Что такое цельнокорпусная гитара

Что такое цельнокорпусная гитара

1. Гриф
2. Корпус (дека)
3. Лады
4. Верхний порожек
5. Колки (колковый механизм)
6. Бридж (струнодержатель, машинка)
7. Звукосниматель
8. Переключатель звукоснимателей
9. Регулятор тембра
10. Регулятор громкости
11. Гнездо подключения шнура
12. Отверстие для регулировки анкера
13. Крепление ремня
14. Маркер лада

Гриф (нем. Griff — рукоятка). Гриф является одной из самых сложных деталей электрогитары. Наиболее популярным материалом для изготовления грифов электрогитар является клён и красное дерево.

Накладка на гриф

Гриф электрогитары может быть с накладкой, в которой установлены лады и из цельного куска дерева. Наиболее известные гитары с цельными грифами — фирмы Fender, но эта технология используется почти всеми современными производителями.

— Самое распространенное дерево для изготовления накладки грифа гитары —

Палисандр (Rosewood)

Клен (Maple)

Эбони (Черное дерево)
(Dispyrus Melanoxylon)

Основные способы крепления грифа к корпусу электрогитары

На болтах (bolt-on) – этот способ крепления придумал Лео Фендер в конце 40-х годов и стал использовать его на своих инструментах. Это позволяло значительно снижать издержки при массовом производстве. Например, если на собранном инструменте вдруг обнаруживался брак, гриф (или корпус) просто отвинчивался и заменялся новым. Как говорится, «дешево и сердито». Для такого способа крепления характерна яркая атака и хорошая «читаемость» нот. Очень важно, чтобы гриф максимально плотно прилегал к корпусу, если есть зазоры, лучше отнести гитару мастеру, чтобы он немного подровнял площадку под пятку грифа на корпусе. Эта очень простая и недорогая операция улучшит звучание вашего инструмента. Для обеспечения наилучшего контакта грифа с корпусом многие фирмы крепят грифы пятью -шестью, а порой и большим количеством шурупов.

Вклеенный (glued/set-in) – такой способ крепления используется такими фирмами, как Gibson, PRS и многими другими. Атака не такая яркая, как у грифа на болтах, зато лучше сустейн.

Сквозной (neck-through) – самый дорогой способ крепления грифа. Появился позже первых двух. Этот способ крепления на электрогитарах применяется довольно редко, а вот басы со сквозным грифом отнюдь не редкость. Обычно инструменты со сквозным грифом звучат очень ровно, без провалов во всем диапазоне и обладают отличным сустейном. Так как гриф в данном случае занимает почти третью часть корпуса, к тому же центральную, материал, из которого он изготовлен, оказывает большее влияние на звук, чем при других способах крепления. Также для этой конструкции характерно незначительное снижение резонанса на низких частотах. Используется на большинстве моделей басов Fodera, некоторых моделях гитар Jackson.

Основные способы крепления грифа

Привинченный
(Bold-on neck)
Вклееный
(Set neck)
Сквозной
(Neck-thru)

2. Корпус (дека)

Дека (нем. Decke) — это деталь струнного инструмента, которая передаёт колебания от струн воздуху, делая звук намного громче, чем издаёт струна сама по себе. Существует множество пород древесины из которых изготовляют деку (корпус электрогитары). Самыми популярными из которых являются: ольха, махагони, американская липа, красное дерево. Подробнее о влиянии породы древесины на звучание электрогитары.

— По конструкции корпусов электрогитары подразделяются —

Цельнокорпусные (solidbody) Полый корпус
(hollow body) Полукорпусные
(semi-hollowbody)

Цельнокорпусные (solid body) гитары, корпус которых представляет собой деталь, изготовленную из цельного дерева, без каких-либо отверстий или полостей. Цельнокорпусные гитары — самый распространенный тип гитар в рок-музыке. Они, как правило, обладают отличным сустейном и хорошо подавляют возникновение фидбэка на высоком уровне громкости. В качестве примеров цельнокорпусных гитар можно привести такие модели компании Gibson, как Les Paul и SG (что, кстати, означает Solid Guitar — т.е. гитара с цельным корпусом), модели компании Fender Stratocaster и Telecaster, модель Paul Reed Smith Standard и множество других.

Полый корпус (hollow body) Гитары с полым корпусом чаще ассоциируются с джазом, чем с роком, хотя и здесь имеются исключения: например, Тед Наджент играет на полнокорпусной гитаре Gibson Byrdland, а Стив Хау из группы Yes — на Gibson ES-175. Поскольку полнокорпусные гитары обладают более высокими резонансными свойствами, чем цельнокорпусные, они более подвержены фидбэку на высоких уровнях громкости. Кроме того, у них менее выражен сустейн, чем у цельнокорпусных гитар, а звучание имеет заметный «деревянный» оттенок.

Полукорпусные (semi-hollow body) К классу полукорпусных гитар относятся цельнокор — пусные гитары, в корпусах которых имеется одна или несколько акустических камер. Эти камеры усиливают акустические характеристики и глубину тона, но при этом, поскольку гитара цельнокорпусная, резонансные характеристики остаются в приемлемом диапазоне, что уменьшает шанс возникновения фидбэка. Самой популярной моделью является Gibson ES-355 (Chuck Berry, B.B. King, Eric Clapton, Mark Knopfler и др.), но такие компании, как Rickenbacker. Guild, Ibanez и другие также внесли существенный вклад в дизайн полукорпусных гитар. Полукорпусные гитары являются инструментами с очень широким диапазоном применения: они хорошо подходят для джаза, архаичного рока, фьюжн, фанка и кантри.

3. Лады (порожки лада)

У струнных инструментов, в данном случае у гитары, лады (порожки лада) делят гриф на отрезки, длины которых рассчитаны в соответствии с законами волновой акустики и теории музыки. Лады представляют собой металлические полоски, вставленные в гриф, точнее в накладку грифа. Иногда под ладом подразумевают пространство между двумя соседними полосками металла, поэтому говорят «прижать струну на пятом ладу», а не «прижать струну между четвертым и пятым ладами», подразумевая, что палец прижимает струну к поверхности грифа, а не к самой полоске.

Лады изготавливаются из высококачественных материалов с использованием следующих основных материалов:

— Нейзильберовые лады
— нержавеющая сталь
— латунь специальная
— неаллергенный сплав
— бронза с содержанием олова 15%

Нейзильберовые лады выпускаются двух твердостей: лады стандартной твердости (из нейзильбера с содержанием никеля 12%); лады особо твердые (из нейзильбера с содержанием никеля 18%). Особо твердые лады (e.h.) с твердостью более 170 НВ выдерживают интенсивную, длительную ( до двух лет) игру на музыкальном инструменте.

Нейзильберовые лады производятся с различными формами головки. Наибольшее распространение получили дугообразная (традиционная) и треугольные формы головки. Треугольные лады позволяют играть на музыкальном инструменте без «шороха», что особенно важно при записи музыки в звукозаписывающих студиях с использованием высокочувствительной аппаратуры.

Нейзильберовые ремонтные лады имеют утолщенную ножку и успешно применяются ремонтными мастерскими при замене ладов на музыкальных инструментах. Лады из нержавеющей стали являются ладами с повышенной износостойкостью (w.p.), имеют твердость до 40 HRC. Это практически «вечные лады».

Лады из латуни специальной имеют золотистый цвет и стандартную твердость. Лады из неаллергенного сплава серебристого цвета, стандартной твердости предназначены для музыкальных инструментов, изготавливаемых из материалов не вызывающих аллергическую реакцию у музыканта.

Лады из бронзы с содержанием олова 15% (самой звонкой бронзы) имеют цвет золота, твердость, близкую к твердости нейзильберовых особо твердых ладов. Эти уникальные лады особенно хорошо проявляют себя на высококачественных электрогитарах.

Основные формы ладов:

6100: Большие, для ощущения «скалопированности» грифа
6105: Узкие и высокие, очень популярные
6130: «Medium Jumbo» — такие на большинстве грифов Gibson
6230: Самые маленькие лады, использовались на старых Fender
6150: «Jumbo», почти такой же ширины как «Medium Jumbo», но немного выше

4. Верхний порожек

Верхний порожек определяет расстояние между струн и высоту их над ладами. Он должен соответствовать ширине грифа, радиусу накладки и высоте ладов. Он как бы изначально прижимает струны на 0-м ладу, а струны, опирающиеся на верхний порожек, но не прижатые пальцами левой руки гитариста к ладовым порожкам называются открытыми (т.е. неприжатыми).

Cвойство некоторых материалов из которых изготавливают верхний порожек

— твердый, плотный материал
— яркий, чистый и читаемый звук

Графит:

— самосмазочный материал, хорош для гитар с тремоло-системами
— тёплое звучание
— мягкий, легко обрабатывается

Медь:

— твёрдый материал, хорошо полируется и смотрится с золочёной фурнитурой
— отличный сустейн для бас-гитар и слайд-гитар
— яркий звук

Никель:

— делается из того же материала, что и ладовая проволока (медь и 18% никеля), поэтому соответствует звучанию и виду ладов
— хорошо полируется
— очень яркий звук с отличной читаемостью и сустейном

Порожки TUSQ

— синтетический материал по виду напоминающий кость
— прозрачное и глубокое звучание, с хорошим сустейном

Порожки Corian:

— твёрдый синтетический материал
— уравновешенный, чистый звук

Это порожек, который зажимает струны и позволяет вашей гитаре держать строй при активной работе машиной. Некоторые считают, что это единственный способ заставить гитару держать строй. Они отчасти правы, это действительно хорошо работает, но остерегайтесь изменения тона. Металлический запирающий порожек не позволяет струнам долго резонировать и сильно сокращает сустейн, однако, если ваш стиль игры не предполагает частого использования машины — это не будет большой проблемой.

За последние 15 лет появились отличные устройства, которые являются золотой серединой между обычным и запирающим порожком. Первое, о чём я хочу упомянуть — это роликовый порожек LSR. Его можно увидеть на некоторых стратах Fender.

У данного порожка интересная конструкция — в нём есть специальные ролики, через которые проходят струны. Эти ролики позволяют струнам возвращаться в центральное положение после использования тремоло-машины. У меня есть такой на одном из стратов и он работает действительно хорошо. Это позволяет гитаре не расстраиваться при выполнении трюков с тремоло в духе Джеффа Бека. А вот при трюках Ван Халена, такой порожек будет держать строй хуже, чем запирающий.

Второе интересное устройство — компенсирующий порожек Earvana. Очень хорошая конструкция и принцип действия. Интонация является ещё одним важным фактором, определяющим как звучит и чувствуется гитара. Мало того, что Earvana улучшит интонацию — эта конструкция также поможет гитаре держать строй, когда вы работаете с тремоло.

Теперь вам не придётся подстраивать гитару после использования тремоло, а струны станут звучать немного дольше, благодаря компенсирующему порожку.

5. Колки (колковый механизм)

Колки (колковый механизм) – предназначены для закрепления и натяжения струн при настройке гитары.

Колки бывают нескольких видов: обычные, локовые и степлоковые. От качества колкового механизма в большей степени зависит на сколько долго ваша гитара будет держать строй. Так же нужно обратить внимание на качество струн электрогитары

Колки состоят из вала, червячного механизма и ручки. Отношения механизма указывают, сколько поворотов ручки (на 360°) необходимо сделать, что бы вал совершил один оборот. Обычные отношения механизма находятся между 1:12 и 1:20. Отношение механизма 1:14, например, означает, что 14 поворотов ручки заставят вал совершить один полный поворот. Колки позволяют настраивать гитару, и от их качества зависит способность гитары устойчиво держать настройку. Не экономьте на них. Чем мягче и точнее ход у колков, тем легче настроить гитару. Колки с закрытым механизмом лучше чем с открытым. Легкость вращения колка часто может регулироваться винтом на ручке. Schaller, Gotoh, Grover, Kluson и Sperzel — фирмы производители качественных колков, и особенно произведенные немецкой фирмой Schaller имеют очень хорошую репутацию. Сделанные японской компанией Gotoh дешевле, но так же неплохи по качеству. Большинство колков хромированые или золоченые. Если Вы хотите сэкономить немного денег, покупайте колки полированные машиной вместо полированных вручную.

Локовые колки имеют неоспоримые преимущества: гитара может быть настроена быстрее, меньше витков надо накручивать на колок, при работе машинкой гитара будет меньше расстраиваться и наконец зажатая струна при натяжении не «поползет».

Разноразмерные колки с валами разной длины необходимы, если головка грифа не имеет наклона к грифу. Такие колки помогают поддерживать достаточное давление струн на верхний порожек. Тот же самый эффект может быть достигнут с обычными колками, используя клиновидную прокладку.

Источник

Типы корпусов электрогитар

Опубликовано: 2016-01-08 / Автор: Сергей Хмарук

Вот мы и добрались до очень интересной темы, в которой рассмотрим самые популярные типы корпусов электрогитар. Эти инструменты вам наверняка уже давно известны, т.к. какая-то определенная форма однозначно ассоциируется у вас с каким-то любимым кумиром, который играет на одном из них.

В предыдущей статье мы уже рассматривали самые распространенные стандарты корпуса акустической гитары, ну а сегодня поговорим об электрогитарах. Конечно, все формы корпусов в рамках данного поста описать не получится, а поговорим лишь о самых основных «традиционных», которые можно встретить чаще всего.

Типы корпусов электрогитар

Итак, идем по списку от самых популярных к менее популярным и рассмотрим небольшую характеристику для каждого инструмента, чтобы иметь о нем мало мальское представление.

1. Stratocaster

Самым популярным, без сомнения, всегда оставался и остается Fender Stratocaster, который в тоже время является самым копируемым в мире инструментом. Материалом для этой гитары, как правило, служит ясень либо ольха. Гриф имеет 21-22 лада и крепится на четырех болтах, длина мензуры 25,5 дюймов, а все колки расположены в один ряд. Электроника и звукосниматели обычно собраны на фальш панели (пикгард). Классический Стратокастер укомплектован тремя синглами. В качестве нижнего порожка чаще всего установлен Vintage Tremolo, который работает только на понижение строя и крепится к корпусу шестью винтами. Высокая надежность и простая конструкция снискали этой электрогитаре популярность у многих музыкантов, таких как Eric Clapton (The Yardbirds), Yngwie Malmsteen, Ritchie Blackmore (Deep Purple) и многих других.

2. Les Paul

Вторая по популярности в мире гитара, однозначно, Gibson Les Paul. Этот тип корпуса, также как и стратовский, копируют все кому не лень. Материалом для корпуса этой гитары служит махагони (красное дерево), а топ чаще всего выполнен из клена. Гриф также изготавливают из красного дерева и вклеивают в корпус. Для накладки грифа используют палисандр, на которой установлены 22 лада, мензура имеет длину 24,75 дюйма, а колки расположены по схеме 3+3. Чаще всего на Gibson Les Paul установлены два хамбакера, а в некоторых модификациях их может быть даже три. На корпусе струны жестко фиксируются благодаря бриджу Tune-o-Matic. Эта гитара была любимым инструментом у таких музыкантов, как Jimmy Page (Led Zeppelin), Gary Moore, Шура (Би-2) и др.

3. Telecaster

Электрогитара Fender Telecaster является предшественницей Стратокастера и одним из первых в мире цельнокорпусным инструментом. Материалы, используемые в этой гитаре практически такие же, как и в Fender Stratocaster, то бишь ясень или ольха. Классический гриф «телека» выполнен из цельного куска клена и не имеет отдельной накладки, на котором расположен 21 лад. Крепится он на четырех болтах, мензура составляет 25,5 дюйма, а все колки расположены в один ряд. На гитаре установлены два сингла, а вся электроника смонтирована на пикгарде. Струны же, как правило, имеют крепление сквозь корпус, а в некоторых редких моделях даже можно встретить устройство B-bender для подтягивания 2-й струны. На таких гитарах играли Kurt Cobain (Nirvana), George Harrison (The Beatles), Александр Васильев (Сплин) и другие известные музыканты.

Цельнокорпусная электрогитара Gibson SG по своим техническим характеристикам очень близка к Gibson Les Paul, но все же имеет несколько существенных различий, к которым относится более прогрессивная форма корпуса на момент ее выпуска (1961) с пикгардом и два рога для удобства при игре на последних ладах. Дерево, конструкция крепления грифа, количество ладов, расположение колков, электроника, струнодержатель Tune-o-Matic и даже мензура 24,75 дюйма такие же, как и у Les Paul. На этой гитаре уже на протяжении многих лет играет Angus Young (AC/DC), а Дарон Малакян (System Of A Down) с 2005 года окончательно перешел на Gibson SG Reissue’ 61.

5. PRS Santana

Электрогитара PRS Santana Signature – это подписная модель музыканта Карлоса Сантаны, которую можно довольно часто встретить в различных копиях либо сходных по дизайну гитарах. Внешне корпус выглядит почти симметрично и изготавливается в основном из красного дерева с топовой накладкой из клена с волокнистым шпоном. Гриф также выполнен из красного дерева с палисандровой накладкой, на котором расположено 22 лада. На корпусе установлено два хамбакера и фирменный бридж PRS Tremolo, который работает только в одну сторону. Характерная особенность данной гитары – мензура 24,5 дюйма.

6. Randy Rhoads

Культовая цельнокорпусная гитара Jackson Randy Rhoads, которая появилась на свет в 1981 году, была разработана Гровером Джексоном с учетом пожеланий гитариста Рэнди Роадса. Она же является логическим продолжением серии Flying V. Материалом корпуса чаще всего является ольха, для сквозного грифа применяют клен, ну а для накладки – черное дерево. Количество установленных ладов равно 22, все колки в один ряд, а струнодержатель может быть как Tune-o-Matic так и Floyd Rose. На борту также установлено два датчика типа «хамбакер» фирмы Seymour Duncan, один регулятор громкости, два регулятора тона и 3-х позиционный переключатель. Музыканты, играющие на этой гитаре известны всем: Kirk Hammett (Metallica), Alexi Laiho (Children Of Bodom), Phil Campbell (Motörhead).

7. Explorer

Электрогитара Gibson Explorer, знакомая фанатам группы Metallica, на которой играет Джеймс Хетфилд да и не только он, была выпущена в 1958 году. Она имеет цельный корпус и вклеенный гриф из красного дерева, а также палисандровую накладку (реже черное дерево). На грифе расположены 22 лада, а длина мензуры составляет 24,75 дюйма. Струны крепятся бриджем Tune-o-Matic со стоп-баром и шестью колками, расположенными по схеме 6 в один ряд. На корпусе расположены два мощных керамических хамбакера без крышек, которые по праву считаются самыми «злыми» звукоснимателями от Gibson. К известным гитаристам, полюбившим Gibson Explorer относятся: David Evans (U-2), James Hetfield (Metallica) и др.

8. Flying V

Необычный дизайн корпуса Gibson Flying V, напоминающий наконечник стрелы, впервые увидел свет в 1957 году в качестве прототипа, а год спустя инструмент уже начал выпускаться серийно. Самые первые модели изготавливались исключительно из корины, но после переиздания в конце 60-х, корпус и гриф начали делать уже из красного дерева. Flying V по своим характеристикам, как конструктивно, так и по материалам очень близок к моделям SG и Explorer. Музыканты игравшие на Gibson Flying V также вам известны, это Jimi Hendrix, Albert King, Kirk Hammett (Metallica) и другие.

9,10. Суперстраты

Суперстраты – это электрогитары, которые получили свое дальнейшее развитие и эволюцию от любимого дедушки Fender Stratocaster. Обычно они имеют 22-24 и более лада, разнообразные конструкции грифа, корпуса, бриджа, всевозможные породы дерева, инкрустации, электронику и т.п. Суперстраты в большинстве случаев – это просто более эргономичные и экстремальные развития формы стратокастера. Ну как пример, более удлиненные и острые рога, благодаря которым существенно облегчается доступ к последним ладам. Вот примеры некоторых гитар: Jackson Soloist (9), ESP Horizon (10) и Ibanez JS, но существует также и масса других модификаций и разновидностей.

На этом, пожалуй, все. Конечно, существует много других форм электрогитар от привычных всем, до самых причудливых и незаурядных. Чтобы все их рассмотреть нужно писать целую энциклопедию на эту тему. При желании вы всегда сможете нагуглить или найти в Википедии интересующую вас гитару.

Источник

Оцените статью