Что такое трель гитара

Что такое трель гитара

В главах данного раздела мы рассмотрим мелодические фигуры, украшающие мелодию. Называются такие фигуры мелизмами.
Что использовать, чтобы украсить мелодию?
Мелизмы исполняются за счёт длительности предыдущих нот, или за счёт нот, которые мелизм украшает. По этой причине длительность мелизма не учитывается в общей длительности такта (т. к. не вносит изменений в общую длительность).
Мелизмы представляют собой вспомогательные звуки, которые, чаще всего, находятся рядом с украшаемой нотой.
Мелизмы бывают следующих видов:

Форшлаг — вид мелизма, представляющий собой один или несколько коротких звуков, стоящих перед основным (украшаемым) звуком. Форшлаг бывает короткий и длинный. Рассмотрим оба вида отдельно.

Короткий форшлаг.
Может состоять из одного или нескольких звуков, исполняемых перед основным звуком. Длительность форшлага включается в длительность звука, находящимся перед основным (украшаемым) звуком. Реже — в длительность украшаемого звука. На этом вопросе остановимся чуть ниже.

Обозначение короткого форшлага.
Если короткий форшлаг состоит из одной ноты, то его обозначение — маленькая восьмая нота с перечёркнутым штилём: Короткий форшлаг. Если короткий форшлаг состоит из нескольких нот, то его обозначают несколькими маленькими шестнадцатыми нотами, штили не перечёркивают.

Рисунок 1. Пример короткого форшлага

Остановимся на вопросе исполнения короткого форшлага. В литературе по данному вопросу можно найти три варианта исполнения:

— за счёт длительности предыдущего звука;
— за счёт длительности украшаемого звука;
— за счёт длительности любого из звуков.

Разница в исполнении описана в первых двух пунктах: либо за счёт предыдущего звука, либо за счёт украшаемого звука. Мы не берёмся утверждать точно, как всё-таки правильно исполняется форшлаг. Со своей стороны мы предлагаем вам самим услышать разницу в исполнении.

Исполнение короткого форшлага за счёт длительности предыдущего звука.


Рисунок 2. Исполнение короткого форшлага, вариант 1

Обратите внимание, что нота короткого форшлага (блок «Исполнено») вынесена в предыдущий такт. В этом примере короткий форшлаг исполнен за счёт длительности предыдущего звука (хоть его и нет).

Исполнение короткого форшлага за счёт длительности основного звука.

Рисунок 3. Исполнение короткого форшлага, вариант 2

Долгий форшлаг.
Ещё называют «длинный форшлаг». Образуется с помощью одного звука и исполняется всегда за счёт основного звука. Обозначается маленькой нотой, но штиль не перечёркивается. Длительность маленькой ноты указывается равной половине длительности основного звука. Исполняется длинный форшлаг в полном соответствии написанным длительностям. Если основная нота указана с точкой, то длительность длинного форшлага составляет 2/3 длительности основного звука, а основной звук исполняется длительностью 1/3 от своей длительности.

Группетто — это вид мелизма заключающийся в быстром исполнении определённой последовательности нот, стоящей из основных и вспомогательных (в данном случае, соседних) звуков.

Обозначение.
Группетто обозначается либо так: , либо так: . Если группетто обозначено знаком , то мелизм начинается с верхней вспомогательной ноты. Если группетто обозначено знаком , то исполнение начинается с нижнего вспомогательного звука.
Если знак группетто стоит над нотой, то мелизм исполняется за счёт длительности этой ноты. Если знак группетто стоит между нотами, что мелизм исполняется за счёт длительности второй половины первой ноты.
Если верхний вспомогательный звук необходимо исполнить, используя случайный знак альтерации, то этот знак ставят над знаком группетто.
Если нижний вспомогательный звук необходимо исполнить, используя случайный знак альтерации, то этот знак ставят под знаком группетто.


Рисунок 1. Пример обозначения и исполнения группетто

Чтобы избежать разночтений, многие композиторы предпочитают прописывать группетто нотами, не сокращая нотную запись выше описанным способом.

Мордент — это вид мелизма, мелодическая фигура которого состоит из трёх звуков:
— Основной (высота звука совпадает с высотой украшаемого звука);
— Вспомогательный (если смотреть на клавиатуре фортепиано, то этот звук находится рядом с украшаемым звуком — справа или слева от него);
— Основной (это украшаемый звук).
По времени мордент играется за счёт украшаемого звука.

Обозначение.
Обозначается мордент следующим образом:
— Если вспомогательный звук играется выше на секунду:
— Если вспомогательный звук играется ниже на сeкунду: (волна перечёркнута вертикальной чертой)


Рисунок 1. В первом такте показано обозначение мордента, а во втором — как нужно его играть.

Ещё пример мордента:


Рисунок 2. В первом такте показано обозначение мордента, а во втором — как нужно его играть.

Трель — вид мелизма, мелодическая фигура которого состоит из двух быстро повторяющихся звуков одинаковой длительности.
Один из звуков — основной (обозначен нотой, над которой стоит знак трели), другой — вспомогательный (как правило, это соседнийверхний звук).

Обозначение.
Знак трели ставится над нотой, обозначающей основной звук трели. Обозначается трель либо так: , либо так: . Длительность звучания трели равна длительности ноты, над которой стоит знак трели.


Рисунок 1. В первом такте указано обозначение трели, а во втором — исполнение.

Иногда в конец трели добавляют нижний вспомогательный звук.


Рисунок 2. В первом такте указано обозначение трели, а во втором — исполнение.

Если у знака трели указан знак альтерации, то вспомогательный звук берётся с учётом этого знака. Трель может начинаться с основного звука (как в наших примерах), а также со вспомогательного звука (как верхнего, так и нижнего). В этом случае перед трелью указывают маленькую ноту, обозначающую дополнительный звук:


Рисунок 3. В первом такте указано обозначение трели, а во втором — исполнение.

В заключение добавим, что трель отличается от тремоло тем, что в трели используются соседние звуки, а в тремоло возможно использование любых двух звуков.

Источник

Трель

Трель (итал. trillare — дребезжать) — один из наиболее употребительных мелизмов; быстрое чередование двух соседних нот, отстоящих на секунду, большую или малую. Первая нота называется главной и по отношению к гармонии — гармонической, вторая — вспомогательной. Обычно вспомогательная нота стоит выше главной.

Содержание

Обозначение

В современной музыкальной нотации трель обозначается либо только буквами tr, либо буквами tr

с волнистой линией после них (меньшей по размеру, чем при обозначении вибрато). Волнистая линия после tr ставится либо для длинных трелей, либо в тех случаях, когда трель применяется к нескольким (или слигованным) нотам. Эти обозначения ставятся над главной (гармонической) нотой.

Устаревший способ обозначения трели — только с помощью волнистой линии. В современной нотации одиночная волнистая линия без tr над нотой обозначает вибрато.

Длина трели, длительности нот

Общая длительность трели зависит от длительности главной выписанной ноты. В зависимости от стиля, трель может исполняться ритмизованно, четкими равными нотами, либо с ускорением, либо просто с максимально возможной скоростью, свободно.

Высота нот

  • Если около букв tr и главной ноты нет знаков альтерации, форшлагов и мелких нот в круглых скобках, то трель играется на ступень вверх, начиная с главной ноты.

  • В противном случае, дополнительные обозначения определяют:
    • с какой ноты должна начаться трель (главной или вспомогательной). Трель должна начаться не с главной ноты, а с верхней или нижней вспомогательной, если перед главной нотой вписывается вспомогательная нота в виде форшлага.
    • в каком направлении (вверх или вниз). Трель должна играться, начиная с главной ноты, не вверх, а вниз, если около главной ноты вписана вспомогательная мелкая нота в круглых скобках.
    • на какой интервал (полутон или тон). В трели ноты главные и вспомогательные играются не с интервалом в тон, если ставятся знаки альтерации, относящиеся к вспомогательной нотам (располагаются около букв tr).

Исполнение

Трель исполняется с помощью:

  • пальцев (1, 2, 3 или 4-м пальцем или их комбинацией)
  • кисти
  • Необходимо думать только о скорости отскока после удара, а не о скорости самого удара (мысли о скорости удара вызывают хватательный рефлекс)

Инструменты

  • Фортепиано
    • Трель с помощью пальцев или кисти;
    • Трель-вибрато и мелодическая.
  • Струнные
    • Трель с помощью кисти левой руки;
    • Трель-вибрато.
  • Деревянные духовые
    • Трель с помощью пальцев.
  • Медные духовые
    • Трель с помощью пальцев;
    • Трель с помощью мышц лица;

См. также

  • Тремоло
  • Вибрато
  • Обозначения в современной музыкальной нотации
  • Толковый музыкальный словарь. Трель.
  • Толковый музыкальный словарь. Баттемент.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Трель» в других словарях:

трель — трель, и … Русский орфографический словарь

ТРЕЛЬ — в музыке быстрая однообразная смена двух близких друг другу тонов; означается буквами tr. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ТРЕЛЬ переливы голоса. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

трель — 1. ТРЕЛЬ, и; ж. [итал. trillo] 1. Переливчатый, дрожащий звук. Раскатистая т. Т. соловья. Т. свистка. Трелью заливался звонок. Выводить трели. Льются трели. 2. Муз. Быстрое и многократное повторение звуков, близких по тону. Быстрая т. Начавшийся… … Энциклопедический словарь

трель — См … Словарь синонимов

трель — trille, tril. [Дарина :] В ожидании <подрядчика> протвержу я некоторыя кантады (просматривает она многия бумаги музыкантския). Эта очюнь мудрена, а эта стариннаго автора без трелеи, и без знаков, что весьма противно нынешней школе, которая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ТРЕЛЬ — ТРЕЛЬ, и, жен. В музыке: быстрое и многократное повторение звуков, близких по тону, а также вообще переливчатый, дрожащий звук. Соловьиная т. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ТРЕЛЬ — жен., муз. перелив, дрожь, быстрая смена двух звуков. На валторне мудрено трелить, делать трель или пускать трели. Соловей затрелил, рассыпался трелью. (Сегодня что то не трелится певице. Кстати, как итальянские трели к немецкой музыке. Трельные… … Толковый словарь Даля

ТРЕЛЬ — ТРЕЛЬ, смотри Орнаментика … Современная энциклопедия

ТРЕЛЬ — см. Орнаментика … Большой Энциклопедический словарь

ТРЕЛЬ — 1. ТРЕЛЬ1, трели, жен. (от итал. trillo). Переливчатый дрожащий звук от быстрого повторного чередования двух соседних тонов, употр. в музыке и пении в качестве мелодического украшения. «Звучных соловьев раскатистые трели.» Фофанов. 2. ТРЕЛЬ2,… … Толковый словарь Ушакова

ТРЕЛЬ — 1. ТРЕЛЬ1, трели, жен. (от итал. trillo). Переливчатый дрожащий звук от быстрого повторного чередования двух соседних тонов, употр. в музыке и пении в качестве мелодического украшения. «Звучных соловьев раскатистые трели.» Фофанов. 2. ТРЕЛЬ2,… … Толковый словарь Ушакова

Источник

AllFrets

Технические приемы. Основы.

Эта часть посвящена техническим приемам игры на электрогитаре. Я бы советовал начинать изучать ее одновременно с частью «Переменный штрих». Она будет разбита на две логические составляющие. В первой мы рассмотрим простейшие приемы, без которых не обходится ни один уважающий себя гитарист, во второй – более сложные.

Данный урок посвящен четырем приемам: хаммер, пул, трель и тремоло. Немного затронем такой прием, как слайд. В конце урока обладатели электрогитары с рычагом впервые используют его в своей игре.

ХАММЕР И ПУЛ

Хаммер – прием, который позволяет взять ноту без удара медиатором. Здесь, как и во многих других приемах, при непосредственном исполнении приема правая рука не задействуется.

Сыграйте первую ноту медиатором, скажем на седьмом ладу, следующая берется ударом третьего пальца по звучащей струне на девятом. Это и есть хаммер.

Есть сделать все наоборот, т.е. взять ноту ударом медиатора на девятом ладу, а потом не используя правую руку, сдернуть палец левой со звучащей струны, то получиться пул.

ТРЕЛЬ

Если быстро чередовать хаммеры и пулы, то получиться прием, называемый трелью.

Трель на электрогитаре иногда имеет такое обозначение.

ТРЕМОЛО

Тремоло можно получить, если играть медиатором одну ноту на максимальной скорости.

Чтобы укоротить запись, для тремоло используют такое обозначение.

СЛАЙД

Если взять ноту, а затем проскользить пальцем по грифу гитары от одного лада до другого, то получиться слайд. Более подробно слайд будет рассматриваться позже. Здесь же тебе необходимо просто понять само определение и запомнить обозначение.

Теперь несколько упражнений из книги «Гитарные трюки в стиле Хэви Метал» для развития изученных приемов.

Упражнение 1. Используй первый и третий пальцы.

Упражнение 2. Ударом медиатора играется только первая нота. Остальное – пулы, хаммеры и слайды. В этом упражнении, кстати, используются триоли – ритмический рисунок, при котором на каждую долю такта приходиться по три ноты. Подробнее о триолях ты можешь узнать из части «Ритм гитара».


Упражнение 3. Играй с максимально скоростью.


На основе этих упражнений, попробуй составить свои собственные. Кстати, частое чередование хаммеров, пулов и такого технического приема, как слайд является основой так называемой легатной техники, которая будет рассматриваться позже. Поэтому очень важно на данном этапе уделить внимание отработке этих приемов.

РЫЧАГ

И наконец, как я и обещал, пришло время поработать рычагом. Рычаг электрогитары, или как его еще называют рычаг тремоло, позволяет изменить натяжение струн, за счет чего изменяется их высота. На основе этого можно выполнить массу технических приемов.

Здесь мы рассмотрим только основы. Более сложные приемы, в которых используется рычаг, будут разобраны в уроке, который так и называется работа рычагом.

Упражнение 4. Неглубокое погружение рычагом. Возьми аккорд, после чего несильно и быстро надави на рычаг и тут же отпусти. Повтори несколько раз подряд.

Упражнение 5. Глубокое погружение. Без удара медиатором сыграй пул к открытой струне с любого лада, чтобы она зазвучала. Пальцами левой руки заглуши остальные струны и надави на рычаг. Раскачивай, наращивая амплитуду, затем верни рычаг в исходное положение.


На этом все. Первый урок, посвященный техническим приемам игры на электрогитаре, подошел к концу. Как только отработаешь их так, чтобы их исполнение нравилось тебе самому, можешь переходить к уроку 3 способа взять флажолет. Не забудь оставить отзыв на форуме. Это поможет мне сделать следующие уроки более полезными для тебя. Там же ты можешь задать любые вопросы. Удачи!

Источник

Читайте также:  Заповеди блаженства ноты обиход
Оцените статью