИКА — в музыке центральный устой тональности. В мажоре и миноре представлена I ступенью лада, а также строящимися на ней мажорным или минорным трезвучиями. Все элементы лада получают определенное значение (функцию) в зависимости от звуковысотного… … Большой Энциклопедический словарь
ТОНИКА — ТОНИКА, тоники, жен. (муз.). 1. Первый тон гаммы, дающий ей название. 2. Трезвучие, построенное на первом тоне гаммы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Тоника — первый звук каждой гаммы, с которого она начинается икоторым кончается; напр. в гамме до Т. до. Трезвучие, построенное наТ., называется тоническим. При обращении этого трезвучия Т., не находясьв основе обращенного трезвучия, сохраняет свое… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Тоника — (музыкальное), смотри в статье Тональность. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Тоника — (франц. tonique, note tonique; нtм. Tonika) центр. элемент тональности; главный тон, по к рому получает название вся система (в C dur и c moll звук д о), а также главный аккорд устой, на к ром строится данный лад (в C dur аккорд с е g, в… … Музыкальная энциклопедия
ТОНИКА — С понятием тоники вы могли уже познакомиться, если прочли строки, посвященные ладу. Греческое слово «tonos» и латинское tonus означают звук. От них и произошло итальянское tonica термин, которым обозначают основную, самую устойчивую ступень лада … Музыкальный словарь
Источник
Что такое тоника для гитары
Понятие «Тоника» было затронуто в статье «Устойчивые звуки и неустойчивые звуки. Тоника.». В этой статье мы рассмотрим тонику более подробно.
Что о тонике нам говорит словарь? «Тоника — основная, наиболее устойчивая ступень лада, к которой в конечном счёте тяготеют все остальные. Тоника — 1-я, начальная ступень гаммы любого лада». Всё правильно. Однако это неполная информация. Поскольку тоника должна создать ощущение завершённости, покоя, то при определённых условиях роль тоники может выполнить любая ступень лада, если эта ступень окажется более «устойчивой» относительно других.
Главная тоника
Если посмотреть на всё музыкальное произведение или его законченную часть, то главной тоникой будет именно 1-я ступень лада.
Местная тоника
Если мы рассматриваем часть произведения и обнаруживаем устойчивый звук, к которому стремятся другие звуки, то он будет местной тоникой.
Не музыкальный пример: мы едем на автомобиле из Москвы в Брест. Брест у нас — главный пункт назначения. В пути мы делаем остановки для отдыха, немного стоим на границе, заезжаем в Белорусские зáмки — это местные пункты назначения. Зáмки оставляют у нас впечатления, обычные остановки для отдыха мы помним плохо, редко обращаем на них внимание, а пассажир Вася вообще спит и не замечает ничего. Зато Брест Вася, конечно, увидит. Ведь Брест — главная цель нашей поездки.
Аналогия должна прослеживаться. В музыке также есть главная тоника (в нашем примере это Брест) и местные тоники (остановки на отдых, граница, зáмки).
Устойчивость тоники
Если рассмотреть главную и местные тоники, то мы увидим, что степень устойчивости этих тоник разная (пример будет ниже). В одних случаях тоника — как жирная точка. Называют такую тонику «закрытой».
Есть тоники местные, которые довольно устойчивы, но подразумевают продолжение. Это «открытая» тоника.
Гармоническая тоника
Эта тоника выражается интервалом или аккордом, как правило, консонирующим. Чаще всего это мажорное или минорное трезвучие. Так что тоника может быть не только одним звуком, но и созвучием.
Мелодическая тоника
А эта тоника выражается именно звуком (устойчивым), а не интервалом или аккордом.
Пример
Теперь давайте рассмотрим всё вышесказанное на примере:
Этот фрагмент написан в тональности Ля-минор. Главная тоника — нота ля, поскольку она является I-й ступенью в звукоряде тональности Ля-минор. Мы нарочно во всех тактах (кроме 4-го) в качестве аккомпанемента берём аккорд Ля-минор, чтобы Вы слышали различную степень устойчивости местных тоник. Итак, разбираем:
Такт 1. Большим красным кругом обведена нота Ля. Это главная тоника. Хорошо слышно, что она устойчива. Маленьким красным кругом обведена также нота Ля, которая также хорошо устойчива
Такт 2. Большим красным кругом обведена нота До. Мы слышим, что она довольно устойчива, но уже не является той самой «жирной точкой». Она требует продолжения (открытая тоника). Дальше — интереснее. Маленьким красным кругом обведена нота До, которая является местной тоникой, а нота Ля (в синем квадрате) вообще никак не проявляет тонических функций!
Такт 3. В красных кружках находятся ноты Ми, которые довольно устойчивы, но требуют продолжения.
Такт 4. В красных кружках ноты Ми и Си. Это местные тоники, которым подчиняются остальные звуки. Устойчивость звуков Ми и Си значительно слабее тех, что мы рассмотрели в предыдущих тактах.
Такт 5. В красном кружке — главная тоника. Добавим, что это мелодическая тоника. Закрытая тоника. А аккорд является гармонической тоникой.
Вы познакомились с понятиями главная и местная, «открытая» и «закрытая», гармоническая и мелодическая тоники. Потренировались определять на слух разные виды тоник.
Источник
Пентатоника на гитаре для начинающих. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях
Пентатоника на гитаре — что это такое?
Пентатоника – это особый тип гамм, которые часто используются в блюзовой музыке и кантри. Они представляют собой классические последовательности нот, однако из которых были удалены две ступени. Именно отсюда и происходит название ПЕНТАтоника – то есть, вместо семи ступеней, характерных для гамм, здесь их пять. Знать пентатонические боксы очень важно для гитариста, если он хочет научиться писать сольные партии и импровизировать. В данной статье мы подробно рассмотрим пентатонику на гитаре, расскажем о том, как ее применять, а также на примерах отобразим боксы.
Для чего нужна пентатоника
Так же, как и знание гамм, оно необходимо для сочинения грамотных и красивых сольных партий. Кроме того, знание боксов позволит вам импровизировать в любой тональности. Вам потребуется просто найти тонику, и после этого простроить нужную последовательность нот. Особенно это критично для гитаристов, которые хотят понять, как играть блюз – ведь он, по большей части, и состоит из пентатоник.
Кроме того, зная то, как выстраиваются ноты на грифе, вы сможете модулировать аккорды. Зная, какие ноты входят в данный бокс, вы легко добавите нужные ступени, и сформируете любое многозвучие, включая даже джазовые аккорды.
Немного истории
Неизвестно, кто из народов первым создал пятиступенный звукоряд. Структуры, которые напоминают или по факту являются пентатоникой, можно найти как в китайской или японской музыке, так и у народов далекого севера России. Однако популяризировали ее западные блюзовые музыканты. В последствии, она стала основой всех производных от блюза направлений – начиная классическим ритм-энд-блюза, и заканчивая тяжелым роком и металлом. Пентатоникой пользовались такие известные гитаристы, как Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.
Ее продолжают использовать и сейчас. Самый яркий пример – современная волна хэви метала и тяжелого рока, где музыканты перенимают приемы и гармонические ходы из классических песен, перерабатывая их и добавляя характерный современный звук. Даже в поп-музыке можно найти следы пентатоники, особенно в акустических песнях известных поп-исполнителей. Разумеется, используется она и в современном метале – особенно в направлениях doom и stoner, которые переняли многие свои элементы из музыки 80-х годов.
Использование в разных стилях музыки
Как уже было сказано выше, боксы пентатоники используются везде, где только можно. Они позволяют дать композиции характерное блюзовое звучание, и подчеркнуть настроение песни, если это необходимо. Вы сможете использовать ее для создания сольных партий как в ультратяжелых жанрах музыки – и это будет звучать очень интересно и необычно, поскольку откровенные блюзовые проигрыши можно не часто услышать в подобных направлениях. И, разумеется, использовать ее необходимо в сольных блюзовых партиях, а также олдскульном хард-роке.
Как строится пентатоника
Принцип построения этого звукоряда такой же, как и у любой гаммы. Вы выстраиваете ноты друг за другом по принципу минора или мажора. Однако различие в том, что в этом построении вы убираете две ступени, то есть, две ноты.
В случае мажорной пентатоники, вам нужно убрать четвертую и седьмую, минорной – вторую и шестую.
Как играть пентатонику
Так же, как и любая гамма, пентатоника играется нотами одна за другой. Из этих нот составляются музыкальные фразы, а также так называемые стандарты – классические мелодии, отголоски которых можно услышать даже в современной музыке. Последовательность нот на всех шести струнах, расположенных в пределах 4-5 ладов называется «бокс». Мы рекомендуем запомнить их все для того, чтобы быстро ориентироваться внутри грифа и понимать, когда и на какой лад перейти.
Разумеется, играть необходимо под метроном. Следите за тем, как извлекаете звук – ноты должны звучать ровно и четко, без лишнего дребезга.
Начать стоит с гаммы ля-минор. Это наиболее простой вариант, поскольку она будет вам уже знакома, и построить от нее пентатонику ля-минор не составит труда. После этого найдите те же боксы в других позициях.
Пентатоника 5 позиций на гитаре
Как уже было сказано выше, пентатонику проще всего учить по боксам, так же, как и гамму соль-мажор, а также другие тоники. Всего этих позиций пять на двенадцать ладов, после чего они повторяются, но на октаву выше. Кроме того, для пентатоники так же действует принцип параллельных тональностей. То есть, для пентатоники ля-минор так же подойдут боксы пентатоники До-мажор, и так далее.
Аппликатура
При игре боксов помните, что на каждый лад должен приходиться свой палец. То есть, первый – указательный, второй – средний, третий – безымянный, четвертый – мизинец. Старайтесь зажимать каждый лад своим пальцем. Таким образом вы сразу же привьете себе правильную постановку рук и технику игры, и вам не придется постоянно мучить себя быстрыми сменами позиций и нот, а также сможете развить технику скоростной игры. Ниже представлены все боксы пентатоник на гитаре. Они находятся в системе CAGED, и вы сможете перевести их в любую другую тональность просто сдвинув на нужное число ладов.
Кроме того, аппликатура всех боксов, по сути, одинаковая, разница только в тониках. Вы увидите это наглядно ниже. Поэтому для того, чтобы правильно играть соло в любой позиции, вам потребуется только обозначить тональность песни. Для этого запомните точки тоник, и внутри композиции прощупайте, какая из них подходит лучше. Нужная вам нота будет звучать в унисон с основной тоникой, и после этого вы сможете свободно импровизировать.
Минорная пентатоника на гитаре – «Ля-минор»
Как уже было сказано выше, боксы здесь построены по системе CAGED. Это значит, что каждый отдельный бокс показывает пентатонику в разных тональностях. Черным цветом на грифе выделены ноты, которые являются тониками данного бокса. Вы можете двигать эти позиции по всему грифу, меняя тоники и переводя их в другие тональности. Кроме того, все пять позиций, по своей сути, являются продолжением друг друга. Это делает их запоминание еще более простым. Мы рекомендуем выучить их все, и потом играть подряд. Таким образом вы сможете гораздо лучше ориентироваться внутри грифа.