Что такое вертикаль аккорда

Аккорды в музыке. Виды и типы аккордов

Понятие аккорда в современной музыке является знаковым и процесс обучения теории музыки и гармонии, а также любая практическая деятельность невозможны без понимания принципов того, что такое аккорд, как он устроен и какую роль играет в современной музыке.
Понятия аккорда является, возможно, одним из самых популярных в музыке, так как даже немузыкантам известно, что есть какие-то аккорды типа «аэм, цеэм» и некоторые даже пробовали брать эти аккорды на гитаре или фортепиано. Несмотря на это, мало кто из начинающих музыкантов правильно понимает теоретические аспекты образования аккордов и может логично и внятно объяснить сущность этого явления мелодического языка.
Есть ли в жизни явления близкие аккорду в музыке и какую пользу нам может принести это понимание?
Разбираемся в этой статье.

Для понимания исторических аспектов появления понятия аккорд важно знать одну деталь. Само определение аккорда начало использоваться в качестве термина относительно недавно: в XVIII веке, когда зародилась наука гармония. До этого для обозначения явления использовали разные термины.

Итак, что же такое аккорд?

Название происходит от позднелатинского слова согласовывать и подразумевает согласование нескольких звуков между собой. При этом изначально этот термин применялся только к консонирующим созвучиям, то есть такому сочетанию звуков, которое звучит приятно на слух. Таким образом, если выделить первичную основу определения, то получится, что аккорд это созвучие, то есть одновременное звучание звуков, которые согласуются между собой.
Все остальные уточнения данного понятия зависят от стиля и эпохи. Единственным важным условием является наличие не менее трех таких звуков для согласования, что позволяет нам отличить аккорд от собственно интервала.
Далее само понятие согласованность можно трактовать очень широко, в результате чего аккорды разделяются на консонансные и дисонансные, что уже вызывает некую нестабильность в определении аккорда, так как диссонантность, по сути, есть несогласованность.
Для более тонкого понимания явления одновременного звучания тонов в музыке используются еще несколько определений.

  1. Созвучие — название любого совместного звучания тонов от двух и до бесконечности
    2) Сочетание — это соединение аккорда и неаккордовых звуков
    3) Вертикаль — одновременное звучание всех голосов в данный момент времени.

В связи с большими различиями в трактовке понятия аккорда выделим несколько групп

Первая — классические терцовые аккорды
Вторая — псевдотерцовые
Третья — квартовые и квинтовые аккорды
Четвертая — произвольные аккорды (трихорды и т.д)

Первый вид аккордов это терцовые аккорды, то есть созвучия, основа которых это расстояние через ступень (малая и большая, а также уменьшенные и увеличенные терции).

Здесь существует всего 5 типов аккордов, большая часть из них именуется по интервалу между крайними звуками
3 звука — трезвучия
4 звука — септаккорды и секстаккорды или аккорды с секстой
5 звуков — нонаккорд и секстнонаккорды
6 звуков — ундецимаккорд
7 звуков — терцдецимаккорд

Внутри каждой группы мы можем выделить различные подгруппы аккордов, которые определяются типом терций. Здесь можно провести аналогию с интервалами. По количеству ступеней мы называем интервал, например, терцией, а по качеству уже делим ее на малую и большую. Также по количеству звуков, которые расположены по терциям мы называем аккорд например трезвучием, а затем смотрим на слагаемые этого трезвучия. Что дает нам:

б3+б3 — увеличенное трезвучие
м3+м3 — уменьшенное
б3+м3 — мажорное
м3+б3 минорное

Других вариантов трезвучий быть не может.

В классической музыке трезвучия обозначаются с помощью цифр 5 и 3, то есть квинта и терция и дополнительных букв, а в современной буквено-цифровой системе с помощью латинских букв и терминов. Сравните:

Мажорное трезвучие — Б53 или большая латинская буква (C на примере до мажора)

Минорное трезвучие М53 или буква с добавлением m (Сm)

Уменьшенное трезвучие Ум53 или Cdim

Увеличенное Ув53 или Caug

Используя терцовую формулу вы можете построить любое трезвучие от любой ноты.

Следующая группа аккордов, которые удобно изучать сразу после трезвучий это псевдотрезвучия или аккорды с задержаниями. Изначально эти аккорды возникли в музыке именно как видоизменения трезвучий и обязательно переходили в свой родитель. Сегодня же они используются независимо от своего прародителя и обозначаются с помощью указания sus и ступени, которая используется вместо терции аккорда. Таких аккорда 4

Например, для аккорда от примы С

так как в этих аккордах нет терции, то в обозначении не указывается буква m

Септаккорды

Сочетание 3х терций дает больше количество разновидностей септаккордов. Основной принцип названия здесь формируется на основе трезвучия, лежащего в основе септаккорда, а также по качеству септимы. Формулы септаккордов

б3+б3+б3 не дает септаккорда, так как большая терция от G# это нота B# и получается увеличенное трезвучие с удвоенной примой

б3+б3+м3 — здесь в основе увеличенное трезвучие и большая септима. Такой аккорд называется большой мажорный септаккорд с повышенной пятой или очень сложно увеличенный большой мажорный. Обозначается как maj7#5

б3+м3+б3 здесь в основе мажорное трезвучие и большая септима. Такой аккорд называется большой мажорный септаккорд. Обозначается как maj7

м3 +б3+б3 в основе минорное трезвучие и большая септима. Называется большой минорный и обозначается как m(maj)7

б3+м3+м3 в основе мажор и малая септима. Называется малый мажорный или доминантсептаккорд. Этот септаккорд является базовым по историческим причинам и обозначается просто цифрой 7

м3+б3+м3 в основе минорное трезвучие и малая септима. Малый минорный. Обозначаем как м7

м3+м3+б3 в основе уменьшенное трезвучие и малая септима. Малый вводный или полууменьшенный. Обозначается как m7b5

м3+м3+м3 — все уменьшенное и септаккорд называется также уменьшенным.

Также возможны варианты септаккордов с уменьшенными терциями. Например:

б3+ум3+б3 — септаккорд с пониженной 5 или 7b5

Но запоминать формулу таких септаккордов проще через альтерации ступеней.

Сложные аккорды

Как вы понимаете, сочетание 4, 5, 6 терций дает еще большее количество вариантов аккордов, но на практике для нонаккордов используются только следующие виды:

доминантнонаккорд или 9

альтерированный с повышенной или пониженной 9 и 5

ундецимаккорд практически всегда мажорный и используется в двух видах, с большой квартой или с малой

Терцдецимаккорд практически всегда используется только в одном виде на основе доминантсептаккорда.

Нетерцовые аккорды

К нетерцовым аккордам относим прежде всего аккорды с секстой и ноной, которые бывают мажорными и минорными. Пример от ноты C:

Квартаккорды не имеют общепринятых обозначений и могут включать в себя 3-4 и гораздно реже большее количество кварт.

Квинтаккорды строятся по аналогичному принципу и не имеют названий:

Еще одна интересная группа аккордов — трихорды. Сочетание трех звуков от 12 нот дает нам 3 в 12 степени, что очень не мало! Часть из этих аккордов будет дублировать известные, а большая часть может дать интересные варианты звучания. Например:

Разновидность нетерцовых аккордов — кластеры. Это аккорды состоящие из малых или больших секунд. По сути, это не аккорды, а музыкальные пятна, так как скученность обертонов не позволяет говорить о какой-либо согласованности звуков в кластере. Он никуда не тяготеет и ничего к себе не притягивает.

Терцовые аккорды и иерархия звуков

Внутри классического аккорда каждый звук или сочетания звуков выполняют свою роль или, если сказать по другому, то они имеют функции. Самая первая функция это функция главного тона или основного. Он дает название аккорду и простом виде представляет собой его маркер. Движение основных тонов аккордов последовательности позволяют получить профиль движения гармонии, основу гармонического движения.

Аккордовые консонансы — терция и квинта аккорда и его консонантная основа, при этом терция сохраняется во всех видах трезвучий, а квинта меняется на увеличенную или уменьшенную в зависимости от аккорда. Таким образом, мажорное и минорное трезвучия получаются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное нет.

Аккордовые диссонансы — септимы, ноны, сексты. Это звуки появившиеся как задержания и оставшиеся в составе аккорда, к ним мы также относим любые альтерации.

Побочные тона — звуки нарушающие терцовую структуру аккорда и близкие по своей природе аккордовым диссонансам. Например, секста может быть диссонансом в составе аккорда 13, а может быть побочным тонов в аккорде 6.

Отдельный вид аккордов дают их обращения, о которых мы поговорим в следующей статье.

Источник

Тема: Как научиться слышать вертикаль аккордов, назвать звуки?

Опции темы
Поиск по теме

Как научиться слышать вертикаль аккордов, назвать звуки?

Уважаемые теоретики.
Как научиться слышать вертикаль аккордов, называя звуки?
Меня интересует сам способ развития такой способности.
Как нужно заниматься, что бы развить такую способность без абсолютного слуха?
Не только классические гармонии, но и созвучия!
Огромное спасибо заранее

Re: Как научиться слышать вертикаль аккордов, назвать звуки?

Вас, очевидно, интересуют созвучия вне лада.
Сначала нужно научиться слышать и узнавать интервалы — желательно быстро и в любом регистре (ещё лучше — в любой тембровой окраске). Если Вы хотите не просто узнавать аккорд по окраске, но и называть звуки, учитесь не только слышать, но и строить любой интервал от любого звука вверх и вниз.
Затем необходимо разобраться в интервальном составе классических аккордов. Начать с 4 видов трезвучия, затем подключить виды септаккордов. Всё уметь строить от любого звука.
Поиграйте побольше эти аккорды. Когда всё уложится в голове, и уши будут слышать «умно».
Когда нет проблем с классическими аккордами, Вы без труда начнёте слышать и аккорды и с неклассической структурой.
Для тренировки слуха по интервалам и аккордам вне лада существует масса хороших электронных обучалок — тренируйтесь!

Последний раз редактировалось Ю-лия; 16.05.2012 в 13:29 .

Re: Как научиться слышать вертикаль аккордов, назвать звуки?

Немного не понял, по поводу интервалов, как нужно их применять в узнавании, нужно строить интервалы от баса к каждому звуку, или от баса ко второму, от второго к третьему, от третьего к четвертому?
Мне кажется тембровая окраска интервалов теряется за окраской аккорда или нет?
Пока я для себя нашел способ, который заключается в собирании аккорда в тесное расположение, и вычисление этого аккорда путем пропевания аккорда внутренним слухом.
Но так и не понял как называть вертикаль аккорда вне лада, в любом расположении, или созвучия, да еще быстро!

Последний раз редактировалось Насмешный; 16.05.2012 в 20:56 .

Источник

Вертикаль

Литература : Tюлин Ю., Учение о гармонии, Л., 1939, М., 1966; его же, Современная гармония и её историческое происхождение, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Холопов Ю., Современные черты гармонии Прокофьева, М., 1967.

Ю. Г. Кон.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Смотреть что такое «Вертикаль» в других словарях:

ВЕРТИКАЛЬ — (ново лат. verticalis, от vertex, verticis верхушка, вершина). Круг, проводимый мысленно через зенит и надир и служащий для определения высоты светила и его расстояния от горизонта. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

Вертикаль — (Шерегеш,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Гора Зеленая , Шерегеш, Россия … Каталог отелей

вертикаль — профиль; линия. Ant. горизонталь Словарь русских синонимов. вертикаль сущ., кол во синонимов: 1 • линия (182) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

вертикаль — и, ж. verticale m. Термин шахмат и шашек. Королевский фланг. Правая половина доски, образуемая вертикалями e, f, g, h. ♦ Ферзевой фланг. Левая сторона доски, образуемая вертикалями a, b, c, d. БАС 1. Белая ладья свирепствует на седьмой вертикали … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ВЕРТИКАЛЬ — серия геофизических одноступенчатых ракет на жидком топливе. Были созданы в СССР и применяются с 1970 по программе исследований и использования космического пространства в мирных целях, в т. ч. в сотрудничестве с рядом др. стран. Вертикали имеют… … Большой Энциклопедический словарь

ВЕРТИКАЛЬ — ВЕРТИКАЛЬ, вертикали, жен. Отвесная линия; то же, что вертикальная линия, вертикальное направление. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВЕРТИКАЛЬ — ВЕРТИКАЛЬ, и, жен. Вертикальная линия. По вертикали (также перен.: по восходящей линии, а также по линии подчинения снизу вверх или подчинённости сверху вниз). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ВЕРТИКАЛЬ — муж., лат., астрах. дуга круга, отвесного к овиди, закрою, небосклону; отвес, отвесная дуга. Вертикальный, перпендикулярный, отвесный; ность жен. отвесность, свойство, состояние отвесного, прямизна по отвесу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль.… … Толковый словарь Даля

ВЕРТИКАЛЬ — ВЕРТИКАЛЬ, СССР, Одесская киностудия, 1966, ч/б, 77 мин. Приключенческая драма. Группа альпинистов готовится к штурму непокоренной вершины Кавказа пика Ор Тау. Получив разрешение, они отправляются в путь, а между тем, радист базового лагеря… … Энциклопедия кино

вертикаль — ВЕРТИКАЛЬ, и, м. Мужской половой орган … Словарь русского арго

вертикаль — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN vertical … Справочник технического переводчика

Источник

Оцените статью