Что такое усилитель для наушников для гитары

Усилитель для гитары

Уже много поговорив про акустические гитары и электрогитары, а также про всё, что с ними связано, настало время поговорить о такой теме, как усилители для гитары. Гитарный усилитель служит для преобразования электрического сигнал с датчиков на гитаре в звук. В данной статье мы обсудим классификацию усилителей, а также общие вопросы, связанные с ними. Далее у нас также будут статьи с более подробным описанием каких-то моделей и их особенности.
Для начала разделим все усилители для электрогитары на три группы: ламповые, транзисторные и смешанные (гибридные).

Ламповые усилители появились в 30-40 годах двадцатого века. Схемы усиления у них основаны на каскадах из ламп. Более подробно про ламповые гитарные усилители вы можете прочитать вот в этой статье. Перед вами как раз вид задней стенки усилителя звука для гитары от фирмы Mesa/Boogie. Лампы здесь хорошо видны.

Эти усилители дорогостоящие, но многие гитаристы выбирают именно их. Даже спустя много лет со времён создания первого такого усилителя они являются эталоном качественного звука с присущей им теплотой и мягкостью лампового звука. Теперь предлагаю послушать пример лампового усилителя.

The Mesa/Boogie Mark V 25

Транзисторные усилители появились с развитием электроники. Громоздкие лампы заменили на небольшие по размеру и более надёжные интегральные схемы. Соответственно размеры и вес усилителей уменьшился. Разброс цен на данные приборы очень обширный и каждый может найти себе подходящий экземпляр. Поэтому транзисторные усилители чаще всего выбирают начинающие гитаристы.

Marshall MG15CF

Смешанные усилители представляют собой инженерные решения, которые сочетают в себе и транзисторную электронику, лампы, а также цифровую обработку сигнала или применение различных электронных эффектов. Это уже довольно современные приборы. Одним из таких аппаратов является VOX Valvetronix VT20+. Ниже представлено демо-видео звучания этого гитарного усилителя.

Теперь нужно разобраться с несколькими важными понятиями. Главными составными частями усилителя для гитары являются преамп, оконечник и кабинет.

Преамп (pre-amp) – это предусилитель.
Оконечник – это уже непосредственно усилитель.
Кабинет – это акустическая система или колонка.

Теперь рассмотрим какие устройства производят из вышеупомянутых частей. Помимо того, что преамп может выступать, как отдельный девайс, существует следующее:

Голова

В этом устройстве сочетаются преамп и оконечник. Акустической системы здесь нет.

Он представляет собой подключенные между собой голову и кабинет. Это устройство уже является полным набором для правильного усиления и воспроизведения сигнала с электрогитары. Стэки используются на крупных концертных площадках.

Комбик

Комбик или комбоусилитель сочетает в себе все перечисленные выше важные компоненты: преамп, оконечник и акустическую системы. Они компактны по размеру, что делает их популярными среди многих гитаристов. Также гитарные комбики можно использовать для репетиций дома или на репетиционной базе, либо для небольших концертов.

Производство усилителей для гитары

Надеюсь, данная статья помогла Вам разобраться с понятиями, связанными с гитарными усилителями. Далее мы будем продолжать обсуждения этой темы, поэтому следите за новыми статьями!

Источник

Гитарный усилитель для наушников своими руками

Электрогитара, как музыкальный инструмент, была изобретена относительно недавно, в первой половине прошлого века. Несмотря на свою «молодость», этот инструмент уже стал обладать огромной популярностью — и не просто так, ведь она обусловлена большим разнообразием звуков, которые можно извлечь из электрогитары, а также достаточно простым процессом обучения, в отличие от более специфичных инструментов. Диапазон звучания электрогитары по-настоящему велит благодаря тому, что вместо с самой гитарой в звуковом тракте используются различные примочки — электронные устройства, позволяющие в режиме реального времени обрабатывать звук, придавая ему злое роковое звучание, либо «воздушное» для классических произведений, а также множество других. Многие фирмы сейчас выпускают электрогитары, в том числе и такие известные, как Гибсон, Фендер, имена которых уже стали нарицательными. Поэтому пойти в магазин и купить электрогитару — не проблема, но здесь нужно учитывать, что без подключения в усилитель электрогитара не будет звучать почти никак, и это неудивительно, ведь её корпус, в отличие от полого корпуса акустической гитары, представляет собой лишь сплошной массив дерева, который сам по себе не усиливает акустические колебания струн. Но зато на каждой электрогитаре имеются звукосниматели — специальные катушки, намотанные проволокой с большим количеством витков, их задачей является улавливание колебаний струн а затем преобразование их в электрический сигнал переменной величины. Не с проста на каждой гитаре имеется разъём jack-6,3, именно через этот разъём электрический сигнал выводится со звукоснимателей, а ручки-регуляторы рядом с разъёмом на гитаре позволяют регулировать соотношение высоких-низких частот и громкость сигнала. Для того, чтобы услышать звук гитары необходимо усилить электрический сигнал со звукоснимателей и воспроизвести с помощью специального устройства — гитарного кабинета, который представляет собой, по-сути, деревянный ящик со специальным гитарным динамиком. Для усиления сигнала и дальнейшего его воспроизведения производители гитар также выпускают множество аппаратуры — и отдельные усилители с кабинетами, и комбики — в которых усилитель встроен внутрь кабинета. Такие вещи необходимы для качественного воспроизведения звука гитары. Но порой возникает проблема, ведь сами гитары стоят прилично, и порой мысль о том, что после покупки гитары придётся потратить ещё столько же на покупку комбика очень пугает. В этом случае есть выход — собрать усилитель самому, а звук гитары слушать через наушники. Такой вариант наименее затратный по финансам, и вполне может обеспечить неплохой звук, особенно если используются хорошие наушники. Для осуществления такого варианта потребуется собрать схему усилителя, на вход которой будет подаваться сигнал с гитары, а к выходу которой будут подключаться наушники.

Далее по схеме сигнал по падает на переменный резистор R1, который служит для регулировки уровня громкости. По сути, данный переменный резистор будет полностью дублировать ручку громкости на гитаре, а потому его можно не устанавливать, если не требуется регулировка громкости на самом усилителе. При установке R1 стоит обратить внимание на его качество — советские переменный резисторы, которым более нескольких десятков лет не подойдут, так как они почти неизбежно будут шуршать, тем самым внося помехи в звуковой сигнал. Стоит отдать предпочтение импортным потенциометрам, например, Alps, который использует автор. Номинал потенциометра может варьироваться в пределах 47-100 кОм, указанный на схеме номинал в 1 кОм больше подходит для гитар с активными звукоснимателями, для универсальности стоит взять сопротивление больше.

Средний вывод потенциометра подключается дальше к схеме, с него снимается сигнал, величина которого уже будет зависеть от положения переменного резистора. Далее сигнал проходит через разделительный конденсатор С1, задача которого состоит в отделении постоянной составляющей сигнала, если она вдруг появится на входе усилителя. Здесь можно использовать практически любой электролитический конденсатор на 1 мкФ, напряжением 16В или больше, без проблем также подойдут и плёночные либо керамические ёмкостью 470 нФ — 1 мкФ. Далее через резистор R1 сигнал поступает на базу первого транзистора, который и усиливает его до определённого уровня. На втором и третьем транзисторах собран выходной каскад, который как раз обеспечивает нужную мощность на выходе в 0,5 — 1Вт. Транзисторы на схеме обозначены как КТ315 — это очень дешёвые маломощные отечественные транзисторы, которые можно найти в любом магазине радиодеталей или вытащить из ненужной отечественной аппаратуры. Можно использовать КТ315 с любым буквенным индексом на конце, в корпусе любого цвета. Вместо них можно применить практически любые маломощные, либо средней мощность транзисторы NPN структуры, например, 2N5551, BC547, КТ3102 — этого хватит для работы с наушниками, транзисторы даже не будут особо нагреваться, если не выкручивать громкость на самый максимум.

Напряжение питания схемы может варьироваться в пределах 5-12В, а потому её можно запитать от множество разнообразных источников питания, даже от USB выхода телефонной зарядки либо Power-Bank’а. Чем больше будет напряжение питания схемы, тем выше и будет отдаваемая в нагрузку мощность, соответственно и громкость гитары в наушниках. Схема потребляет небольшой ток, около 50-70 мА, а потому питать её можно даже от кроны, которая как раз имеет напряжение 9В, её хватит на несколько часов беспрерывной работы усилителя. Ещё один вариант автономного питания — использовать литий-ионный аккумулятор в связке с повышающим преобразователем, настроенным на выход в 10-12В, в этом случае, если кончится зарядка, аккумулятор всего можно подзарядить. На схеме имеет конденсатор на 3300 мкФ и 16В — он стоит параллельно питанию для гашения помех. Использовать такую большую фильтрующую ёмкость с маломощным усилителем не очень рационально, а потому его номинал можно снизить до 470-100 мкФ. Зато не лишним будет поставить параллельно с ним небольшой керамический конденсатор на 100 нФ, например, такой, как на фото ниже. Такой же конденсатор можно использовать в качестве С1, но чуть большей ёмкости.

Усилитель собирается на печатной плате, которая имеет весьма миниатюрные размеры, так как схема состоит всего из трёх транзисторов. Выполнить плату можно методом ЛУТ, для которого в интернете присутствует бесчисленное количество инструкций. Вкратце, весь процесс состоит из следующих шагов: рисунок платы нужно напечатать с компьютера на лазерном принтере, либо нарисовать сразу на текстолите так, чтобы все токопроводящие дорожки и пятачки оказались покрыты тонером принтера либо маркером. При этом нужно учитывать, что детали будут устанавливаться на обратную сторону платы, а значит будут располагаться в зеркальном отображении относительно дорожек. После этого плату нужно вытравить, то есть удалить лишнюю медь, оставив только дорожки, смыть тонер/маркер, просверлить отверстия и залудить. Готовая плата будет выглядеть вот так:

Теперь осталось лишь запаять на плату все детали в соответствии со схемой и усилитель готов. После сборки нужно вытереть спиртом с плату остатки флюса, подпаять провода для подключения к гитаре, наушникам (для этого можно использовать разъём jack 3,5), питание и наслаждаться звуком собранного своими руками усилителя. Удачной сборки! Все вопросы и дополнения пишите в комментариях.

Источник

Выбираем гитарный усилитель для дома

К счастью, минули те времена, когда начинающий гитарист искренне полагал, что настоящее звучание инструмента возможно получить исключительно в репетиционном помещении. Как и всему большому миру, нам сейчас доступны гитарные усилители, ориентированные на работу в домашних условиях. Да, надо понимать, что ваше индивидуальное звучание как гитариста идёт от вашей собственной манеры звукоизвлечения и вашей основной рабочей гитары, но усилитель, какого бы типа он не был, также вносит свои особенности в гитарный звук.

Когда говорят «усилитель для дома» – всегда надо уточнять, для чего именно предназначен этот электрический домашний питомец. Хотя в наше время само понятие «домашнее стерео» переместилось в категорию престижных предметов потребления, всегда надо помнить, что бытовые стереоусилители, предназначенные для работы с аналоговыми и цифровыми источниками звука (LP- и CD-проигрыватели, магнитофоны и т.д.) не предназначены для работы с гитарным звуком. Исключение одно – игра с компактным гитарным процессором с аналоговым выходом вроде легендарного Rockman или ему подобным через домашний стерерокомплекс допустима, и звучание у такой связки оказывается более чем приличным. Но мы говорим о правилах, а не исключениях из них.

Домашний усилитель для электрогитары предназначен не только для усиления сигнала, но и, как мы только что говорили, формирования звука электрогитары в целом. А раз так – то назвать идеальный подобный усилитель (или даже тип усилителя, о чём ниже) просто невозможно. Как и многие решения в жизни музыканта, выбор подобного усилителя определяется соотношением финансовых возможностей, эстетических предпочтений и просто свободного пространства: для начала – какой звук вы хотите слышать и, что самое главное, с каким типом обработки и усиления, цифровым или аналоговым? И есть ли у вас вообще свободное место для гитарного усилителя? Отсюда и стоит начинать.

Самый простой на сегодняшний день способ обзавестись гитарным усилителем дома, причём скомбинированным с обработками – это использовать звуковые плагины (программы эмуляции усилителей) для компьютера. Таковые плагины имитируют звучание массы моделей усилителей в рамках одной программы и их легальные копии с необходимой поддержкой обходятся во вполне вменяемую сумму: на январь 2019 года средняя розничная цена программы эмуляции составляла $110. Такие плагины, как IK Multimedia AmplitubeMAX, Waves GTR3 или Line6 POD Farm 2.5 Platinum, работающие с официальными лицензиями брендов-производителей усилительного оборудования, не зря позиционируются как «эквивалент посещения гитарного магазина» – они обеспечивают широчайшие возможности эмуляции и усилителей, и обработок. И, хотя подобные плагины использовались в работе столь прославленными традиционными рок-составами, как AC/DC, Motörhead и Phish, «цифроватость» их звучания до сих пор различают не менее половины слушателей.

К тому же будьте готовы к тому, что хотя бы на первых порах вам придётся внимать звукам собственной гитары через компьютерную акустику, либо через бытовой звукоусилительный комплекс, то есть вся обработка звука будет идти в компьютере в цифровом формате. Такой подход годится для несложного поп-рока или электронно-индустриальных экспериментов со звуком, но тем, кто играет музыку, за неимением лучшего определения именуемую ныне «классическим роком», лучше остановить выбор на аналоговых или хотя бы цифро-аналоговых способах усиления гитарного сигнала.

Не самый плохой вариант – подобрать на вторичном рынке уже упоминавшийся винтажный «усилитель для наушников» (то есть аналоговый процессор) типа Rockman любой модификации, для гитары или бас-гитары соответственно, благо цена на подобные чудеса науки и техники 80-х начинается сейчас на интернет-площадках с $47 (с доставкой в Россию). Но нет смысла в поиске подобных антикварных устройств – ведь гитарные микроусилители (да, именно для наушников) в настоящий момент стали составной частью реальности каждого гитариста, и не только начинающего.

Воистину ничтожные габаритные размеры и вес в сочетании с впечатляющими возможностями обработки звука – вот отличительные черты таких микроусилителей, среди которых нужно особо выделить серию Vox Amplug 2 / AP2 (AP2-MT Metal, AP2-AC AC-30, AP2-LD Lead, AP2-CL Clean, AP2-CR Classic Rock, AP2-BL Blues и AP2-BS Bass) для электрогитар и бас-гитар соответственно. Это никакие не игрушки, а моделирующие усилители с полностью транзисторной схемой, воспроизводящие звучание классических британских усилителей Vox.

Схема данных микроусилителей эмулирует эффект отклика лампового усилителя на звукосниматели и взаимодействие кабинета усилителя с микрофоном по воздушному тракту, а в модели AP2-CR Classic Rocк применяется дополнительный усилитель средних частот. Имеются предустановленные эффекты хоруса, дилея и ревербации (по три опции для каждого), что в сумме обеспечивает внушительную звуковую палитру. Плюс возможно подключение внешнего источника звука через аудиовход, а схема автоматического отключения питания (через 30 мин. отсутствия входного сигнала) обеспечивает непрерывную работу микроусилителя в течение 17 часов от одной батареи. Слова же про чисто физическое удобство подобного микроусилителя излишни.

Аналогичные решения на совсем экономичном уровне обеспечивает цифровой микроусилитель NUX Cherub GP-1, обеспечивающий звук классического британского дисторшна при возможности подключения внешнего источника звукового сигнала и регулировках перегруза (Gain), тембра и уровня выходного сигнала. Полностью аналогичны по своему назначению и функционалу микроусилители Xvive GA-1 Acoustic и Xvive GA-3 Classic Rock, первый из которых оптимизирован для использования с акустическими, а второй – с электрогитарами. Их отличие от предыдущих моделей – аккумуляторное питание с подзарядкой аккумулятора через поставляемый в комплекте USB-кабель.

В особую категорию микроусилителей необходимо выделить устройства, которые персонажи, несколько удалённые от мира музыки, считают за модели-копии прославленных гитарных стеков. Но это никакие не модели – микроусилители Marshall MS-2, MS-2R и MS-4 не только выглядят, как сильно уменьшенные старшие братья, но и звучат соответствующим образом, невзирая на то, что в них применяется всего один динамик мощностью 1 Вт.

При полностью транзисторной схеме усилители MS-2 имеют два канала – чистый и перегруза (OD), а у MS-4 наличествует регулировка перегруза (Gain), что делает их вкупе с мобильностью (их можно крепить на ремень) и громким оптимизированным динамиком хорошим решением даже для небольших вечеринок, не говоря уж о персональной работе. То есть эти модели, а также аналогичный микроусилитель EVH Stealth Micro Stack взаимодействуют с воздушным трактом так же, как и полноразмерные модели. Однако все они имеют выход на наушники. Питание всех моделей – от батареи типоразмера «Крона» или от отдельно приобретаемого блока питания.

Но, безусловно, самым лучшим, хотя и не самым экономичным с первого взгляда решением для гитарного усиления для дома является нормальный полный комбоусилитель, то есть тот в котором собственно усилитель и динамик или динамики расположены в едином корпусе. Покупая подобный усилитель, вы делаете инвестиции в собственное будущее как исполнителя – во-первых, вы привыкаете к естественному звуку гитарного усиления на воздушном зазоре (хотя бы от динамика до ваших ушей).

Что еще важнее – такой усилитель при должной мощности хорошо работает и вне дома и совершенно неучебными, но практическими целями: неважно, на репетиции или выступлении в небольшом зале. Но, быть может, и в большом – никто не мешает вам уподобиться иным гитарным звёздам и подзвучивать такой комбоусилитель микрофоном по воздушному тракту на большой сцене с серьёзным звукоусилительным оборудованием. Только нужно помнить, что даже для усилителей с выходной мощностью 2… 5 Вт возможны два подхода – классический «честный» усилитель с аналоговыми регулировками (таковы модели бренда Fender – Mini Tonemaster, Mini `57 Twin-Amp и MD20 Mini-Deluxe Amplifier) и модели со встроенными блоками эффектов (Vox AC2 RhythmVox, Roland MB-Cube и серия Roland M-Cube GX) либо моделирующие усилители (серия Vox Mini5 и уже 20-ваттный Fender Mustaing I (v2)). Выбор типа усилителя из вышеперечисленных – исключительно с вашей точки зрения на чистоту или, напротив, модернизм рок-н-ролла.

А далее мы переходим на территорию серьёзных комбоусилителей, без шуток рекомендуемых ведущими мировыми гитарными экспертами как лучшим усилители для всех тех, кто хочет получить самые правильные представления о звуке электрогитары в связке с правильным усилителем и не желает углубляться в дебри обработок звука и цифрового моделирования усилителей. Это, в первую очередь, классический транзисторный двухканальный (Clean / Overdrive) Marshall MG10G мощностью 10 Вт (один динамик диаметром 6.5″) с возможностью настройки эквалайзера (Contour), наличием аудиовхода и функцией эмуляции кабинета на выходе. Имеется и выход на наушники, но перед нами – уже серьёзный рабочий усилитель, с отличными акустическими данными.

То же самое, но в ещё более превосходной степени, может быть сказано о серии усилителей Marshall MG15Gмощностью 15 Вт с динамиком 8″ и всевозможными радостями у отдельных моделей для музыканта-традиционалиста – от пружинного ревербератора до четырёх каналов (Clean, Overdrive 1, Overdrive 2 и Crunch). Верный выбор усилителя для домашних занятий и экспериментов в звукозаписи делать вам, и этот выбор у молодого музыканта есть.

___
Еще больше материалов ты найдешь у нас в соцсетях — ВКонтакте и Facebook . Не забудь подписаться! 😉

Источник

Оцените статью