Русская семиструнная (цыганская) гитара
Русская семиструнная, или, как в народе ее прозвали «цыганская» гитара, начала приобретать свою популярность примерно в конце восемнадцатого-начале девятнадцатого века.
Самым главным отличием этой гитары от обычной шестиструнной является особый строй и наличие семи струн. Но, например, корпус у этих двух инструментов практически одинаков.
До 1917 года данная гитара была самой популярной, на котором играло большинство народа, но ближе к началу двадцатого столетия ее популярность практически сошла «на нет».
Зачастую шестиструнная гитара ставится в противовес цыганской с семью струнами. Нередко цыганскую гитару использовали как аккомпанемент, — особенно часто ее использовали во время исполнения романтических и народных песен, но иногда и как основной инструмент на сольных выступлениях композиторов. Нередко данную гитару можно было заметить у исполнителей-цыган, за счет чего к ней прикрепилось определение «цыганская».
Интересный факт: для такой гитары ноты пишут на одну октаву выше для более комфортного чтения.
Из-за особенностей звучания семиструнной гитары, часть музыкантов стремятся улучшить свою шестиструнную гитару — для этого они стараются настроить ее так, чтобы звучание приблизительно напоминало семиструнную.
Виды семиструнной гитары
Всего существует три вида гитары: кварт-гитара, терц-гитара и большая гитара.
- Кварт-гитару отличает то, что размер ее мензуры составляет 550 миллиметров и строится она на целую кварту выше. В сравнении с остальными, имеет наиболее компактный размер.
- Терц-гитара имеет мензуру 585 миллиметров и ее строй на малую терцию выше, чем в классической семиструнной гитаре.
- Большая гитара является полноразмерной классической семиструнной гитарой, имеющая мензуру 650 миллиметров. Является классическом видом семиструнной гитары. Данную модель в качестве аккомпанемента использовали: Визбор, Высоцкий, Галич и другие.
Источник
Что такое цыганская гитара
Рома уникальны своей музыкальной культурой. Они не только сами глубоко интегрированы в музыку, но и влияют на культуру народов тех стран, в которых оказываются. Это влияние можно встретить практически везде. Иногда культуры переплетаются настолько, что мы не всегда знаем, когда слушаем романс – русским его называть или цыганским.
Семиструнная гитара – русская она или цыганская?
Считается, что семиструнную гитару изобрел в 1790-х годах Андрей Осипович Сихра. Первые образец инструмента он сделал в Вильнюсе, а позже, по приезде в Москву, его доработал. Он стал настоящей звездой, к нему записывались на уроки, он давал концерты и обладал несомненным музыкальным даром. Его отец также был музыкантом. Не стану притягивать факты и утверждать, что Сирха был цыганом, но развитие инструмент получил именно в цыганской среде.
До революции 1917 года семиструнная гитара, отличительной чертой которой является строй – соль мажорный – была очень популярным инструментом. Цыганские романсы и Пушкин, и Толстой, и Тургенев, и Лесков слушали именно под аккомпанемент семиструнной гитары.
Как один из символов «царского строя» семиструнка в СССР утратила свои позиции, и на смену ей пришла шестиструнная гитара с классическим испанским строем.
Однако цыгане не оставили семиструнную гитару. Больше того, именно русские цыгане впервые привезли эти гитары после революции за океан – в Бразилию. Семиструнная гитара звучит и сегодня – не только в театре «Ромэн», но и на поп-сцене. Например, у Мадонны был целый тур, где ей аккомпанировал Вадим Колпаков, солист ансамбля «Via Romen».
Также огромную популярность сегодня приобрела балканская музыка, плоть от плоти – цыганская. Её развитию, к слову, способствуют великолепные фильмы Эмира Кустурицы, который ещё и музыкант, лидер группы No smoking Orchestra.
Семиструнная гитара выжила в СССР также благодаря бардовской песне. Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей Никитин – все они «семиструнники».
Цыганский гипноз – типичный образец нейролингвистического программирования. Ничего загадочного, а тем более пугающего в нем нет. Если вы уж так сильно боитесь цыганского гипноза, то можете даже посетить семинары по гипнозу, где вам все расскажут о природе транса и методах подавления центров воли человека путем захвата его внимания.
Цыганский гипноз – невероятно увлекательная и объемная тема, поэтому скажу лишь о некоторых его основных принципах и методиках.
Главное, чего добивается любой гипнотизер – получения так называемого раппорта – управляющего контакта. Техника цыганского гипноза основана на управлении сознанием через внимание, поэтому первое, что делает гипнотизер – это пытается переключить ваше внешнее внимание на внутреннее.
Психолог Сергей Зелинский в своей работе о цыганском гипнозе подчеркивает: «Цыгане хорошо знают феноменологию глубоких трансов, поэтому если замечают признак какого-нибудь феномена, то сразу же способствуют его развитию, тем самым погружая клиента в еще более глубокое состояние транса«.
Абы к кому цыгане не подойдут. Они обладают хорошо развитой интуицией и легко выделяют из толпы людей с высоким уровнем гипнабельности – то есть предрасположенностью к внушению. Традиционно гипноз происходит в местах большого скопления людей. Это опять же часть ритуала — внимание человека в толпе рассеянно. Традиционно – это рынки и магазины, то есть места, куда человек приходит заведомо с деньгами, а также в состоянии психологического дисбаланса ( шопоголизм является одним из признаков гипнабельности).
Искусство цыганского гипноза передается из поколения в поколение. Ему учат как на словах, так и эмпирическим путем. Каждый цыган-гипнотизер – это отличный психолог, долгой практикой развивший в себе тактильное, зрительное, слуховое, даже обонятельное восприятие. Любые движения человека, даже микродвижения, вроде моргания или работы мимических мышц о чем-то говорят. И цыгане знают – о чем.
В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два – верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса , откуда шла их миграция, однако принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.
Карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Их не напрасно называли «фараоново племя». Поразительным было для европейцев и то, что цыгане бальзамировали своих покойников и хоронили в склепах, куда закладывали всё необходимое для жизни после смерти. Эти похоронные традиции живы у цыган и сегодня.
Передается из поколения в поколение и мастерство предсказания на картах. Как на Таро, так и на обычных. Не каждая цыганка умеет гадать. В многодетных цыганских семьях, в таборах, для обучения выбирают не больше 5 % девочек. Это искусство и не может быть массовым, его секреты хранят, а хорошая гадалка в цыганской общине – на вес золота.
Не стоит романтизировать гадалок, а тем более завидовать их дару. Принятие на себя этой роли требует от цыганки ясного понимания огромного бремени, которое она на себя возлагает. В Средние века с цыганами не особо церемонились, гадалок же признавали ведьмами и жгли на кострах. Резко негативно относится к цыганским гадательным ритуалам и современная христианская церковь.
Здравствуйте – дубрИдин
Добро пожаловать! – Мишто явъЯн!
Счастливо пребывать! (многим людям) – тэ явЭн бахталЭ!
Счастливо пребывать! (мужчине) – тэ явЭс бахталО!
Добрый день (всем) – дэвЭс лачО (сарЭнгэ)
Чтоб тебя Бог покарал! – Тэ скарИн ман дэвЭл!
Пес пса не укусит – джюкел джюклес на хала
Лежачий камень – пАшло бар
Поет, как птица – багала сыр чирЕклы
Твои глаза, как звезды – тэрЭ якхА сыр чиргинЯ
В цыганском языке баро – старший. Так как в цыганском обществе строго закреплено право старшего, а не право сильного, как во многих других культурах, то и главным в таборе является старый и мудрый человек. На нём лежит огромная ответственность за жизнь каждого в таборе, он лично отвечает за каждого, разрешает разногласия и заботится об экономическом процветании своей большой семьи.
По цыганским понятиям женщина не должна быть над мужчиной.У рома существует понятие «скверны», связанное с нижней частью тела замужней или просто взрослой женщины. Место, над которым она прошла становится «оскверненным». Одежда, которая носится женщиной ниже пояса, и обувь также считаются «осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган мира входит большой фартук, а цыгане предпочитают жить в одноэтажных домах.
Тот образ цыганского барона, который мы знаем по фильмам и телепередачам, это скорее переговорщик, лицо, представляющее табор «лицом». Обычно это богато одетый, статный, взрослый, бородатый, представительный мужчина с хорошими коммуникативными навыками. Его задача — чисто представительская, настоящий барон предпочитает не выделяться, хотя именно на нем сходятся все нити таборной жизни.
Источник
Цыганская гитара
Семистру́нная гита́ра (семиструнка, также нередко называется русской или цыганской гитарой) — струнный щипковый музыкальный инструмент, одна из разновидностей семейства гитар.
Содержание
История
Инструмент появился в России в конце XVIII — начале XIX века. Её популярность связывают с музыкантом Андреем Осиповичем Сихрой, который для неё написал около тысячи произведений. Согласно одной из легенд, он и изобрёл этот инструмент. До Октябрьской революции семиструнная гитара в России доминировала, затем профессиональные музыканты обратились к классическому инструменту, а семиструнной продолжили пользоваться некоторые барды, а также живущие в России цыгане (откуда и название «цыганская»). Ныне она применяется, как правило, только при исполнении русских романсов. На профессиональной сцене семиструнная гитара появляется крайне редко, хотя некоторые композиторы написали для неё ряд концертных сочинений (например, «Русский концерт» Игоря Рехина)
Особенности настройки
Строй струн семиструнной гитары смешанный — терцово-квартовый: D, G, H, d, g, h, d 1 (ре, соль, си большой октавы, ре, соль, си малой октавы, ре первой октавы), таким образом аккорд открытых струн является консонирующим (мажорный квартсекстаккорд), в отличие от шестиструнной гитары. Как и в случае с классической гитарой, ноты для семиструнной пишутся на октаву выше действительного звучания для удобства чтения.
Шестиструнную гитару можно настроить таким образом, чтобы её струны приблизительно повторяли строй семиструнной, например D, G, d, g, h, d 1
Распространённой практикой у исполнителей на семиструнной гитаре, использующих её для аккомпанемента голосу (например, у бардов) является изменение строя для подстраивания под возможности голоса либо для регулировки силы натяжения струн. Владимир Высоцкий часто настраивал гитару на тон (иногда на полтора) ниже.
Существуют и другие варианты семиструнного строя, например:
- D, G, c, d, g, h, d 1 (ре, соль большой октавы, до, ре, соль, си малой октавы, ре первой октавы; для игры в тональностях до мажор и до минор, использовался Булатом Окуджавой)
- D, G, c, d, g, b, d 1 (ре, соль большой октавы, до, ре, соль, си-бемоль малой октавы, ре первой октавы; используется Сергеем Никитиным)
Источник
Интервью с Александром Колпаковым
Александра Александровича Колпакова уже при жизни уверенно можно назвать легендой цыганской музыки, самым блистательным исполнителем (певцом и гитаристом) среди этого богатого музыкальными талантами народа. К сожалению, такого класса музыкантов, сохранивших живую связь с народным цыганским прошлым и вместе с тем постигших секреты самого виртуозного мастерства, мы сегодня больше не встречаем. Редкий самородок, он рассказывает нам о своих корнях, делится мыслями о цыганском искусстве и о своей музе – семиструнной гитаре.
— Где Вы родились, кто Ваши родители?
— Родился я в 1943 году в Бузулуке, это город Оренбургской области, а жили мы в Ульяновске, Сызрани, Саратове, Самаре – это все города Поволжья. Семья большая, у меня было шесть дядек… У всех были дети – размножались… Это у меня одна дочь, а так в цыганской семье обычно по пять-шесть детей. Мы – знатоки лошадей. Считается, цыгане – конокрады, это – у-ух! Но мои родственники – не то, они были именно знатоки лошадей. По-цыгански есть такое выражение: «отец лошадей». Его любая лошадь слушается, подчиняется, просто берет за узду – и все.
— Жили ли Вы в кочевом таборе? Кочевали ли?
— Я застал это… В 1956 году, когда вышел указ об оседлости, мне было всего лет двенадцать-тринадцать. Этот табор мне настолько понравился – ой! Представьте себе: собираются вечером цыгане у костра, и начинается Искусство! Ребенок маленький, а уже знает, как танцевать! Начинают от детей – и заканчивают старики лет по семьдесят-восемьдесят. Тут же и музыка… Я сейчас вот увидел кусочек былой цыганской жизни: был на Западной Украине, в Ужгороде, там танцовщицы бог знает что делают! Потому что врожденный талант… Каждое движение – это легкость, красота… Художники! Для меня это всегда загадка… К чему это говорю? Вот тогда я в одиннадцать лет начал играть «Старушку» – как раз в таборной компании. Эта «Старушка» и сыграла роль в моей судьбе; сейчас ее уже нигде не поют…
— Когда вы в первый раз взяли в руки гитару?
— В 11 лет и через два месяца уже стал играть.
— И как шло ваше обучение?
— Скажу откровенно, очень сложно. У меня не было педагога, что услышал, то и схватил. Даже в ансамблях были такие моменты: хочется выяснить, как кто-то играет какой-то пассаж, а он гриф уводит в сторону, чтобы только не дать подсмотреть.
— Прятали?
— Прятали! Но это с одной стороны мы как бы обвиняем, а с другой стороны, я уже сейчас понял, это было правильно. Сынок, хочешь играть научиться на гитаре? А есть ли у тебя любовь к инструменту? Сразу все секреты показывать нельзя иначе это будет приниматься как должное.
— Трудом должно все доставаться?
— Трудом! Чтобы ты все это прочувствовал, чтобы ты полюбил! Именно так я и учился и уже потом стал понимать, что такое гитара! Ну, раньше, знаете, на улицах на гитаре играли, в компаниях, песенки разные… А серьезно стал подходить к музыке, когда попал в ансамбль Константина Волшанинова. Волшаниновы — это знаменитая цыганская династия. В 60-е годы блистал первый цыганский дуэт Николая и Рады Волшаниновых, замечательно играл на семиструнке и родной брат Николая — Геннадий Волшанинов, а Константин — двоюрный брат Геннадию и Николаю, вот только Николая весной прошлого года похоронили, а умер он в Америке. Так вот, где-то в 1973 году попал я в ансамбль к Константину, а у него в ансамбле было человек тридцать-тридцать пять – танцовщицы, музыканты – венгерские, молдавские цыгане, скрипачи, цымбалисты. Это была для меня настоящая школа, три года я с ними работал, объездили весь Советский Союз. Вообще цыганских ансамблей в послевоенное время было немного, но все они были известны и популярны и собирали полные залы – Николая Жемчужного, Асманова, Дальского, Василия Коржова, Владимира Сакыци.
— А Вы заканчивали какое-нибудь специальное учебное заведение? Знаете ли нотную грамоту или больше доверяете слуху, чутью?
— Я окончил Университет имени Крупской, еще в армии, заочно, в двадцать три года. Этюдики играл, дальше – больше… А когда попал в театр и там узнали, что ноты могу читать, то сразу оклад дали. Больше, чем Волшанинову Коле (в «Ромэне» он был как и я — и актером, и гитаристом и вокалистом): мне 75 рублей платили, а ему 60… Но когда стал работать на сцене, то тогда понял, что ничего не знаю! Ну, Этюд или Прелюдию Сазонова для себя выучу – не больше. А приходили музыканты, такие, как Юрий Чучин, он вместе с Ореховым учился в Гнесинском училище, только Орехов не закончил, а Юра получил диплом, после Гнесинки он попал в «Ромэн». Это было где-то в 1965-66 годах, очень помог мне, когда я пришёл в театр, войти в репертуар, был талантлив не только музыкально, но и замечательно писал портреты, рисовал — у меня дома его картины — портреты моих родителей. Вспоминаю его часто, как человека, подарившего театру жизнь свою и познавшего цыганское искусство! До этого он играл цыганский репертуар по нотам, но так, что любая актриса плакала, услышав его. А потом уже практикой еще большего достиг через несколько лет… И когда другие исполнители приходили – он уже определял – «нет, ты не по-цыгански играешь»! Ведь только практикой можно познать культуру любой нации.
— Вы наверняка знали Ром-Лебедева, Шишкова и других выдающихся семиструнников. Вам многому удалось у них научиться или же какие-то приемы игры они унесли с собой навсегда?
— Ваву Полякова помните? Валерьян Егорович Поляков (1907-1967) – знаменитый гитарист, в юности играл даже для Есенина. Отец гитариста, Егор Алексеевич Поляков, был знаменитым руководителем цыганского хора, существовавшего с 1890-х до 1930-х годов, приобщил сына к лучшим традициям «цыганской» — «соколовской» гитары. У Валерьяна Егоровича, как вспоминал Ром-Лебедев, была поразительная артистическая черта: доведя исполнение какой-либо пьесы до высшего совершенства, он вообще переставал ее исполнять и брался за другую. Это имело, понятно, тяжкие последствия: сохранилось всего несколько грамзаписей В.Е.Полякова. В театре «Ромэн» были грамотные музыканты, как Ром-Лебедев, как Мелешко, как Евгений Русанов, Морозов (это уже их ученик). Но Вава Поляков – это наша цыганская культура; его называли у нас, гитаристов, «цыганский бог»! Все гитаристы разные, были исполнители гораздо техничнее его, но у него было волшебство! У него именно культура была в игре; грамотный музыкант… В «Ромэне» они играли вчетвером– Вава Поляков, Мелешко, Евгений Русанов и Ром-Лебедев. Поляков и Ром-Лебедев играли на квартгитарах, а Мелешко и Русанов на больших. Все они были как бы аранжировщики, каждый свою партию вел. Причем если один вел соло на басах, то другой на дискантах. Сыгранность потрясающая! Это было действительно красиво. Я в то время только начинал играть.
— Кого бы Вы назвали самым большим мастером игры на семиструнной гитаре?
— Владимира Лиманского, это родной дядя моей супруги Ларисы Колпаковой. Мы вместе с Лорой отработали в «Ромэне» не один год. Лора замечательная танцовщица. На гастролях у нас родилась дочка Людмила, которая тоже стала танцовщицей, работала в «Ромэне». Владимира Лиманского все цыгане знали под именем Авая. Именно Авай был превыше всех в игре, мог бесконечно фантазировать, украшать по- разному мелодию гармониями.
— Есть ли его записи?
— К сожалению, нет. А такие люди не должны пропадать! Если человек познал характер своей нации… Вот, скажем, например, русский романс; цыган хорошо его споет и хорошо сыграет. Но это не его. И нельзя его обвинять, поскольку он свое дело хорошо знает, а это русская культура. Но те гитаристы, которых я упомянул, понимали, что такое романс, а что такое цыганская песня. Культура заключается в чистоте и порядке национального стиля. Нельзя делать то, что нельзя: если по-цыгански нужно петь со всякими красивостями, то романс, в общем-то, строго… Мне повезло, что я соприкоснулся с этими гитаристами, и понял тогда, что еще ничего не знаю. Только когда ощутишь все это, поймешь, что такое аккомпанемент, что такое соло, что такое манера игры – ведь можно играть не понимая – тогда человек может выражать себя в полной мере.
— Какое наиболее старинное произведение в вашем репертуаре?
— Это песня «Бродяга», классика. Но не та, что в фильме 1935 г. «Последний табор» поет Ляля Черная (род. 1909 г.), знаменитая цыганская актриса и танцовщица, работавшая с первых дней в театре «Ромэн» — «Расскажи, расскажи, бродяга» – а другая, народная. Более мудрая, цыганская, «с корнями». Потом «Мэ дарава» идет, в переводе «Я боюсь» про тяжелую цыганскую долю, многие ее пели, особенно хорошо Николай и Рада Волшаниновы. Это настоящая таборная народная песня.
— А сколько существует вариантов цыганской «Венгерки»?
— Ой! Вот скажите, сколько в джазе может быть вариантов одной мелодии? Бесконечное количество. Каждый играет по-своему. То же самое с «Венгеркой». Есть тема: три-четыре, пять аккордов максимум, но потом идет импровизация. Гитаристы импровизируют каждый раз что-то другое. Я, например, не могу одинаково играть все время. Все по настроению…
— А «Венгерка» Сергея Орехова – она «цыганская»?
— Сергей Орехов – это большой русский музыкант, я его ценю очень. Кое-что у него взял; он богат импровизацией своей, техникой – как солист. Он солист ведь, в основном. Цыганское начало было, и очень интересное, но потом технические эти обороты его… цыганское пропало немножко, говоря откровенно. Орехов так и не сделал «Венгерку» такой, какой она должна была бы быть…
— Чем отличаются русские цыгане от цыган, например, европейских или азиатских?
— Цыгане живут по всему миру; в Японии только их нет. И конечно, различия есть! Когда мне довелось быть на Всемирном цыганском фестивале в 2000 году, то увидел, что все мы разные, все по-своему интересные. Венгерские цыгане – своя музыка, я ее так и не понял до конца, у них, как и у нас, есть свои секреты. Румынские цыгане – у них свой почерк, свой характер. Испанские цыгане – эти играют фламенко, очень талантливо! Вообще там, где цыгане живут, там у них и появляется самобытная культура. Мы прошли из Индии по всем странам; где были католики – мы стали католиками, где православные – православными, есть еще, например, крымские цыгане – те мусульмане. И все это помогало нам определиться со своим собственным почерком. Мы все – цыгане мира, но культуры у нас разные.
В России цыгане уже 400 лет; сэрвы сюда через Украину пришли, но в основном на Украине и остались, а мы шли через Западную Украину, с Карпат – на Волгу. Таким образом, гармонии в Румынии чисто румынские, в Венгрии – венгерские. А у нас гармония все-таки российская: на основе именно этой культуры получились цыганские произведения. Мы выбирали самое лучшее – и делали свои интерпретации. Русскую песню можно спеть совсем иначе, и получается ой, как здорово! – ведь мы в нее свою душу вкладываем.
— Вернемся к табору. Что такое таборный строй семиструнной гитары? В чем особенности цыганской манеры игры на гитаре?
— Это минорный строй. Обычный семиструнный строй – соль-мажорный. А в таборном опускается вторая струна и пятая на полтона вниз, получается соль-минорный строй: 1-я струна ре — 2-ая си бемоль — 3-я соль — 4-ая ре — 5-я си бемоль-6-я соль — 7-я ре. Есть еще строй, когда пятая струна настраивается на полтона выше — в до. На таком строе играют Сергей Никитин и Петр Тодоровский. И, разумеется, таборная игра! Я ее с детства помню. Удивительные люди: как поют, танцуют – это что-то невозможное! Как ярко таланты выражаются! К примеру, когда я услышал, как исполняют «Старушку», долго думал: что меня так волнует? Что-то необычное! А оказывается, там нет такой уж большой трудности, надо только уметь понять характер, все дело только в характере. Если характера не будет в игре – ничего не получится.
— А сегодня встречаются среди цыган гитаристы-самородки?
— Встречаются, среди молодежи. Особенно в селениях, в районах. В городах столичных это стирается все. А там еще хранится. Я когда слышал таких таборных цыган, то плакать начинаю; сам цыган – а плачу!
— Вы замечательно танцуете, поете, играете на гитаре. Так все же кто вы больше – гитарист, певец.
— Я музыкант.
— То есть и гитарист, и певец?
— Да, это сочетается. Лучше использовать слово «исполнитель». Певец – это вопрос очень высокий, он должен обладать большим диапазоном… А исполнитель может не иметь большого голоса. Я имею право сказать, что я – характерный исполнитель.
— Как же складывалась ваша судьба после табора? Расскажите о работе в цыганском театре «Ромэн». Справка: «Ромэн» — единственный в мире цыганский театр. Сличенко Николай Алексеевич (род. 1934) с 1951 г. в «Ромэне», с 1977 г. – художественный руководитель театра (30 лет руководит театром), Народный артист СССР (1981). Одной из причин создания театра в 1931 году было как раз желание знаменитых певцов, музыкантов что-то противопоставить расцветшей тогда «цыганщины». Они хотели донести до зрителя настоящее, корневое цыганское искусство, не искаженное эстрадной пошлостью, а с другой стороны быть на высоте времени. Недаром возглавить театр пригласили известного мхатовского актера Михаила Яншина.
— После табора, в 1956 году, был указ правительства на запрет кочевой жизни. Мы – не таборные цыгане – не городские, но все равно попали под этот удар. Как я уже говорил, мой отец коммерсант был своего рода, знал толк в лошадях. Но его отец – мой дед – имел остров, на котором у него был собственный управляющий, двенадцать человек прислуги, они ухаживали за табуном лошадей в сто пятьдесят голов.
— Сколько?!
— Сто пятьдесят, да.
— Позвольте, Вы говорили как-то, что в нем даже русская дворянская кровь текла?
— Да. В его отце была половина, а его дед был Колпаков, это был товарищ губернатора.
— Вот оно что! То есть, Вы и цыган, и русский дворянин, с другой стороны, так получается?
— Так. Но имение нам не досталось. А кровь цыганская – перебила… Получилось, что я и музыку цыганскую полюбил… В общем, когда прошло детство, мы вернулись на родину, где жили раньше на Поволжье (Самара, Саратов, Казань, Ульяновск). Я узнал, что такое производство, завод, начались трудности, испытания жизни, заболел отец… А в душе я чувствовал, что должен играть! Я был слесарем, такелажником, потом в армию ушел, где создал свою группу. При этом нот не знал совсем! Держал это втайне, только одному человеку сказал. В оркестре было двенадцать человек, я занимался с ними по четырнадцать часов в сутки – профессионалы постольку не занимаются! Взял с ними первое место, ездил даже в Хабаровск на смотр. После армии решил работать в театре. И вот театр «Ромэн», 1967 год. Поработал там год, что-то маловато показалось – хотелось узнать больше музыкантов. В то время Мелешко был уже старый, Поляков умер… А мне хотелось познать тайну цыганской музыки, ее культуру. И я поехал в Брянск. Там проработал три или четыре года, не помню сейчас, потом мне захотелось узнать других музыкантов, и я уехал к Волшанинову, в другой коллектив, оттуда к Жемчужному Николаю Михайловичу… В итоге, сделав круг, возвратился в «Ромэн» через десять лет уже опытным музыкантом. Взял все в свои руки, стал дирижером, музыкальным руководителем, и вся моя дальнейшая жизнь связана с театром «Ромэн». Тридцать лет.
— Какова география ваших выступлений в России и за рубежом? Где вы побывали?
— Удалось повидать мир благодаря театру. Для полного понятия искусства театр мне много дал. Я познал сценическое движение, играл характерные роли. Именно в театре меня заметили, из Индии в 1978 году приехало цыганское представительство. Тогда я узнал, что попал в энциклопедию искусств. Уже потом были гастроли в Америке, Югославии, Израиле, Италии – вот такая жизнь пошла по странам. Потом пригласили во Францию. А когда я создал трио «Колпаков трио» (см. ниже в биографии подробно о «Колпаков трио»), то нас стали приглашать уже именно как представителей «русских цыган». И вот с 90-х годов я часто езжу за рубеж. В последний раз гастролировал в Англии. В общем, успешно.
— Россию тоже, наверное, всю объездили?
— Ой! По нескольку раз! А в ансамбле что творилось! Все время гастроли, гастроли, гастроли… Настоящая кочевая жизнь.
— То есть получился идеал таборной жизни?
— Да.
— А какие гастроли наиболее запомнились вам?
— После Югославии я поехал в Японию. Японцы вообще не знают, что такое цыгане. Они знают Россию, а музыка России и русских цыган это далеко не одно и то же. Мне было очень тяжело, я бы сейчас так не смог. Представьте, шестьдесят пять человек; и я один ведущий гитарист, и дирижер, и аккомпаниатор, и импровизатор… По два с половиной часа на сцене – я думал, что в сумасшедший дом попаду. Лишь мысль, что мы должны показать им нашу цыганскую музыкальную культуру, поддерживала.
— Вы как никто умеете аккомпанировать Сличенко. Есть какие-то особенности? Не каждый ведь гитарист это может, он ведь сам все время импровизирует.
— Да, ему лучшие музыканты не могли аккомпанировать. А почему? Я секрет его разгадал, поначалу тоже мучился, у меня даже сосуд лопнул, когда первый концерт был. Сличенко «уходит», гитарист пытается его «поймать», и только хуже получается. Я когда разгадал его загадку – то понял: как бы он ни «гулял», а будет «отход», он обязательно «вернется». Но ему очень трудно аккомпанировать.
— Чем отличается российская публика от зарубежной?
— Вы задали очень «сильный» вопрос, но придется сказать правду. Казалось бы, мы «там» не жили, нашу музыку они не знают, как в России, и всегда есть внутренний страх: а вдруг они не поймут, что мы играем. Но все гастроли проходят с колоссальным успехом – в России даже я того не вижу, что творится там! Значит, есть один музыкальный язык для всех людей, будь то американцы, австралийцы или еще кто-то… Оказывается, душа человека – она вообще-то одна. Если искусство идет изнутри и ты исполняешь искренне, слушатели это чувствуют. А в России – они все это уже знают, избалованы, и поэтому отношение какое-то нейтральное. К тому же наши рестораны настолько переполнены – не знаешь, в какой ресторан идти работать. А псевдоцыгане? Эти вообще работают «под цыган», когда поют и цыганские слова коверкают. Должен быть критик, чтобы за этим следить, а пока его нет – страдает искусство.
— Приходилось ли работать в ресторанах, что можно сказать об этом жанре?
— Приходилось, но я не выдерживаю. Именно в России; «там» я выдерживаю. Во Франции я играл – там вилку никто не уронит. Также и в других странах: очень культурно.
— Сотрудничаете ли вы с известным собирателем цыганской песни и романса Анатолием Титовым? У него ведь колоссальная коллекция.
— По моим последним сведениям, больше двух тысяч песен. Мы знаем друг друга сорок лет. Он пришел в театр чуть позже меня…
— Вы не только исполнитель чужих композиций, но и автор своих собственных…
— Да. Это опять же благодаря театру. Я никогда не верил, что смогу сочинять – это так сложно, нужно образование! Но оказывается, по-другому все! Как-то у меня были какие-то душевные переживания, захожу в ресторан, говорю, налейте мне сто пятьдесят – и картошечки с селедочкой. Хотелось снять с себя стресс. И пока мне несли заказ, я вдруг слышу два голоса мужских – это моя первая песня была «Вано-Гулевано» – самая такая песня, как народ поет. Удалась она мне. Но как удалась?! Я когда услышал эти голоса, одновременно текст и мелодию, и гармонию услышал. Сразу кинул деньги, не притронулся ни к еде какой и бежать. Прибегаю. Сольфеджио я не знаю, так бы взял ручку писать, нужно инструмент взять. Я взял гитару, в пять часов вечера начал, в пять часов утра закончил. Вот так получилась моя первая песня. Она записана на диск, пошла в народ, ее запели люди. И потом пошли другие песни: у меня нет двух похожих. Старинные цыганские, современные, романсы… И разные гармонии. Но специально этим не занимаюсь: пришло в голову – записал.
— Необычный вопрос: а что есть «цыганское счастье»?
— Цыганское счастье – когда в твоей душе сомнений нет в отношении жизни. Все бывает в жизни, но сомнений нет. Ты живешь – и не жалеешь о том, что живешь. Ты увидел людей, ты увидел эту жизнь, ты увидел, что тебе хотелось – это самое главное.
— Вы – семиструнный гитарист, один из последних, к сожалению. Приходилось ли играть на шестиструнке?
— Я уважаю шестиструнную гитару. Мне нравится она в джазе, мне нравится она в испанском фламенко, вообще это интересный инструмент. Но никогда в русской песне, в цыганской, в русско-цыганской, поверьте мне, не заменит она семиструнную. У нее есть свои особенности. Это, конечно же, строй. Но есть и много другого. На шестиструнке многие аккорды исполняются при помощи баррэ, здесь – много открытых струн. Каждому свое. Я не люблю, когда в гитаре звучит балалайка. Должны руки звучать, гитара должна петь. Знать надо свое направление в искусстве, свою культуру. Я жалею, что Россия теряет назначение семиструнной гитары. Осталось лишь несколько продолжателей этого дела, вот ты например…
— Есть ли у Вас сегодня наследники?
— Есть племянник Вадим, он сейчас работает в Америке, чудесно играет. Я дал ему школу с пятнадцати лет. Ноты он, правда, плохо знает, но гриф хорошо понимает. Цыганское я ему дал – все что можно.
— Как вы относитесь к идее проведения фестиваля-конкурса исполнителей-семиструнников?
— Идея великолепная, захватывающая. Ты, Володя, нашел свой путь. И мне приятно, что ты возрождаешь это дело.
Беседовали Член Союза писателей, Союза журналистов России, ассоциации искусствоведов Александр Севастьянов и исследователь-исполнитель семиструнной гитары Владимир Маркушевич.
Источник