Песни под гитару Как самому перевести аккорды песни в другую тональность!
Аккорды песен под гитару, видео
Как самому перевести аккорды песни в другую тональность!
Транспонирование аккордов. Таблица.
Доброго времени суток!
Заметил, что периодически появляются вопросы данного характера в комментариях этого блога. Конечно же, таким любопытством задаются начинающие гитаристы. Вот и решил раскрыть тему транспонирования аккордов, простыми словами — без углублений в теорию музыки.
3 простых способа перевода аккордов из одной тональности в другую:
Для начала вспомним зачем все это нужно?
Когда, вам не удобен тот или иной аккорд песни, как правило это аккорды на баррэ. Например, возьмем песенку » Детство золотое» (дворовая), которая в тональности Am имеет аккорд F ( на баррэ). Так вот, если ее перевести в тональность Em , то аккорд F (фа-мажор) поменяется на C (до-мажор) .
Или самый распространенный случай, когда тональность композиции не удобна для голоса, поэтому приходиться транспонировать аккорды песни.
1. Способ намба уан:
Большой тайны не открою, если скажу, что сейчас есть много сайтов, где легко можно транспонировать аккорды песен в он-лайне. Вставляешь, в пустое окошко текст песни с аккордами или просто одни аккорды и жмешь на кнопочки + или — (повышение или понижение) и тональность песни меняется в соответствующую сторону.
Это самый простой способ. Чтобы найти такие сайты, банально наберите в поисковке «транспонирование аккордов, он-лайн«, а дальше по вышеописанному.
Может быть он будет еще проще, чем первый, т.к. осуществить задуманное вы сможете в дальнейшем без доступа в интернет. Но для этого сначала скачайте программу к себе на компьютер, запустите и действуйте все по той же схеме — копируете аккорды в одно окно программы, а переведенные получаете в другом.
Для тех, кто привык рассчитывать больше на себя любимого, да и вообще с саморазвитием на «ты».
Представляю вашему вниманию полезную таблицу для транспонирования аккордов. Сначала вы научитесь работать с ней, а затем она вам будет необходима только в редких случаях (при частой практике) . Для этого ее и придумали.
Как с ней работать?
Для начала, напомню, что тональность песни чаще всего определяется, по первому аккорду ее куплета, а также по самому последнему. В зависимости от сложности композиции.
Допустим, ваша любимая песня в тональности Hm , и вам петь высоковато под такие аккорды. Смотрите на таблицу и ищите данный аккорд в самом левом вертикальном столбике. Нашли, и теперь там же находите главный аккорд удобной для вас тональности, возьмем для примера — Am . ( Искать нужно в этом же столбце). А теперь от этих двух аккордов фокусируем свое внимание на строки по горизонтали. Получим две параллельные линии аккордов.
Если в Hm песня имеет аккорды, например такие: Em, A, D, Hm, F#,Hm .
Найдите их в горизонтальной строке от аккорда Hm и затем смотрите какие аккорды стоят в этом же месте в параллельной линии от Am . Получаться они такими: Dm, G, C, Am,E, Am . Это и будут ваши необходимые аккорды. ( Аппликатура всех аккордов!)
Надеюсь, что понятно объяснил. На этом у меня все! Если что-то не ясно или может быть есть чего дополнить-исправить, то пожалуйста пишите не стесняйтесь!
Источник
Игра на гитаре
Транспозиция мелодии.
№ | Тональности | I T | II | III | IV S | V D | VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Cm | C | D | Eb | F | G | Ab | B |
2 | Dm | D | E | F | G | A | B | C |
3 | Em | E | F# | G | A | H | C | D |
4 | Fm | F | G | Ab | B | C | Db | Eb |
5 | Gm | G | A | B | C | D | Eb | F |
6 | Am | A | H | C | D | E | F | G |
7 | Bm | B | C | Db | Eb | F | Gb | Ab |
8 | Hm | H | C# | D | E | F# | G | A |
9 | C | C | D | E | F | G | A | H |
10 | D | D | E | F# | G | A | H | C# |
11 | E | E | F# | G# | A | H | C# | D# |
12 | F | F | G | A | B | C | D | E |
13 | G | G | A | H | C | D | E | F# |
14 | A | A | H | C# | D | E | F# | G# |
15 | B | B | C | D | Eb | F | G | A |
16 | H | H | C# | D# | E | F# | G# | B |
I, IV и V – устойчивые ступени, на которых располагаются: T – тоническое трезвучье, S – субдоменантовое трезвучье и D – доминантсептаккорд.
№ | Тональности | I T | II | III | IV S | V D | VI | VII | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Cm | C | Db | D | Eb | E | F | Gb | G | Ab | A | B | H |
2 | C#m | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C |
3 | Dm | D | Eb | E | F | Gb | G | Ab | A | B | H | C | Db |
4 | D#m | D# | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C | C# | D |
5 | Em | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C | C# | D | D# |
6 | Fm | F | Gb | G | Ab | A | B | H | C | Db | D | Eb | E |
7 | F#m | F# | G | G# | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F |
8 | Gm | G | Ab | A | B | H | C | Db | D | Eb | E | F | Gb |
9 | G#m | G# | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F | F# | G |
10 | Am | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# |
11 | Bm | B | H | C | Db | D | Eb | E | F | Gb | G | Ab | A |
12 | Hm | H | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B |
I T | II | III | IV S | V D | VI | VII | |||||||
13 | C | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B | H |
14 | C# | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C |
15 | D | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C | C# |
16 | Eb | Eb | E | F | Gb | G | Ab | A | B | H | C | Db | D |
17 | E | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C | C# | D | D# |
18 | F | F | Gb | G | Ab | A | B | H | C | Db | D | Eb | E |
19 | F# | F# | G | G# | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F |
20 | G | G | G# | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F | F# |
21 | Ab | Ab | A | B | H | C | Db | D | Eb | E | F | Gb | G |
22 | A | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# |
23 | B | B | H | C | Db | D | Eb | E | F | Gb | G | Ab | A |
24 | H | H | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B |
Например, возникает необходимость транспонировать последовательность аккордов Am – Dm – E7 – Am из тональности Am в тональность Dm .
Выписываем из таблицы соответствующие ступени тональностей Am и Dm (см. строки 6 и 2 Краткой таблицы тональностей) одна под другой.
I | IV | V | I | |
Тональность Am | A | D | E | A |
Тональность Dm | D | G | A | D |
Далее проставим соответствующие цифровые обозначения аккордов. Таким образом, последовательность аккордов Am – Dm – E7 – Am транспонируется в Dm – Gm – A7 – Dm.
Источник
Транспонирование музыки
Транспонирование музыки – это профессиональный приём, которым пользуются многие музыканты – чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы. Довольно часто петь номера в транспорте задают по сольфеджио.
В данной статье мы рассмотрим три основных способа транспонирования нот, кроме того, выведем такие правила, которые помогают в практическом транспонировании песен и других музыкальных произведений с листа.
В чём заключается транспонирование? В переносе музыки в другую тесситуру, в иные рамки звукового диапазона, проще говоря, в перенесении на другую высоту, в новую тональность.
Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие ноты, которые трудно петь вокалисту, тогда некоторое понижение тональности помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких звуков. Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.
Итак, переходим к следующему вопросу – способы транспонирования. Существует три основных способа транспонирования:
1) транспонирование на заданный интервал;
2) замена ключевых знаков;
3) замена ключа.
Рассмотрим их на конкретном примере. Возьмём для эксперимента известную песенку «В лесу родилась ёлочка», да и выполним её транспорт в разные тональности. Исходный вариант в тональности ля-мажор:
Первый способ – транспонирование нот на заданный интервал вверх или вниз. Здесь всё должно быть понятно – каждый звук мелодии переносится на какой-то определённый интервал вверх или вниз, в результате чего песня звучит в другой тональности.
Например, перенесём песню из исходной тональности на большую терцию вниз. Кстати, сразу же можно определить новую тональность и выставить её ключевые знаки: это будет фа мажор. Как узнать новую тональность? Да всё также – зная тонику исходной тональности, просто транспонируем её на большую терцию вниз. Большая терция вниз от ля – ля-фа, так и получаем, что новая тональность не иначе, как фа мажор. Вот, что у нас получилось:
Второй способ – замена ключевых знаков. Этим способом удобно пользоваться, когда нужно транспонировать музыку на полтона выше или ниже, причем полутон должен быть хроматический (например, до и до-диез, а не до и ре-бемоль; фа и фа-диез, а не фа и соль-бемоль).
При этом способе ноты остаются на своих местах без изменения, переписываются же только знаки при ключе. Вот, например, как мы можем переписать нашу песенку из тональности ля мажор в тональность ля-бемоль мажор:
Следует сделать одну оговорку насчёт этого способа. Дело касается случайных знаков. В нашем-то примере их нет, но если бы они были, то подключились бы следующие правила транспонирования:
а) Если транспонируем на полтона вверх, то случайные диезы превращаются в дубль-диезы, бекары в диезы, бемоли в бекары, ну а дубль-бемоли в обыкновенные бемоли. Думаю, понятен принцип – просто повышаем сам случайный знак на полтона.
б) Если транспонируем на хроматический полутон вниз, то случайные дубль-диезы понижаются до диезов, диезы – до бекаров, бекары становятся бемолями, ну а бемоли – дубль-бемолями. Тоже, думается, принципы изменений уловили – понижаем знак на полтона и всё.
Третий способ – замена ключей. На самом деле кроме ключей придётся заменить и ключевые знаки, поэтому этот способ можно было бы назвать комбинированным. Что делается тут? Снова не трогаем ноты – где они написаны, там же, на тех же линейках и останутся. Только в новых ключах на этих линейках другие ноты пишутся – это-то нам и удобно. Смотрите, как я, меняя ключ со скрипичного на басовый и на альтовый, легко переношу мелодию «Ёлочки» в тональности до мажор и си-бемоль мажор:
В заключение мне хотелось бы сделать некоторые обобщения. Помимо того, что мы разобрались в том, что есть транспонирование музыки и какие ест способы транспонирования нот, я хочу дать ещё маленькие практические рекомендации:
- Всегда транспорте анализируйте в исходном варианте – определите тональность, опорные ступени, строение мелодии, движение по звукам аккордов и т.д.
- Обязательно представляйте себе ту тональность, в которую направлен транспорт – сразу же определите в ней ключевые знаки и основные функции.
Кстати, если вы пока ещё не очень хорошо ориентируетесь в тональностях, то возможно вам поможет статья «Как запомнить ключевые знаки». Теперь же всё. Не забывайте нажимать на кнопки под надписью «Мне нравится!», чтобы поделиться материалом с друзьями!
Источник