Что такое тритоновый аккорд

Гитара


Тритоновая замена аккордов

Иногда в песне некоторые аккорды заменяются на «родственные». Наиболее часто употребляется тритоновая замена (замена доминантсептаккордов). Суть замены такова: меняем аккорд на совершенно новый, то есть меняем основную басовую ноту аккорда. Правило замены таково: всякий доминантсептаккорд можно заменить аккордом того же класса, то есть доминантсептаккордом, отстоящим от него на увеличенную кварту или уменьшенную квинту — три тона (6 ладов на гитаре).

Таблица по тритоновой замене доминантсептаккордов
Аккорд C7 С # 7 D7 D # 7 E7 F7 F # 7 G7 G # 7 A7 A # 7 B7
Замена F # 7 G7 G # 7 A7 A # 7 B7 C7 С # 7 D7 D # 7 E7 F7

Естественно, Вы можете в заменяемом аккорде ставить все его модификации. Например, E7 меняем на A # 7. Значит, в зависимости от композиции, можно попробовать применить модификации A # 7 (A # 75-, A # 75+, A # 76).

Метод основан на гармоническом равенстве доминантсептаккордов с пониженной квинтой, основные тоны которых находятся на расстоянии в три тона. Используя этот метод можно значительно разнообразить ваше исполнение той или иной песни.

Возьмем самую простую схему из трех аккордов в тональности Ля.

По Ля минору
Схема движения: Am Dm E7 Am
Модификация1 Am Dm A # 7 Am
Модификация2 Am Dm A # 75- Am
Модификация3 Am Dm A # 76 Am
По Ля мажору
Схема движения: A D E7 A
Модификация1 A D A # 7 A
Модификация2 A D A # 75+ A

Вы видите насколько можно разнообразить композицию, делая тритоновую замену. Заучите таблицу замены и попробуйте применить ее в своей практике. Ниже на рисунке показаны аккорды по Ля минору из нашей таблицы с тремя допустимыми модификациями (7, 75-, 76).

Источник

Тритоновые замены в аккордах «Главного хода джаза» (II-V-I).

Одним из приемов, характерных именно для джазовой гармонии, является тритоновая замена. Этот прием заключается в замене одного аккорда другим, расположенным на тритон выше или ниже, притом, что надстройки такого аккорда сохраняются или видоизменяются. Естественно, тритоновая замена может быть применена и к аккордам II и V ступеней, входящим в «Главный ход джаза».

Этот прием всегда рассматривается в учебной литературе в общем, виде, однако нам хотелось бы подробнее рассмотреть один из вариантов тритоновой замены, весьма интересный и широко используемый на практике.

В джазовой музыке часто встречается так называемая «традиционная кода» или «вертушка«:

А теперь сравните этот пример с другим:

Обратите внимание на то, что надстройки аккордов А 7(+9)6 и Е b 9(-5)6 ; D 7(6) и А b 7 (+9)-5 ; G 9(-5)6 и D b 7(+9)-6 энгармонически равны, то есть состоят из совершенно одинаковых звуков (оговоримся, что речь идет о темперированном строе). То есть в приведенном примере тритоновая замена реализуется простейшим образом — перемещением басового звука (тоники) на тритон. Проанализируйте эти аккорды с тем, чтобы самостоятельно убедиться в сказанном.

Очевидно, что для тритоновой замены малого мажорного септаккорда не обязательно строить новый аккорд, достаточно переместить на тритон бас, сохранив или видоизменив надстройку основного аккорда.

Рассмотрим некоторые варианты таких тритоновых замен, как обычно, для фортепиано и дуэта фортепиано-бас. Обратите внимание — в тексте произведены энгармонические замены, необходимые для удобства чтения, как это принято в джазовой литературе:

Использование бифункциональных аккордов. Задержания и принципы их применения в аккордах «Главного хода джаза» (II-V-I).

Термин «задержание» заимствован из классической гармонии. Однако если там задержание — это скорее способ формирования мелодической линии, то в гармонии джаза задержание есть способ построения собственно аккорда. Суть этого приема в том, что вместо терции аккорда используется кварта, как «задержанный», неразрешённый в терцию звук. В результате образуется новый аккорд, имеющий собственное цифробуквенное обозначение, например — C 9 sus. Однако такой аккорд может быть записан и другим, более простым для чтения способом, в приведенном случае это будет Gm 7 /C. Мы уже рассматривали такой способ записи, поэтому здесь не будем останавливаться на нем слишком подробно. Вместо этого рассмотрим следующие пример 14:

Мы видим, что эти аккорды имеют некоторое функциональное сходство — если Dm 7 в До-мажоре представляет собой глубокую субдоминанту, то Fmaj/G (в нашем случае это задержание от G 9 ) является полифункциональным, совмещая доминантовый бас и субдоминантовую надстройку. На практике часто используется прием замены первого из приведенных аккордов на второй, что весьма несложно, учитывая, что Dm 7 превращается в Fmaj/G простым перемещением баса-тоники.

Рассмотрим несколько примеров хода IIVI, в которых использованы такого рода замены на задержанный аккорд и тритоновые замены:

Обратите внимание на последние 4 такта примера 15. Здесь использованы задержанные аккорды на доминанте и тонике лада.

Проанализируйте аккорды «Главного хода джаза» (IIVI) в приведенных примерах. Придумайте свои примеры задержаний в различных расположениях и мелодических положениях, в том числе в дуэте с контрабасом. Играйте все примеры на фортепиано в различных тональностях.

Источник

Тритоновая замена аккордов

Здравствуйте, уважаемые посетители. Сегодня мы поговорим о тритоновой замене аккордоы. Во-первых почему она называется тритоновой? Потому что расстояние между двумя взаимозаменчемыми аккордами равно трём тонам (это три лада на гитаре). Какие же аккорды заменяются с помощью этого вида замен. Вообще, она очень хорошо подходит для замен доминантовых септаккрдов, строящихся, к примеру от пятой ступени в гармонии, также таким образом заменяют аккорды в блюзовой последовательности (ведь в блюзе все аккорды доминантсепт).

Давайте возьмем, к примеру аккорд C7 (до-семь). Чтобы сделать тритоновую замену этого аккорда нужно вверх или вниз от тоники (ноты «до») отсчитать три тона и от полученного звука взять также доминантсептаккорд. Нотой этой будет фа-диез и соответственно аккорд фа-диез семь.

Почему же C7 и F#7 взаимозаменяемы? Все просто — они имеют две общие ноты — это ми и си-бемоль, а различаются они только нотой в басу (тоникой). Вот так и находятся тритоновые замены для доминантовых септаккордов.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Джазовая гитара: тритоновая замена. Арпеджио.

В джазе одна из самых часто используемых аккордовых замен — тритоновая замена — это понятие, которое возникает снова и снова, когда ты учишься играть соло и аккомпанемент. Но значение этих слов понятно не всегда.

Чтобы помочь внести ясность в эту важную и здорово звучащую аккордовую замену, мы прибегнем к следующим нескольким урокам для анализа, попрактикуем разные аккорды, лады и арпеджио. Все это ты сможешь использовать для привнесения принципа аккордовой замены в свою игру.

В первом уроке ты научишься использовать 7 и 7#11 арпеджио для построения тритоновой замены в аккордовой последовательности ii V I. Это позволит тебе повысить качественный уровень фраз в соло и начать создавать соло с той же атмосферой и за то же время, как это делает твой любимый джазовый гитарист.

Так что приступим к изучению тритоновой замены в арпеджио для джазовой гитары.

Что такое тритоновая замена?

Для начала посмотрим, что означает тритоновая замена на бумаге, и затем мы будем готовы перенести эти знания на гриф. Проще говоря, тритоновая замена – это когда у тебя есть септаккорд V 7, как D7 в примере ниже, и ты замещаешь его аккордом bII7, как Ab7 в том же примере.

Эта аккордовая замена работает потому, что оба аккорда используют одинаковые 3-ю и 7-ю ступени. Это означает, что 3-я и 7-я ступени аккордов D7, F# и C имеют те же ноты в 7-й и 3-й ступени аккордов Ab7, Gb(F#) и C. Данная связь позволяет этим аккордам заменяться друг на друга в соло и аккомпанементе.

Сыграй следующий пример от начала до конца и послушай, как обе аккордовые прогрессии ii V I и ii bII I звучат одинаково, но дают разное ощущение, в том числе из-за перемещения басовых нот в каждой прогрессии.

Тритоновая замена в арпеджио 7

Теперь, когда ты имеешь представление о том, что такое тритоновая замена, применим этот принцип на грифе, и ты научишься применять теорию в своей джазовой импровизации. Для начала выучи арпеджио аккорда bII7, и ты сможешь использовать его в соло поверх аккорда V7 в прогрессии ii V I, которую ты можешь видеть в первом примере.

Учи эти аппликатуры арпеджио по возможности во всех 12-и тональностях и по всему грифу. После чего включай минус аккордовой последовательности ii V I и играй соло поверх этих аккордов, используя ii bII I арпеджио из примера ниже.

Когда ты разберешься с этими арпеджио, пытайся применить любые арпеджио 7, которые ты знаешь, к этой прогрессии. Если ты используешь эту идею в своих дальнейших занятиях, то ты научишься применять ее в любом месте грифа и в любой ситуации.

Чтобы помочь тебе начать, тут приведены примеры фраз, написанные поверх прогрессии ii V I в тональности Gmaj , где bII7 арпеджио используется поверх аккорда V7 в такте 2. Начни изучение этих фраз в тональности G , затем практикуй их во всех возможных тональностях и местах на грифе для понимания идеи того, как они звучат по всему грифу.

Когда ты отработаешь эти фразы по всему грифу, ты можешь попробовать самостоятельно написать фразы для тактов 4 и 5, используя ту же концепцию игры bII7 арпеджио поверх аккорда V7. Затем начинай играть соло поверх ii V I минуса, придумывая подобные фразы на основании тех же арпеджио.

Тритоновая замена в арпеджио 7#11

Ты можешь применить этот же подход при использовании аккорда 7#11 для тритоновой замены в такте 2 аккордовой прогрессии ii V I, как ты можешь видеть в примере ниже.

Это арпеджио bII7#11 лучше всего звучит поверх аккорда V7, так как ступень #11 аккорда bII представляет собой ту же ноту, что и тоника аккорда V7. Все это ты можешь видеть в примере ниже: нота D , которая является ступенью #11 в аккорде Ab7, является также тоникой в аккорде D7. Начни учить аппликатуры арпеджио, приведенные ниже, и играй соло поверх минуса ii V I, используя их. Послушай, как аккорд 7#11 звучит поверх аккорда V7 в данной прогрессии.

Для того чтобы применить эту идею в своих дальнейших занятиях, ты можешь брать любые 7-е арпеджио, которые ты знаешь, на любой струне и просто понижать 3-ю, 5-ю ступень, чтобы превратить 7-е арпеджио в арпеджио 7#11.

Это позволит тебе выучить новые звуки, основанные на 7#11 арпеджио, без необходимости изучать кучу новых аппликатур по всему грифу. Вместо этого ты сможешь создавать новое звучание на основе старых знаний, просто превращая арпеджио 7 в 7#11 с помощью корректировки одной лишь ноты.

Здесь находится пример использования арпеджио bII7#11 поверх аккорда V7 в такте 2 последовательности ii V I в тональности Gmaj . После изучения этих фраз в тональности G примени их во всех остальных тональностях по всему грифу, а затем начни придумывать свои собственные фразы, используя арпеджио bII7#11 в том же контексте.

Как ты можешь видеть, изучение 7 и 7#11 позволит тебе применить тритоновую замену в прогрессии ii V I в будущем, когда тебе захочется привнести этот звук в свою джазовую импровизацию.

Проверь эти аппликатуры на репетиции в ближайшую неделю и посмотри, как ты сможешь придумывать самостоятельно, когда ты будешь изучать тритоновые арпеджио для джазовой гитары на практике.

Источник

Базовые правила для замены аккордов (Часть 1)

Решил создать небольшой конспект по аккордовым заменам. Не знаю пока сколько пунктов получится. Первая часть уложилась в 15.
Итак, проверяем свои знания:
Краткая шпаргалка по аккордовым заменам (часть 1)

1) Любой доминантовый аккорд (7) можно заменить на аккорд тоника которого отстоит на тритона от исходного. Например, C7 заменяем на Gb7. Данная замена называется тритоновой
2) Любой аккорд доминанты (V7) можно заменить исходя из вышесказанного на неаполитанскую доминанту (IIb). ( Db7 вместо G7 в С мажоре)
3) Аккорд субдоминанты (IIm7), можно логично связать с заменой доминанты и получить хроматический каданс типа IIm7-IIb-I
4) Аккорд тоники вне каденции можно заменить на верхнюю медианту (IIIm7 или Em7 для мажора). Для прерванной каденции можно использовать любые медианты кроме верхней (Например VI, VI7, IIIb, IIIbm, IIIbdim)
5) К любому доминантовому аккорду можно добавить еще один доминантовый. Это может быть двойная доминанта, а также ее тритоновая замена. В более редких случаях сочетаются тритоновые замены и исходные аккорды побочных доминант.
6) Любой доминантаккорд можно изменить используя надстройки, альтерации и их сочетания. Всего насчитывается более 60 вариантов видоизменений.
7) Тонический аккорд d мажоре может принимать следующие виды — мажор, maj7, 6, add6, add9, 6/9, mMaj7
8) Аккорд II или минорная тоника могут принимать следующие виды — трезвучие,6,m7,m9,m11#, mMaj7
9) Наиболее популярно движение по квинтам или квартам ( кварто-квинтовый круг)
10) Доминантаккорд можно превратить в минорный (m7)
11) Аккорд может быть заменен на параллельный мажор/минор. С в Am или Am в С.
12) Минорный аккорд можно заменить на мажор отстоящий на большую терцию ниже. Em в С мажор.
13) Когда в тональности C нужно использовать G7 – вы можете брать любую вариацию аккорда Db (Db9, Db13 или Dbalt)
14) Любому доминантовому аккорду может предшествовать минорный септаккорд m7, расположенный на кварту ниже ( например для С7 это аккорд Gm7).
15) В плагальной каденции можно добавить минорный аккорд субдоминанты ( например, F-Fm-C). Это известно, как Amen Cadence и используется в церковной и госпел музыке.

Источник

Оцените статью