Что такое увеличенный аккорд

Увеличенное трезвучие

Увеличенное трезвучие
Состав аккорда:
увеличенная квинта
большая терция
прима

Увеличенное (чрезмерное) трезвучие — трезвучие, состоящее из двух больших терций, между крайними звуками которого образуется интервал увеличенной квинты [1] .

Содержание

Общая информация

Увеличенное трезвучие включает диссонирующий интервал — увеличенную квинту — и является сильным диссонансом. Вследствие диссонирующего и неопределённого характера, увеличенное трезвучие и содержащие его септаккорды зачастую рассматриваются в теории гармонии не как самостоятельные аккорды, а как случайные сочетания [2] .

Увеличенное трезвучие находится в гармоническом миноре на III ступени и в гармоническом мажоре на VI (пониженной)ступени, и разрешается в мажоре в тонический квартсекстаккорд, в миноре — в тонический секстаккорд [3] :

Увеличенное трезвучие является видоизменённым аккордом, образованным при помощи хроматических проходящих нот, и происходит от хроматического повышения квинты в мажорном трезвучии или от понижения тоники в минорном трезвучии. Оно может появляться во время гармонизации мелодии как проходящий аккорд, но может употребляться и самостоятельно, предваряясь тем же трезвучием, в которое разрешается.

Обращения

В состав увеличенного трезвучия и его обращений входят энгармонически равные интервалы: большая терция и уменьшенная кварта, являющаяся обращением увеличенной квинты:

Интервальное строение обращений увеличенного трезвучия
Основное трезвучие Увеличенное трезвучие б. 3 + б. 3
Первое обращение Увеличенный секстаккорд б. 3 + ум. 4
Второе обращение Увеличенный квартсекстаккорд ум. 4 + б. 3

Энгармонизм увеличенного трезвучия

Увеличенное трезвучие и его обращения — увеличенный секстаккорд и увеличенный квартсекстаккорд — энгармонически равны. Всего имеется 4 разрешения увеличенного трезвучия, но так как каждому из них соответствуют ещё два равных созвучия, то всего можно получить 12 разрешений одного увеличенного трезвучия.

Энгармонизм увеличенного трезвучия служит средством для внезапной модуляции, однако в четёрыхголосном сложении применяется лишь изредка.

Звучание

Cоветский музыковед и педагог Юлий Кремлев охарактеризовал увеличенное трезвучие как «выразительно-изобразительный элемент неопределённости (чему способствует акустический состав увеличенного трезвучия, не укладывающегося в натуральный обертоновый ряд…» [4] .

Примечания

  1. Г. Фридкин Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М .: Государственное музыкальное издательство, 1962. — С. 207-208. — ISBN 5-7140-0592-7
  2. Н. Римский-Корсаков Практический учебник гармонии / Под редакцией М. О. Штейнберга. — 16-е издание. Исправленное и дополненное. — М .: Государственное музыкальное издательство, 1937. — С. 11. — ISBN 978-5-397-00863-1
  3. Увеличенное трезвучие. Starvocal.Ru. — Cольфеджио. Архивировано из первоисточника 16 апреля 2012.
  4. Александр Спендиаров / сост. Г. Ш. Геодакян. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1973. — С. 177. — 211 с.

Секстаккорд • Увеличенный секстаккорд • Альтерированный • С добавленными тонами • Кластерный • Задержанный • Пауэр-аккорд

Электра • Хендрикса • Прометеев • Петрушки • Тристан-аккорд • Неаполитанский

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Увеличенное трезвучие» в других словарях:

ТРЕЗВУЧИЕ — в музыке в общем смысле созвучие трех звуков; в специальном аккорд из трех звуков, расположенных по терциям. Различают: мажорное трезвучие (большая терция + малая терция), минорное трезвучие (малая терция + большая терция); менее употребительно… … Большой Энциклопедический словарь

трезвучие — я; ср. Муз. Аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям. Мажорное, минорное т. Тоническое т. * * * трезвучие (музыкальн.), в общем смысле созвучие трёх звуков; в специальном аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям. Различают мажорное … Энциклопедический словарь

Трезвучие — Трезвучие аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям. Содержание 1 Строение трезвучия 2 Обращения трезвучия 3 … Википедия

Трезвучие — (лат. trias, нем. Dreiklang, англ. triad, франц. triple accord). 1) Аккорд из трёх звуков, к рые могут быть расположены по терциям. Возможны 4 вида Т.: два консонантных мажорное (также большое, твёрдое , trias harmonica maior,… … Музыкальная энциклопедия

ТРЕЗВУЧИЕ — (нем Dreiklang), по обычной терминологии генерал баса – название аккорда, состоящего из двух друг над другом построенных терций, независимо от того, большие ли это терции или малые. Поэтому существуют подразделения т ия на: 1) большое или… … Музыкальный словарь Римана

Трезвучие — (музыкальное) Аккорд, звуки которого расположены или могут быть расположены по терциям. Термин объединяет четыре аккорда, отличающихся по конструкции и выразительным свойствам. Деление чистой квинты на две неравновеликие терции даёт два… … Большая советская энциклопедия

Мажорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта большая терция прима Мажорное (большое) трезвучие трезвучие, состоящее из большой терц … Википедия

Минорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта малая терция прима Минорное (малое) трезвучие трезвучие, состоящее из малой терции вниз … Википедия

Уменьшённое трезвучие — Состав аккорда: уменьшенная квинта малая терция прима Уменьшённое трезвучие трезвучие, состоящее из двух малых терций … Википедия

АККОРД — в музыке, сочетание трех и более тонов, звучащих одновременно и воспринимающихся как целое, т.е. как нечто большее, нежели сумма отдельных тонов. Различие между одновременным звучанием нескольких самостоятельных тонов и аккордом, воспринимаемым… … Энциклопедия Кольера

Источник

Расширенный аккорд — Extended chord

В музыке , расширенные аккорды некоторые аккорды (построенные из третей ) или триады с примечаниями протяженных , или добавлены, за седьмой . Девятый , одиннадцатый и тринадцатый аккорды — это расширенные аккорды. Тринадцатое — это самое дальнее диатонически возможное расширение, поскольку к этому моменту все семь тональных степеней представлены в пределах аккорда (следующее расширение, пятнадцатое, совпадает с основным тоном аккорда). Однако на практике расширенные аккорды обычно не используют все элементы аккорда ; когда он не изменен, квинта часто опускается, как и ноты между седьмой и самой высокой нотой (т. е. девятая часто опускается в одиннадцатом аккорде; девятая и одиннадцатая обычно опускаются в тринадцатом аккорде), если они не изменены для придания особой текстуры.

Аккорды, выходящие за пределы седьмого, редко встречаются в эпоху барокко и чаще используются в классическую эпоху . В эпоху романтизма значительно возросло использование расширенной гармонии. Расширенная гармония до 20 века обычно выполняла доминирующую функцию — как V 9 , V 11 и V 13 , или V 9 / V, V 13 / ii и т. Д.

Примеры расширенных аккордов, используемых в качестве тонических гармоний, включают » Play That Funky Music » Wild Cherry (доминантный девятый или доминантный тринадцатый).

СОДЕРЖАНИЕ

Период общей практики

В период обычной практики западной классической музыки композиторы, оркестрирующие аккорды, озвученные в четырех или меньшем количестве частей, выбирали, какие ноты использовать, чтобы придать желаемую звучность или эффект предполагаемого аккорда. Как правило, приоритет отдавался третьему, седьмому и наиболее протяженному тону, поскольку эти факторы наиболее сильно влияют на качество и функцию аккорда. Корень никогда не опускается из текстуры. Третий определяет качество аккорда как мажорное или минорное. Расширенная нота определяет качество расширенной ноты, которая может быть мажорной, минорной, совершенной или увеличенной. Седьмой фактор помогает определить аккорд как расширенный аккорд (а не аккорд добавленной ноты ), а также добавляет к текстуре. Любые ноты, которые могут быть изменены, например, плоская пятая или девятая, также должны иметь приоритет. Например: в тринадцатом аккорде можно сыграть основной, третий, седьмой и тринадцатый и можно будет исключить пятую, девятую и одиннадцатую, не влияя на функцию аккорда. Ундецимаккорд является исключением из этого озвончения, в котором корень, седьмой, девятый и одиннадцатый наиболее часто используются.

В классической практике западной музыки расширенные аккорды чаще всего выполняют доминантную функцию (доминантную или вторичную доминантную ) и разрешаются по круговой прогрессии (вниз на одну квинту) во многом так же, как V 7 , V 7 / ii, V / IV. и т. д. могут раствориться в соответствующих тониках. Расширенные аккорды также могут быть изменены доминантами, а расширенная высота звука может быть изменена несколькими способами (например, V-бемоль 13 в мажорной тональности).

Следуя стандартным правилам ведения голоса:

Необходимо провести важное различие между расширенными и добавленными аккордами, поскольку добавленные тона и расширенные тона энгармоничны , но различаются по функциям. У расширенных аккордов всегда есть по крайней мере одна октава между их самой низкой высотой и расширенной нотой, в противном случае расширенный фактор будет считаться добавленной высотой. Расширенные аккорды обычно должны быть разрешены при использовании в доминантной функции, тогда как добавленные аккорды чаще всего представляют собой текстуры, добавленные к тонике.

История

18-ый век

В 18 веке девятый и одиннадцатый аккорды теоретизировались как нисходящие продолжения септаккордов в соответствии с теориями предположений .

В 1722 году Жан-Филипп Рамо впервые предложил концепцию, согласно которой девятый и одиннадцатый аккорды строятся из септаккордов (композитор), помещая «предполагаемый» бас на одну или две трети ниже основного баса или фактического корня аккорда. С теоретическим аккордом F – A – C – E – G – B основной бас будет считаться C, а предполагаемый бас — F. Таким образом, ноты F и A добавляются под септаккордом на C, C – E– G – B, триадно (в третях). Это также называется «аккорд H».

Теория предположения была принята и модифицирована Пьером-Жозефом Русье , Фридрихом Вильгельмом Марпургом и другими теоретиками. AFC Kollmann , вслед за Иоганном Кирнбергером , избрал более простой подход, более близкий к распространенному сегодня, в котором «предполагаемый» бас Рамо считается основным, а девятая и одиннадцатая считаются переходными нотами, несущественными для структуры аккорда. Таким образом, F – A – C – E – G – B считается септаккордом на F, F – A – C – E, где G и B — это нехордовые тоны, добавленные выше триадно.

19 век

В классической музыке 19 века седьмой аккорд обычно был верхним пределом «аккордовой гармонии », с девятым и одиннадцатым аккордами, используемыми для «дополнительной мощности», но неизменно с одной или несколькими нотами, рассматриваемыми как апподжиатуры . Толщины полных девятых, одиннадцатых или тринадцатых аккордов в закрытом положении также обычно избегали за счет исключения одного или нескольких тонов или использования более широкого интервала (открытое положение).

20 век

В 20-м веке, особенно в джазе и популярной музыке, девятые аккорды использовались как развитие более простых аккордов, в частности, как заменители тонического трезвучия в конце пьесы. «Накопление» третей над тоникой для получения седьмых, девятых, одиннадцатых или даже тринадцатых аккордов «является одной из важнейших характеристик джазовой гармонии». Ученик Витезслава Новака Ярослав Новотны (1886–1918) использовал пятнадцатый аккорд в четвертой песне своего песенного цикла 1909 года « Вечный брак» .

Структура аккорда

Основываясь на каждой из основных ступеней шкалы, качество аккорда тринадцатого аккорда, которое является гармоничным для такой шкалы (то есть со всеми ее нотами, принадлежащими такой шкале), приводит к следующей таблице. Нумерация относится к числам ступеней основной шкалы , в которой рассматриваемая ступень ступени является тонической :

Корень аккорда Качество аккорда 1 3 5 7 9 11 13
я IM 13
II ИИМ 13
iii iiim 7 ♭ 9 ♭ 13
IV IVM 13 ♯ 11
V V 13
vi vim 7 ♭ 13
vii o vii ø 7 ♭ 9 ♭ 13

Другое тринадцатый аккорд качество существует , но они не принадлежат к какому — либо режиму в крупных масштабах.

Из таблицы видно, что добавление одиннадцатого или тринадцатого делает семь качеств аккордов отличимыми друг от друга, так как без добавления одиннадцатого качество аккордов I и IV было бы идентичным, а без добавления тринадцатого качества аккордов ii и vi были бы одинаковыми. быть идентичным.

Джаз, джаз-фьюжн и фанк

Джаз с 1930-х годов, джазовый фьюжн с 1970-х годов и фанк — все они использовали расширенные аккорды как ключевую часть своего звука. В этих жанрах аккорды часто включают добавленные девятые, одиннадцатые и тринадцатые и измененные варианты, такие как плоские девятые, диезные девятые, диезные одиннадцатые и плоские тринадцатые. В джаз и джаз — фьюжн, композиции состоят из сложных аккордов , в котором многие из аккордов вытянуты аккорды и в котором многие из доминирующих седьмых аккордов изменены расширенные аккорды (например, А 7add9 ♯ 11 или D 7 ♭ 9 ♯ 11 ). Функ также использует измененные расширенные аккорды, но в этом жанре пьесы обычно основаны на вампе на одном аккорде, потому что ритм и грув являются ключевыми элементами стиля. Когда расширенные аккорды озвучиваются в джазе или джаз-фьюжн, основной тон и квинта часто опускаются в озвучке аккорда , потому что основной тон играет басист.

Источник

Оцените статью