Что такое удвоение аккордов

Сопоставление трезвучий мажорного и минорного лада, с удвоением квинты.

До настоящего момента мы имели дело с трезвучиями, у которых постоянно удваивался основной тон, в октаве; такое удвоение вполне естественно и служит как бы усилением тоники аккорда, сообщая ему и большую силу производимого им на слух впечатления, и большую определенность. Но иногда условия голосоведения требуют удвоения и интервала квинты. Такое удвоение вполне возможно, но не при всех доступных условиях сочетания аккордов и не во всех аккордах. Удвоение квинты невозможно ни в одном из тех двух сопоставляемых между собой аккордов, тоники которых находятся на расстоянии интервала секунды, таковы аккорды: 1 и 2 ступеней, 2 и 3 ступеней, 3 и 4, 5 и 6 ступеней. С удвоением квинты в любом из двух сопоставляемых между собой аккордов могут быть употреблены:

1) главные между собой — 1 и 4 ст., 1 и 5 ступени;

2) главные с побочными — 1 и 6 ступ., 5 и 3, 4 и 2 ступени, 1 и 3, 4 и 6 ступени;

3) побочные с побочными, 3 и 6, 2 и 6 ступени; наконец, в миноре: 1 и 5 ступ., 1 и 4 ступ. 1 и 6, 4 и 6, что однако равнозначно с соответствующими ступенями мажора и подлежит одинаковым условиям сопоставления.

При этом некоторые из сопоставляемых аккордов могут быть употреблены только под условием оставления общего тона в одном и том же голосе, иначе говоря, при сопоставлении их гармоническом, другие же, напротив, при условии передачи общего тона из одного голоса в другой, т. е. при сопоставлении их мелодическом. При том и другом сопоставлении аккордов, три верхних голоса не могут делать скачка больше кварты и не должны удаляться друг от друга более чем на октаву; удаление на дециму может быть оправдано только особенно хорошим голосоведением. При сопоставлении между собой аккордов 1 и 5 ступ., когда квинта удвоена в аккорде и ступ., оба аккорда соединяются только гармонически, причем одна квинта остается на месте в том же голосе, другая же делает скачек; когда же квинта удвоена в аккорде 5 ступ., то соединение этих аккордов может быть только мелодическое. Удвоение квинт в том и другом из сопоставляемых аккордов невозможно, иначе возникают явные или противоположные квинты и октавы, равно как и во всех подобным образом сопоставленных аккордах.
Правило 18. При сопоставлении аккордов с удвоением квинты, квинта может быть удвоена только в одном из двух сопоставляемых аккордов, но не в обоих.
При сопоставлении же аккорда 1 и 4 ступени, с удвоением квинты, результат получается совершенно обратный тому, который имеет место при сопоставлении аккордов 1 и 5 ступени. Когда удвоена квинта аккорда и ступ., то аккорды тонический и субдоминантовый соединяются мелодически, когда же удвоена квинта аккорда 4 ступ., то те же аккорды соединяются гармонически.

Каждый из главных аккордов, т. е. тонический, доминантный и субдоминантный, при удвоении квинты, может соединяться со своим побочным только гармонически или с удержанием общего тона в том же голосе.

Как замечено, соединение аккордов 1 и 3 ступ., 4 и 6 ступ, может быть естественным лишь при удвоении квинт в главных аккордах, 1 и 4 ступ.; удвоение же квинт в побочных аккордах производит заметной скрытия квинты или же октавы в голосах.

Хотя остающийся в том же голосе общий тон обоих аккордов и значительно сглаживает шероховатость и неровность голосоведения, однако же отдаление тенора от альта на дециму и прямое движение баса с тенором на квинту, скачками на терцию и квинту за раз, при NB производят неблагоприятное гармоническое впечатлите; напротив, в последних двух случаях, когда нет между средними голосами децимы, и скрытая октава образуется в верхних голосах, при одновременном их движении противоположном басу, впечатление получается намного лучше и гармония звучит естественнее. Поэтому, если бы предстоял выбор какого либо из этих двух способов сочетаний, то избран должен быть предпочтительно второй. Суждение о правильности, или неправильности подобных сочетаний, в строгом смысле этих слов, подлежит утонченной критики; изучающий же гармонию строгого стиля должен принять высказанное сейчас предостережение.
Побочные аккорды 3 и 6 ступ., 2 и 6 ступ, могут быть соединяемы с удвоением квинты в любом из сопоставляемых между собой двух аккордов, причем соединение бывает, то мелодическое, то гармоническое.

Минорные аккорды 1 и 5 ступ, и 1 и 4 ступени соединяются между собой, с удвоением квинт, точно таким же образом, с тем единственным различием, что вводный тон минора соль диез, находясь в верхнем голосе, не может быть разрешаем вниз, что противно его природе, и следовательно, аккорд 5 ступ. , минора не может в данном случае быть употребляем в положении терции.
Соединение между собой аккордов 4 и 6 ступени происходит точно также, как и соединение одноименных с ними аккордов 3 и 4 ступ, в мажоре.
Аккорд 3 ступени минора очевидно не может быть употребляем с удвоенной квинтой.

Написать примеры с употреблением аккордов мажорных и минорных и с удвоением в них квинт, руководясь изложенными правилами.

Источник

Правила по гармонии Изложение аккордов Удвоение: в трезвучиях и квартсекстаккордах удваивается бас, в секстаккордах бас не удваивается

Дата 05.04.2018
өлшемі 35.81 Kb.
түрі Правила
    Навигация по данной странице:
  • Перекрещивание голосов
  • D 4 / 3 x 3 x D 4 / 3 x 3 x X
  • D 6 / 5 x X
Правила по гармонии
Изложение аккордов
  1. Удвоение: в трезвучиях и квартсекстаккордах удваивается бас, в секстаккордах – бас не удваивается.
  1. Расположение трезвучий – 2 вида:
  • тесное (интервал между соседними голосами – не больше кварты);
  • широкое (интервал между соседними голосами – не меньше квинты).

интервал между соседними голосами не должен превышать октаву (исключение – интервал между басом и тенором: он может быть любым – от унисона до двух октав).

  1. Мелодическое положение – это помещение одного из звуков аккорда в верхнем голосе. Трезвучие может существовать в трёх мелодических положениях:
  • основного тона (1),
  • терции (3),
  • квинты (5).
  1. Голосоведение:
  • желательно плавное (звуки движутся в пределах терции; кварта и больше – скачок);
  • не допускается движение на увеличенный интервал.
  1. Соединение аккордов – 2 способа:
  • гармоническое (бас первого аккорда идёт в бас второго, общие звуки остаются на месте в тех же голосах, а остальные плавно идут в недостающие звуки);
  • мелодическое (бас идёт на наименьший интервал, а остальные звуки движутся противоположно басу в ближайшие звуки второго аккорда).
Соотношение трезвучий Соединение
секундовое мелодически
терцовое гармонически
кварто-квинтовое гармонически

Гармонизация типовых мелодических оборотов

  1. Скачок в мелодии на 4, 5, 8 означает применение секстаккорда. Если он приходится на разные гармонии, то секстаккорд должен быть вторым аккордом (во избежание скрытых квинт и октав).
  2. В секстаккорд наиболее естественно разрешается D2; желательно, чтобы ему предшествовал D7.
  3. Способы гармонизации поступенного движения в мелодии:

Источник

Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий

Расположение и мелодическое положение трезвучий. Удвоения в трезвучиях.

Расположение аккордов в 4-х-голосном изложении определяется интервалами между соседними верхними голосами (S., A., T.), расстояние между басом и тенором при этом не учитывается, (бас может быть удалён от тенора на расстояние от унисона до двух октав, иногда – больше).

В тесном расположении верхние голоса расположены подряд по ближайшим тонам аккорда, при этом в трезвучии между соседними верхними голосами образуются интервалы терции и кварты, а расстояние между S. и T. меньше октавы.

В широком расположении верхние голоса расположены с пропуском очередного тона аккорда, при этом в трезвучии между соседними верхними голосами образуются интервалы квинты и сексты, а расстояние между S. и T. больше октавы.

Мелодическое положение аккордов определяется тоном аккорда, который находится в верхнем голосе (в S., в мелодии). Трезвучие может быть изложено в 3-х мелодических положениях: основного тона (примы), терцового тона (терции) и квинтового тона (квинты). [В септаккордах возникает возможность мелодического положения септимы].

Удвоения в трезвучиях. В трезвучиях обычно удваивается основной тон. В некоторых аккордовых соединениях необходимо удвоение терцового тона трезвучия, например, при разрешении V53 и V7 в VI (прерванный оборот) и при разрешении VII7 в Т.

Иногда трезвучие используют в неполном виде. В неполных трезвучиях пропускается квинта или терция. Например, при разрешении полного V7 в неполное Т53 с утроенным основным тоном пропускается квинтовый тон.

[При ненормативных удвоениях и пропусках тонов в трезвучиях может получиться смешанное расположение– между соседними верхними голосами чередуются интервалы тесного и широкого расположений].

Интервальное соотношение трезвучий. Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий. Типы голосоведения.

Типы голосоведения.

По характеру мелодического движения в одном голосе различают голосоведение:

плавноеи со скачками (скачковое)

При плавном голосоведении каждый голос движется плавно – остаётся на месте или движется на секунду или терцию (т.е., на интервал не шире терции).

При голосоведении со скачками голос совершает скачки, т.е. движется на кварту и шире (т.е. на интервал шире терции).

[Нужно избегать движения голоса на ув. интервал – ув. интервалы надо заменять на ум., например, ув.2 на ум.7, ув.4 на ум.5. Нельзя использовать в басу интервалы септимы и ноны, образованные движением по квартам или квинтам в одном направлении (2 кварты = септима, 2 квинты = нона). Скачки в верхних голосах желательно компенсировать противоположным плавным движением].

По соотношению направления движения в любой паре голосов 4-х-голосного сложения различают 4 типа голосоведения:

противоположное – 2 голоса движутся в противоположные стороны: ↑↓ или ↓↑;

косвенное – один голос остаётся на месте, а другой движется ↑ или ↓;

прямое – 2 голоса движутся в одну сторону: ↑↑ или ↓↓;

параллельное (разновидность прямого) – оба голоса движутся в одну сторону на один интервал, при этом образуется движение параллельными интервалами.

В строгом 4-х-голосии запрещается движение параллельными ч.1, ч.8 и ч.5.

[в 4-х-голосном сложении образуется 6 пар голосов:

– 3 пары соседних голосов – S и А, А и T, T и В;

– 2 пары через голос – S и T, А и В;

– 1 пара крайних голосов – S и В]

Интервальное соотношение трезвучий определяется интервалом (расстоянием) между основными тонами трезвучий. Различают 3 типа интервальных соотношений трезвучий:

1. кварто-квинтовое – между основными тонами интервал кварты или квинты, например, I–V, V–I, I–IV, IV–I, II–V; трезвучия в кварто-квинтовом соотношении имеют 1 общий тон;

2. секундовое – между основными тонами интервал секунды или септимы, например, IV–V, V–VI, VII–I; трезвучия в секундовом соотношении не имеют общих тонов;

3. терцовое – между основными тонами интервал терции или сексты, например, I–III, I–VI, II–IV; трезвучия в терцовом соотношении имеют 2 общих тона.

Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий.

Различают 2 типа соединений аккордов: гармоническоеи мелодическое.

Гармоническое соединение– это соединение аккордов, при котором общий тон (тоны) остаётся на месте в том же голосе (голосах). Гармоническое соединение возможно при соединении трезвучий в терцовом соотношении (2 общих тона) и трезвучий в кварто-квинтовом соотношении (1 общий тон). Общий тон (тоны) остаётся на месте в том же голосе (голосах), остальные голоса переходят плавно в ближайшие тоны следующего аккорда, при этом расположение сохраняется.

Мелодическое соединение аккордов – это соединение аккордов без общего тона. Мелодическое соединение обязательно возникает при соединении трезвучий в секундовом соотношении (нет общих тонов), а также возможно при соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении. При соединении трезвучий в секундовом соотношении (например, IV→V) бас идёт на секунду ↑, остальные голоса плавно ↓ (противоположно басу) в ближайшие тоны следующего аккорда, (расположение сохраняется). При мелодическом соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении, если бас движется на ч.4 – остальные голоса нужно вести противоположно басу плавно в ближайшие тоны следующего аккорда, если бас движется на ч.5 – остальные голоса нужно вести в одну сторону с басом (расположение сохраняется). Предпочтительнее противоположное движение голосов, поэтому при мелодическом соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении по возможности лучше вести бас на ч.4, а не на ч.5.

Общее правило мелодического соединения – если бас идёт на меньший интервал (из двух возможных, например, на ч.4 вместо ч.5), то остальные голоса движутся плавно противоположно движению баса.

Источник

Оцените статью