Что такое тумблеры для гитары

Гитарные фишки и секреты Тома Морелло

I. Гитары

Неважно, поклонник вы творчества RATM или музыкант, который впервые слышит об этом коллективе и их гитаристе, перед тем как прочитать статью, советуем отслушать хотя бы первые две пластинки Rage Agaist The Machine.

Обратите внимание на гитарный звук. Не сказать, что звучит великолепно. Нет, дело не в ремесле и не в руках Морелло, напротив, с этим у музыканта все хорошо. Дело в гитарах — во множестве интервью артист рассказывал, что его гитары собраны не самыми лучшими мастерами и оснащенны не самой дорогой электронникой.

Большинство музыкантов стремятся стать обладателями самого лучшего инструмента, как по спецификациям, так и по рыночной стоимости. Тут возникает вечный спор, и утверждать, хорошо это ли плохо — бессмыслено. Как объясняет Том во многих интервью, консюмеризм и погоня за самым лучшим и дорогим оборудованием уводит музыканта от его главной задачи — творить.

Начнем мы с вами с гитары «Arm the Homeless». Гитара была собрана самостоятельно музыкантом из деталей самых разных инструментов — машинка и бридж Ibanez Edge Floyd Rose, тумблер в стиле Les-Paul и самый дешевый гриф Kramer. Так же, Морелло установил на свою гитару датчики EMG H (нек) и EMG 85 на бридже.

Следущий важный для Морелло инструмент — бюджетный Fender Telecaster. История гласит, что Том обменял голову своего усилителя на этот инструмент. Музыкант искал инструмент, который можно легко и быстро настроить в кельтский строй Drop D.

Сделаем предварительные выводы. Главная идея Тома —совсем не обязательно быть владельцем гитары среднего уровня или класса «custom shop», чтобы добиться классного звука.

На самом деле, воссоздать аутентичный звук Тома Морелло не так уже и сложно в домашних условиях. Максимум, что потребуется от Вас — выполнить ряд технических изменений на предмет электронных компонентов, которые вы можете внести как самостоятельно, так и прибегнуть к помощи компетентного опытного гитарного мастера:

1.Вам понадобится тумблер в стиле Les Paul с отдельными регуляторами громкости для каждого звукоснимателя или killswitch

2. Фиксированный бридж или Floyd Rose — сугубо ваш выбор.

3. Датчики не имеют значения

Киллсвитч/тумблер

Активное использование killswitch -переключателя — именно так можно в общих чертах охарактеризовать уникальный стиль работы Тома Морелло с инструментом.

Killswitch. Что это и как это работает?

Переключатель «killswitch» позволяет гитаристу быстро включить/выключить звук инструмента. Подобный эффект создает педаль тремоло, однако выключатель, в отличии от педали, дает возможность держать под контролем скорость и ритмику эффекта.

Использование killswitch Томом мы отчетливо слышим в интро песни «Know Your Enemy».

А в соло-партии композиции «Bulls on Parade» Морелло при помощи переключателя имитирует DJ-скретчинг.

Как добиться эффекта killswitch?

  1. Используйте гитару с тумблером в стиле Les Paul и регуляторами громкости, функционирующими независимо

Рассмотрим гитару, оснащенную ручками громкости для каждого из датчиков и 3-позиционным переключателем. Все, что вам нужно — свести громкость одного из датчиков на ноль и громкость второго на максимальную отметку. Попробуйте переключаться между двумя датчиками. Получилось? Слышите как звук включается и выключается.

Такой трюк Том Морелло делает на своем Ibanez Artstar.

2. Установить переключатель самостоятельно

А теперь поговорим о том, как установить killswitch-переключатель, если ваш инструмент не оснащен самостоятельными регуляторами громкости для каждого из звукоснимателей:

  1. Установите двусторонний тумблер или кнопку. Оба будут выполнять одну и ту же функцию, но использовать их придется по — разному.
  2. Переключайте тумблер вверх-вниз или нажимайте кнопку так, чтобы звук прерывался.

II. Усилитель и кабинет Тома Морелло

Основной головой Морелло во времена работы в RATM и Audioslave был 50-Ваттный Marshall JCM 800 2205.

Если вы посмотрите ранние видеозаписи и клипы с Морелло, то можете разглядеть усилители разных марок. Но абсолютно на всех live -выступлениях, Том работал с JCM 800.

На борту JCM 800 два канала, но Морелло предпочитал использовать лишь overdrive-канал. На сегодняшний день компания Marshall больше не производит головы данной модели и найти их можно только на вторичном рынке. Если для вас проблематично найти голову данной модели, то советуем попробовать JCM 900 — усовершенствованная модель и альтернативный вариант своему предшественнику.

Что касается кабинетов, то выбор Морелло — Peavey 4×12.

Честно говоря, абсолютно любой кабинет и усилитель позволит вам создать звук как у гитариста RATM. А ведь это подход Морелло — бренд и инструмент значения не имеют, важен лишь творческий акт. Так, например, песню «Tire Me», за которую RATM получил Грэмми, Морелло записал на 20-ваттном твердотельном усилителе с дешевой гитарой неизвестного производства.

III. Педалборд и коммутация

A: Ibanez DFL Flanger

Ibanez DFL Flanger — первый в истории педалестроения цифровой флэнжер. В настоящее время практически невозможно найти эту педаль, снятую с производства. Даже если вам повезет найти ее на просторах Ebay, то будьте готовы отдать за нее продавцу сумму с большим количеством нулей. Именно этот флэнжер Морелло использовал в таких известных песнях RATM, как Killing In The Name, Guerrilla Radio, Wake Up и Freedom.

Педали похожие на Ibanez DFL Flanger:

1.Boss BF-2 Flanger

Педаль, похожая по своим характеристикам на . Несмотря на множество режимов работы, педаль очень легка и в управлении. Отличный вариант в качестве первой flanger-педали.

2. MXR Phase 90

Педаль фэйзера, эффект которой очень близок к флэнжеру. Во время работы в Audioslave Морелло перешел с Ibanez DFL на MXR Phase 90.

B: Эквалайзер DOD FX40B

В мире не так много гитаристов, в сетапе которых вы можете увидеть педаль-эквалайзер. Том Морелло не использовал эту педаль как полноценный эквалайзер. Скорее, EQ -педаль выполняла функцию усилителя — Том выводил все фейдера в ноль, а затем поднимал уровень громкости. Особенно эквалайзер использовался для исполнения солирующих партий.

Том в качестве эквалайзер — педали пользовался DOD FX40B.

Сложно давать какие-либо рекоммендации касательно выбора какой-то конкретной модели EQ-педали, альтеранативной той, что использовал Морелло. Но, вы можете так же приобрести и использовать booster, который так же поможет контролировать усиление.

Обратите внимание, все фейдера выставлены на одном уровне, за исключением пятого, который образует частотный провал в 800 Гц.

В принципе, это идеальная настройка для эквалайзера, выполняющего задачи усилителя.

C: BOSS DD-2 Digital Delay

Delay — один из самых популярных гитарных эффектов. Даже здесь Морелло использовал нетрадиционый подход в настройках и использовании.

В основном, Том настраивал delay-педаль так, чтобы эффект напоминал ревер — быстрые слэпбэки и большое количество обратной связи.

В начале своей карьеры Морелло пользовался BOSS DD-2 Digital Delay, а потом перешел на DD-3. Разницы между двумя дилэями от Boss практически нет.

Что касается настроек педали, то Морелло менял их на каждой песне. Советуем вам попробовать играть партии Тома из творчества RATM на тех же настройках, что вы видете на фото. Эксперементируйте, главное используйте режим задержки «Long».

D: Digitech WH-1 Whammy

Пожалуй, самая важная педаль в цепи Тома Морелло. В работе с питч-шифтером Whammy WH-1 от Digitech, Том использовал все его возможности. Соло партии из Know Your Enemy, Bullet in the head, Ashes in the fall и Killing in the name наглядно иллюстрируют нам как Морелло выжимал все, что только может Whammy.

Вообще, Digitech Whammy — педаль, которая должна быть в борде каждого гитариста. Помимо того, что этот питч-шифтер важен и необходим для того, чтобы воссоздать звук Морелло, педаль может стать источником вдохновения для гитаристов, работающи в самых разных жанрах. А широкий спектр настроек позволит не только сдвигать высоту звука, но так же работать с гармонией и расстройкой звука.

На сегодняшний день, компания выпустила множество поколений и вариаций своего флагманского питч-шифтера. Но если вы хотите приблизиться к саунду и технике Морелло, то советуем пробрести DigiTech Whammy DT или Whammy 5. Эти педали имеют гораздо больше возможностей и режимов настроек, чем модель первого поколения.

E: Dunlop Cry Baby

В юности Том вдохновлялся фанком, что мы слышим практически на всех альбомах RATM. Практически все фанк-гитаристы 60-х -70-х годов использовали педаль Wah-Wah.

Том пользовался Dunlop Cry Baby — самой известной педалью — квакушкой. Опять таки, Морелло использовал педаль нетрадиционным способ, то есть звук wah не оттеснял и не поглощал в себя другие эффекты. Показательный тому пример — песни «Bulls On Parade», «Guerrila Radio» и «No Shelter».

Какие педали НЕ СЛЕДУЕТ использовать

Том Морелло — гитрист-аскет. Обратите внимание, его сетап состоит всего из 5 педалей, а палитра звуков, создаваемых Мореллло — очень-очень богата. Несмотря на все свои эксперименты, Том не стал менять свой борд став гитаристом Audioslave.

Как педали будут лишними?

В первую очередь, ни в коем случае не используйте педали искажения звука — фузз, дисторшн и овердрайв. Том работает с перегрузом только на overdrive-канале усилителя.

Так же не стоит думать и о «footswitch»— если вы хотите перейти на чистый звук, просто понизьте уровень громкости на гитаре.

Коммутация

Гитара> Усилитель — Amp FX Send> Dunlop Crybaby> Digitech Whammy> BOSS DD-2> DOD FX40B> Ibanez DFL> Amp FX Return

Источник

Секретное оружие

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

В любом пораженном гитаризмом мозгу словосочетание «Les Paul» моментально рождает эдакий тягучий, бархатистый звук, подобно тому, что мы все слышали на пластинках Гэри Мура или Bluesbreakers with Eric Clapton. Но может ли он быть другим? Да конечно может — распаяй себе гитару как какой-нибудь Джимми Пейдж, понаставь отсечек, насверли дырок в корпусе, напихай в него тумблеров и радуйся жизни!

Но потом закрадывается мысль, мол, «а вот я насверлю дырок, корпус испорчу, а потом мне надоест, я все это вытащу, а дырки останутся», и начинается поиск решений, которые корпус не портят. Что можно еще придумать? Да уже все придумано — покупаешь пуш-пуллы и меняешь темброблок целиком на так называемый «Jimmy Page Wiring».

Чем хороши пуш-пуллы? С их помощью можно модифицировать инструмент без дополнительных дырок, у них довольно широкие возможности применения. Но у них и недостатков выше крыши.

Самый главный и очевидный недостаток — их стоимость. Если нужен один пуш-пулл, то это еще ничего, но вот что если их нужно сразу четыре? Стоимость пуш-пуллов в Москве начинается от 500 рублей и растет пропорционально жадности продавца и брендовости самой детали. Таким образом для замены всего темброблока в стиле Джимми Пейджа нужно потратить как минимум 2000 рублей без учета работ по перепайке, что для многих является достаточно приличной суммой. Второй недостаток — не во всем удобно переключать пуш-пуллы, особенно с некоторыми разновидностями гитарных ручек.

Так что же делать, если хочется и рыбку съесть и косточкой не подавиться? Я нашел вариант (и давно им пользуюсь), который представляет собой отличную альтернативу первым двум — галетный переключатель.

Такие переключатели можно встретить на PRS и некоторых Gibson, оборудованных системой Varitone. Причем существует множество самых разных вариантов, с любым количеством положений и контактов. Имея в арсенале такое «секретное оружие» можно сделать вообще все что угодно и в процессе игры на инструменте просто переключать «режимы» игры — режим отсечек, режим хамбакеров, режим противофазы и так далее. Конечно придется пожертвовать одной из стоящих в гитаре регулировок, но это малая цена за столь широкую функциональность. На моем Gibson, например, переключатель установлен вместо регулировки тембра бриджевого датчика, которой я и так никогда не пользуюсь.

Ну и конечно же, ничто не мешает поставить помимо этого «галетника» еще три пуш-пулла, на которые можно напаять еще чего-нибудь эдакого!

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Оцените статью