- Стоит ли восстанавливать цельнопланочный баян?
- Как делают баяны
- Пой,гармоника!
- Всё о гармони и гармонистах
- Чем хороши цельные планки?
- Какими бывают баяны и как их настроить?
- Что это такое?
- История создания
- Обзор видов
- Ученические и оркестровые
- С перевернутой клавиатурой
- Тембровые
- Цифровые
- Популярные модели
- Аксессуары и комплектующие
- Критерии выбора
- Настройка
- Как научиться играть?
Стоит ли восстанавливать цельнопланочный баян?
- Сообщений: 9
- Спасибо получено: 0
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Тимофей Токарев
- Автор темы —>
- Не в сети
- Сообщений: 9
- Спасибо получено: 0
Вложения:
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Паха
- —>
- Не в сети
- Сообщений: 87
- Спасибо получено: 2
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Тимофей Токарев
- Автор темы —>
- Не в сети
- Сообщений: 9
- Спасибо получено: 0
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Сергей Акимов
- —>
- Не в сети
- Сообщений: 402
- Спасибо получено: 39
Тимофей Токарев пишет: Как механику сделать я не представляю, ибо все деревянное — без трения (чтобы легко жалось)
сделать невозможно
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Источник
Как делают баяны
Цена такого баяна — 350 000 рублей. Не ищите инкрустацию Сваровски на корпусе, ее тут нет. Это обычный серийный баян. Дело в том, что изготовление баянов — это долгий, трудоемкий, практически не автоматизированный процесс.
2. Правая механика баяна Юпитер 64/106 в процессе сборки.
Время создания этого музыкального инструмента больше, чем время вынашивания человеческого детеныша. Долгих одиннадцать месяцев проходит с момента начала работы до выпуска готового продукта. В этом нелегком процессе участвуют восемь разных мастеров. Восемьдесят процентов всего производства осуществляется вручную.
3. Левая механика готово выборного аккордеона,экспериментальный вариант. Новую модель разрабатывает конструктор Виктор Лавров.
Если вы решили заняться изготовлением гармоник, не стоит гуглить техникумы и ВУЗы в поисках соответствующей кафедры. Создателей этих музыкальных инструментов придется учить с нуля. Процесс подготовки одного профессионала занимает как минимум 2-3 года.
Для рождения одного баяна потребуется:
- мастер по узловой механике
- меховщик
- мастер по изготовлению корпуса
- мастер по изготовлению резонаторов
- слесарь по изготовлению голосовых планок
- сборщик левой механики
- сборщик правой механики
- настройщик
Нет ни одного человека, который бы совмещал в себе все эти специальности. Очень очень редко попадается мастер, который отлично владеет двумя из этих восьми премудростей, но не более.
6. Изготовление голосовых клапанов для голосовой части цельнопланочного выборного баяна
7. За работой мастер Надежда Чаусова
Зарплата столичного мастера по изготовлению гармоник составляет примерно 35 000 рублей. Принимая в расчет стоимость аренды помещения, производство лучше организовывать где-нибудь в провинции, а может и за пределами нашей необъятной Родины.
10. Михаил Иванович Кударь изготавливает резонаторы. На картинке процесс установки и вклейки перегородок.
Одна из самых больших фабрик по изготовлению гармоник находится в Пхеньяне. Там работают 1100 человек, из которых только 80 менеджеров, а остальные — рабочие. Изготавливают там в основном аккордеоны. Эту фабрику и московскую компанию «Юпитер», репортаж с которой Вы читаете, связывают тесные дружеские и партнерские отношения.
15. Рычаги и клапаны.
16. Михаил Рыбин в процессе оклейки сетки правой механики
19. Мастер Константин Платонов за работой
22. А потом получается вот такая красота
24. Последний этап сотворения гармоники — настройка.
25. Кстати, аккордеон — это младший брат баяна, а не наоборот, как многие думают.
Вообще гармоник существует превеликое множество. Для дотошных вот схема классификации гармоник
26. На фабрике даже надписи на пыли о музыке.
Источник
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Чем хороши цельные планки?
Наверное, многим известно, что в массовом производстве язычковых музыкальных инструментов цельные планки (голосовые) не применяются. Естественно возникает вопрос: «А почему?». Особенно, учитывая их явные преимущества перед кусковыми планками в качестве звучания? Всё дело в том, что любое массовое производство требует унификации комплектующих.
Как правило, гармони, имеющие голосовую часть на цельных планках, звучат совсем по другому: звук гораздо мощнее «кусковых» гармоней, к тому же, имеет более выразительную тембральную окраску.
И это тот самый звук, которым пели русские гармони в недалеком прошлом и под который пели и плясали наши бабушки и дедушки(у кого-то и родители, а кто-то и сам). А современные кусково-пластиковые фабричные творения не идут ни в какое сравнение с гармонями мастеров прошлого(если говорить о ширпотребе).
Только очень дорогие гармони с высококачественными кусковыми голосовыми планками могут потягаться с хорошими кустарными гармонями по качеству и красоте звука.
И уж точно, никакие наши Чайки и Тульские(типа 301 и «Куликово поле») не дотянутся до, например, Нижегородских и Кирилловских гармоней, которые по-настоящему ласкают слух и душу, потому как сделаны людьми, досконально знающими и любящими свое дело и не скованными рамками стандартов и времени.
Источник
Какими бывают баяны и как их настроить?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Скрипка звучит пронзительно, моментально увлекая слушателя за собой. Фортепиано звучит благородно и удивляет неожиданностью смены характера. Труба дает блестящий звук, волнующий и требовательный. Ну а баян является инструментом многоголосным, способным повторять звучание своих «собратьев», ловко их имитировать и оттого быть интересным и для слушателя, и для музыканта.
Что это такое?
Инструмент с таким названием существует только в России и некоторых странах-соседях. Во всем мире его называют кнопочным аккордеоном, и это справедливо. Баян и аккордеон являются не инструментами из одной группы, это один и тот же инструмент с некоторым различием в строении. Но принцип игры неизменен.
Определение баяна звучит так: это русский традиционный (но появившийся чуть более века назад) инструмент, относящийся к хроматическому типу. Его не раз именовали мини-органом, так как сходство звучания двух изделий очевидно. У баяна есть ряды круглых кнопок справа и левая клавиатура.
Он относится к наиболее совершенным клавишным пневматическим инструментам. У него 12-ступенчатый строй, оформленный в равномерно-темперированном ключе. Устроен музинструмент так: две его стороны соединяются мехом – камерой для воздухонагнетания. На поверхности крепятся накладки из целлулоида, меховую камеру оклеивают гранитолевым составом и специальным картоном, упрочняют скобами из металла и хромированными уголками.
На правой стороне баяна 51-61 клавиша. На левой стороне – маленькие кнопки, число которых может доходить до 120. На весу устройство удается держать, благодаря плечевым ремням. Музыкант во время игры контролирует движение меха.
Звучание создается за счет металлических язычков (их называют голосами). Они настроены в унисон. Планки – это рамки с язычками из металла, а такое устройство в целом называют резонатором. Громкость определяет амплитуда язычкового колебания.
Сам исполнитель влияет на громкость и надавливанием на мех: чем сильнее и интенсивнее, тем громче игра.
Диапазон у этого инструмента широкий, звучание насыщенное, потому он может солировать. Тембр красочный, филировка тонкая, звук насыщенный и мелодичный. Инструмент позволяет играть нежные романтичные мелодии, но не «отказывается» и от серьезного драматического репертуара.
На нем играют женщины и мужчины, в детских музыкальных школах он считается одним из главных инструментов. Многим нравится, прежде всего, эстетическая сторона – как выглядит баянист во время выступления. Некоторых родителей смущает громоздкость инструмента, но детский баян весит меньше взрослого, а значит, переживать не за что.
История создания
Так как баян на самом деле является аккордеоном, то истоки его там же, где находятся истоки изобретения аккордеона. А они связаны с именами талантливых мастеров – Франтишка Киршнера и Фридриха Бушмана. Нет, они не работали в паре, каждый из них в одиночку изобрел инструмент, который максимально близок был к аккордеону (в том числе в его кнопочной вариации).
В 1787 году Киршнер сделал открытие – предложил выпускать музинструмент, работающий на принципе колебания металлопластинки в столбе воздуха. Воздух нагнетался меховой камерой. Он не просто предложил это, но и создал первые образцы музыкальной конструкции. Бушман также отталкивался в своем изобретении от колеблющегося язычка, только тот входил в часть камертона, который придумал мастер для настройки органа. И вот, решая совсем другую задачу, молодой изобретатель создал устройство с мехом и грузом, которое предопределило появление аккордеона и, как следствие, баяна.
В 1829 году Кирилл Демиан, органный мастер из Венгрии, придумал музыкальную конструкцию с язычками и камерой из меха. Он использовал основу Бушмана, но модернизировал ее. Инструмент состоял из двух частей – независимых клавиатур – и мехового пояса в их соединении. На правой клавиатуре было семь клавиш, чего хватало для воспроизведения мелодии. На левой – басы. Демиан запатентовал изобретение под название «аккордеон». Инструмент начали массово выпускать, и вскоре он оказался и в России.
В 1830 году Иван Сизов, оружейник из Тульской губернии, купил на ярмарке экзотическую для того времени гармонику. Дома он ее разобрал, устройство оказалось нехитрым. Глядя на приобретение, умелец смог создать собственный инструмент, ставший известным как гармонь. И вскоре в городе гармонь стали выпускать на фабрике. Процесс был запущен: мастера соревновались друг с другом в выпуске идеальных гармоней. Но Тула и по сей день считается знаком качества. Так вот гармони также являются предшественниками баяна.
Гармонь настроена по диатонике, может играть только в мажоре или в миноре. Чтобы оформить музыкально свадьбу, народное гуляние, сыграть что-то нежное на завалинке, такого инструмента достаточно. Гармонь была народной любимицей, она имела несложное строение, потому освоить ее могли простые люди, даже не имеющие музыкального образования.
В 1907 году Петр Стерлигов из Петербурга сделал свою гармонь, и она уже имела хроматический звукоряд. Так появился баян. А название его – дань памяти Бояну, древнерусскому сказителю. Происхождение баяна в привычном его облике относится именно к началу XX века. Инструмент обретает популярность, его любит народ.
От частушек и народных песен к серьезной классике – баян проходит этот путь уверенно, рождая баянистов-виртуозов и уверенно становясь одним из самых востребованных и любимых в России инструментов.
Обзор видов
По звучанию баян, если и не заменяет целый оркестр, то говорит многими его голосами. И инструменты бывают разными – большой баян и маленький, трехрядный, четырехрядный, пятирядный, шестирядный.
Ученические и оркестровые
Для баянистов-любителей, а также для тех, кто только осваивает инструмент, баяны подбираются простые. Они отличаются количеством кнопок на обеих клавиатурах. Задача ученического баяна – обучение, освоение игры, знакомство с возможностями, не более того.
Самыми простыми представителями этой категории являются полубаяны. Количество октав в них минимально (на правой клавиатуре), как и количество рядов с готовыми аккордами на левой. Вес и размеры таких моделей предсказуемо уменьшены.
В ансамблях/оркестрах обычно используется правая клавиатура инструмента. Оркестровые модели бывают одноголосными и двухголосными, что зависит от количества звучащих язычков.
В концертных вариантах часто используются готово-выборные модели. От обычных они отличны тем, что левая клавиатура в них способна переключиться в режим голосовой правой части и работать точно так, как она. Благодаря этому можно играть две сольные партии произведения одновременно. Разумеется, такие «трюки» может выполнить только профессионал.
С перевернутой клавиатурой
Здесь все просто: левая и правая стороны музинструмента меняются местами. Это не самый распространенный вариант, многие могли никогда и не встречать такого баяна. Но есть музыканты, предпочитающие именно перевернутые конструкции. И речь не обязательно о левшах.
Тембровые
Главный «козырь» этих баянов – они способны имитировать звучание отдельных духовых инструментов. Так, если баян повторяет голос волторны, его так и будут называть – «баян-волторна». А еще бывают баян-гобой и баян-труба. Это замечательная находка для небольшого оркестра, который благодаря такому имитатору может исполнять сложные произведения. Репертуар полноценного симфонического оркестра становится реальной целью для таких коллективов именно за счет имитаторов духовых.
Опять же, есть и такой момент: большая часть выдающихся оркестровых произведений написана для скрипки, фортепиано и других, лидирующих в общем многоголосье инструментов. Партии же баяна прописаны мало где, и инструмент оказывается несправедливо невостребованным. Вот и приходится ему становиться имитатором духовых, но ведь это все равно звучание, да еще какое.
Цифровые
Цифровые инструменты – привычный атрибут современности. Но если к тем же синтезаторам все уже давно привыкли, цифровой баян для многих так и остается каким-то подозрительным объектом. При том, что уже вовсю проводятся конкурсы баянистов, использующих именно этот инструмент. И к нему стоит приглядеться многим: например, обычный профессиональный баян с пятью рядами будет весить как минимум 13 кг. А то и все 18. Если заниматься на нем каждый день, проблемы со спиной можно уверенно предсказать.
В противовес этому цифровой баян для профессионалов весит 8 кг, предельные значения – 11 кг. И играть на нем стоя настоящее удовольствие. Артист не чувствует напряжения, выглядит более выразительным, держится легче. Это ли не преимущество, а ведь оно не единично. Меховедение на цифровом инструменте также упрощено. Музыканты подтвердят, что много карьер не состоялось из-за того, что талантливый исполнитель никак не мог выровнять мастерство именно в ведении меха, а все остальное было безупречно.
На цифровом устройстве есть датчик регулировки меха, и это опция, то есть исполнитель может ее выбрать, а может и не выбрать.
Наконец, этот инструмент готово-выборный, что расширяет возможности баяна в классическом репертуаре. Если баянист еще и является аранжировщиком (пусть хотя бы и в душе), он обязательно оценит такой инструментальный потенциал. Да и встроенные наборы ударников в цифровом устройстве впечатляют. Конечно, такой тип баяна стоит дорого. Но ведь и предназначен он для профи, а также для тех, кто всерьез настроен на музыкальные успехи.
Для знакомства с инструментом, чтобы разобраться со строем, регистрами, аккордами, достаточно и ученического баяна. Но те, кто идет дальше, осваивают разные виды инструмента – узнают, что такое цельнопланочный баян, аккордионированный, бас-баян.
Популярные модели
Одного рейтинга недостаточно, чтобы описать все достойные приобретения модели. Рейтинг зависит от того, дорогой ли инструмент ищет покупатель, ориентирован ли он на отечественное производство или хочет итальянский либо немецкий инструмент и точка.
Но почти в каждом списке лидеров рынка оказываются следующие модели.
- Weltmeister Romance 703 70/96/III/5/3. Это кнопочный инструмент существует в нескольких цветовых решениях. Немецкое качество именитого бренда не вызывает сомнений, он безупречен по звуку, обладает филигранной настройкой, чрезвычайно популярен среди профессионалов.
- Hohner Nova II 80 А. Бренд с более чем полуторавековой историей. Его рекомендуют для обучения ребят среднего отделения музучреждений. Инструмент отлично звучит, строение клавишных рядов оптимально, на внешней стороне грифа есть регистр, чтобы можно было быстро делать переключение ладонью правой руки.
- «Юпитер Люкс» (фабрика Баринова). Шестирядная правая клавиатура, 8 подбородников, имеется сурдина и блокировщик клавиш, много регистров. Правда, отмечают, что у нового инструмента может присутствовать «мусор» на голосах, но его легко убрать.
- «Тула» 209 92/55*100- II. Баян двухголосного типа от самого известного отечественного бренда обладает пятирядным правым блоком, готовым аккомпанементом левой клавиатуры. Он собран вручную, маловесный. Его отличают также глубокие, даже сочные басы, но и правые клавишные звучат более чем выразительно. Кнопки сделаны из пластика, стук при нажатии не передается.
- Aurus GH5060H. Китайский производитель предлагает инструмент, в котором 37 нот, готовая клавиатура и возможность выбора баяна в разных цветах. Относится к бюджетному сегменту.
В этом перечне – и недорогие инструменты, и те, которые дешевыми точно не назвать. Но все эти марки на слуху и предлагают другие интересные музыкальные продукты разных цен и возможностей.
Если хочется найти что-то очень интересное, эксклюзивное даже, то бренды Mengascini, Ballone Burini, Brandoni из Италии отвечают этим запросам.
Аксессуары и комплектующие
Это прежде всего чехлы, футляры и ремни. Самые ходовые аксессуары относятся именно к ним. Не вызывает сомнений, что хранить инструмент необходимо строго в жестком футляре. Но внутри футляр должен быть обит мягкой тканью. А вот переносить его гораздо удобнее в не таком тяжелом чехле, который привычно называют мягким. К мягкому чехлу можно пришить два ремня заплечного типа, и тогда баян легко будет переносить как рюкзак.
При ремонте может потребоваться замена комплектующих, и их тоже можно купить. Но иногда новый мех стоит так дорого, что для старенького инструмента это будет необоснованной тратой. Или одна из клавиатур потянет недешево. В таком случае возникает вопрос соизмеримости ремонта и ценности инструмента.
Критерии выбора
Если инструмент новый, основываться надо прежде всего на цене и задачах баяна. Но очень часто баян приобретается «с рук», и выбор затрудняется недостаточно компетентностью покупателя.
Как выбрать баян, бывший в употреблении, и не прогадать.
- Внешний вид. К нему не стоит слишком придираться, если есть небольшие потертости, царапинки и прочие следы использования. Если инструмент при этом оптимально звучит, такие шероховатости не имеют никакого значения. Ну разве что можно получить небольшую скидку.
- Если в инструменте есть значительные трещины и вмятины, вероятнее всего, он падал. А такая «травма» инструмента может не только внешне на нем сказаться, но и обернуться потерей компрессии, разломом, трещинами в резонаторных колодках и прочим.
- Если меховые ребра сломаны либо сильно погнуты, это тоже говорит о падении или сильном ударе инструмента. И ремонт может не помочь меху вернуть прежнюю эластичность.
- При сильном запахе сырости, который исходит от баяна, нетрудно догадаться, что держали инструмент долгое время в сыром и неотапливаемом помещении. Запах, к слову, выветрить непросто. Но опасно это еще и тем, что при таких «симптомах» попутно обнаружится коррозийный процесс металлических голосов, то есть проблемы со строем очень вероятны.
- Если количество сломанных клавиш нельзя назвать малым, сломаны кнопки и присутствуют дырки в меху, все ясно и без советов профи. Даже если отдают баян за копейки, капитальный ремонт обойдется во внушительную сумму, если вообще кто-то возьмется собирать его.
- Обязательно следует проверить герметичность инструмента. Он не должен при сжиме-разжиме пропускать воздух без нажатия клавиш. Чем заметнее «плывет» мех, тем больше утекает воздух, игра не может быть по-настоящему комфортной в таком случае.
- Даже если видимых повреждений нет, баян буквально сияет и кажется ничуть не хуже нового, не оценив его звучания, обольщаться не стоит. Если его звук блеклый и некрасивый, ценность такого инструмента мгновенно падает. Если он слишком расстроен, тоже.
- В хорошем инструменте: голоса звучат чисто (коррозии не чувствуется), восковые соединения вокруг голосов целы, резонаторные коробки в плотном контакте с декой баяна, а механизм регистрового переключения работает без нареканий.
Ответственный продавец не будет продавать расстроенный баян. В таком виде он не может быть предъявлен для покупки, что-то сказать о его возможностях сложно. И это нормально, когда продавец сначала приглашает настройщика (если не владеет настройкой сам) и оценивает инструмент, выставленный на продажу, только после настройки. В противном случае купить можно «кота в мешке».
Настройка
Дело в том, что настроить этот инструмент сможет далеко не каждый. А уж неопытный владелец, да еще в домашних условиях, преувеличивает свои возможности: даже с профессиональным тюнером (программу можно скачать в интернете) сделать это сложно.
В баяне просто физически нет таких составляющих настройки, как у того же фортепиано либо гитары. Внутри баяна имеются вкладыши с язычками, они, язычки, могут не совсем плотно прилегать, уходить в сторону, что и влияет на ошибки звучания. Но все же это касается ремонта инструмента, нежели настройки.
Изначально в баяне язычки идеально подогнаны, то есть инструмент априори настроен. Каким он куплен, так он и будет звучать. Стоит ли говорить, что ждать яркого и богатого звучания от дешевого баяна не приходится. Потому о настройке говорить можно, но только если проводит ее профессионал, обладающий абсолютным слухом.
Как научиться играть?
Самоучитель, пюпитр, стул, баян – этого достаточно, чтобы даже взрослый человек научился играть на инструменте. Можно пойти и более продвинутым путем: в интернете немало программ обучения нотной грамоте, а также игре на конкретных музинструментах.
Основные моменты обучения.
- Его надо держать правильно. Правой рукой обхватить гриф так, чтобы большой палец находился за грифом, а все остальные свободно передвигались по клавишам. Левая рука – это тоже четыре активных пальца.
- Левая клавиатура – это басы и аккорды. Достаточно нажать одну кнопку, чтобы сыграть целый аккорд. На правой находятся клавиши четырех основных октав, большой и малой.
- Правильно вести мех – тоже наука. Надо нажать на правой клавиатуре любую клавишу и левой рукой начать растягивать инструмент. Мех движется, звук нарастает, а когда растянулся – затихает.
Найти самоучитель игры на баяне без нот – не проблема, для взрослых учеников это неплохое подспорье, уходит страх незнания нотной грамоты. Там расписывается аппликатура (расположение и чередование) пальцев при игре. Также аппликатурой называют указание пальцев в нотах цифрами. Это значительно упрощает обучение.
Наконец, преимущество последних десятилетий в самостоятельном обучении игре – видеоуроки. Они помогают начинающим дистанционно освоить инструмент и делать это с такой регулярностью, как хочется самому исполнителю.
Источник