История возникновения укулеле
“Укулеле” — так на Гавайях назвали маленький музыкальный инструмент мачете (мачете де брага), привезенный туда с Мадерских островов Португалии в конце 19 века и адаптированный гавайцами на свой лад.
Мачете представляет гитарное семейство и является потомком ранних европейских и средневосточных щипковых струнных инструментов (например, лютни). Иногда можно встретить другие названия мачете: кавакинью, брагинья и кавако.
Есть несколько версий о том, откуда взялось название «укулеле».
Одна из них утверждает, что португалец Жоао Фернандес, добравшись до порта в Гонолулу, так обрадовался суше после 4 месяцев плавания, что незамедлительно спрыгнул с корабля и начал играть народные песни Мадейро на причале. Гавайцы, увидевшие это, подумали, что его быстро двигающиеся пальцы выглядят как блошки, прыгающие через гриф маленькой гитарки – так и родилось название “укулеле” (с гавайского языка «укулеле» приблизительно переводится как прыгающая блоха).
Другая версия связана с личностью англичанина Эдварда Пурвиса, который тоже играл на этом инструменте. Пурвис был советником последнего гавайского короля Давида Калакауа и был очень влиятелен в первые годы появления укулеле. Пурвиса прозвали «укулеле» за его невысокий рост и энергичность, и в конечном счете инструмент, на котором он играл для короля, перенял его прозвище.
В третьей версии фигурирует гавайская королева Лили’уокалани. Она утверждала, что термин «укулеле» на самом деле означает «подарок, который прибыл сюда» (где «uku» означает «подарок или вознаграждение», а «lele» переводится как «прибывать, приезжать»), что в корне отличается от предыдущих версий и не имеет совершенно никакого отношения к блохам!
После своего прибытия на Гавайи укулеле быстро интегрировалась в гавайскую культуру. Королю Давиду Калакауа очень нравился этот маленький инструмент, и его симпатия считается ключевым фактором, позволившим укулеле стать такой популярной. Король Калакауа боролся за сохранение и развитие гавайской культуры. Он же продвигал укулеле как гавайский инструмент и использовал ее на формальных королевских приемах для исполнения традиционной гавайской музыки и в качестве аккомпанирующего инструмента для хулы (традиционный гавайский танец).
Те самые португальцы, которые впервые привезли мачете на Гавайи, были представлены администрации Гонолулу в качестве изготовителей гитар. По мере того, как укулеле набирала популярность, эти мастера создавали все больше инструментов. Самым успешным из них был Мануэл Нунес, который продолжил производить укулеле после того, как она была представлен на американском материке, и чьи сыновья продолжили производить укулеле после него.
В то время, пока мачете путешествовал по всему миру вместе с португальскими путешественниками, гавайская версия маленького четырехструнного инструмента не была представлена широкой аудитории в Америке до начала 20-го века. Укулеле произвела впечатление на американцев во время международной выставки Панами Пасифик, которая проводилась в Сан-Франциско в 1915 году. Музыканты исполняли музыку как соло, так и в группах и возымели большой успех среди посетителей выставки.
Бум популярности укулеле пришелся на 1915-1920 года, когда гавайская музыка сравнялась по популярности с современной американской музыкой того времени. Производители музыкальных инструментов в США увидели хорошие перспективы в производстве укулеле и начали изготовлять и продавать гавайские гитары, что в результате привело к возникновению напряжения между островными и материковыми производителями. Несмотря на эту напряженность, популярность укулеле все продолжала расти, и маленькие гавайские гитары все также хорошо продавались.
Появились недорогие модели, которые дали возможность огромному количеству людей учиться играть на укулеле. Гавайская гитара приобрела репутацию хорошего инструмента для новичков благодаря ее относительно низкой цене и маленькому, удобному для переноски размеру. Тысячи укулеле были произведены в 1920-ых, и укулеле стала одной из музыкальных икон джазового века.
Популярность укулеле спала в 1930-ых, но в 40-50-е года 20 века отвоевала свои позиции после того, как некоторые американские военнослужащие привезли инструменты домой с Гавайев после Второй Мировой войны. Популярность поп-рока заставила укулеле уйти в тень в 1960-ые, и хотя укулеле нередко использовали в мейнстримовой музыке, былая популярность к гавайской гитаре вернулась только в 1990-ые года.
Другие страны также приняли укулеле в свои музыкальные репертуары, в особенности Япония и Канада. Канада стала одной из первых стран (помимо Гавайев), где игре на укулеле стали учить в школе.
Источник
Укулеле
Одна из главных достопримечательностей Гавайев – маленькая, забавно выглядящая гитара. Несмотря на игрушечный вид, музыкальный инструмент с чудным названием укулеле пользуется популярностью у известных и начинающих музыкантов. Он компактный, легкий в освоении, а его яркое, жизнерадостное, романтичное звучание напоминает о тропических тихоокеанских островах.
Что такое укулеле
Так называется род гитары – струнный щипковый инструмент с 4-мя струнами. Основное применение – музыкальное сопровождение вокала и сольная игра.
Звучание укулеле идеально подходит для исполнения народных гавайских песен, джазовых и фолковых композиций, музыки в стиле кантри и рэгги.
История укулеле
История происхождения маленькой гитары короткая, но оригинальный инструмент за относительно недолгий период существования успел полюбиться музыкантам. Укулеле считают гавайским изобретением, хотя в действительности за его возникновение следует поблагодарить португальцев.
Предположительно в 1875 году четыре португальца, мечтая построить лучшую жизнь, иммигрировали на Гавайские острова. Приятели – Хосе Санто, Аугусто Диас, Жоао Фернандес, Мануэль Нуньес – взяли с собой португальскую 5-струнную гитару – брагинью, которая стала основой для создания укулеле.
В эмиграции приятели занялись производством деревянной мебели. Однако производимая продукция местному населению не понравилась, и португальцы, чтобы не обанкротиться, стали делать музыкальные инструменты. Они экспериментировали над формой и звучанием португальской гитары, в результате на свет появилась миниатюрная разновидность с сочным и живым звуком. Уменьшилось количество струн – теперь их было четыре, а не пять.
Гавайцы холодно приняли изобретение португальцев. Но их отношение изменилось, когда на одном из национальных празднеств на маленькой гитаре решил сыграть гавайский король Давид Калакауа. Правитель влюбился в чудный инструмент, приказал сделать его частью гавайского национального оркестра.
Название инструмента гавайского происхождения. Слово «укулеле» переводится как «скачущая блоха», а если разбить его на две части – «уку» и «леле», то получается фраза «пришедшая благодарность».
Есть три предположения, почему гавайская гитара стала так называться:
- Гавайцам, впервые увидевшим гитару, показалось, что бегающие по струнам пальцы гитариста напоминают скачущих блох.
- Королевским камергером на Гавайях был англичанин Эдвард Первис – низкорослый, шустрый и непоседливый человек. Играя на маленькой гитаре, он забавно юлил и паясничал, и его прозвали укулеле.
- Гавайская королева Лидия Камакаэа Паки назвала «пришедшей благодарностью» дар, преподнесенный четырьмя португальцами-эмигрантами гавайскому народу.
Выпускаются укулеле разных форм и габаритов. Инструмент может выглядеть как миниатюрная копия классической гитары, также мастера создают круглые, овальные изделия, напоминающие формой тыковки и ананасы, и даже квадратные.
От величины инструмента зависит звучание. На более крупном экземпляре можно сыграть ноты ниже. По размерам укулеле делятся на несколько видов:
- Сопрано – самая востребованная разновидность. Классическая гавайская гитара с 12-14 ладами.
- Концертный тип – чуть крупнее и зычнее сопранового. Ладов тоже 12-14.
- Тенор – популярный вариант, появившийся в продаже в 1920-е годы, с густым, бархатным звучанием, множеством оттенков. Ладов 15-20.
- Баритон – еще один популярный вид, который начали продавать в 1940-е. Издает более глубокий, насыщенный, зычный звук. Ладов, как у теноровой гитары, 15-20.
- Менее распространенные варианты, появившиеся позже 2007-го года, – бас, контрабас и пикколо.
Существует вариация укулеле с двойными струнами. Каждая струна скреплена со второй, настроенной на унисонное звучание.
Как звучит укулеле
Гавайская гитара звучит легко, ярко, ее звуки излучают энергию и оптимизм, навевают воспоминания о солнечном архипелаге в Тихом океане, о пестрых букетах гавайских цветов.
Отрытое струнное звучание называется строем. Подбирают такой строй, чтобы извлечение наиболее применяемых аккордов было удобным. Строй укулеле нетипичен для гитары, его характеристика приведена ниже.
Стандартный строй укулеле – сопрановый. Название струн следующее:
Струнный перебор идет от четверки к единице (сверху вниз). Настройка струн до-ми-ля (C-E-A), как для классической гитары, то есть начало – высокая нота, конец – низкая. Струна соль (G) должна звучать более высоко по сравнению со второй и третьей, поскольку принадлежит октаве, к которой относятся 3 другие ноты.
Достоинство такого строя – возможность играть те же мелодии, что доступны для игры на классической гитаре, начиная с 5-го лада. Музыкантам, привыкшим к гитарной игре, музицирование на укулеле сначала может показаться неудобным. Но привыкание наступает быстро. Извлечение отдельных аккордов доступно одним или двумя пальцами.
Укороченный гриф укулеле делает возможным свободную перестройку инструмента в желаемый строй. Есть возможность сделать стандартный гитарный строй, при котором звучание будет соответствовать первой четверке струн классической гитары. То есть получается:
Для укулеле применяется техника игры перебором и боем. Щипают и ударяют по струнам либо пальцами правой руки, либо медиатором.
Строение
Строение укулеле практически аналогично строению гитары. Гавайская гитара должна состоять из:
- деревянного, пустого внутри корпуса со струнодержателем и круглым отверстием в передней деке;
- грифа – длинной деревянной пластины, вдоль которой протянуты струны;
- накладки поверх грифа;
- ладов – сегментов накладки, разграниченных металлическими выступами (расположением ладов для каждой из 4-х струн определяется порядок нот);
- головки – конечной части грифа с колками;
- струн (обычно изготавливаемых из нейлона).
Укулеле изготавливают из акациевой, кленовой, ясеневой, ореховой, еловой, палисандровой древесины. Более дешевые экземпляры создают из пластика, но такие аналоги могут не в лучшую сторону отличаться от деревянных оригиналов звучанием. Гриф вытачивают из цельной пластины, причем используют древесину твердых пород. Гитарную стойку делают пластиковую или деревянную.
Размеры инструмента
Разница в размерах гавайских гитар разного звучания:
- сопрановая – 53 см;
- концертная – 58 см;
- теноровая – 66 см;
- баритоновая и басовая – 76 см.
Самый большой экземпляр укулеле, в длину составляющий 3 м 99 см, создал американец Лоуренс Стамп. Изделие, занесенное в Книгу рекордов Гиннеса, рабочее, на нем можно играть.
Известные исполнители
Укулеле давно перестал быть местным гавайским инструментом, теперь это популярная и по достоинству оцененная музыкантами гитара. Многие именитые гитаристы полюбили миниатюрный инструмент, использовали его на концертах, тем самым поспособствовав его популяризации.
Самый знаменитый музыкант, играющий на укулеле, – гавайский гитарист Израэль Каанои Камакавивооле. Он увлекся гитарной музыкой с ранних детских лет, на Гавайских островах он большая знаменитость, народ с любовью называет его «нежный великан».
Еще местными звездами гавайцы считают исполнителей Эдди Камае и Гэбби Пахинуи, создавших музыкальную группу «The Sons of Hawaii». Они делают патриотичную и воодушевляющую гитарную музыку с включением национальных мотивов.
Из больших почитателей укулеле следует назвать:
- джазового музыканта Лайла Ритца;
- английского комического актера и певца Джорджа Формби;
- американского гитариста Роя Смека;
- американского актера Клиффа Эдвардса;
- музыканта-путешественника Роки Леона;
- виртуозного гитариста Джейка Шимабукуро;
- канадского музыканта Джеймса Хилла, специализирующегося на техно-музыке.
Укулеле – чудесный инструмент, ставший популярным не только за яркое и позитивное звучание, но и за компактность. Его можно захватить в путешествие, в гости, на мероприятие – везде игрой на гавайской гитаре музыкант создает праздничное настроение.
Источник
История укулеле
Каждый человек когда-либо слышал гавайскую музыку, делал волнообразные движения руками и радостно улыбался при виде гавайских цветных рубашек, которые в любую погоду напоминают о солнечном и беззаботном лете. И первая ассоциация, которая появляется при слове «Гавайи», — это гавайская гитара укулеле, чья история погрузит вас в воспоминания о море, золотом песке, гибких волнах и радостном смехе. Инструмент, когда затрагиваются струны или клавиши, оживает. Своими невероятными мотивами, мелодичным звучанием и тонкими звуками он хотел бы рассказать свою историю, через что ему пришлось пройти, чтобы люди наслаждались этой невероятной музыкой.
Укулеле — миниатюрная четырехструнная гитара, которую заслуженно ассоциируют с Гавайскими островами, но на самом деле этот инструмент — изобретение скорее португальское, чем гавайское. К сожалению, неизвестно точной даты рождения, но исходя из разнообразных исторических источников, произошло это в 1886 году.
Но как европейский инструмент мог попасть на Гавайи? Сейчас любой историк собьется с ног, если его попросят предоставить достоверные факты, но так ничего и не найдет, так как они не сохранились. В такие моменты обычно на помощь приходят легенды.
Как все начиналось
Инструмент, который вошёл в сердца многих как исконно гавайский, на самом деле уходит корнями в Португалию, точнее к четырём её уроженцам. В районе 1878 — 1913 годов многие жители материковой части Португалии решили отправиться на поиски лучшей жизни, их выбор пал на Гавайские острова. Естественно, люди перебирались туда не с пустыми руками, а со своими пожитками, среди которых был инструмент под названием брагинья — небольшая пятиструнная гитара, которую смело можно назвать прародительницей укулеле.
Перебравшись на новое место обитания, многие стали пробовать себя в различных видах деятельности, чтоб хоть как-то заработать на жизнь и пропитание. Так четыре друга Аугусто Диас, Хосе до Есперито Санто, Мануэло Нуньес и Жоао Фернандес начали заниматься производством португальской мебели, которая не пришлась по вкусу местным и чтоб хоть как то удержаться на плаву, друзья переквалифицировались на производство музыкальных инструментов. Их эксперименты привели к тому, что в 1886 году на свет родился необычный инструмент с очень интересным, живым и ярким звучанием. Инструмент обладал всего на четырьмя струнами, что было на 1 струну меньше, чем у его прародителя брагиньи. Кто из четверых придумал его официально остаётся неизвестным, но на ранних моделях можно встретить имя М. Нуньеса, хотя признанным умельцем игры на этом необычном инструменте считался Ж. Фернандес. Изначально изобретение португальцев не было одобрено местными жителями, но все изменилось после небольшого праздника, на котором присутствовали принцесса Виктория Кайулани и ее дядя король Давид Калакауа, который первым сыграл на гавайской гитаре. Будучи фанатом этого инструмента, он решил включить его в королевский оркестр, чтобы им могли насладиться другие люди. Неизвестно что именно заставило жителей изменить своё мнение, то ли любовь короля к необычной музыке, то ли то, что укулеле изготавливали из гавайской акации, которая являлась символом благодарности природе. Не даром с тех пор ни один праздник не обходился без звуков четырехструнной гитары.
Скачущая блоха
Название, которое носит гавайская гитара, — укулеле – можно перевести по-разному. Наиболее известный вариант — это «прыгающая блоха» из-за характерных движений пальцев, которые больше напоминают хаотичные скачки. Среди широких масс, интересующихся данным инструментом, бытует несколько версий почему инструмент получил именно это необычное название.
По первой версии данный инструмент, так прозвали местные жители за то, что исполнявший музыку артист так быстро перебирал пальцами струны, что было похоже будто там прыгают блохи.
По второй версии у царствующего в то время короля была необыкновенная любовь к этому инструменту, а бывший в его услужении англичанин, так кривлялся, когда играл на нем, что сам был похож на скачущую блоху.
Ну и последний вариант, более благородный. Считается что королева Гаваев Лилиуокалани, увидев заморский инструмент, назвала его укулеле, что в переводе означало «пришедшая благодарность».
Своей мировой известностью, гавайская гитара, обязана выступлению группы «Royal Hawaiian Quartet» на Панамо-Тихоокеанской выставке в Сан-Франциско в 1915 году, после чего о ней заговорил каждый. До этого момента этот инструмент был известен только на Гавайских островах, где на нем играли практически все жители, наполняя улицы и пляжи чарующими звуками.
Наша современность
Гавайская гитара – укулеле или уке – становится сейчас все более и более популярной. Этот маленький инструмент теперь можно наблюдать практический в каждой квартире, его звуки можно услышать не только в гавайских фильмах, но и на наших улицах, на нем играют уличные и эстрадные музыканты. Необычная форма и достаточно маленький размер, по сравнению с другими акустическим собратьями, приводят слушателей в невероятный восторг и привлекают к себе все больше внимания. Высокую популярность этого инструмента можно объяснить ещё и тем, что буквально за непродолжительное время можно выучить пару-тройку аккордов, которых будет вполне достаточно для аккомпанирования веселой песне.
Сейчас этот четырехструнный щипковый инструмент прочно обосновался в джазе, тягаться с кантри или рок-н-роллом ему было не под силу в силу своих особенностей. Существует пять разновидностей этого инструмента, которые отличаются размерами, формами и материалами изготовления. Делают укулеле из дерева, однако, сегодня можно встретить гавайские гитары, сделанные из пластика и фанеры. Форма инструмента разнообразная – мастера активно экспериментируют, придавая гавайской гитаре новые штрихи и помогая ей заиграть новыми красками.
Играть на таком волнительном инструменте, как гавайская гитара, и дарить радостную улыбку может каждый. Не мудрено, что скоро на всех бульварах будут петь песни с гавайскими мотивами.
Источник